Полный текст статьи
Под инновациями в обучении предлагается понимать: новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, например, к известным инновациям в представлении и передаче содержания образования, относится организация проектно - исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний. На сегодняшний день алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан: выделены цели, формы и этапы работы учащихся над проектом (работы авторов Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой, Г.Б. Голуб и др. посвящены организации проектной деятельности школьников). Построение звездочек обдумывания, четкое описание алгоритма проектирования, примеры проектов в избытке содержатся в указанной литературе.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование у учащихся способностей, позволяющих эффективно действовать и ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работа над проектом, рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность учащегося грамотно выстраивать свои жизненные позиции, принимать самостоятельно решения, укреплять веру в собственные силы, которые нужны для успешного преодоления трудностей в реальных жизненных ситуациях, адаптироваться в обществе. Проектно-исследовательская деятельность способствует также успешной социализации учащихся. Особую важность для процесса социализации подростков приобретают умения работать в команде, обладать навыками общения, способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи. Развитие у обучающихся исследовательских и коммуникативных умений в процессе работы над проектом, рассматривается как одно из главных направлений организации проектно - исследовательской деятельности.
Учитель не равнодушный к результатам своего труда, старается повысить интерес к предмету, создает условия для реализации способностей и интеллектуального развития учащихся. Но невозможно научить ребенка всем тонкостям предмета, учитель скорее должен помочь ученику организовать самостоятельный процесс познания: самостоятельно овладевать знаниями и применять эти знания в учении и практической деятельности.
Назначение педагогической поддержки при организации проектно – исследовательской деятельности - это система действий, направленных на помощь ученику в раскрытии его внутренних резервов, развитие самостоятельности, ответственности, а также вооружающая учащегося знаниями и умениями, необходимыми для укрепления веры в собственные силы, которые нужны для успешного преодоления трудностей в исследовательской деятельности. При выполнении проектов, например, по физике в школе, возможно нельзя получить новых научных открытий, но можно получить основные знания, умения и навыки в области методики и методов научного исследования. Можно научиться, как правильно провести эксперимент, его описать, так как физика по своей природе является наукой, основанной на эксперименте, научиться точности измерения, учитывая погрешность, четко спланировать предстоящее исследование, применяя определенную последовательность действий. На данном этапе большое значение в организации педагогической поддержки имеет профессиональное наблюдение в процессе организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся при выполнении проекта. Например, получение обратной связи при работе над проектом, отслеживание динамики состояния личности в процессе целенаправленной деятельности; прогнозирование результата исследования; анализ влияния учащегося на работу в группе при выполнении совместного проекта, а также фиксация динамики меняющихся ценностных отношений учащегося к себе, к окружающей действительности. Поддерживается самостоятельность работы учащегося над проектом, ответственность за результат своих действий, способность к самостоятельному познанию, к решению проблем, к оптимальному выбору стратегий поведения и деятельности. Это придает ученику уверенность в своих силах, реализации своих возможностей, раскрывает его личностный потенциал.
Для руководителя проектно – исследовательской деятельностью учащихся можно выделить виды педагогической поддержки: соучастие, сопереживание, инициирование, принятие, помощь, сопровождение. Необходимо поддержать положительное состояние ребенка (воодушевление, радость познания, уверенность, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постепенному закреплению.
Последний шаг в организации проекта – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось. При этом рефлексия как этап подведения итогов совместной деятельности значима как для учащегося, так и для педагога. Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущей деятельности, поддержка ученика в случае неудовлетворенности результатом работы над проектом в данный период, укрепление уверенности и веры в свои силы и возможности - это ценный результат педагогической поддержки со стороны руководителя проекта.
Ссылки на источники:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
2. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся; методические рекомендации: Самара 2003.
3. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие). Романовская М.Б. Технологии и методики обучения (компакт - диск). Центр «Педагогический поиск», 2008.
4.Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя./М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
2. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся; методические рекомендации: Самара 2003.
3. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие). Романовская М.Б. Технологии и методики обучения (компакт - диск). Центр «Педагогический поиск», 2008.
4.Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя./М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.