Полный текст статьи
Печать

Пояснительная записка

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит особенно остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи. Надо ясно осознавать, что никакие самые современные технологии не обеспечат процветание общества, пока процесс разложения идет в его основе – в семье. Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по психологической и социальной поддержке, педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.
В 2008 году на базе Городского дворца творчества детей и молодежи № 1 города Набережные Челны было открыто Татарстанское отделение Международного Общественного Движения «Родительская забота». Международное общественное движение «Родительская забота» развивает свою деятельность в тесном сотрудничестве с Международным Центром Гуманной Педагогики. Благодаря этому сотрудничеству, возросло количество отделений общественных движений в России и в других странах. В настоящее время у Движения пять зарубежных отделений – Белорусское, Латвийское, Литовское, Украинское и Эстонское и 25 отделений в России, в том числе и Татарстанское в городе Набережные Челны.
В рамках работы общественного движения в 2008 году на базе дворца был создан «Университет для родителей», который ведёт обучение настоящих и будущих родителей на разных этапах становления семьи. За 5 лет работы в этом направлении «Университет для родителей» объединил ведущих специалистов города по вопросам семейного воспитания: преподавателей ВУЗов, педагогов, практикующих психологов, медицинских работников, общественных деятелей, успешных бизнесменов.
Каждую субботу на базе дворца ведущие высококвалифицированные специалисты города проводят бесплатные занятия на актуальные темы по сохранению здоровых семейных отношений, по профилактике семейных проблем, влекущих за собой детскую беспризорность, нарко- и алкозависимость, безнадзорность, правонарушения и суицид несовершеннолетних. «Жизнь ради жизни», «Депрессия – болезнь 21 века», «Что делать, если ребёнок сводит с ума?», «Мой ребенок – не как все», «Легко ли быть юным дарованием», «Умей сказать «Нет!», «Как научить ребенка быть режиссером своей судьбы», «Тренинг позитивного мышления» и многие другие темы включены в программу «Университета».  Программа «Университета для родителей» составляется заранее, учитывая пожелания родителей. После каждой встречи предлагается анкета, в которой они могут написать новые темы для обсуждения.
Надо отметить, что работа по педагогическому просвещению родителей получает очень большую поддержку со стороны Управления образования города. В рейтинг успешной деятельности образовательных учреждений в городе Набережные Челны введён один из главных показателей – взаимодействие с семьями воспитанников. Участие в работе «Университета» является обязательным, каждая школа направляет по 2 родителя еженедельно. Примечательно, что многие родители становятся активными слушателями и посещают занятия систематически, а, значит, «Университет для родителей» заслужил доверие слушателей, пробудил интерес и потребность у населения города системно получать квалифицированные знания. Программа родительского просвещения пользуется популярностью и спросом и среди образовательных учреждений города. Команду энтузиастов, преподавателей «Университета», приглашают для проведения родительских собраний на базе детских садов, школ, гимназий, лицеев, колледжей и ВУЗов на следующие темы: «Как стать хозяином своей судьбы», «Речь – сильнейшее средство. Но надо много ума, чтобы пользоваться им», «Контакт? Есть контакт!», «Счастье моих детей – в моих руках», «Человечеству добрые мужчины нужны больше, чем великие», «И в лоне матери весь мир…» и др. В прошлом году был организован курс лекций для студентов первого курса технического колледжа и курсы повышения квалификации по новым формам взаимодействия с семьями воспитанников.
В 2011-2012 гг. Международным общественным жюри присвоено звание «Служитель Сердца и РоЗы» с вручением золотых знаков «Служитель Сердца и РоЗы» трём активистам Татарстанского отделения общественного движения «Родительская забота», преподавателям «Университета для родителей». Опыт организации педагогического просвещения родителей в городе Набережные Челны высоко оценён не только в нашей республике, но и далеко за её пределами. Работа дворца в этом направлении пользуется интересом среди организаторов общественных движений в разных городах нашей страны и в ближайшем зарубежье. За 3 последних года с целью обобщения опыта работы в этом направлении делегация преподавателей «Университета» побывала в 10 городах: Менделеевске, Нефтекамске, Перми, Ижевске, Самаре, Кирове, Москве, Астане, Риге, Клайпеде. Опыт работы обобщен в материалах во многих сборниках по итогам конференций.
«Университет» способствует формированию у родителей педагогической и духовной культуры,знакомит с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста детей и запросов родителей через организацию семейных гостиных, интерактивных и деловых игр, практических семинаров, дискуссий, тренингов, творческих площадок, мастер-классов, откровенных диалогов, организацию конкурсов семейного творчества, проведения ежегодных конференций для отцов, шоу-программы «Парад Отцов». Своеобразным итогом по педагогическому просвещению родителей становятся Республиканские Родительские Чтения. Ежегодно Республиканские Родительские Чтения собирают порядка 800-900 слушателей. В прошлом году анализ работы по педагогическому просвещению за 2012-2013 учебный год показал, что всего в рамках работы «Университета» дворцом было охвачено 4932 человека, что на 22% больше, чем в прошлом году. Всего по итогам 28 встреч прошлого года занятия в «Университете» посетили 1742 человек, это на 9% выше, чем в 2011-2012 учебном году.
          В рамках подготовки к Чтениям оргкомитетом проводится большая подготовительная работа. Вот уже третий год среди старшеклассников города организаторами Чтений проводится конкурс на лучшее сочинение-эссе. В этом году школьникам предлагалось написать сочинения на следующие темы «Поговори со мною, мама», «Отец, мне нужен твой совет». Самые трогательные и проникновенные строчки детских сочинений представляются в концертном зале на открытии Чтений в виде театрализованных постановок ребятами из музыкально-театральной студии дворца. Эти выступления становятся кульминацией мероприятия и никого не могут оставить равнодушным. Каждый год лучшие сочинения входят в сборники по итогам Чтений, что мотивирует учителей и школьников к участию в конкурсе.
Вот строчки из сочинения девочки-подростка (пунктуация и орфография автора сохранены):
«Вот наконец-то сегодня и долгожданное воскресенье. Я люблю его не потому, что не надо идти в школу, а потому что целый день проведу с мамой.
- Доброе утро, мое солнышко! Ты уже проснулась? Вижу, вижу, вот как светло стало!
Как здорово! Я люблю эти мамины слова. Нужно быстрее умываться и бежать на кухню, там так вкусно пахнет.
Воскресенье – день, когда рот у меня не закрывается. Во-первых, мама готовит, и я целый день жую, а во-вторых, я болтаю – нужно успеть рассказать маме все новости, которые произошли за неделю, а новостей много.
За эту неделю я дважды возвращалась домой с Егором. Мы смеялись, шутили и обсуждали школьные дела. Нам с Егором и ещё двумя одноклассниками по пути, но я их не замечала. Нас как будто только двое.
Мама смотрит и улыбается.
- Да Ты у меня взрослая, доченька!
Потом я рассказываю маме о Никите. Он неплохой мальчик, и мне нравится, что он выделяет меня среди одноклассниц, но если в классе много людей, он ведёт себя как дурак.
Мама опять улыбается и советует мне посмотреть «на моего», как она говорит, Никиту с другой стороны.
Я мою посуду, а мама готовит тесто.
Ура! У нас опять будут пироги, мама научит меня красиво защипывать тесто.
Смотрю на мамины руки, думаю о том, какая у меня мама мастерица. Мама дотрагивается до моего носа и на его кончике остается мука.
Мама. Мамочка! Как много мы с тобой успели сегодня. Даже поплакали вместе, когда я рассказывала о нашем классном часе, где мы обсуждали рассказ о том, как ребёнок составил список своих дел и подсчитал, сколько это стоит. В ответ мама составила список со своими делами. Цена за все - её любовь!
Вот и подошёл вечер. Я уже в постели. Мама желает спокойной ночи, желает сладких снов и уходит.
Я закрываю глаза…..
….. как бы я хотела, чтобы всё было так, но я уже давно не слышала от мамы ничего, кроме:
- Иди, ешь. В школе все нормально? Возьми деньги.
И даже если задаются вопросы, я думаю, ответа на них не ждут. И пироги мы пекли пока не ушёл папа. А сейчас у мамы появился Он. Я отошла на какой-то задний план. А мне так хочется поговорить с тобой, мама, рассказать много, много всего.
- Поговори со мною, мама, прошу тебя, поговори, чтобы я не плакала по ночам.
Я очень люблю маму и верю, что она любит меня.., и поэтому мое сочинение пусть будет не подписано» (…, Лицей № …, г. Набережные Челны).
 За каждым таким сочинением стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, раненная душа, одиночество, боль… И таких сочинений много. Дети искренне пишут о своих страданиях, о том, как им плохо без общения и взаимопонимания родителей. Вполне очевидно, что конкретно этот случай может впоследствии стать суицидальным.
Специалисты, исследующие суицидальное поведение детей, пишут о том, что в 10 % суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90 % – это необходимость привлечь к себе внимание взрослых. По официальным данным более 80 % детей хотя бы раз думали о суициде. А 83% подростковых самоубийств были связаны с семейным неблагополучием, в которых ребёнок просто не может выносить жизнь в семейном окружении. Самые распространенные проблемы, которые могут подтолкнуть ребёнка к уходу из жизни: тяжелая болезнь или смерть родственника, развод родителей, супружеские измены, алкоголизм родителей, ссоры, скандалы, жестокое обращение, назойливая опека, отверженность, тяжелый психологический климат, отсутствие контакта со стороны взрослых, проблемы в школе, в общении со сверстниками, несчастная любовь. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 15 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Настораживает тот факт, что большая часть детей, совершивших суицидальную попытку или суицид, были психически здоровыми, а 78% суицидентов принадлежат к внешне благополучным семьям со средним и выше среднего достатком.
Тем печальнее признавать тот факт, что такой социальный институт, как семья, утрачивает своё первоначальное значение. Из всех ведущих функций семьи доминирующей становится экономическая функция. Душой ребёнка никто не занимается, родители не могут или не хотят устанавливать душевный контакт с детьми. И всё общение с ребёнком ограничивается лишь парой фраз в день, таких как: «Ел? Спал? Сходил?». Отсутствие эмоциональной глубины общения вызывает чувство одиночества, беспомощности, у детей складывается мироощущение, при котором искажается структура ценностей. Это приводит личность в тупик.
Многие трагедии можно было бы избежать, если бы в нужный момент рядом с ребёнком был взрослый, способный оценить степень его эмоционального состояния, оказать своевременную психологическую поддержку.
Учитывая актуальность данной проблемы, с целью профилактики семейных проблем, влекущих за собой суицидальное поведение детей, для повышения психолого-педагогической грамотности родителей была составлена программа «Университета для родителей» на 2013-2014 учебный год.
Программа состоит из 6 разделов. Каждому разделу отведено 3-5 встреч на разные темы.
Цель программы: Обучить родителей современным формам, методам и приемам в области психолого-педагогической и социальной поддержки детей и в профилактике детского суицида, безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений.
Задачи программы:
1. Сформировать психолого-педагогическую грамотность родителей.
2. Сформировать умения и навыки в области педагогической и социальной поддержки детей в вопросах воспитания.
3. Способствовать формированию внутрисемейных ценностей.
Целевая аудитория:
- молодёжь, думающая о будущем осознанном родительстве;
- родители.
Срок реализации: 7 месяцев, с 5 октября 2013 года по 26 апреля 2014 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю по субботам с 9.00 по 10.20.
Ожидаемые результаты по реализации программы:
1. Овладение формами, методами и приёмамив области психолого-педагогической и социальной поддержки детей и в профилактике детского суицида.
2. Формирование знаний у родителей о принципах построения благополучной семьи, умения выстраивать положительные внутрисемейные отношения и навыков общения с детьми.
3. Овладение знаниями о возрастных, психологических особенностях детей и подростков «группы риска», уметь применять полученные знания на практике.
При первом посещении занятий родители получают анкету (Приложение 1). После итоговой встречи, Родительских Чтений, родителям будет предложено заполнить итоговую анкету с целью экспертизы результата (Приложение 2).

 Учебно-тематический план программы «Университет для родителей»





Количество встреч: 27 
Количество часов: 60

Содержание программы «Университет для родителей»




Оборудование и необходимые условия для осуществления программы:
- Конференц-зал Дворца для проведение еженедельных субботних встреч;
- Кабинеты Дворца для организации творческих площадок;
- Холл для организации интерактивных игр;
- Театральный и киноконцертный зал Дворца за организации итоговых мероприятий (шоу-программы «Парад отцов», ток-шоу «Мужской разговор», Республиканских Родительских Чтений);
- Кинотеатр «Гном» для трансляции обучающих фильмов и социальных роликов для родителей
- Компьютер;
- Интерактивная доска;
- Проектор.

Информационное обеспечение программы
Список рекомендуемой литературы:

1.  Аверьянова Т.В. Духовные основы любви, брака и семьи.-М., 2008г., 43с.
2. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании-М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили,-2007-189с.
3. Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймем.-М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили,-2004-64с.
4. Амонашвили Ш.А. Истина школы-М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили,-2006-88с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. КАК?», Издательство «ЧеРо», Москва, 2000.
6. Гэри Чепмен «Пять языков любви», Издательство «Библия для всех», Спб, 1999.
7. Еремеева В.Д., Хризман Т. П. «Мальчики и девочки два разных мира».
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №7/90г.; №8/89г.
9. Журнал «Обруч» №4/07г; №6/03г.
10. Журнал «Игра и дети» №4/06г.; №1/06г., №4/06г., №6/04г.
11. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в д/с», выпуск 2, Пед.общество России, 2007.
12. Ильин Е И. «Эмоции и чувства»,СПб.: Питер, 2001 - 752 с. (Серия "Мастера психологии").
13. Казанцев В. Заметить «облако желаний», // Первое сентября, №6, 28 августа, 2010.
14. Лихачев Д.С.   Письма о добром и прекрасном.- Ярославль, 2006 г.
15. Марианна Озолиня «Если сердце мирам распахнуть» Избранные стихи, 2002-2010.Кгига вторая, Рига, 2010.
16. Росс Кэмпебелл «Пять путей к сердцу ребенка», Издательство «Библия для всех», СПб, 2000.
17. Себелева И.М.  Женщины на века/ Сборник.-Ярославль, 2005 г.
18. Семья и школа XXI века: пути взаимодействия: Сб. науч.-метод. материалов/ Под ред. Т.Ф. Акчурина, Х.Т. Загладиной.-М.: Федеральный институт развития образования, 2009.-248 с.
19. Семья в кризисном обществе: сб. науч. тр. / под ред. Ф.А. Ильдархановой – Казань: Центр инновационных технологий, 2009.-366 с.
20. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей.-М.: Дет.лит., 1987-367 с.
21. Сухомлинский В.А. - Переиздание. М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили,-2002-224с. – (Антология гуманной педагогики).
22. Толстой Л.Н..-Переиздание. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.-224.-(Антология гуманной педагогики.)
23. ТРИ КЛЮЧА. Педагогический вестник. Выпуск пятый.-М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили,-2001-124 с.
24. http://sushiy.mksat.net/deti_bogu.html, Михаил Дымов «Дети пишут Богу», "Вайделоте", Рига, 1997.

Перечень используемой видео- и аудио продукции:
1.  Слайд-презентация по теме ««Как в капле отражается солнце, так в ребенке отражается духовно-нравственная чистота отца и матери»;
2.  Слайд-презентация по теме«Речь – сильнейшее средство, но надо много ума, чтобы пользоваться им»;
3.  Слайд-презентация по теме«Влияние компьютерных игр и мультфильмов на судьбу ребенка»;
4.  Слайд-презентация к интрактивной игре«Новая цивилизация»;
5.  Видеоролик «Дети – отражение родителей»;
6.  Видеоролик «Где рождаются счастливые семьи»;
7. Видеоролик «Папа, давай поговорим…»
8.  Видеоролик «Картонный папа»;
9. Видеоролик «Он мог и не вернуться»
10. Видеоролик «До этого могло и не дойти…»
11. Видеоролик «Слово может убить мечту»;
12. Видеоролик «Влияние музыки на воду»;
13. Видеоролик «Дети подобны растениям»;
14. Фильм «Звездочки на Земле».