Полный текст статьи
Печать

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

А.С. Макаренко

В подростковом возрасте человек начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Набирая жизненный опыт, подросток открывает для себя разнообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Так как он испытывает потребность в широкой идентичности, в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я», он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Поэтому подросток начинает критично относиться к семейным традициям, ценностям. Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания [3, с.45].

Проблеме трудового воспитания детей в семье, частью которого является профессиональная направленность, большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье “Воспитание в труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: “Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни” [5].

В семье невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называют квалификацией. Квалификацию молодые люди получают в школе, в учреждениях дополнительного типа, на курсах. Но родители не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко писал: “Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку” [2, с.11].
Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны и в настоящее время. Мотивация на будущую профессию должна начинается с детства [6, с.95].
Поэтому студентами Вятского колледжа культуры было проведено исследование с целью изучения влияния семьи на мотивацию профессиональной направленности подростка.
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [1, с.68].
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Семья – это и пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности [4, с.23]. Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для детей для желания ознакомиться с ней, а в дальнейшем и выбрать ее. Поэтому родители должны чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его детям. То есть родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их профессиональный жизненный путь.
Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах выбор профессии – дело семейное. Родители зачастую оказывают самое большое влияние на своих детей, убеждая их, что именно та или иная профессия поможет ему «стать человеком». Родители ориентируются относительно желаемого положения своих детей в обществе, с точки зрения собственного места в жизни. Важным фактором, оказывающим влияние на выбор, является социальный статус семьи. На профессиональной ориентации молодежи сильно сказываются представления о будущей семейной жизни, их собственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся в данном социальном кругу. Таким образом, в семье у молодежи вырабатываются основные социальные установки, имеющие решающее влияние на выбор профессии [5].
Целью исследования было экспериментальное выявление уровня влияния семьи на профессиональную направленность подростков. Объектом изучения стали родители подростков школы № 40, в количестве 25 человек.
Исследование проводилось посредством анкетирования  «Влияние семьи на выбор профессии подростков». Вопросы анкеты были следующими:
1.  Ваш ребёнок в детстве проявлял интерес к …
2.  Ваш ребёнок хотел  посещать такую секцию (кружок) как …
3.  Вы водили своего ребёнка в …(кружки секции)
4.  Вы мечтали стать в детстве …, а имеете профессию …
5.  Ваш ребёнок мечтал стать в детстве …
6.  Вашего ребёнка вы видите в такой профессии как…
7.  В свободное время вы разговариваете с ребёнком о …
8.  На ваш взгляд проф. самоопределение ребёнка зависит от ….
9.  На выбор профессии ребёнка вы влияете такими способами как …
10. Я вижу своего ребёнка в сфере …
11. Моё мнение и мнение ребёнка часто …(совпадает \не совпадает)
12. Мой ребёнок чувствует себя комфортно, когда занимается …
13. Жизненные перспективы ребёнка я вижу в …
Анализ ответов на анкету помог выявить, что дети респондентов в детстве в большей степени проявляли интерес к спорту и чтению. Большинство респондентов ответили, что их дети хотели посещать танцевальный кружок и именно туда они и водили своего ребёнка. В основном, опрошенные мечтали стать врачом, а имеют профессию – бухгалтер. Наибольшее количество респондентов ответили, что их дети мечтали стать врачом и учителем, сами они видят своего ребёнка в таких профессиях как врач и юрист. Большая часть родителей разговаривают со своими детьми на любые темы. На взгляд респондентов профессиональное самоопределение зависит от родителей и от интересов ребёнка, поэтому участники исследования влияют на выбор профессии своего ребёнка в основном с помощью беседы. Большинство родителей видят своего ребёнка в сфере медицины. 92% опрошенных родителей утверждают, что их мнение совпадает с мнением их ребёнка. Дети респондентов в большей степени чувствуют себя комфортно, когда занимаются любимым делом. Наибольшее число опрошенных родителей видят жизненные перспективы своего ребёнка в карьерном росте.
По результатам анкетирования родителям подростков были даны следующие рекомендации:
  1. Предложения родителей по выбору профессии должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка. Прояснить ситуацию помогают объективные независимые результаты тестирования.
  2. Родители должны учитывают, что выбор профессии – процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Иногда, даже вполне адекватный совет отвергается – ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности. Большое  значение имеет эмоциональный рассказ родителей о своей работе, о других известных им профессиях. Очень важно предоставить детям возможность наглядного ознакомления с разными профессиями.
  3. Предложение родителей должно соответствовать мотивации ребенка. Иногда родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом – передадим тебе семейный бизнес» и т.п.).  Родителям важно помнить, что если ребенок получит профессию, не соответствующую его индивидуальным особенностям, он не станет хорошим специалистом, кроме того, неправильно выбранная профессия может испортить характер и причинить вред здоровью.
  4. Родители должны предлагать ребенку профессию, а не учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. Целесообразно сначала выбрать профессию, а потом – учебное заведение.
  5. Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»). Родителям следует помнить, что ребенок должен выбрать такую профессию, в которой он будет конкурентоспособным, что никакая профессия не является защитой от безработицы, и ребенок рискует оказаться и невостребованным, и с ненужной ему профессией.
Профессиональное воспитание в семье является важнейшей стороной формирования и развития направленности личности подростка. Эта работа в семье должна проводиться систематически и целенаправленно под руководством родителей. Подростки характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, а вера в истинность всего, чему их обучают, уже поддаётся критике. Поэтому в подростковом возрасте возникают большие возможности для самостоятельного формирования профессиональной культуры, но данное формирование невозможно без влияния родителей, так как они несут ответственность за своих детей.
Ссылки на источники:
1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике [Текст]: учебное пособие/ А.С. Агафонова. - СПб.: Питер, 2003. – 211с.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Кнорус, 2010. – 744с.
3. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст]: учебник/ Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2008. – 432с.
4. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебник/ П.И. Пидкасистый; В.Н. Засвязинский; Л.И. Маленкова; А.Ф. Меняев; В.М. Полонский. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 576с.
5. Понятие о семейном воспитании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/semeynoe-vospitanie.html.
6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 703с.