Во все времена основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка отводилась семье. И сегодня именно в семье складывается личность, семья может личность создавать и ее же разрушать, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у взрослых членов семьи на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Родители являются первыми воспитателями для своих детей, и именно они имеют на них самое сильное влияние. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов, учителям-предметникам в средней школе. Родителям самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются ответственной задачей человечества.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация, некоторые неблагоприятные тенденции в социальной сфере жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Вследствие чего тема создания традиций семейного воспитания оказывается сегодня особенно актуальной.
Данная проблема исследуется сегодня достаточно широко и масштабно. Однако, не смотря на большое количество исследований в этой области, данную проблему нельзя считать однозначно решенной. Что такое традиции семейного воспитания? Каковы условия создания традиций семейного воспитания? Какие основные пути формирования воспитательных традиций в семье существуют? Такие проблемные вопросы мы ставим перед собой в начале исследования.
Под воспитанием сегодня понимается сознательно организованная, целенаправленная система воздействия на личность, которая основной своей задачей имеет подготовку личности к активному участию в общественной и культурной жизни. По Соловейчику С. Л. Правильное воспитание зависит от трех переменных: дети, взрослые, отношения между ними [3]. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности не только членов семьи (родителей и детей), но и школы, дошкольных и внешкольных учреждений.
Соответственно, цель воспитания заключается в том, чтобы помочь раскрытию индивидуальности, талантов ребенка, устранить все то, что замедляет его внутреннее развитие, способствовать благоприятным отношениям между детьми – родителями, детьми – педагогами, семьи – школы.
Известно, что воспитание в семье носит целенаправленный и планомерный характер. В связи с этим в семье складываются определенные воспитательные традиции.
Известно, что часто складывание традиции воспитания происходит через ознакомление детей со своей родословной, через объяснение ребенку его семейных корней, его места в родовых поколениях. Ребенок воспринимает информацию о своих предках и родственниках, осмысливает ее, складывает определенный багаж поучительных и воспитательных историй. Затем, уже повзрослевший ребенок, обогащает полученное ранее собственным опытом, который в дальнейшем передает своим детям. Так возникает одна из традиций семейного воспитания.
Также в настоящее время одним из путей создания традиций семейного воспитания является приобщение детей к семейным ценностям и традициям в контексте патриотического воспитания подрастающего поколения. Цель данной работы заключается в воспитании в них любви к своим родным, семье, во-первых, и, во-вторых, в приобщении детей к семейным ценностям и традициям. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей, уделяется внимание ознакомлению детей принадлежности к общности людей, этносу, многообразию национальностей в мире.
Неразрывную связь с созданием традиций семейного воспитания через ознакомление детей со своей родословной имеет воспитание посредством организации досуга в семье, в частности совместных семейных праздников. Организация свободного времени в семье своей главной целью предполагает всестороннее развитие личности ребенка, создание благоприятного нравственно-психологического семейного климата. Разумно организованный досуг детей и родителей является важным условием обогащения духовного мира членов семьи, воспитания этических и эстетических чувств, развития способностей, интеллекта, воображения. Родители смогут лучше узнать своих детей в свободной, непринужденной, раскованной обстановке.
Важную роль в духовной жизни семьи играют семейные и общенародные праздники. Дети перенимают опыт празднования крупных событий и знаменательных дат у взрослых. Родители прививают детям любовь к семейным праздникам, рассказывают им о возникновении того или иного праздничного дня. Зачастую празднование того или иного дня складывается в семье в традицию, его ведут по строго определенному алгоритму, порядку. Поэтому дети продолжают и сохраняют эту традицию празднования уже в своих семьях.
Для детей и родителей крайне важны праздничные традиции и семейные ритуалы, так как они позволяют почувствовать общность, осознать, что семья – это единое целое.
Выделяется несколько путей возникновения традиций в семье:
– случайное их появление естественным образом, например, однажды пригласив гостей;
– стечение обстоятельств, например, поломка телевизора повлекла за собой просмотр диафильмов через диапроектор;
– заимствование, например, кто-либо из членов семьи, будучи в гостях, увидел, как родители и дети играют в настольные игры [4].
Цель работы по созданию в семье воспитательных традиций посредством формирования у детей духовности, осознания ими принадлежности к той или иной религии заключается в выстраивании у детей собственной нравственной позиции, понимании необходимости сохранения и передачи будущим поколения нравственных духовных обычаев, устоев и традиций. Духовная жизнь детей – это формирование идеалов и стремление следовать им, глубокие переживания, проявление воли, активное стремление понять себя и сделать нравственный выбор поведения. Все эти черты влияют на становление личности ребенка, определяют черты его характера.
Известным фактом является то, что дети познают и узнают мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая все со свойственной им любознательностью и доверием [2]. Одними из первых данную проблему стали изучать Ушинский К. Д., Тихеева Е. И., Калмыкова А. М. Они призывали родителей к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.
Можно выделить несколько советов практического характера, направленных на формирование речевой культуры детей:
– уже на первых порах жизни дети должны слышать правильную, ясную, логически последовательную и по содержанию для них доступную речь;
– следовать традициям русского речевого этикета, учить детей знать и любить родной язык;
– родители должны обращать повышенное внимание собственной речи, ее правильности и чистоте, а также учить детей понимать положительную и отрицательную семантику высказывания;
– говорить с детьми нужно медленно, отчетливо и громко;
– общаться с ребенком исключительно на родном языке и вводить иностранные языки не раньше 7-8 лет;
– использовать постоянную речевую практику: семейное чтение вслух, устные рассказы родителей, беседы с ребенком.
Данные рекомендации должны стать традициями семейного воспитания.
Важным ресурсом семейного воспитания, влияющим на создание воспитательных традиций, является чтение. Работа с текстами книг должна создавать ситуацию сотворчества, вызывать у детей внутренний диалог, воспоминания, эмоции. Важным является то, что книги дают возможность вступить в дискуссию, живой диалог.
Произведения литературы школьного курса содержат богатый потенциал, который помогает решить ряд задач воспитания детей в семье, сблизить школьное и семейное воспитание. Тематика программных и рекомендованных для внеклассного чтения произведений обширна. Она позволяет осуществлять отбор в соответствии с возрастом ребенка и конкретными воспитательными задачами.
Рассмотрим воспитательную программу, с помощью которой можно диагностировать наиболее положительные и перспективные способы создания традиций семейного воспитания через сотрудничество ребенка, семьи и педагогов – это концепция воспитательной деятельности кандидата педагогических наук, учителя русского языка и литературы, классного воспитателя КОГОБУ «Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка» Бузанаковой Галины Вадимовны [1].
Ключевым понятием концепции воспитательной деятельности Бузанаковой Г. В. является категория «сообщество детей, родителей, педагогов».
Проектная деятельность классного руководителя, направленная на создание такого сообщества состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в изучении существующей образовательной реальности, которая рассматривается как конкретный класс с его особенностями, межличностными отношениями, проблемами классного коллектива. Второй этап - проектирование цели, задач, структуры сообщества детей, родителей и педагогов, организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на качественно новом уровне, который достигается за счет включения всех детей в общественно значимые проекты, непосредственного участия родителей во всех системообразующих видах деятельности класса – учебной, внеурочной, творческой, включения учителей, работающих в классе, в разработку и реализацию общих творческих дел. На третьем этапе создается воспитательная программа, рассчитанная на весь период работы с данным коллективом, отражающая тесное сотрудничество семьи, школы, организаций дополнительного образования детей и подростков, общественности, что соответствует требованиям времени и реализации проектного замысла, на укрепление межвозрастных связей, на овладение детьми и взрослыми гуманистическим способом освоения мира, проявление толерантности, уважения чужой культуры, чужих взглядов.
Воспитательная программа Бузанаковой Г.В. носит название «Я и мой мир». Цель данной воспитательной программы – развитие природного потенциала личности, способности ее к самоопределению и саморазвитию, социализации в современных социально-экономических условиях. Данная программа рассчитана на период работы с одним классным коллективом с пятого по одиннадцатый классы. Программа «Я и мой мир» реализуется в течение семи лет на базе тесного творческого сотрудничества детей и взрослых – сообщества детей, их родителей и педагогов, которое проходит путь становления от ступени доверия и самоопределения членов сообщества до ступени утверждения традиций сообщества и саморазвития детей и взрослых.
Большое внимание в воспитательной программе Бузанаковой Г. В. уделяется интегративному взаимодействию детей, родителей и школы посредством как совместного, так и индивидуального чтения (урок-творческая мастерская для учащихся 4-5 классов, их родителей, педагогов «Нужные книги детства»); многодневные поездки-путешествия, интегративные образовательные экспедиции («Жемчужина Земли Вятской – село Рябово»); проведение совместных праздников, организация внеклассного досуга, как учащихся, так и их родителей («Посвящение в рыцари», приуроченное к общероссийскому Дню защитников Отечества). Соответственно, на этой базе складываются традиции семейного воспитания.
На основе воспитательной программы Бузанаковой Г. В. был разработан аналогичный цикл внеклассных мероприятий для учащихся 4-5 классов средней общеобразовательной школы «В кругу семьи». Структурными компонентами данной работы станут три внеклассных дела: фестиваль «Семейный калейдоскоп», праздник «Как на масленой неделе…», игра-путешествие по книге А. Грина «Алые паруса».
Фестиваль «Семейный калейдоскоп» своей основной целью имеет узнать семьи детей, поэтому целесообразно его провести в начале учебного года, в сентябре-октябре. Для этого детям и их родителям предлагается на выбор выполнить одно из презентативных заданий, которое бы рассказывало об их семье:
– написание сочинения в форме рассказа, сказки, былины, в стихотворном оформлении;
– оформление выставки фотогазет различного ознакомительного с семьей содержания. Газеты могут содержать фотографии, дипломы, грамоты членов семьи, рукописные и печатные творческие работы (сочинения, стихи) и др.;
– показ видеофильмов о семье, семейных праздниках, традициях, досуге, реликвиях и др., видео-интервью членов семьи;
– оформление и презентация выставки родословной своей семьи.
Следующее мероприятие из цикла «В кругу семьи» приурочено к празднованию масленицы, поэтому оно имеет символическое название «Как на масленой неделе…», проводиться оно планируется в январе.
Данное мероприятие должно иметь циклический характер, осуществляться поэтапно. Первый этап проводится в школе как внеклассное мероприятие (для детей, родителей и педагогов готовится программа, включающая рассказ из истории праздника масленицы (готовится родителями и детьми в творческой форме), а также рассказа детей и родителей о том, как празднуют масленицу в их семье (творческая форма представления приветствуется)). Второй этап заключается в выезде на природу детей, их родителей и педагогов для провода масленицы и зимы. Третий этап проводится на родительском собрании и заключается в рефлексии проведенного мероприятия.
Завершающим мероприятием цикла «В кругу семьи» является игра-путешествие по книге «Алые паруса» А. Грина. Проведение данного мероприятия предполагается в апреле-мае.
Осуществление данного коллективного дела проводится в несколько этапов: 1) Прочтение книги А. Грина «Алые паруса» детьми и родителями; 2) Написание творческих работ детьми и отзывов родителями (возможна совместная творческая деятельность детей и родителей); 3) Проведение игры-викторины (конференции) на внеклассном занятии; 4) Постановка творческой микрогруппой детей мини-спектакля или мюзикла по роману А. Грина «Алые паруса»; 5) Осуществление выездного мероприятия-экскурсии «По гриновским местам Кирова…»; 6) Совместное собрание-рефлексия, приуроченное к окончанию учебного года, на котором будут намечены перспективы совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.
Следующим этапом мероприятия является поездка-экскурсия «По гриновским местам Кирова…». Сюда входят:
– Набережная им. А. Грина в г. Кирове;
– Памятник А. Грину на набережной;
– Областной музей истории народного образования (бывшее Вятское городское четырёхклассное училище, в котором учился будущий писатель А. С. Грин);
– Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Грина;
– Музей им. А. Грина в г. Кирове;
– Гимназия №3 г. Кирова им. А. Грина.
В результате проведения мероприятий цикла «В кругу семьи» должны быть достигнуты цели:
– формирование творческой, духовно-развитой личности школьника, гражданина, семьянина;
– становление, функционирование и развитие целостной, динамичной и эффективной воспитательной деятельности в классном коллективе и семье;
– выявление перспективы развития воспитательной работы классного руководителя и родителей в последующих классах.
В процессе работы на основе рассмотренной нами психолого-педагогической литературы, основных подходов отечественных педагогических исследований, а также в результате исследования воспитательной концепции Бузанаковой Г.В., классного воспитателя Вятской гуманитарной гимназии, мы пришли к выводу, что процесс создания традиций семейного воспитания может успешно осуществляться благодаря тесному взаимодействию и сотрудничеству таких социальных институтов, как семья и школа.
Гипотеза доказана, цель достигнута, задачи выполнены. Однако данная работа может быть продолжена и дополнена более подробными исследованиями и поисками новых путей создания традиций семейного воспитания. Цикл разработанных мероприятий может быть продолжен.
Ссылки на источники:
1. Бузанакова, Г. В. Проектная деятельность классного руководителя по созданию сообщества детей, родителей и педагогов [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 : защищена в мае 2010: утв. 26.11.10 / Бузанакова Галина Вадимовна. – Киров, 2010. – 297 с.
2. Грицай, Л. Традиции семейного воспитания [Текст]: речевая культура дошкольника / Л. Грицай // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 117–120.
3. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех [Текст]: Книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик. – М.: Дет. лит., 1989. – 367 с.
4. Хамитова, И. Семейные традиции: Откуда они появляются и как создаются [Текст] / И. Хамитова // Домашний очаг. – 2010. – № 12. – С. 137–139.