Ссылки на источники
1. Манифест гуманной педагогики. Электронный ресурс "Международный центр гуманной педагогики". Код доступа: [http://gumannaja-pedagogika.ru/about] Дата обращения 6.02.2014.
2. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. 64 с. (Антология гуманной педагогики).
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993. Т. 3. 140 с.
4. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000.
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
6. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1977.
7. Зуев Д.Д. "Антология Гуманной Педагогики" – духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000.
8. Черноземова Е.Н. Духовная гуманность как одно из основополагающих понятий «Манифеста гуманной педагогики» // Интеллект будущего: Открытый образовательный журнал. 2012. N 2. С. 16-17. 149 с.
Философия духовной гуманности как ответ на вызовы времени
Выпуск:
ART 64074
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черноземова
Е.
Н. Философия духовной гуманности как ответ на вызовы времени // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 14. – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/64074.htm.
Аннотация. Статья посвящена истории принятия Текста Манифеста гуманной педагогики, «Кодекса чести и служения учителя», которые меняет отношение учителя не только к ученику и миру, но прежде всего, к себе, настраивая на каждодневное самосовершенствование, поиск и творческое служение.
Полный текст статьи
В июле 2011 года Международное педагогическое сообщество в ходе встречи в Бушети (Грузия) выработало приняло текст Манифеста гуманной педагогики, с которым обратилось к широкой педагогической общественности. Сейчас текст Манифеста переведён на многие языки: английский, французский, латышский, литовский, турецкий, эстонский – и размещён на сайте Международного центра гуманной педагогики. Принятие Манифеста отвечает на вызовы времени, одним из самых актуальных среди которых стал вопрос, связанный с воспитанием и взращиванием ответственно деятельного творческого человека, умеющего разбираться в процессах, происходящий в современности и осознанно определять своё отношение к ним. Важным при этом становится утверждение отношения к человеку, как к существу духовному, имеющему свою миссию на Земле. Именно такой подход, такое видение сущности человека отражены в принципах, изложенных в «Манифесте гуманной педагогики», обращенном к педагогической общественности.
Философской основой взглядов, изложенных в Манифесте, стало введённое в нём понятие духовного гуманизма. Это основополагающее понятие требует внимания, понимания и важных комментариев.
Понятие духовной гуманности разрабатывает и корректирует представление о гуманизме, ставящем в центр мироздания человека с его запросами, устремлениями, не всегда дальновидными, не всегда самыми высокими качествами, подчас случается и капризами и даже пороками. Духовная гуманность настаивает на главенстве связи человека с высшими началами, на признании их присутствия и важности в жизни и для жизни человека и человечества. Высокие духовные начала, внимание к ним и устремление к взаимодействию с ними исключают саму возможность обращения к медитативным практикам, суггестивным методам работы, настраивая на серьёзную повседневную внутреннюю работу по взращиванию любви, веры, чувства прекрасного, товарищества и дружбы. В Манифесте отмечается: «Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они – опора личности на её трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила её жизни и деятельности на общее благо».
Возникновение Манифеста в период смены научных парадигм призвано решить ряд серьёзных мировоззренческих проблем, остающихся вне зоны рассмотрения при решении важных вопросов, связанных с воспитанием и формированием подрастающего поколения.
Принятию Манифеста предшествовала многолетняя работа по формированию движения, охватывающего несколько стран, в ряде которых сформированы и зарегистрированы на правах общественных организаций объединения учителей, разделяющих принципы и идеи гуманной педагогики. В их число вошли Латвия, Литва, Россия, Украина, Эстония. Сообщения об основных идеях и положениях Манифеста получили одобрения РАО в сентябре 2011 года и Международного Конгресса ректоров педагогических вузов, который работал на базе Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (Киев, Украина).
Объясняя различие подходов авторитарной (традиционной) и гуманной (классической) педагогики к образованию и воспитанию, к ребёнку и задачам, которые стоят перед учителем, авторы Манифеста подчеркивают необходимость признания духовной составляющей человека. Отсюда вытекают следующие положения:«Авторитарная педагогика приспосабливает Ребёнка к жизни. Гуманная педагогика воспитывает преобразователя жизни. Авторитарная педагогика монологична в своём общении с детьми. Гуманная педагогика ведёт постоянный диалог с ними. Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям, внимательности, послушанию, ответственности, непререканию… Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви. Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется… Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством… Авторитарная педагогика консервативна. Гуманная педагогика инновационна. Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания… Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения». («Манифест гуманной педагогики»).
Таким образом, признание духовной сущности ребёнка является одним из отправных основополагающих постулатов гуманной педагогики, что отражено в следующих позициях: «Ребёнок есть микрокосмос, способный объять макрокосмос. Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы. В Ребёнке изначально посеяны семена его будущей личности. Дети не готовятся к жизни, они уже живут».
Признание важности формулируемых постулатов меняет отношение учителя не только к ученику и миру, но прежде всего, к себе, настраивая на каждодневное самосовершенствование, поиск и творческое служение. Именно эта позиция привела к выработке "Кодекса чести и служения учителя", предложенного к обсуждению, который будет принят в марте 2014 в Тбилиси в ходе XVIII Международных чтений по гуманной педагогике.