Полный текст статьи
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.
Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Именно деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
Музыкальное и театральное искусство, являясь мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве. На основе театрализованной деятельности могут быть реализованы практически все задачи воспитания, обучения развития детей. Она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Рассмотрев научно – теоретические основы развития эмоций у дошкольников, я пришла к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно, практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.
Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «Эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально – положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
Чем старше становятся малыши, тем ярче проявляются их характеры, в их развитии большую роль играют сверстники. В общении между собой появляется притворство, стремление сделать вид, выразить обиду. Притом, общение эмоционально насыщенное. Дети более ярко проявляют негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым детям труднее поддерживать диалог, для них важным является собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Среди детей появляются популярные и непопулярные дети. Отношение к ним выражается в различных эмоциональных проявлениях.
Эмоционально – комфортное состояние каждого ребенка в детском саду составляет условие реализации образовательной программы.
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы.
Поэтому работа, направленная на развитие различных эмоций, очень актуальна и важна. Предлагаем одно из интереснейших психологических занятий на эмоциональное развитие детей.
Психологическое занятие на эмоциональное развитие детей
Тема: «Волшебный сундучок»
Цель. Поддерживать желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. Развивать речь, активизировать словарь. Формировать умение характеризовать душевное состояние и настроение человека и животного. Поощрять стремление детей участвовать в спектакле.
Задачи:
Задачи:
Развивающая – формировать: представление о разных видах эмоций, умение характеризовать душевное состояние и настроение человека и животного, умение вести диалоговую, интонационную, связную речь, умение перевоплощаться в образ.
Обучающая – обогащать эмоциональный мир ребенка посредством театральной деятельности (игр, этюдов, упражнений, использование костюмов, декораций); развивать музыкальные навыки – танцевальные, импровизационные, певческие, способствующие эмоциональному миру спектакля (героев - персонажей).
Воспитательная – прививать бережное отношение к миру животных, сопереживание, сочувствие, коммуникативные навыки межличностного взаимодействия.
«Волшебный сундучок»
(определение эмоций)
Ход занятия
Педагог: На полянку, на лужок, тихо падает снежок
Мы снежок возьмем в ладошку
И к сердечку вмиг прижмем
Тихо-тихо, скажем дружно
«С добрым утром, мой дружок!»
И погроме произнесем:
«С добрым утром, мой дружок!»
«Игра в снежки»
Мы в снежки играем смело (лепят снежки),
Ах, какое это дело! (Резко бросают снежок}
Любим все морозный день (лепят снежки),
Нам в снежки играть не лень. (Бросают снежок.)
Хлоп, хлоп, не зевай {хлопают в ладоши),
Ты от нас не убегай. (Грозят пальчиком.)
Хлоп, хлоп, не зевай (хлопают),
А теперь в меня бросай. (Ребенок указывает на себя.)
Пусть зима морозит нас,
Мы погреемся сейчас (согревают дыханием руки):
Ручками похлопаем (хлопают),
Ножками потопаем (топают).
(Н. Вересокина)
Скажем дружно: «Раз, два, три! Ты, снежок, лети, лети!»
Ах, какое это дело! (Резко бросают снежок}
Любим все морозный день (лепят снежки),
Нам в снежки играть не лень. (Бросают снежок.)
Хлоп, хлоп, не зевай {хлопают в ладоши),
Ты от нас не убегай. (Грозят пальчиком.)
Хлоп, хлоп, не зевай (хлопают),
А теперь в меня бросай. (Ребенок указывает на себя.)
Пусть зима морозит нас,
Мы погреемся сейчас (согревают дыханием руки):
Ручками похлопаем (хлопают),
Ножками потопаем (топают).
(Н. Вересокина)
Скажем дружно: «Раз, два, три! Ты, снежок, лети, лети!»
Педагог: Перед вами стоит Волшебный сундучок. В этом сундучке находятся волшебные эмоции сказочных персонажей. Мы с вами поиграем – кто достанет волшебную шапочку, тот показывает какая эмоция спряталась в этой шапочке, а остальные ребята должны догадаться – какая это эмоция и какой это герой.
Игра «Эмоции в шапочках»
Путешествие в сказку «Теремок»
Педагог. Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете теплый терем.
А вот и теремок. Давайте сядем на полянку и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку!
Зайка: (песенная импровизация).
Я маленький зайка,
По лесу все бегу,
Ищу себе домишко,
Ищу – не нахожу.
Педагог. Дети! Я хочу вас пригласить в сказку.
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете теплый терем.
А вот и теремок. Давайте сядем на полянку и посмотрим, что будет дальше. Слышите, кто-то бежит к теремку!
Зайка: (песенная импровизация).
Я маленький зайка,
По лесу все бегу,
Ищу себе домишко,
Ищу – не нахожу.
(смотрит на домик и подходит к нему домику)
Мне холодно зимою,
Согреться уж пора
Тук-тук! Пустите в домик,
Тук-тук! Пустите в домик,
Пустите вы, меня!
(Стучит) Никто не отвечает, хозяев значит – нет!
(Стучит) Никто не отвечает, хозяев значит – нет!
Буду жить я в домике – много, много лет!
Музыка лисички. Подбегает к теремку.
Лисичка: (песенная импровизация).
Я хитрая плутовка, рыжая лиса,
По лесу все я бегаю,
В поисках дома,
Домик я ищу, ищу,
Лисичка: (песенная импровизация).
Я хитрая плутовка, рыжая лиса,
По лесу все я бегаю,
В поисках дома,
Домик я ищу, ищу,
Но никак не нахожу!
А морозы всё крепчают
Все дорожки заметают.
(смотрит на домик и подходит к нему домику)
Мне холодно зимою,
Согреться уж пора
Тук-тук! Пустите меня в домик,
Тук-тук! Пустите меня в домик,
Пустите вы, меня!
Зайка: Слышу я тебя Лиса! Если зайку не обидишь, то конечно же пущу!
Лиса: Что ты, что ты! Я хоть и лиса, но совсем, совсем добра!
Зайка: Так и быть, иди скорее, будем жить с лисой теперь мы!
Лиса: Ой, спасибо, ой, ура! В доме жить пришла пора! (радость)
Музыка медведя. Подбегает к теремку.
Медведь: (песенная импровизация).
Я мишка – медведь,
Медведь: (песенная импровизация).
Я мишка – медведь,
Могу громко я петь
Если песни запою
Всех зверей я разбужу!
Ведь зимою Мишки спят
До весны они храпят.
Ну, а я - не могу
Домик все себе ищу!
(смотрит на домик и подходит к нему домику)
Вот и домик – мне туда,
Может кто ответит: «Да»!
(Стучится в домик)
Зайка и Лиса: Мишка, мишка, не кричи! В домик к нам скорей иди!
Будем вместе зимовать, песни петь, да танцевать!
Педагог: Звери зиму зимовали, а пришла весна – красна, стали ею любоваться, да радоваться!
Исполняется танец «Две капельки».
Ритуал прощания
Педагог: (После просмотра спектакля педагог задает вопросы:)
Как называется сказка? Какие герои участвовали в ней? Что умеют делать звери!
Что их сплотило? Почему звери искали себе домик?
Дети: Потому что была зима и очень холодно. Чтобы не замерзнуть в лесу звери искали себе теплый дом.
Педагог: Правильно! Ведь самое главное и для зверей и для людей – это здоровье, ведь в народе говорят следующие пословицы:
Кто скороговорку, потешку про здоровье скажет – тот подарок получает.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Баня - вторая мать.
Баня все правит.
Баня здоровит, разговор веселит.
Без болезни и здоровью не рад.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болезнь нас не спрашивает
Болезнь не по лесу ходит, а по людям.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Боль без языка, а сказывается.
Боль врача ищет.
Больному все горько.
Болячка мала, да болезнь велика.
Будь не красен, да здоров.
В здоровом теле - здоровый дух.
До свадьбы заживет.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Здоровому все здорово.
За каждый ответ дети получают солнышко.
Скажем дружно всем, всем, всем
Скажем дружно всем, всем, всем
Будьте вы здоровы
Напоследок скажем всем
До свидания! До новых встреч!
Надеюсь, что данный материал будет интересен для многих педагогов-практиков. Не нужно забывать про то, что эмоциональное здоровое развитие детей является одним из важнейших задач психологического сопровождения в условиях инноватики в ДОУ.
Ссылки на источники:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М. ACT. «Астрель» 2006.
2. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training (1975)
3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 5-9 классы.
4. Рахмаштаева В.А. Психология взаимоотношений - М.: «Просвещение», 1996.
5. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. - СПб: «Речь», 2006.
6. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. - М. 1999.
7. Щербатых Ю. Избавиться от страха. -М.: «Эксмо», 2006.