Полный текст статьи
Печать
«Универсальные учебные действия» – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Так же это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Одной из функции универсальных учебных действий является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Практические занятия по информатике имеют свою специфику: деятельность учащихся планируется определенным образом и зависит не только от правильного подбора дополнительных средств, но и комплексного взаимодействия учителя и ученика на занятии. При этом важным условием конструирования учебного занятия является реализация идеи самостоятельности учащегося в процессе обучения.
Рассмотрим основные особенности организации самостоятельной работы ученика на учебных занятиях по предмету «Информатика». На начальном этапе любого занятия изучаемая тема формулируется преподавателем в виде ситуации, то есть изначально предполагается ее практическое значение (например, при изучении темы «Электронные таблицы Excel» соответствующая ситуация будет сформулирована в виде «Электронные таблицы Excel как средство решения экономических задач»). В результате этого мотивация деятельности и целеполагание исходит непосредственно от учащегося на основе систематизации имеющихся знаний и опыта по ситуации, выделении ключевых понятий, связей между ними. Учащийся «расщепляет» формулировку темы на составляющие части, объясняет значение каждого полученного понятия с точки зрения жизненного опыта и имеющихся знаний, формулирует выводное знание (результат изучения темы) и ставит индивидуальную цель деятельности на занятии по следующей структурной схеме: Я хочу (что)_____ (для чего)____. Поскольку целеполагание – основная часть занятия, тогда грамотная организация процесса получения выводного знания приводит к тому, что учащийся на каждом занятии ставит вполне адекватные цели (например, я хочу исследовать и осознать нормы работы с электронными таблицами для получения новых знаний и решения конкретных задач).
Далее, если есть необходимость, под руководством учителя происходит актуализация знаний для выполнения основной части работы. Эта часть занятия основана на исследовании новых понятий по ситуации и методов работы с ними. Часть работы представлена, как правило, в виде алгоритмов в инструкционно-технологической карте. Ученик индивидуально, в своем темпе изучает типовые алгоритмы решения конкретных задач (которые отражают все содержание материала по данной теме), выполняет их практически на компьютере, по ходу выполнения анализирует результативность и эффективность применения алгоритмов по схеме: исследуемые объекты (перечисляет те объекты и свойства объектов, которые изучались), действия над ними (основные операции над объектами), алгоритмы действий (порядок выполнения конкретных операций над объектами), средства (с помощью чего осуществлялись действия над объектами) и результат (что получилось при выполнении операций). При этом алгоритмы действий сформулированы таким образом, что ими может воспользоваться учащийся любого уровня подготовки. Если при работе у учащегося выявляются пробелы в знаниях и появляются затруднения, то индивидуально с участием учителя ошибки корректируются, и решение задачи приводится к верному результату.
Таким образом, в процессе работы учащийся попадает в условия планирования своей деятельности на занятии, выбирает индивидуальные средства работы, свой индивидуальный темп и индивидуальный алгоритм выполнения работы. Самоконтроль и самооценка сформированных умений и навыков происходит в ходе выполнения индивидуального контрольного задания с использованием выбранного алгоритма и с учетом имеющихся способностей. Итог занятия – обязательная рефлексия, которая осуществляется не только на основе полученных знаний (вопросов выходного контроля), но и личностных ощущений (как чувствовал себя каждый ученик в процессе выполнения работы) и самооценки деятельности по данной ситуации (оценка деятельности учащегося на каждом этапе, трудности, способы их преодоления). В результате учащийся формулирует вывод согласно индивидуальной цели на занятии: достиг или не достиг поставленной цели? Почему? Что нужно сделать для ее достижения?
В ходе такой организации учебных занятий по предмету «Информатика» учащийся учится исследовать структуру ситуации и работу с ней, технологии решения различных задач, проектировать действия, выполняемые на каждом этапе решения, формы представления исходной и результативной информации, реализовывать алгоритмы решения задач на практике, приобретает коммуникативные и рефлексивные навыки, осознает результаты практической деятельности.
Таким образом, правильно организованная самостоятельная деятельность позволяет сформировать у учащегося не только способности к осмыслению жизненных явлений, анализу, проектированию и системному действию в различной ситуации или в условиях неопределенности, но и способности к постоянному индивидуальному росту, приобретению новых знаний, устойчивое стремление к самосовершенствованию (самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), творческой самореализации.