Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Данная статья раскрывает понятие «ловкость», определяет критерии развития ловкости, выделяет пути формирования ловкости у детей 6-7 лет. Выявлена и обоснована необходимость формирования ловкости у детей подготовительной к школе группы. На основе теоретических положений, приведенных в данной статье, разработана методика формирования ловкости у детей 6-7 лет.
Ключевые слова: методика формирования ловкости, подготовительная к школе группа

Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных вопросов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н. А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида.

Говоря о ловкости, Н. А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные различия. Он отмечает, что само слово «ловкость» удачно, коротко и ясно отражает сущность понятия [1].

Собрав воедино все исследуемые понятия ученых, мы можем  определить ловкость как способность быстро перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с обеганием препятствий, спуск с горки на санках с быстрым поворотом внизу и т. п.). Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизменных условиях (например, ходьба по гимнастической скамейке постоянной ширины и высоты), перестает способствовать развитию ловкости.

Е. Н. Вавилова указывает, что проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости. Ребенку, владеющему быстрым и в то же время сильным, энергичным отталкиванием при подскоках на месте и через скакалку, легче освоить прыжки с разбега в длину и в высоту [2].

В. М. Зациорский предлагает несколько критериев развития ловкости, которые дают возможность количественно определить эту способность:

координационная сложность двигательных действий. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений, т. е. требованиями к координации движений;

точность движения. Движение будет точным, если его пространственные, временные и силовые характеристики соответствуют двигательной задаче;

время освоения. Мерой ловкости может служить и время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или для исправления его [3].

Также он отмечает, что косвенным показателем ловкости может служить способность к расслаблению мышц, сохранение равновесия, гибкость.

Дети 6-7 лет уже владеют двигательными умениями, могут перестроить свою двигательную деятельность в соответствии с изменяющимися условиями.

Педагоги дошкольных образовательных организаций с помощью специализированных физкультурных занятий и упражнений стремятся развить ловкость у детей подготовительной группы.

Т. А. Тарасовой были разработаны следующие условия развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста:

1) Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют;

2) Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения [4].

Автор считает, что подвижные игры наиболее успешно помогут ребенку в формировании ловкости и предлагает требования по подбору подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.Т. А. Тарасова отмечает, что прежде чем организовать работу, необходимо произвести отбор и классификацию подвижных игр, способствующих развитию ловкости: игры с использованием общеразвивающих упражнений, действий с мячом, скакалкой, на закрепление навыков лазанья, перелезания, катание на лыжах и т. д. Она также считает, что необходимо составить перспективный план работы по использованию подвижных игр для развития ловкости, который включает в себя перечень игр, используемых в совместной деятельности педагога с детьми  непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, на прогулке, при проведении спортивных досугов и развлечений; игр, рекомендованных для работы воспитателям. В самостоятельной деятельности должны использоваться игры, уже хорошо знакомые детям [4].

Помимо Т. А. Тарасовой, проблемой формирования ловкости у детей подготовительной к школе группе занимался А. В. Радионов. Он выделяет три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа работы по формированию ловкости у детей подготовительной группы:

1 этап  (подготовительный)   этот этап предполагает обучение детей осознанному выполнению физических упражнений, обогащении их двигательного опыта, переносе полученных знаний и навыков в игровую деятельность.

2 этап  (основной)  задачей этого этапа является воспитание мгновенной реакции на сигнал, совершенствовании двигательных навыков в подвижных играх, улучшении координации движений и умении приспосабливаться к изменениям окружающей обстановке.

3 этап (заключительный)  на данном этапе решаются задачи совершенствования двигательных навыков детей и творческого использования имеющегося двигательного опыта в повседневной жизни. На данном этапе предусматривалось проведение подвижных игр с более сложными заданиями; придумывание игр и упражнений самими детьми; включение описанных выше игр в формы активного отдыха физкультурные досуги и праздники, использование игр большой подвижности, а также самостоятельную двигательную деятельность детей.

По рекомендациям ученого, подвижные игры, направленные на развитие ловкости, должны включаться в разные формы работы с детьми: в перерывах между организацией непосредственной образовательной деятельности, на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности.

Рассмотрим методику формирования ловкости у детей 6-7 лет на примере русских народных подвижных  игр.

 «Охотники и зайцы».

 Педагог предлагает детям сыграть в подвижную игру «Охотники и зайцы». При положительном ответе детей, воспитатель объясняет правила игры. Затем дети самостоятельно выбирают двух «охотников», которые берут в руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети  «зайцы», они сидят в своей «норке». «Охотники» обходят вокруг этой «норки», притворяясь, что ищут добычу, потом прячутся за двумя стульчиками или просто приседают в уголке площадки. На слова воспитателя: "Зайчик прыг-скок в зелёный лесок", зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них - целятся мячиками под ноги. В кого попадут  те дети становятся охотниками.

Для детей данной возрастной группы важен результат игры, и поэтому они стараются как можно дольше продержатьсяна игровом поле. Для этого дети придумывают различные извороты, чтобы избежать попадения мяча, особо внимательно следят за действиями водящих и как-бы заранее стараются предугадать траекторию полета мяча.

Далее приведем пример русской народной игры без применения мяча.

«Караси и щука».

Для данной игры дети с помощью считалки выбирают водящего. Водящий будет выполнять роль «щуки». Остальные дети – «караси». «Щука» должна уйти на один конец игрового поля, а «караси» на другой. По сигналу педагога, «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» их ловит. Пойманные «караси» берутся за руки и, встав поперек, образуют так называемую «сеть». Теперь оставшиеся «караси» должны перебегать на другую сторону через «сеть». Водящий стоит за сетью и старается поймать игроков. Когда пойманных карасей становится восемь-девять, они образуют корзины-круги, через которые нужно пробегать. Когда пойманных карасей становится больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который будут пробегать оставшиеся играющие.

В итоге побеждает тот, кто остается последним, не пойманным. Ему и будет поручена роль водящего.

Во время наблюдения за детьми в процессе подвижной игры «Караси и щуки» (в подготовительной группе дошкольной образовательной организации) было отмечено, что дети данной возрастной группы хорошо знают правила  игры и следят за тем, чтобы эти правила выполняли все без исключения дети.

Важно также отметить, что дети подготовительной к школе группы адекватно воспринимают свои некоторые неудачи в подвижной игре и не проявляют заметного расстройства.

Для детей данной возрастной группы можно предложить также русскую народную подвижную игру «Удочка».

Для данной игры дошкольники могут также самостоятельно выбрать водящего, использовав для этого считалку или по собственному желанию ребенка. Остальные дети встают в круг. Водящему выдают скакалку, которая и будет его «удочкой». Он должен водить этой «удочкой» по кругу, стараясь поймать как можно больше игроков. Первый ребенок, которого поймает водящий, должен будет заменить его и продолжить игру.

Данная русская народная подвижная игра способствует формированию ловкости у детей подготовительной к школе группы посредством того, что дети захотят подольше оставаться «рыбками» и будут старательно проявлять быструю реакцию на изменяющиеся игровые условия.

Таким образом, возраст 6-7 лет признаётся сензитивным периодом для воспитания ловкости и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий. Пластичность нервной системы обусловливает воспитание данного психофизического качества и создаёт большие возможности для быстрой перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

 Список цитируемой литературы
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991 (Дата обращения 25.09.2014)
2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981. – 96 с., ил (Дата обращения 24.09.2014)
3. Зациорский В М. Физические качества спортсмена. М., 1966, с. 177-178 (Дата обращения 25.09.2014)
4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. Дата обращения 23.09.2014)

Krasnobaeva Yana Alexandrovna
4th year student Institute of pedagogy and psychology
Vyatka State Humanities University, Kirov
Agility Formation Technique in Children of 6-7 Years
Abstract.The article reveals the essence of the concept  "agility", defines the criteria of agility development, identifies the ways of agility formation in children of 6-7 years.  The necessity of agility formation in children of pre-school group is determined and substantiated.  On the basis of theoretical provisions contained in this article, agility formation technique in children of 6-7 years is worked out.
Keywords: formation technique Agility, preparatory school -group