Полный текст статьи
Печать

Аннотация: В статье рассматривается Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности развития предприятий в России и за рубежом.
Ключевые слова: предприятие; конкурентоспособность; рынок; бизнес; бенчмаркинг.

В условиях развития современного  экономического рынка довольно сложно добиться стабильного успеха в бизнесе. Проблема конкурентоспособности является одной из основных проблем экономической политики государства.

Под конкурентоспособностью предприятия следует понимать  его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Важную роль в конкурентоспособности предприятия играет маркетинг. Он направлен  на выявление более значимых потребностей клиентов. Так же он изучает сегментацию рынка и разрабатывает стратегии повышения конкурентоспособности. Основной задачей маркетологов является нахождение параметров качества, цены, сервиса, которые обуславливают успешное развитие предприятия.

Существует множество путей повышения конкурентоспособности предприятия. К ним относятся:

1 Обеспечение конкурентоспособности выпускаемого товара. То есть, чтобы товар превосходил по своему  качеству и цене аналоги в конкретном сегменте рынка.

2 Повышение потенциала конкурентоспособности предприятия   до уровня мировых производителей в данной отрасли.

3 Бенчмаркинг.

Бенчмаркинг - это один из лучших методов для установления соответствия целей компании требованиям мирового  рынка. "Бенчмаркинг" в переводе с японского -  "усилие", "забота лучшего (лидера) о том, чтобы стать еще лучшим (лидером)". Данный термин означает постоянный процесс оценки и изучения товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов или компаний, являющихся признанными лидерами в своих областях. 

Сравнение результатов деятельности организации с результатами конкурентов - идея не новая. Сбор информации о деятельности конкурентов является функцией оперативного маркетинга. Но бенчмаркинг - более эффективный метод, чем просто сбор информации. Этот инструмент позволяет выявлять возможности самосовершенствования, определять объекты совершенствования и стимулировать непрерывность данного процесса в целях повышения конкурентоспособности компании. [1]

Технология бенчмаркинга предусматривает использование различных методов. К ним относятся и компьютерное моделирование, и анализ коммуникационных связей, и аутсорсинг персонала, и социологические методы (социологические опросы, анкетирование персонала организации и т.п.). [2]

Такой способ повышения конкурентоспособности фирмы как бенчмаркинг получил широкое распространение в Европе, где он представляет собой консолидированную систему – стратегия, принципы и инструменты бенчмаркинга регулируются Европейским фондом управления качеством. Данная организация занимается сбором и систематизацией информации о лучших из лучших; классифицирует полученные данные по категориям, предоставляя желающим воспользоваться успешными методиками ведения бизнеса в совершенно различных отраслях экономики.

Наряду с этим проводятся так называемые Дни актуальных вопросов – специальные семинары, на которых осуществляется обмен опытом и обсуждение возникающих проблем. Также Фонд управления качеством организует посещение лучших компаний Европы, занимается проведением исследовательских консоциумов, публикацией отчетов о деятельности лауреатов утвержденной Фондом Премии качества.

В Японии технология бенчмаркинга налажена до мелочей – каждый японец имеет привычку привозить из заграничного путешествия фотоснимки автомобилей, архитектурных объектов, техники, чтобы в своей стране этот опыт могли применить местные производители.

В настоящее время, в западных странах распространено такое явление, как аутсорсинг персонала – это позволяет обогатить бизнес-процессы новыми знаниями. Идентифицировать актуальные проблемы компании легче сторонним наблюдателям, ведь иногда постоянные сотрудники не замечают их. Временный персонал является одной из наиболее востребованных категорий сотрудников, в том числе и в виду необходимости заимствования чужого опыта работы.

Кроме того, аутсорсинг персонала позволяет нанять консультанта по бенчмаркингу. Такой специалист на профессиональном уровне занимается исследованием опыта работы компаний определенной сферы экономики, и внедрением его в компанию заказчика. Если фирма не имеет такого сотрудника, который мог бы заниматься подобными вопросами, то аутсорсинг персонала - оптимальный вариант.

В России бенчмаркинг появился не так давно. Это обусловлено тем, что и сама система рыночных отношения установилась в нашей стране лишь в 1991 году. Потребности в отслеживании опыта конкурентов в условиях плановой экономики не было, поэтому можно сказать, что российские управленцы во многом отстают от своих западных коллег.

На данный момент в России отсутствует консолидированная система, которая бы регулировала различные вопросы технологии бенчмаркинга. Практика в данной области сводится к найму временного персонала и самостоятельному исследованию опыта конкурентов.

Инертность российских компаний по отношению к бенчмаркингу обусловлена общей «молодостью управления», которая не зависит от опыта и выражается в нежелании терять время на исследования, переоценкой собственного опыта, завышенной оценкой знания рынка и конкурентов, нежеланием платить высокую цену за информацию.

В качестве положительных примеров бенчмаркинга в России можно привести проекты таких компаний, как Газпром, РНК "Лукойл", АвтоЗИЛ, РАО "ЕЭС России", ЮКОС.

На современном этапе развития бенчмаркинга в России важнейшей задачей является повышение эффективности его методологии в условиях неопределенности и риска. Бизнес в России, в отличие от бизнеса в развитых странах, менее формализован. Его развитие происходит в условиях неполной информации, т.е. условия развития бизнеса в нашей стране более динамичные, жесткие и менее предсказуемые. [3]

Технология бенчмаркинга – это наилучший вариант, если речь идет о необходимости повышения конкурентоспособности предприятия. Однако все инструменты бенчмаркинга должны внедряться только после их адаптации к условиям конкретного производства. Если данное условие соблюдено не будет, то попытка обернется неудачей. Так как технология бенчмаркинга развита в России пока достаточно слабо, оптимальным вариантом применить ее принципы является аутсорсинг персонала, т.е. найм профессиональных консультантов в той или иной отрасли бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бенчмаркинг - это не только передовая технология конкурентного анализа. Это концепция, предполагающая развитие у компании стремления к непрерывному совершенствованию, а также сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике.

Ссылки на источники

1.Бенчмаркинг – эффективный инструмент повышения конкурентоспособности – URL: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section

2. Бенчмаркинг и его особенности в России – URL:<br>http://www.autsorsing.net/benchmarking-i-ego-osobennosti-v-rossii

3.Бенчмаркинг в России – URL: http://studopedia.ru/3_47604_benchmarking-v-rossii.html