Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Статья посвящена проблематике введения налога с продаж. Рассмотрен исторический аспект применения налога с продаж, негативные и позитивные стороны. Представлен налоговый механизм и его влияние на развитие экономики России.
Ключевые слова: налоговый механизм, налог с продаж, налогообложение, налоговое администрирование, функции налогообложения 

Налоговая политика государства реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения).

Налоговый механизм основан на  взаимодействии трех финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированное особыми правовыми нормами законодательных актов государства, определяющее установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль). [1].

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета, при этом они выполняют ряд функций.

Первоочередной функцией налогов является фискальная, посредством этой функции происходит изъятие части доходов граждан и предприятий для обороны страны, содержания госаппарата и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Изменяя налоговые ставки, вводя льготы и изменяя систему штрафных санкций и условия налогообложения, вводя и отменяя налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных производств и отраслей, способствует решению актуальных общественных проблем. Все это является основой регулирующей функции.

При реализации налогового механизма государство с помощью налогообложения перераспределяет часть прибыли организаций и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Это стимулирующая функция налогов.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Основной причиной, по которой закрывают ИП, называют увеличение страховых взносов и отсутствие возможности зачесть эту сумму, если у ИП есть работники.

По статистике, после общее количество ИП уменьшилось с  3 957 тыс. человек на 01.01.12г. до 3 882 тыс. на 1.01.13г. Такой спад, или скорее обвал, случился за последние пять лет. До этого в течение всего срока цифра хотя и особо не росла, но была стабильной. Но это еще не предел, за 3 месяца 2013 года (по состоянию на 1 апреля) прекратили свою деятельность 366 тыс. ИП, что уже составляет более 50% за целый предыдущий год,  а зарегистрировались только 107 тыс., уменьшив общее количество ИП до 3 616 тыс. человек. [1].

Так в 2013 году индивидуальные предприниматели высказались, что пока не готовы платить фиксированные взносы и снялись с учета. И причина тому очень проста - индивидуальный предприниматель одновременно является и работником и работодателем и видит полностью все свои расходы, в отличие от работника, работающего не на себя. Это пример реакции малого и микро-бизнеса на нововведения в налоговом законодательстве таких масштабов.

А теперь уже про сам налог с продаж конкретно. Налог с продаж вводился на территории России дважды. Впервые это произошло в 1991 году, когда этот налог был введён законодательством СССР. Ставка налога была установлена 5 %. Однако уже в конце того же года одновременно с распадом СССР произошли коренные изменения в российском налоговом законодательстве. В новой системе налогов и сборов, введённой законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1992 года, налог с продаж отсутствовал.

Второй раз налог с продаж вводили в России в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законом было установлено, что каждый субъект РФ самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку (в пределах максимальной). Максимальная ставка опять таки была установлена в размере 5%. Кроме того, налоговым законодательством было установлено, что с введением на территории субъекта федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов. Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагается.

В 1998 и 1999 годах налог с продаж ввели, как и ожидалось, большинство субъектов федерации. Предсказуемо, что в большинстве регионов, которые ввели налог с продаж на своей территории, установили максимально возможную планку. С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 Налогового кодекса. При этом основные условия налогообложения остались прежними. Ещё в момент введения в кодекс указанной главы было предусмотрено, что она будет действовать лишь два года.

С 1 января 2004 года налог с продаж в России не взимается. 

С тех пор его введение вместо или совместно с НДС уже многократно обсуждалось в Кремле. [2]

Налог с продаж (Sales tax) - это один из видов налогов, который удерживается с покупателя непосредственно при покупке отдельных видов товаров и услуг, при этом покупатель уплачивает продавцу цену за товар с учетом установленного налога, а продавец обязан перечисляет его в бюджет. Размер данного налога с продаж, как правило, устанавливается в виде процента от стоимости товара или услуги при каждой продаже, при этом некоторые товары и услуги, в виде исключений, могут быть освобождены от этого налога, согласно законодательства. [3]

Посмотрим, что говорилось по этому поводу в 2012 году. «Налог с продаж — это несерьезно», считают в Минфине. Проблема хотя бы в том, что для увеличения доходов бюджета, эти доходы нужно сначала собрать. «Нагрузка на малый бизнес и налоговую службу возрастет, разрыв в доходах регионов еще больше увеличится, неконкурентные отрасли ждет скачок цен», говорится в материалах ведомства к совещанию в правительстве. [4]

В «Газету.Ru» поступило сообщение о том, что Министерство финансов не считает возможным вводить налог с продаж одновременно с НДС и даже опубликовало  семь аргументов в подтверждение своих слов. О том, что кабинет министров вернется к теме введения налога с продаж, премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил на встрече с членами Российского союза промышленников и предпринимателей. Тогда он говорил, что предстоит обсудить, «какой все-таки нам полезнее иметь налог – налог на добавленную стоимость или налог с продаж».

«Вердикт Минфина – налог с продаж как способ повышения эффективности налоговой системы невозможно рассматривать всерьез».

Итак, всего 2 года назад было объявлено: введение налога с продаж это несерьезно. В июле же этого года было сказано многое по поводу введения этого налога с продаж.

Власти летом этого года вполне серьезно обсуждали возможность разрешить регионам самостоятельно вводить налог с продаж. Глава Минфина Антон Силуанов не исключал, что это нововведение может заработать уже с 2015 года. Предельный уровень ставки налога рассматривался от 3% до 5%. [2]

Он заявлял, что это даст бюджетам субъектов федерации около 200 миллиардов рублей. [4]

Введение налога с продаж обсуждали и в декабре 2012 г. премьер Дмитрий Медведев, его первый заместитель Игорь Шувалов и, в то время, министр экономразвития, а на сегодняшний день помощник президента, Андрей Белоусов. Причем Болоусов обмолвился, что в некоторых регионах будет разрешено одновременно взимать и налог с продаж и НДС. «Президентский налог» из газеты «Ведомости» от 02.07.2014, №117 (3621). [4]. Уже в сентябре этого же 2014 года всего один единственный человек рассеял все сомнения по этому поводу.

Пресс-секретарь президента Российской Федерации Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил прессе, что «…никаких решений относительно повышения НДС и введения налога с продаж для российских регионов не принималось».

Отметим, что в проекте Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы о введении каких-либо новых налогов не упоминалось, наоборот, наши власти неоднократно заявляли, что не планируют повышение налоговой нагрузки в ближайшие годы. [3]

Эксперты, поверив, предположили, что налог нанесет удар по торговле и приведет к росту инфляции. Прозрачные намеки премьер-министра Медведева о том, что возможен рост налогового бремени тоже трактовались как намек на возврат налога с продаж. Впрочем, глава Минфина также рассуждал лишь о нюансах ставки и объяснялся по поводу возросших рисков бюджета.

Эксперты без особого энтузиазма восприняли планы Правительства по повышению налоговой нагрузки. Так, аналитики "Уралсиб Кэпитал" уверены, что ужесточение экономической политики (введение дополнительного налога) может ударить по экономике еще сильнее, чем западные санкции. По подсчетам, налог с продаж "вычтет" из темпов роста ВВП 0,1%. Другие налоговые инициативы, впрочем, могли бы дать еще больший негативный эффект: повышение НДС до 20% привело бы к замедлению экономики на 0,2-0,3%. При этом темпы инфляции от введения НДС увеличились бы на 1,5%, а от налога с продаж она вырастет на 0,5-1%. [5]

Обсуждать введение нового налога можно, но его нужно компенсировать снижением других налогов, считают некоторые региональные чиновники. «Деньги нужны, но бизнес душить не хочется».

По мнению Романа Терехина «В выигрыше останутся компании, которые налогов не платят, в то время как честные фирмы будут выживать», — говорит руководитель независимого экспертного центра «Общественная дума». [4].

Еще одно последствие введения налога с продаж – уход бизнеса из одних регионов в другие, с более мягкой налоговой нагрузкой, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пинухина. Ведь данный налог каждый регион вправе вводить или не вводить по своему решению. Получится скорее всего так, что в одних регионах малый бизнес сойдет на нет или будет ничтожно мал (где введут данный налог), а в других наоброт.

«Налог с продаж – это дополнительная нагрузка на бизнес, однозначное снижение деловой активности», — считает эксперт. Стран, где существует и НДС, и налог с продаж, очень мало, указывает она. [4].

Перед нами немного странная картина: сначала нас с помощью цифр, причем достаточно больших, чтобы им поверить, доказывают, как выгоден для государства в целом и регионов в частности налог с продаж, а потом также, или даже еще серьезнее, говорят, что от этого налога больше вреда, чем пользы.

Таким образом, существующая проблематика налогового администрирования, особенно налога с продаж, является на данный момент краеугольным камнем. И  последствия введения данного налога могут стать необратимыми.

Ссылки на источники
1. Н. Г. Дмитриева, Д. Б.Дмитриев. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс. — 512 с., 2004
2. Власова Е.В. Моделирование структурных пропорций налогового потенциала на региональном уровне//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 32-35.
3. Лятина Е.В. Формирование и оценка налогового потенциала в России. автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Саратовский государственный социально-экономический университет. Тольятти, 2008
4. Минфин снова рассматривает вопрос введения налога с продаж. //Финансовая газета. http://fingazeta.ru/taxes/fiskalnyiy-vanka-vstanka-193152/
5. http://www.forbes.ru/news/261511-pravitelstvo-mozhet-razreshit-regionam-vvodit-nalog-s-prodazh