Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема совершенствования профессиональной компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации в сфере литературного образования детей предшкольного возраста.  Авторы предлагают и теоретически обосновывают комплекс организационно-педагогических условий, определяющих научный, программно-методический, содержательный компоненты профессиональной подготовки будущего педагога дошкольной образовательной организации в сфере литературного образования детей предшкольного возраста.
Ключевые слова. Профессиональная компетентность, педагог, дошкольная образовательная организация, литературное образование, предшкольный возраст.

Специфика отечественной системы профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений определяется национальными социокультурными и образовательными особенностями.

Слагаемыми литературного образования (родная литература, русская литература, зарубежная литература, изучаемая в курсе русской литературы на русском языке) выстраивается система поликультурного образования, которое в настоящее время рассматривается как важная часть современного общего образования, способствующая усвоению детьми знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем. Такой алгоритм культурного погружения обеспечивает последовательную идентификацию личности обучаемого в этническом, гражданском и мировом масштабах. Кроме того, художественные тексты открыты для различных видов чтения. Они имеют так называемые «Leerstellen»  (смысловые скважины), которые каждый индивидуум заполняет, исходя из своего собственного субъективного жизненного опыта (хотя, естественно, что восприятие и понимание одного и того же текста представителями разных культур различно) [1, с. 84-85].

Образовательные особенности отечественной системы профессиональной подготовки заключаются в компетентностном подходе к моделированию всего процесса подготовки будущих педагогов и проектированию его результатов.

Готовность студентов к профессиональной деятельности в сфере литературного образования дошкольников предполагает наличие ряда сформированных профессиональных компетенций [2], в числе которых владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Реализация задач по формированию и развитию профессиональных компетенций будущего педагога дошкольной образовательной организации в сфере литературного образования детей предшкольного возраста требует соблюдения ряда условий.

Первое условие определено нами как разработка научного обеспечения. Методологической основой педагогической системы литературной подготовки будущих педагогов являются работы дидактов высшей школы (Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера и других) по педагогическому прогнозированию; результаты исследований психологов и педагогов В. И. Дьяченко, А. Ф. Спирина, В. Д. Шадрикова и других по проблемам совершенствования профессиональной подготовки учителей; идеи о составе и структуре учения, заложенные в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, И. И. Ильясова, результаты исследований методистов высшей школы, рассматривающих вопросы совершенствования специальной и методической подготовки студентов, в частности, как специальная методология используется этноориентированный подход к процессу ознакомления дошкольников с художественной литературой, поскольку именно в художественной литературе (прежде всего в сказках) содержатся понятные детям этнические константы [3], которые включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину.

Второе условие заключается в разработке содержанияпрофессиональной подготовки будущих педагогов в сфере литературного образования детей предшкольного возраста, включающего в себя две составляющие: теоретическая, включающая общетеоретические, общедидактические, базовые понятия, и практическая, направляющая внимание студентов на овладение основами профессиональных умений и навыков, технологиями, методической техникой, которые необходимы для организации занятий с детьми по ознакомлению с литературным наследием, в том числе в этнокультурном контексте.

Третье условие предполагает создание программно-методического обеспечения. В рамках комплексной модели литературной подготовки будущих педагогов обязательному изучению подлежат дисциплины «Детская литература и технологии литературного образования дошкольников», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «Практикум по выразительному чтению». Они подкрепляется модульными программами, ориентированными на комплекс насущных проблем, связанных с воплощением концепции литературного образования, продиктованных временем и изменением образовательной парадигмы («Детский фольклор», «Литературное развитие дошкольника в детском саду и семье», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона у детей дошкольного возраста (на материале детской литературы)» и др.). Важное место в преподавании дисциплин занимает социокультурная проблема: место литературы в жизни, сознании, душе ребенка, роль литературы в становлении личности обучающихся, осознание дошкольником себя в роли носителя определенной культуры. Значительное внимание уделяется одной из актуальных задач преподавания литературы – приобщению детей к чтению, воспитанию квалифицированного читателя как одной из форм противостояния массовой культуре.

Использование современных образовательных технологий – не менее важное условие для успешного освоения различных аспектов содержания профессиональной подготовки будущего педагога дошкольной образовательной организации в сфере литературного образования детей предшкольного возраста. Спектр технологий весьма широк: лекция информационная, мультимедийная, проблемная; диспут, дискуссия, конференция; case-study, организация тематического портфолио, проектная технология; «Дебаты», «Педагогическая мастерская», тренинги, обучение в сотрудничестве, «диалог культур», становление субъектной позиции, выражение собственной позиции в сфере межэтнических отношений, развития критического мышления через чтение и письмо, повышение межкультурной сензитивности и пр. 

Пятым условием является практико-ориентированный характер литературной подготовки будущих педагогов. Практическую подготовку целесообразно осуществлять в процессе квазипрофесиональной и учебно-профессиональнальной деятельности. Первая из них позволяет погружать студента в квазипрофессиональное пространство (имитационное моделирование, анализ и решение профессиональных задач, case-study, культурный ассимилятор и т. д.). Вторая – нацелена на решение будущими педагогами профессиональных и транспрофессиональных задач в реальной педагогической действительности во время педагогической практики посредством выполнения проектов, организации занятий, связанных с литературным образованием дошкольников, проектирования и реализации технологий литературного образования, работы с родителями дошкольника, сотрудничества с другими дошкольными образовательными организациями.

Таким образом, процесс развития профессиональной компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации в сфере литературного образования детей предшкольного возраста должен выстраиваться с учетом условий, определяющих научный, программно-методический, содержательный компоненты профессиональной подготовки, учитывать современные образовательные технологии, иметь практико-ориентированный характер. Следование обозначенной траектории при моделировании всего процесса подготовки и проектирования результатов профессиональной компетентности студентов позволит решить научно-теоретическую задачу, направленную на подготовку педагогов дошкольной образовательной организации в сфере литературного образования детей предшкольного возраста, отвечающих запросам современного этапа развития образования.

Благодарности. Работа проводилась при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания  ФГБОУ  ВПО  «Мордовский   государственный   педагогический   институт  имени М. Е. Евсевьева» на 2014 год. Проект «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Ссылки на источники
1. Westhoff, G. FertigkeitLesen / G. Westhoff. – Goethe-Institut, München :Langenscheidt, 1997. – 167 S.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

Yakunchev M. A. and Gorshenina S. N., 2013.  Diagnostics of Ethno-Cultural Competence of the Future Teachers. Middle East Journal of Scientific Research 16 (12) : 1709-1713. URL: www.idosi.org/mejsr/mejsr.htm/