Полный текст статьи
Печать

Ключевые слова: материальные потоки, логистические издержки, предприятие промышленности строительных материалов, общие затраты.   
Аннотация:  в данной статье рассмотрены теоретические вопросы определения места логистических затрат  в структуре издержек предприятия промышленности строительных материалов, а также сущность логистических издержек, как фактора повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

Конкурентоспособность предприятия – одна из главных характеристик, отражающих его положение на внутреннем и внешнем рынке, а также результативность его функционирования. «Предприятие любой формы собственности функционирует в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, и поэтому оно должно уметь быстро и гибко реагировать на возникающие воздействия» [1]. Одним из залогов повышения конкурентоспособности является снижение совокупных издержек, которые предприятие неизбежно несет, осуществляя свою деятельность. В современных экономических условиях именно оптимизация логистических процессов рассматривается учеными и экономистами как метод снижения таких затрат, как затраты на складирование, хранение, транспортировку, информационное и финансовое сопровождение материальных потоков от этапа закупки сырья у поставщиков и до реализации готовой продукции потребителю. Применение современных концепций логистики рассматривается как рациональный и эффективный подход к управлению, а также научный метод стратегического управления потоковыми процессами на предприятии [2].

Снижение совокупных издержек на предприятиях промышленности строительных материалов – способ снижения стоимости продукции, производимой данной отраслью, а значит и стоимость возводимого жилья. Для Российской Федерации «жилищный вопрос» в настоящее время стоит крайне остро. По обеспеченности населения жильем Россия значительно отстает от Европы. По данным Росстат в 2012г. в Российской Федерации этот показатель  составил 425 квартир на 1 тыс. жителей. При этом, среднеевропейский показатель составляет 473,6 квартиры [3]. Россияне не обеспечены жильем в первую очередь потому, что его стоимость несоизмерима с доходами в нашей стране. Для многих покупка жилья даже в кредит не представляется возможной. Другими словами, снижение стоимости недвижимости – необходимая мера повышения качества и уровня жизни населения России.

На основе вышеизложенного, можно определить, что на современном этапе актуальны теоретические разработки и практические исследования в области снижения затрат на производство продукции промышленности строительных материалов, в том числе и логистических.

Предпосылки внедрения логистики на предприятия промышленности строительных материалов, а также проблемы ее развития в данной отрасли можно представить схематично (рис.1):

 рис1

 Рис. 1 Причины и  проблемы необходимости развития логистики на предприятиях промышленности строительных материалов

Из рис. 1 видно, как с одной стороны у предприятий исследуемой отрасли существуют объективные причины необходимости внедрения логистического подхода к управлению, с другой стороны, в промышленности строительных материалов на данный момент есть определенные трудности такого внедрения.

Цель логистического процесса - доставить нужное количество продукции (или услуг) приемлемого качества в нужное место и в нужное время «правильному» клиенту и по приемлемой цене. Концепция логистики была введена в ответ на возрастающую необходимость в комплексной системе, которая управляет не рядом независимых задач, а планирует и координирует материальный поток в целом от источника возникновения до точки потребления. Совет специалистов управления цепочками поставок  определяет управление логистикой следующим образом:

«Управление логистикой – это та часть управления цепочками поставок, которая планирует, осуществляет и контролирует материальные потоки, потоки услуг и сопутствующей информации между точкой отправления и точкой потребления с целью удовлетворения потребностей клиентов» [4].

Весь процесс логистики можно разделить на три части: 1) входящие логистические потоки; 2) потоки материалов в рамках фирмы, и 3) исходящие логистические потоки или физическое распределение. Эти, а также некоторые другие логистические элементы указаны на рисунке 2.

 рис2

 Рис. 2 Потоки в логистике и некоторые логистические элементы

Логистические процессы – это процессы воздействия на материальные потоки, в результате которых происходит их перемещение от производителей к потребителям. Источником появления логистических затрат являются логистические операции и функции.

Согласно традиционному определению, логистические издержки - это затраты, связанные с выполнением логистических операций (размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка), а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

В учебниках по логистике на промышленном предприятии выделяют источники логистических издержек, или «центры издержек» [5]. К таким «центрам издержек» на предприятиях промышленности строительных материалов можно отнести закупку, транспортировку, складирование, хранение, управление перевозками, движение материалов внутри предприятия, погрузку-разгрузку и др.

На промышленном предприятии строительных материалов издержки, связанные с логистикой, возникают как в сфере производства, так и в сфере обращения. В данной статье приведены результаты исследования затрат на предприятия в его производственно-коммерческой деятельности и определено место логистических издержек в общей структуре затрат предприятия.

В научной литературе существуют общепринятые классификации логистических затрат по определенным критериям. Но не зависимо от классификации логистические издержки влияют на совокупные затраты предприятия и на его результативность в целом.

Поэтому, для сокращения этого вида затрат необходимо четко знать структуру, уровни и факторы, определяющие логистические издержки. В бухгалтерском учете не выделяют именно затраты на логистику, что усложняет их оценку, анализ и влияние на функционирование всей логистической системы промышленного предприятия. Для того, чтобы управлять величиной логистических затрат, с учетом специфики отрасли промышленности строительных материалов, их целесообразно классифицировать следующим образом:
1) затраты на планирование оптимальных логистических потоков;
2) затраты на организацию и управление входящими потоками;
3) затраты на преобразование материальных и сопутствующих потоков внутри промышленного предприятия;
4) затраты на организацию и управление исходящими потоками.

Следует заметить, что учет логистических затрат должен быть осуществлен в интеграции с их планированием, анализом и нормированием, для более эффективного управления данным видом затрат.

Таким образом, мы подошли к тому, чтобы определить значение понятия «управление логистическими затратами» на предприятиях исследуемой отрасли. Это процесс воздействия на элементы материальных и сопутствующих им потоков в закупочной, производственной и распределительной деятельности предприятия промышленности строительных материалов, носящий системный характер, включающий операции планирования и прогнозирования, учета и анализа, а также контроля за формированием и распределением входящих и исходящих логистических потоков, посредством эффективно функционирующей информационной системы, позволяющей оперативно выявлять области оптимизации или снижения затрат на логистику, в целях повышения конкурентоспособности предприятия.

Итак, в данной статье были рассмотрены теоретические вопросы определения места логистических затрат  в структуре издержек предприятия промышленности строительных материалов, а также сущность логистических издержек, как фактора повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. Именно теоретическое обоснование необходимости проводимого исследования является фундаментом для внедрения реальных улучшений на промышленных предприятиях. 

Ссылки на источники:
1. Тойменцева И.А. Эффективная стратегия, основанная на принципах логистики, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Проблемы развития предприятий: теория и практика: Сборник материалов 11-й Международной научно-практической конференции 15-16 нояб. 2012 г. Ч. 2.- Самара, 2012. - С. 337-340.
2. Тойменцева И.А., Чичкина В.Д. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития предприятия // Интернет – журнал «Науковедение», № 5 (18), 2013.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/. (Дата обращения: 10.10.2014г.).
4. Council of Supply Chain Management Professionals. Supply chain management definitions [online]. Режим доступа: http://cscmp.org/aboutcscmp/definitions.asp, 2000 (Дата обращения 14.10.14).
5. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок 2-е изд. / [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. – 640 с.: ил.