Аннотация. Статья посвящена планированию исследования среди студентов и преподавателей вуза. Автор предлагает возможную схему обнаружения зависимости между установками студентов на здоровый образ жизни и результативностью освоения ими основной образовательной программы.
Ключевые слова: студент, здоровье, здоровый образ жизни.
Меняются поколения людей, изменяются контуры государств и континентов, однако здоровый образ жизни не теряет своей привлекательности для многих членов общества. Удлинение продолжительности жизни уже во второй половине ХХ века заставило человечество начать серьезно относиться к идеям писателей-фантастов о возможности жить до ста лет или даже достичь возраста героев Библии. Однако, несмотря на то, что в XXI веке во многих государствах установка на здоровый образ жизни превратилась в общепризнанную ценность, у студенческой молодежи встречается пренебрежительное отношение к своему здоровью. Люди не откажутся прожить столько же, сколько и персонажи книг Э. Берроуза на Марсе, но прилагать усилия для достижения желаемого будут не все (делать регулярно зарядку и пр.). У части населения продолжает сохраняться низкий уровень восприятия значимости проблем здоровья. Создается впечатление об отсутствии или недостаточной сформированности потребности в здоровом образе жизни. Не все имеют полное представление о сущности здоровья, определяющих его факторах и компонентах.
Исследование мнения студентов 1 курса одного из факультетов ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», проведенное в 2013-2014 учебном году, подтверждает эти утверждения [1]. Возникает вопрос – кто или что в наибольшей степени оказывает влияние на выбор студентов, каким образом можно повлиять на него, существует ли зависимость между отношением студентов к собственному здоровью и результатами освоения ими основной образовательной программы, и осознают ли студенты этот факт.
Считается, что выражение "здоровый образ жизни" стало употребляться во второй половине XX века. Прошло несколько десятков лет, и уже не только медики, но и представители других наук, православной церкви проявляют активный интерес к проблеме сохранения здоровья человека. Последнее превратилось в особую ценность (некоторые считают ее не только духовной, но и материальной). Стало возможным на государственном уровне принимать программы, направленные на сохранение и приумножение здоровья нации.
Формирование установок на здоровый образ жизни в молодежной среде - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества, включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность на него зависит от множества факторов. Это и объективные социально-экономические условия, позволяющих вести здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (в том числе учебной), и система ценностей, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.
Зададим вопрос - существует ли зависимость между состоянием учебных дел обучающихся и состоянием их здоровья – как второе влияет на первое, а также какое место в связке «отношение к здоровью – отношение к учебе» играет преподаватель. Известно, что педагог силой личного примера оказывает воздействие на систему ценностей и мотивационную сферу обучающегося. Можно удостовериться, что эта закономерность действует и на здоровье обучающегося. И если получится обнаружить доказательства существования тех или иных зависимостей, то они могут быть использованы на благо и всей системы подготовки бакалавров, и самого обучающегося.
Современный человек осведомлен, что хорошо, а что плохо для него в целом и для его отдельных систем в частности. Однако сама по себе информация о том, что следует делать или нет, еще не гарантирует того, что каждый будет выполнять рекомендации, сформулированные представителями разных наук из самых добрых побуждений. При отсутствии очевидной пользы от их использования (например, она оказывается отсрочена во времени - "учись в школе хорошо", говорят родители, "чтобы потом хорошо зарабатывать"), интерес к соблюдению советов постепенно угасает. Поэтому необходимо искать указаниям практическое применение здесь и сейчас (например, заботься о своем здоровье сегодня, успешнее закроешь сессию завтра, а не через 10 лет).
Предполагается, что всем участникам образовательного процесса очевидно - они ответственны перед собой за собственное здоровье. Но поскольку студентам оценок за это в ВУЗе не ставят, то и отношение к здоровью несколько иное, чем к контрольным и рефератам (в определенные периоды последние становятся для них более значимыми, чем полноценный 8-часовой сон или прогулки на свежем воздухе). Авторы различных работ подчеркивают, какие именно умения студентов оказывают благоприятное воздействие на результат их подготовки и формирование профессиональной компетентности (например, способность рационально организовать собственную учебу [2]). Что касается здоровья, то в литературе встречается указание на наличие односторонней обратной зависимости между учебной загруженностью студента и состоянием его здоровья (чем выше одно, тем хуже второе). Сформулированы и идеи о том, что оптимизация учебного процесса способна сохранить здоровье, а значит, и положительно повлиять на работоспособность обучающегося [3]. Вопрос о том, будет ли действовать это утверждение в обратном порядке, остается открытым.
В публикациях, посвященных педагогической этике, в качестве отличительной черты труда педагогов указывается их работа в ущерб собственному здоровью. Для сравнения - в литературе для управленцев наоборот подчеркивается, что именно сохранение здоровья является обязательной частью их успешной трудовой деятельности, повышения работоспособности [4]. Возникает вопрос – способно ли отсутствие заботы о собственном здоровье со стороны преподавателя как одного из участника образовательного процесса отражаться на результатах освоения студентами основной образовательной программы.
Есть вероятность, что ответы на эти и другие вопросы может дать выборочное наблюдение студентов, поступающих на 1 курс (опрос или анкетирование). Для анализа результатов допустимо применение такой его организационной формы, как статистическая отчетность. Первоначально можно провести анкетный опрос всех студентов 1 курса конкретного факультета КнАГТУ. Цель - определить их установки на здоровый образ жизни, отношение к собственному здоровью. Аналогичный анкетный опрос можно провести и среди студентов старших возрастов, и для каждого курса позднее осуществить сопоставление того, как изменилось их мнение по исследуемым вопросам.
Одновременно интересно организовать анализ результатов учебных достижений всех анкетированных групп, полученных на зимней и летней сессии, далее он сопоставляется с результатами анкетирования (как по итогам межсессионной аттестации, так и по итогам зачетной недели). По каждой группе рассчитывается средний бал по одному предмету и по сессии в целом. Обращается внимание на своевременность получения зачетов, наличие академических задолженностей в следующем семестре. Рассчитывается средняя продолжительность ликвидации задолженностей по каждому предмету (максимальная, минимальная и в среднем по группе в целом).
Параллельно можно провести анкетирование преподавателей, которые вели занятия у групп, принявших участие в анкетировании. Цель - изучение установок на здоровый образ жизни наставников студентов, исследование их отношения к собственному здоровью. Полученные результаты полезно сопоставить с итогами сессии у студентов по определенным предметам. Для преподавателей, которые проводили занятия в течение нескольких семестров, можно собрать информацию по годам (цель – обнаружение зависимостей в результативности изучения преподаваемых ими дисциплин).
Программа предлагаемого исследования может выглядеть следующим образом:
- составление анкеты для студентов;
- оставление анкеты для преподавателей;
- анализ итогов зимней сессии;
- распространение анкет и сбор среди студентов;
- распространение анкет и сбор среди преподавателей;
- подсчет результатов анкетирования участников образовательного процесса, заполнение таблиц с результатами, составление диаграмм;
- поиск зависимостей между полученными ответами и результатами сессии. Их обнаружение при соответствующем и своевременном информировании студентов способно принести тройную пользу, поскольку это будет:
1) стимулировать обучающихся на более действенную на заботу о себе;
2) улучшать состояние их здоровья;
2) повышать результативность освоения ими основных образовательных программ, в том числе путем приложения усилий по сохранению собственного здоровья.
Проверить правильность сформулированных предположений можно после того, как студентам будет предложено хотя бы трижды ответить на вопросы об их отношении к собственному здоровью. Поэтому есть вероятность, что полтора года исследований позволят ответить на вопросы:
1) возможно ли повысить результативность обучения студентов не только за счет более углубленного изучения дисциплин (что само по себе предполагает увеличение времени работы с книгами, компьютером, а значит способно нанести некоторый вред здоровью при неверном распределении сил обучающихся);
2) возможно ли привлечь студентов к заботе о собственном здоровье перспективой реального роста результативности их учебных достижений.
Ссылки на источники
1. Митюк, А. С. Отношение студентов первого курса к собственному здоровью / А. С. Митюк, Л. В. Афанасьева // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г. : в 11 ч. Ч. 2. – Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – Стр. 89 – 92.
2. Викина, Н. А. Развитие умений рациональной организации учебного труда студентов вузов / Н. А. Викина // Педагогика высшей школы : траектории развития / под ред. Е. Ю. Никитиной. – М. : ВЛАДОС, 2010. – Стр. 24.
3. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента [Электронный ресурс] / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М. : Альфа-М : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 246. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа : http://www.znanium.com/bookread.php?book=417975 (25.10.2014).
4. Травин, В. В. Индивидуальные ресурсы управления. Модуль V. / В. В. Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. – М. : Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2013. – Стр. 5 – 6.