Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Налоговая система Российской Федерации занимает важное место в формировании новых экономических отношений, обеспечивая финансово-экономическую стабильность в стране. Ее стабильное функционирование зависит от того, насколько государство учитывает внутренний потенциал налога как экономической категории. Налоговый потенциал является на данном этапе ключевым показателем, который необходимо использовать при изменении налоговой политики.
Ключевые слова: налоговый потенциал, налог как экономическая категория, налоговое бремя, налоговый механизм, налоговая политика.

Незавершенность процесса социально-экономических реформ, периодически возникающие кризисные ситуации в отдельных секторах экономики, меняющиеся внешние условия функционирования системы и их существенное влияние  на внутренние процессы, усиление неопределенности экономического развития – эти и другие факторы обусловили общее неустойчивое состояние российской экономики не протяжении длительного периода времени.

Поскольку основным источником доходной части бюджета каждого государства являются налоги то, оценка налогового потенциала определяет основу доходной части бюджета любой страны. Для решения важнейшей государственной задачи по увеличению доходов бюджетов всех уровней необходимо определить резервы роста налоговых поступлений, выявить которые можно с помощью показателя налогового потенциала, увеличение которого является возможностью достижения финансовой стабильности страны. В мировой практике под налоговым потенциалом понимается бюджетный доход на душу населения, который может быть получен государством за определенный период.

Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, доминирующих на определенном историческом этапе в различных странах, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики и социально-политических отношений. Появление налогов обусловлено необходимостью, содержать публичную власть в обществе, представленную в виде государства, поэтому формирование налогов происходит вместе с возникновением и развитием государства.  важное значение. Таким образом, система налогообложения – «один из древнейших финансовых институтов». [1].

Определяя налог, великий ученый А.Смит, как бремя, считал, что, накладываемое государством в законодательном порядке обязательство, с определенными размерами и порядками уплаты имеет не производительный характер.

  По мнению В.А. Лебедева, «помимо экономического основания для существования и взимания налогов, т.е. основания, которое заключается в хозяйственных потребностях государства, необходимо выяснить и установить и юридическое их основание, т.е почему именно гражданин обязан платить налоги и что именно дает государству собирать их. Государство не для себя существует и не для себя действует: оно существует и действует в интересах своих граждан». 

Основной задачей любого государства является обеспечение стабильности и динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения. Налоговая система Российской Федерации занимает важное место в формировании новых экономических отношений, обеспечивая финансово-экономическую стабильность в стране. Ее стабильное функционирование зависит от того, насколько государство учитывает внутренний потенциал налога как экономической категории.    [2].

Сегодня для России одной из важнейших задач является развитие субъектоа Российской Федерации. Поэтому долгосрочные государственная проекты развития должны быть направлены в первую очередь на обеспечение последовательного развития экономики регионов, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности в них.

 Для оценки развития региона определим понятие «потенциал». Этимологически он означает «скрытые возможности, мощность, силу». При рассмотрении более широкой трактовки смыслового понятия этого термина, буде видно, что он состоит из «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задача или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной цели». 

Таким образом, термин «потенциал» означает наличие у кого-либо скрытых, не проявивших себя способностей или возможностей в соответствующих сферах жизнедеятельности. Т.Ф. Юткина считает, что налоговый потенциал в ассоциативном научном сознании — это, прежде всего объективная экономическая категория, то есть обобщающий (интегральный) образ неких процессов, которые не утрачивают своей объективности независимо от языковых различий, и от способа их формализации на практике. 

Предпосылкой методологической основательности толкования существа налогового потенциала как экономической категории является развитие процессов объективного познания экономических, финансовых и связанных с ними денежных отношений.

Налоговый потенциал – это сумма максимально возможных поступлений налогов и сборов, которая может быть собрана в пределах территории за определенный период времени на основании действующего законодательства при оптимальном использовании всех имеющихся ресурсов (финансовых, экономических, трудовых, природных). [3].

В связи с этим немаловажное значение имеет теоретическое обоснование и практическая реализация финансового потенциала регионов, наиболее существенной частью, которого является налоговый потенциал. В широком смысле "налоговый потенциал" - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле налоговый потенциал представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

   На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов - как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др. [4].

Автор разделяет точку зрения на  данные определения налогового потенциала. И из этого следует, что налоговый потенциал – это сумма максимально возможных поступлений налогов и сборов, которая может быть собрана в пределах территории за определенный период времени на основании действующего законодательства при оптимальном использовании всех имеющихся ресурсов (финансовых, экономических, трудовых, природных). Дадим авторское определение налогового потенциала: «Налоговый потенциал» – расчетная величина, возникающая после применения существующей фискальной политики к источникам и объектам налогообложения, существующих в рамках хозяйственного комплекса на ограниченной территории».

Фактический налоговый потенциал – фактический объем налогов и сборов, поступающих в бюджет территории, с учетом выпадающих доходов. Основной направленностью деятельности любого государства, независимо от формы правления и государственного устройства,  является создание стабильного развития экономики в стране.

В последние несколько лет были предприняты важные шаги по реформированию российской налоговой системы, направленные на рационализацию налогообложения.  

Независимо от вида государственной политики и для осуществления возложенных на него функций необходимы собственные финансовые средства.

 Для того чтобы государство располагало средствами, достаточными для осуществления своих функций, должны существовать источники формирования государственных финансовых ресурсов, которые бы в свою очередь позволяли покрывать возникающие у него расходы. Налоговая система Российской Федерации занимает важное место в формировании новых экономических отношений, обеспечивая финансово-экономическую стабильность в стране. Ее стабильное функционирование зависит от того, насколько государство учитывает внутренний потенциал налога как экономической категории.

Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от действующей налоговой системы одновременного решения трех проблем. Во-первых, необходимо своевременное и достаточно полное формирование  бюджета, постоянное повышение уровня собираемости налоговых платежей. Во-вторых, необходимость развития и повышения эффективности производства на всех его стадиях, устранения диспропорциональностей, возникающих в ходе структурной перестройки экономических отраслей. В-третьих, повышения роста жизненного уровня и снижение дифференциации населения страны. Задача государства – сформировать такую налоговую стратегию, которая в условиях современного развития инфляции способствовала бы созданию долговременных стимулов развития и роста производства. В России сильно дифференцирован уровень собираемости налогов между регионами, в силу совершенно различного экономического потенциала регионов, влияния кризиса на региональные экономики и отрасли производства, различий в налоговой региональной политике.

Ссылки на источники
1. Лятина Е.В. Моделирование структурных пропорций налогового потенциала //Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 5. С. 240-243.
2. Лятина Е.В. Формирование и оценка налогового потенциала в России. автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Саратовский государственный социально-экономический университет. Тольятти, 2008
3. Лятина Е.В. Налоговый потенциал как финансовый индикатор состояния экономики России //Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 5. С. 237-239.
4. Власова Е.В. Концепция развития налогового потенциала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т.20.С.1436-1440.