Полный текст статьи
Печать

Аннотация: В данной статье раскрываются основные проблемы, препятствующие развитию придорожного сервиса в Российской Федерации, а также возможные пути внедрения конвенции ЕСТР на территории РФ и предлагаются различные пути к их решению.
Ключевые слова: Придорожный сервис, улучшение качества услуг, содействие государства,ЕСТР.

В России остро стоит проблема  по внедрению конвенции « Европейского соглашению о режиме труда и отдыха водителей» - ЕСТР, а так же смежной с ней проблемы -  развития, совершенствования качества придорожного сервиса. Отсутствие условий, неквалифицированный персонал и низкий уровень услуг – основные проблемы придорожного сервиса России.

За последние 10 лет уровень автомобилизации в России увеличился в несколько раз, и продолжает активно расти. К сожалению, такой же динамики в  развитии объектов придорожного сервиса не наблюдается. После распада СССР, государство полностью отказалось от развития данного сегмента вплоть до наших дней, пустив все на самотек.  В результате имеем вполне логичную ситуацию - практически весь сегмент данного рынка принадлежит частным владельцам.  Посредственный контроль государства за частными объектами придорожного сервиса привел к тому, что большинство объектов элементарно не соответствуют пожарным нормам и нормам санитарии. Отсутствие конкуренции «развязало руки» предпринимателям. Не имея фиксированных цен, предприниматели запрашивали неоправданно высокую цену за предоставление своих услуг. Вкупе все это привело к полному застою весьма прибыльного и успешного рынка.

Перечень основных задач , нацеленных на конечный результат – развитие объектов придорожного сервиса:

  1. Привлечение инвесторов в данную отрасль
  2. Улучшение качества оказываемых услуг.
  3. Создание сетей придорожного сервиса на трассах регионального и федерального значения  с равномерным размещением комплексов.

1. Привлечение инвесторов в данную отрасль.

Для того, чтобы привлечь инвесторов на данный рынок безусловно необходима поддержка государства. На данный момент строительство придорожных комплексов отпугивает многих инвесторов долгой окупаемостью и высокой налоговой ставкой. Помимо затрат на строительство объектов и аренды земли необходимо реализовать и ежедневную доставку персонала до работы и обратно. Часть этих проблем может решить государство. На сегодняшний день в России разработан проект « Концепция развития придорожного сервиса В РФ», который вступит в силу с 2015 года.  В данном проекте реализованы такие льготы от государства, как :

  • Предоставление государственных гарантий по кредитам.
  • Освобождение от земельного налога и аренды тех участков, которые предоставляются для строительства объектов придорожного сервиса.
  • Упрощенная процедура подключения к инженерным сетям.

На мой взгляд этого недостаточно. Для большей эффективности  необходимо добавить следующие льготы:

  • Освобождение от арендной платы и земельного налога на  3 года после  строительства придорожного комплекса.
  • Освобождение от обложения налога на недвижимость в течении 3 лет после постройки
  • Частичное сокращение налога на прибыль для объектов придорожного сервиса на последующие 3 года.

Внедрение данных льгот со стороны государства обеспечит бурный поток инвесторов в придорожный бизнес, таким образом  спустя небольшой промежуток времени на рынке придорожных услуг появится конкуренция, которая благоприятно повлияет на развитие и улучшение качеств предоставляемых услуг.

2. Улучшение качества оказываемых услуг.

Пожалуй главной проблемой придорожного сервиса в России является низкий уровень обслуживания клиентов. Основные причины: низкая квалификация работников придорожного сервиса, а отсюда – низкий уровень обслуживания;   несоответствие объектов придорожного сервиса различным нормам.

 Предпринимателям, создающим свой бизнес в сфере придорожного сервиса стоит тщательно присмотреться к качеству услуг  придорожного сервиса в Европе, уровень которого практически недосягаем на данный момент в России. Многие нечистые на руку предприниматели не следят за качеством оказываемых своим клиентам услуг из-за низкого уровня конкуренции. С таким в корне неверным подходом необходимо бороться, повышая уровень качества предоставляемых услуг.

Метод стимулирования и наказания сотрудников благоприятно скажется на уровне оказываемых услуг. Так как основная масса сотрудников придорожного сервиса проживает в близлежащих поселках или городах, в которых существует проблема в виде дефицита рабочих мест, то желание остаться на прибыльной  работе будет стимулировать работать лучше, повышая свою квалификацию.

Появление конкуренции на рынке придорожных услуг так же вынудят владельцев объектов придорожных сервисов к повышению качества своих услуг. Возросшая конкуренция принесет с собой так же и нормализацию цен на рынке данных услуг, оставив в прошлом огромный разброс цен за оказание аналогичных услуг у разных предпринимателей

.  В целом повышение качества предоставляемых услуг при правильной реализации не нанесет владельцам объектов придорожных сервисов больших убытков, и быстрая окупаемость затрат за счет повышения количества  клиентов не заставит себя ждать.

3. Создание сетей придорожного сервиса на трассах регионального и федерального значения  с равномерным размещением комплексов.

Ситуация с размещением объектов придорожного сервиса в России критическая.  Предприниматели предпочитают строить объекты недалеко от крупных населенных пунктов, в результате чего наблюдается крайне неравномерное размещение объектов придорожного сервиса. Примером можно привести участок федеральной трассы Р228 Саратов-Волгоград, где на протяжении сотни километров не встретить абсолютно никаких объектов придорожного сервиса. Людям приходится останавливаться на обочине для сна и отдыха, так как других вариантов попросту нет. В результате ежедневно имеем большое количество недовольных автомобилистов, и сотни тысяч рублей упущенной прибыли.

            Таким образом, создание сети объектов придорожного сервиса является единственным решением данной проблемы. Равномерное размещение объектов придорожного сервиса так же поможет облегчить развоз персонала, организовав перевозку сотрудников. Отличным примером сети объектов придорожного сервиса можно привести сеть автозаправочных станций «Лукойл» на федеральной трассе М4-Дон. Расстояние между заправками не превышает 30км. Казалось бы столь короткое расстояние между АЗС приведет к убытку, но в действительности же от клиентов нет отбоя в любое время суток, особенно в курортный сезон. 

 Ссылки на источники:
1. new.opora.ru/images/files/ods_concept.pdf
2. www.mintrans.ru/
3. Красникова, Д.А. Логистические принципы организации пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками: автореф. Дис. … канд. Экон. Наук: 08.00.05./ Красникова Дарья Андреевна.  – Саратов, 2005. – 20 с.

Evseeva Anna A. PhD, Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov
Bashlichev Gleb A. Fifth-year student majoring "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin , Saratov
Abstract.  This article reveals the main problems impeding the development of roadside service in the Russian Federation, as well as offers a variety of ways to address them.
Keywords: Roadside service, improvement of quality of services, assistance of the state, ESTR/