Аннотация: в статье предпринята попытка рассмотреть возможности детского общественного движения в формировании гражданской (российской) идентичности личности подростка, особое внимание уделено раскрытию опыта общественно-значимых действий учащихся в системе дополнительного образования детей.
Ключевые слова: гражданская (российская) идентичность детское общественное движение, дополнительное образование детей, учащиеся.
Первое 20-летие ХХI века объявлено ООН как период Всемирного движения в интересах детей и новый этап реализации Конвенции о правах ребенка. Стратегия обозначенного движения предусматривает активное участие детей в жизни общества и становление педагогической концепции, которая способна обеспечить самопознание, самоопределение и самореализацию личности ребенка. Приобщение к общечеловеческим и гражданским ценностям через включение подростков в реальные общественно-значимые отношения можно рассматривать как условие для реализации основных идей Конвенции о правах ребенка.
Одной из основных проблем в сфере детства, указанной в «Национальной стратегии в интересах детей на 2012 - 2017 годы» является «отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни и решении вопросов, затрагивающих их непосредственно» [1]. Решению выше обозначенной проблемы может способствовать развитие и совершенствование практики детского общественного движения как социально-педагогического явления, находящегося на пересечении социально-политической сферы общества и его педагогических систем, удовлетворяющего стремление детей к объединению в различные сообщества, в которых они видят перспективу интересной жизни, ощущают социальную значимость своей деятельности, реализуют свои интересы и потребности [2].
Таким образом, детское общественное движение способствует осуществлению успешной социализации личности подростка, формирует его готовность к отношениям в разных сферах жизни на основе демократической культуры. В настоящее время Россия переживает период подъема национального самосознания. Страна обрела статус сильного и уважаемого во всем мире государства, возрождается благотворительность, добровольчество. Наиболее актуальной проблемой стал процесс привлечение подростков в детские общественные объединения, участие в работе которых, значительно расширяет опыт, знания и умения растущего гражданина, помогают ему выстроить социальные отношения, реализовывать свой лидерский и творческий потенциал.
Следовательно, рассмотрение проблемы развития детского общественного движения и его возможностей в формировании гражданской (российской) личности ребенка является сегодня достаточно актуальной. Мы понимаем гражданскую (российскую) идентичность как свободное отождествление человека с российской нацией (народом), включенность его в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации [3] .
Формирование гражданской (российской) идентичности личности - сложный и длительный процесс. Для достижения результата необходимо включение учащихся в активную социально значимую деятельность, что позволит им приобрести необходимый для позитивной социализации опыт общественно-значимого действия. Разделяя утверждение Григорьева Д.В. о том, что формирование гражданской (российской) идентичности у школьников предполагает качественно новый подход к содержанию и технологиям развития гражданского самопознания и патриотизма, мы считаем вполне очевидным, что только взаимодействие различных социальных субъектов воспитания в формировании гражданской идентичности личности подростка может привести к определенным результатам.
Рассмотрим решение данной проблемы через призму деятельности отдела развития детского общественного движения МКОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Тулы, который строит свою деятельность, учитывая интересы учащихся, нацеленных на формирование и реализацию активной жизненной позиции. Педагогами дополнительного образования создана система выявления, поддержки и воспитания лидеров, предоставляющая возможность свободного личностного выбора деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека.
Реализуя Программу развития МКОУ ДОД ДД(Ю)Т «Дворец – территория успеха» на 2012-2017гг., воспитательные проекты «Гражданином быть», «Детская инициатива» депутаты Тульской городской школьной Думы и лидеры городского детского общественного движения «Юная Тула» совместно с педагогами организуют и проводят ставшие уже традиционными социально-значимые акции, фестивали, конкурсы, конференции, диспуты, детско-взрослые дебаты. Процесс подготовки к каждому подобному мероприятию (событию) позволяет детям активно включаться в изучение истории, экономики, политического устройства и законодательной базы государства, что в свою очередь помогает подростку ощутить собственную причастность к развитию инновационного потенциала современного российского общества.
Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Сегодня Дворец детского (юношеского) творчества является особой «детстко - взрослой событийной общностью», где дети, педагоги и родители ощущают себя полноправными субъектами, проявляют схожие потребности и интересы, в процессе совместной деятельности пересекаются не только их интересы, но и ценности и смыслы [4]. Cсвидетельством этого могут массовые городские мероприятия, проводимые во Дворце детского (юношеского) творчества г. Тулы конкурсы школьных газет «Школа здоровья», «Школа гражданственности и патриотизма»; фестивали-конкурсы «Краски жизни», «Суперучитель глазами детей», «Гимн тульской школы»; конкурс школьных агитбригад «Знать, чтобы жить!», «Остановись и подумай!».
Осознавая себя полноправными членами общества, депутаты Тульской городской школьной Думы активно сотрудничают со СМИ, выпускают газету «Вестник Тульской городской школьной Думы», пользующуюся особой популярностью среди подростков г. Тулы. На страницах газеты дети выражают свое мнение, дискутируют о проблемах современной молодежи и ищут пути их решения, подводят итоги конкурсов, фестивалей, проектов, тем самым мотивируя подростков города на созидательную деятельность.
Что может быть прекраснее, чем горящие глаза десятков юных одухотворенных лиц, озаренных уверенностью в социальной значимости своей деятельности и надеждой на встречу с единомышленниками. Именно такие лица ребят (около 300 человек) можно было встретить во Дворце детского (юношеского) творчества во время проведения городского фестиваля волонтёрских вожатских отрядов старшеклассников «Парус надежды», объединившем 14 команд юных волонтеров-вожатых, которым была предоставлена возможность обменяться опытом, развить свои умения и навыки в сложной педагогической деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед ними - было сделать пребывание своих младших товарищей в школьном лагере интересным и запоминающимся. И пусть далеко не все волонтеры – вожатые выберут делом своей жизни - педагогику, полученный опыт поможет ребятам проникнуться уважением к профессии учителя, а также почувствовать свою сопричастность и ответственность за подрастающее поколение.
Современный мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия и компромисса. Национальный состав Тульской области представлен более 20 национальностями. Гармонизация межэтнических отношений, развитие у детей чувства уважения к людям другой культуры, религии особенно важно при формировании гражданской идентичности личности подростка как гражданина многонациональной страны. В интересной форме проходит фестиваль детских общественных организаций «Юной Тулы» под названием «Венок России», где учащиеся знакомятся с традициями народов России, укладом жизни, знаменитыми людьми и историей, разучивают национальные танцы и песни. Таким образом, дети учатся жить в поликультурном мире и быть готовыми к коммуникационному взаимодействию, проявлению толерантности, ответственности и свободе личностного выбора.
В настоящее время с помощью современных электронных коммуникаций по инициативе ребят-лидеров «Юной Тулы» устанавливаются взаимообогащающие подростков контакты со сверстниками из города побратима Керчи, в мае 2015 г. педагоги и их воспитанники планируют совместную с подростками Крыма акцию «Георгиевская лента» в ознаменование 70-летия Великой Победы.
Эффективным средством обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности к детским общественным организациям является система символов и атрибутов, разработанная при непосредственном участии ребят. Наличие собственной символики обеспечивает универсальную систему коммуникации внутри объединения, становясь идентифицирующим фактором. Символ является материализованным носителем идеи, в нашем случае, идеи единства и сотворчества, отражает значимые для детстко - взрослой общности ценности и приоритеты, обеспечивающие мотивацию на сотрудничество. У каждой детской общественной организации, входящей в составгородской детской общественной организаций «Юной Тулы» есть своя символика, свой флаг, своя форма, и что особенно важно, свои традиции среди которых необходимо отметить, фестивали «Через прошлое в будущее», «Пятнадцатилетний капитан»; фестиваль юных сказочников «Снежная королева», «Золотой ключик», «Бременские музыканты»; фестиваль авторской песни «Струны души».
В настоящее время педагоги и их воспитанники образовательных организаций г. Тулы с большим удовольствием готовятся к проведению V Конференции лидеров ученического самоуправления «Как вести за собой». Основная задача данной конференции состоит в создании особого климата доверия, позволяющего подростку реально увидеть себя со стороны, прорефлексировать собственную систему убеждений и представлений. Безусловно, данная конференция будет способствовать установлению интегративных связей организаций дополнительного образования детей с общеобразовательными школами с целью эффективного решения задач, в контексте ценностных ориентиров современной системы образования, обозначенных в ФГОС нового поколения:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности,
- идеалы ценностей гражданского общества,
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур,
- ценности личностной, социальной и государственной безопасности.
Гражданская идентичность определяется не столько фактом гражданской принадлежности (местом рождения и проживания), а сколько отношением и переживаниями, которые связаны у подростка с этой принадлежностью. Депутатами детской общественной организаций «Юная Тула» разработаны Кодекс чести, права и обязанности депутата. Общаясь в социальной среде, юные парламентарии и лидеры детского общественного движения приобретают опыт социального проектирования, формируется положительное отношение к общественному действию, соучастию в управлении обществом. На протяжении пяти лет во Дворце работает дискуссионный клуб «Прошу слова», где у каждого участника есть возможности проявить свою активность, показать интеллектуальные способности, выступить в роли ведущего, участника или оппонента.
Особенно, по мнению старшеклассников, им запомнился дискуссионный клуб Тульской городской школьной Думы III созыва «Прошу слова» по теме «Свобода и ответственность – выбор 21 века», посвященный 20-летию Конституции РФ. Основной задачей заседания клуба была разработка манифеста свободного человека. Много интересных мнений высказали участники клуба по вопросу «Что должен знать, понимать, уметь и делать свободный человек в свободном обществе?». Ребята обсудили важнейшие проблемы современного пространства детства, молодежной политики, выработали манифест свободы и ответственности. Дети смогли не только выразить свое мнение, но и обозначить принципы, заложенные в манифесте:
- Я - свободный человек.
- У меня, как у свободного человека, есть право выбора.
- Я имею право знать все имеющиеся варианты выбора.
- Я самостоятельно делаю свой выбор.
- Я несу ответственность за свой выбор.
В процессе общения в рамках заседания Комитетов городской школьной Думы с педагогами, сверстниками, студентами ведущих ВУЗов региона у подростков вырабатывается уверенность в себе, инициативность, активная жизненная позиция, желание развиваться, умение работать в команде, целеустремленность, ответственность, ребята научаются видеть и признавать заслуги других людей.
Сегодня необходимо учить детей умению отстаивать свои права, учитывая интересы других людей. Одной из действенных технологий в данном случае становится развитие системы ученического самоуправления, предполагающего практику всеобщего обсуждения и коллективного принятия решений по многим вопросам жизни образовательной организации, и позволяющего реализовать потребность учащихся в самовыражении и поиске идентичности.
Развитие и поддержка ученического самоуправления в образовательных организациях, развитие детской инициативы, ответственности, умения делать правильный выбор – таковы были задачи прошедшего в марте 2014г. Первого городской конкурс лидеров ученического самоуправления «Стратегия успеха», посвященного 5-летию Тульской городской школьной Думы. 13 участников из 12 общеобразовательных учреждений г. Тулы в трех возрастных группах прошли испытания на умение презентовать свою родную школу, модель ученического самоуправления, общественно-значимое дело и перспективы деятельности. Что этот конкурс дал детям, конечно же, возможность попадания в «ситуацию успеха», опыт положительного взаимоотношения с социумом, он подарил им минуты собственной значимости и «желание жить и работать на Тульской земле», а последнее особенно сегодня при повальном желании подростков уехать из своего города в мегаполис, «дорогого стоит».
Особенно отрадно отметить, что депутаты Тульской городской Думы проявляют живой интерес к проблемам детства, на заседания Тульской областной Думы приглашаются юные парламентарии, лидеры конкурса «Стратегия успеха», в рамках данных встреч идет живой, открытый диалог региональных политиков и детей, поднимаются проблемы развития детского общественного движения, лидеры ДОО награждаются дипломами мэра города Тулы.
В сентябре 2014г. на базе Дворца детского (юношеского) творчества впервые в Туле начала свою работу школа лидеров ученического самоуправления «УМ» («Управляй мечтой»). Ребята делятся о новой форме работы в социальных сетях высказывая следующие мысли - "ученическое самоуправление поможет стать образовательной организации одной большой дружной семьёй», «здорово, что ученики могут принимать решения, касающиеся их интересов», «ученическое самоуправление может многое изменить в моей школе», «самоуправление в моей школе - это круто! Вместе мы можем многое!».
Особым событием для нас стало создание в мае 2014 года в Тульской области Детского общественного Совета при уполномоченном по правам ребёнка. Члены Совета - депутаты ТГШД Екатерина Чиненова и Андрей Голубятов приняли участие во Всероссийском детском форуме «Дети! Россия! Будущее!» в Калуге 10-11 сентября 2014 г. Ребята провели 27 двусторонних рабочих встреч с представителями различных регионов России, пообщались с уполномоченным по правам ребёнка при президенте РФ Павлом Алексеевичем Астаховым, в личной беседе обговорили механизмы защиты прав школьников с заместителем главы Рособрнадзора Анзором Ахмедовичем Музаевым. Опыт общения с представителя государственных и общественных структур дает ребенку возможность понять открытость власти и общества к обсуждению и решению проблем детства, взрослый становиться личностнозначимым для подростка.
Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью. Формирование патриотизма, основанного на принципах гражданской ответственности, является одной из важнейших задач в контексте становления гражданской (российской) идентичности личности подростка. Патриотизм выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества. Депутаты ТГШД и лидеры ГДОД «Юная Тула» проводят социально-значимые акции: ежегодный, традиционный парад юнармейских отрядов «Мы гордимся Россией», «Георгиевская лента», «Дар памяти», во время которой лидеры школ города, учащиеся, приводят в порядок могилы павших бойцов на Всехсвятском кладбище г. Тулы.
Входя в состав Управляющего Совета Дворца детского (юношеского) творчества, детского Совета Дворца подростки являются инициаторами и организаторами различных городских конкурсов: интеллектуальные тематические турниры «Игры разума», КВН, участниками детской научно-практических конференций «Россия и космическое мышление», «Старт в техномир», конференций «Дружат дети на Дворцовской планете», «Дворец без жестокости и слёз». Юные туляки принимают непосредственное участие в раскопках проводимых поисковым отрядом «Наследие». Такая кропотливая работа позволяет школьникам осознать свою причастность к богатейшей истории и наследию великой страны, почувствовать осознать себя россиянином.
Традиционная акция «Аллея школьников», приуроченная к празднованию Дня города Тулы, на которой в торжественной обстановке дети и взрослые высаживают не просто рябины, березы, ели и туи, а каждому посаженному дереву (по задумке ребят) присваиваются ценностные категории - «Дерево дружбы», «Дерево добра», «Дерево семьи», «Дерево мира» и т.д. Это очень символично, т.к. общечеловеческие ценности, обозначенные в названии деревьев, «взращивают» в себе те, кто ухаживает за ними. Реализация воспитательных проектов, проводимых педагогами и воспитанниками Дворца детского (юношеского) творчества г. Тулы, позволяет сделать процесс формирования гражданской (российской) идентичности эффективным, новые педагогические технологии (детско-взрослые дебаты, технология «мировоззренческого кино», «социальное проектирование» др.) дают реальные результаты и эффекты. С особой гордость мы констатируем, что 9 депутатам Тульской городской школьной Думы присвоено Почётное звание «Юный патриот города-героя Тулы», и мы надеемся, что ребята пронесут это звание через всю свою жизнь.
Можно сетовать на то, что детям сегодня ничего не интересно, они безнравственны, жестоки, инфантильны, но вглядываясь в глаза подростков из детских общественных организаций г. Тулы с уверенностью можно сказать, что это достойные наследники великой России.
Ссылки на источники
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Алиева, Л.В. Теоретико-методологические основы познания детского движения как инновационной социально-педагогической реальности XXI века/ Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012 - № 28 - с. 23-25
- Григорьев, Д.В. Школьная идентичность ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике/Д.В, Григорьев// Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2013 - №4. – с. 32-38
- Шустова, И.Ю. Детско-взрослая общность в классе и ее роль в развитии субъектности школьника / И.Ю. Шустова // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал – 2013 - №3. – с. 21-28.
Dyachkova Tatyana Vladimirovna,
associate Professor of learning technologies, education and additional education of children GOU DPO "FDI and PPRO"
Buzina Lyudmila Vasilyevna,
the Methodist MCO DOD "Palace of children and youth( art)
Jigulina Irina Valeriyevna,
the Methodist MCO DOD "Palace of children and youth( art)
Features children's social movements in civil (russian) identity of a teenager
Abstract: the article attempts to consider children's social movements in civil (russian) identity of an adolescent's personality, special attention is paid to the disclosure of the experience of socially significant actions of the students in the system of additional education of children.
Keywords: civil (russian) identity of the children's social movement, additional education of children, pupils.