Юридические клиники в России переживают в 2010-2011 гг. третий «бум». Каждая волна популярности клиник отмечена некоторыми особенностями. Первая волна в 1995-1997гг. может быть названа «романтической». Основатели первых клиник говорили о юристах нового типа в контексте правовой реформы, демократизации, защиты прав человека. Вторая волна примерно 2000-2002гг. демонстрировала приоритет образовательных целей – акцент на развитии практических навыков студентов, интерес к тренингам, стремление включить юрклиники в программу ВУЗов. Нынешняя волна отличается приоритетом социальных целей. Новые программы под названием «юридическая клиника» появляются в контексте развития региональных систем бесплатной юридической помощи. Учебный компонент часто вторичен или вовсе отсутствует [1, с.7].
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Статья 26 федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» конкретизирует конституционную гарантию, давая возможность гражданам реализовать право Основного Закона. Более того, на региональном уровне приняты соответствующие законы субъектов РФ. Например, в Нижегородской области действует принятый в октябре 2003 года Закон «Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Нижегородской области бесплатно». Также нельзя не упомянуть и о проекте федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», внесённом в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, который устанавливает правовые основы деятельности, правила организации и функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. Всё это говорит о том, что государство стремится реализовать право граждан на оказание бесплатной юридической помощи, потому как наше общество существенно нуждается в ней. Данный факт подчеркивает актуальность образования и функционирования юридических клиник в России.
В зависимости от определения основной цели каждая юридическая клиника отличается своим «дизайном», принципами и методами работы, ролями кураторов, учебными результатами, критериями оценки эффективности и атмосферой и это не полный перечень отличительных особенностей. На сегодняшний день в юридической науке и практике нет устоявшегося понятия юридической клиники. Под юридической клиникой, в одних случаях, понимают учебную программу, предусматривающую обучение студентов-юристов практическим навыкам и профессиональному отношению и включающую безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам юридической помощи [2]. В других, структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, обучающего студентов практическим навыкам юриста через оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан под руководством преподавателей-кураторов. Из приведенных определений можно заключить, что юридическая клиника – это негосударственный центр системы бесплатной юридической помощи, осуществляющий свою деятельность в рамках образовательного учреждения высшего профессионального образования для получения бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим категориям граждан, под руководством преподавателей-кураторов, осуществляющий свою деятельность во исполнение Федерального закона от 21.11. 2011г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Основными направлениями деятельности юридических клиник являются:
1) Обучение студентов (слушателей) навыкам профессиональной деятельности юриста;
2) Оказание бесплатной юридической помощи;
3) Правовое информирование;
4) Правовое просвещение;
5) Правовые исследования;
6) Реализация социальных проектов и т.д.
Если говорить о первом направлении, задаче, то обучающиеся получают не только теоретические знания, но и приобретают практические навыки работы с обращениями граждан, добросовестное осуществление которой, несомненно, влияет на положительную оценку общества деятельности органов внутренних дел.
Таким образом, представляется, что оказание квалифицированной правовой помощи социально-незащищенным слоям населения в виде консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, в том числе, в рамках изучения обучаемыми основ юридической техники, является приоритетным направлением деятельности юридических клиник.
В качестве результатов программы развития юридического клинического образования можно отметить:
1) Улучшение качества юридического образования за счет усиления практико-ориентированной составляющей в обучении.
2) Повышение квалификации преподавателей вуза за счет использования интерактивных технологий и соединения теории с практической работой.
3) Получение студентами профессиональной подготовки в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка.
4) Формирование нового поколения социально ориентированных юристов, воспитание студентов в духе уважения принципов верховенства закона, справедливости и человеческого достоинства.
5) Создание условий для профессиональной ориентации, социальной адаптации и специализации выпускников юридических вузов, развития их правосознания, понимания социального значения юриспруденции и роли юристов в обществе.
6) Формирование у студентов личностных качеств и приобретение практического опыта способствующего их интеграции в профессиональной среде.
7) Обеспечение юридическим вузам тесных связей с работодателями, возможность учесть запросы рынка труда к качеству и содержанию подготовки выпускников юридических вузов, содействие их трудоустройству.
Вместе с тем при функционировании и организации деятельности юридической клиники образовательные организации сталкиваются с рядом трудностей:
Во-первых, не ясен правовой статус юридической клиники. Так, в соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» юридические клиники действуют в форме юридического лица, либо как структурные подразделения образовательной организации высшего образования. При этом они признаются участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В то же время большинство образовательных организаций являются государственными учреждениями. Если мы говорим об образовательных организациях системы МВД России, то это все казенные образовательные учреждения. Можно ли говорить о том, что они входят в негосударственную систему бесплатной юридической помощи? Все сотрудники образовательных учреждений МВД России, а также курсанты и слушатели являются федеральными служащими, сотрудниками полиции, на которых распространяется соответствующее законодательство. Так в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции обязан выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). Помимо этого, федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 4 закрепляет, что работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел[3]. Работа в клинике не подпадает под действие указанной нормы. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел имеет право выполнять обязанности по иной должности в органах внутренних дел (совмещать обязанности). Соответственно если юридическая клиника создано как структурное подразделение образовательной организации МВД, то это совместительство.
Представляется необходимо вносить соответствующие изменения как в Федеральный закон №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так и ФЗ «О полиции».
Исходя из практики функционирования юридических клиник почти все образовательные организации МВД России создают или создали юридические клиники, что называется на общественных началах. К примеру, в Волгоградской академии МВД России при упоминании о клинике звучат слова «внештатная» и «на базе»[3], в Барнаульском юридическом институте МВД России – бесплатная юридическая клиника – юридический центр «Ю-Конс»[4], в Воронежском институте МВД России юридическая клиника является «общественным формированием»[5].
Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным создание юридической клиники не в качестве юридического лица, а как структурное подразделение образовательных организаций МВД России, включенное в их штатное расписание, осуществляющее свою деятельность в форме отделения, группы, направления в пределах имеющейся штатной численности. Деятельность слушателей (курсантов) юридической клиники следует расценивать как научную работу по совместительству.
Во-вторых, признавая создание юридической клиники только за образовательными организациями высшего образования законодатель, по нашему мнению, этим требованием хотел повысить ответственность образовательных организаций за качество предоставляемых гражданам услуг в рамках реализации их права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, закрепленного статьей 48 Конституции Российской Федерации. По нашему мнению, юридическая клиника имеет место быть и в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Отсутствие нормативно-правового закрепления в федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» права учреждений дополнительного профессионального образования на создание юридической клиники нам видится в качестве существенного пробела, поскольку такие организации по сравнению с высшими образовательными учреждениями кроме теоретической базы имеют, как правило, специалистов имеющих большой практический опыт правоохранительной деятельности. Кто как не профессорско-преподавательский состав института повышения квалификации сотрудников МВД России и слушатели, прибывшие на обучение, с учетом опыта правоприменения могут шире видеть проблему, возникшую у гражданина, обратившегося в защиту своих прав, особенно, если она связана с разрешением конфликтной ситуации при обращении граждан в полицию, и достаточно уверенно проводить консультативную работу.
Безусловно, в силу небольшого срока обучения слушателей в институте трудно сформировать коллектив, который бы занимался данным вопросом. Поэтому образовательные организации дополнительного образования МВД России в рамках оказания бесплатной юридической помощи могут взаимодействовать, при условии заключения определенного соглашения, с неведомственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, привлекая к работе в юридической клинике их студентов.
В третьих, при организации юридических клиник в образовательных организациях МВД России порой возникают определенные трудности, связанные с размещением клиницистов. Немаловажным представляется тот факт, что образовательные организации системы МВД России являются режимными объектами, в связи с чем, видится актуальным размещение помещений юридических клиник в местах, оборудованных в соответствии с приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», для осуществления личного приема граждан [6].
В ходе осуществления деятельности в юридической клинике особое место следует отвести взаимодействию клиницистов: 1) с органами власти того или иного субъекта, муниципального округа; 2) со средствами массовой информации; 3) с иными субъектами оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, так например, с территориальными и общероссийскими общественными организациями «Ассоциация юристов России». В каждом регионе Российской Федерации данной организацией созданы многочисленные бесплатные консультационные пункты; 4) в рамках осуществления подшефной работы с детскими домами, интернатами и иными образовательными организациями, учреждениями. Пропаганда правовых знаний в сфере безопасности дорожного движения, профилактики безнадзорности несовершеннолетних и т.д.; 5) с осужденными, нуждающимися в оказании им квалифицированной юридической помощи, например, в сфере гражданско-правовых отношений – как правильно оформить развод, оформить наследство и т.п.
Работа консультантов юридической клиники в этом случае будет носить выездной характер.
Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации деятельность юридической клиники вносит неоценимый вклад в оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи всем нуждающимся, не ограничиваясь малоимущим населением. Существование юридической клиники в системе дополнительного профессионального образования продиктовано как необходимость оказания населению бесплатной квалифицированной юридической помощи, так и в практическом применении знаний слушателей, полученных в процессе обучения и в ходе осуществления ими правоприменительной деятельности в правоохранительной сфере.
Ссылки на источники:
- Гутников А. Б. Юридические клиники – средство подготовки нового поколения клиенто-ориентированных и социально-ответственных юристов. // Сборник докладов Второй ежегодной общероссийской конференции «Проблемы организации и функционирования юридических клиник в России» -М., 2011. –С.7. – URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1129286 – [Дата обращения 1.11.2014г.].
- Ст.4 федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. Режим доступа: http//www.consultant.ru. [Дата обращения 1.11.2014г.].
- URL: http://va-mvd.ru – [Дата обращения 1.11.2014г.].
- URL: http://let55.buimvd.ru - [Дата обращения 1.11.2014г.].
- URL: http://vimvd.ru - [Дата обращения 1.11.2014г.].
- Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12.09.13г. № 707 (п.169). [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // Справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. -URL: http//www.consultant.ru. [Дата обращения 1.11.2014г.].
Letaeva Elena Andreevna
Candidate of legal Sciences, teacher of facultyof administrative activities of agencyof internal Affairs of Tyumen advanced training Institute of the MIA of Russia, Tyumen
About the actualquestions of the organization the legal clinic’s activity ineducational institutions of additional professional education.
Annotation: The author analyzes the definition of the legal clinic, reveals its main activities, the results of the development’s program of clinical legal education, difficulties in organization and functioning of the legal clinic. The author explores questions about the possibility of establishing a legal clinic in educational institutions of additional professional education, focusing on helping the citizens of specialists with extensive practical experience in law enforcement.
Key words: legal clinic, additional professional education, professional education,legal education (judicial education, law education), legal protection.