Аннотация. Выявлены особенности и проблемы развития сельских территорий Волгоградской области, основными из которых являются: зависимость от природных и экономических факторов ведения хозяйства; монофункциональность сельских территорий; низкая обустроенность поселений; специфичность сельской демографической структуры и др. На основе проведенных исследований определены перспективы устойчивого развития сельских территорий и обоснована необходимость усиления их государственной поддержки.
Ключевые слова: устойчивость сельских территорий, демография, миграция, уровень занятости, государственная поддержка, социальная инфраструктура, занятость населения.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики является создание условий для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.
Современная социально-экономическая ситуация в сельской местности характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его устойчивому развитию (табл. 1).
Таблица 1
Приоритетные проблемы развития сельских территорий
Производственно-экономические |
Социальные
|
Политические и институциональные |
Проблемы сохранения природного и культурного потенциала |
несовершенство механизма реализации рыночных отношений |
безработица и низкий уровень доходов сельского населения |
недостаток финансовой поддержки; |
нерациональное использование природных ресурсов |
низкая рентабельность сельскохозяйственного производства |
недостаточное социальное обеспечение |
слабое обеспечение информационной и консультационной поддержки; |
утрата культурного наследия
|
Нарушение корпоративных связей между организациями АПК |
неразвитость сельской инфраструктуры |
необходимость реформирование деятельности органов управления
|
|
Сельские территории Волгоградской области обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. Однако комплекс накопившихся проблем социально-экономического, экологического и демографического характера существенно препятствует динамичному устойчивому развитию сельских территорий региона.
В сельской местности, занимающей существенную часть территорий Волгоградской области, проживает четверть населения и насчитывается 1450 населенных пунктов. Как и в большинстве регионов Российской Федерации, в Волгоградской области остро стоит демографический вопрос. В период с 1990 по 2000 г. сельские территории оказались в центре демографического кризиса. За последние 10 лет численность сельского населения сократилась более чем на 9% (рис.1).
Рис 1. Соотношение городского и сельского населения Волгоградской области
Основной причиной негативного изменения численность сельского населения Волгоградской области стало превышение смертности над рождаемостью. В последние годы благодаря активизации демографической политики государства естественная убыль населения существенно снизилась. Замедление темпов депопуляции выразилось в некотором росте рождаемости и снижении смертности сельского населения. Показатель естественной убыли населения сократился с 3,3% в 2010г. до 1,9% в 2013 г. На сегодняшний день Волгоградская область занимает третье место в ЮФО по данному показателю.
На демографическую ситуацию, сложившуюся в регионе повлияли миграционные процессы. Многие сельские населенные пункты Волгоградской области характеризуются миграционным оттоком населения, что усугубляет естественные процессы убыли населения. Данное явление может привести к «вымиранию» сельских территорий, что является реальной угрозой демографической безопасности Волгоградской области. Негативная тенденция подтверждается отрицательным сальдо миграции по итогам 2013 г. Убыль населения за счет миграционных процессов составила 6,3 на 1000 чел. населения, что значительно превышает соответствующий показатель горожан.
Волгоградская область, расположенная в южной части Российской Федерации является мостом между Россией и странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока. В первой половине 1990-х гг., когда в России началась смена факторов, определяющих характер миграционных процессов, которые стали интенсивнее, изменился их социальный и этнический характер, а также направленность и протяженность. В результате этого изменились масштабы потоков миграции, возникли ее новые формы: вынужденные переселенцы, беженцы, возвращение военнослужащих из стран Восточной Европы и Закавказья, репатриация депортированных народов, трудовые мигранты.
Структурная трансформация экономики привела к дисбалансу на рынке труда, что проявилось в росте безработицы в одних отраслях экономики и дефиците рабочей силы в других. В большей степени напряженность на рынке труда проявляется в сельской местности. Это обусловлено существенными ограничениями возможностей трудоустройства и выбора вакансий. Темпы роста и продолжительность безработицы в сельской местности значительно выше, чем в городе, и превышают социально допустимый уровень. Уровень официальной безработицы в Волгоградской области в 2013г. составил 1,89% экономически активного населения, что на 26% ниже уровня предыдущего года [1].
В структуре занятого населения по видам экономической деятельности сельскохозяйственное производство занимает значительную долю, однако тенденция снижения его удельного веса сохраняется (с 17% в 2007 г. до 14% в 2013 г.). Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий в 2013 г. составила 13147 руб., значительно уступая уровню оплаты труда в других видах деятельности. В среднем по региону, заработная плата в сельском хозяйстве составляет лишь 64,8% аналогичного показателя в экономике.
На формирование ситуации на рынке труда Волгоградской области продолжают оказывать влияние такие отрицательные факторы как:
- наличие скрытой безработицы как пролонгированного последствия кризисных явлений в экономике;
- сохранение неформального рынка труда;
- сосредоточение спроса на рабочую силу главным образом в городских округах;
- низкая трудовая мобильность безработных граждан;
- сезонная зависимость уровня безработицы на селе;
- недостаток высококвалифицированной рабочей силы на предприятиях АПК [2].
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, переход страны к инновационному социально-ориентированному типу развития требует пересмотра роли сельских территорий в осуществлении социально-экономических преобразований, а также в обеспечении ее продовольственной безопасности. Для достижения стратегических целей необходимым условием является усиление государственной поддержки социального развития сельских территорий [3].
Основными факторами качества жизни, обуславливающими предпочтения для проживания в определенной местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная инфраструктура, а также уровень развития объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Основная причина сокращения численности сельского населения состоит в отсутствии перспектив решения жилищной проблемы. Недоступность жилья для молодой семьи зачастую является основной причиной миграции, увеличения числа разводов, снижения рождаемости. В период с 2003 г. по 2012 г. решение проблем обеспеченности жильем молодых семей и специалистов, проживающих в сельской местности Волгоградской области, осуществлялось с помощью долгосрочной областной целевой программы «Социальное развитие села», в рамках которой, осуществлялось субсидирование строительства (приобретения) жилья.
В настоящее время государственная поддержка в форме предоставления молодым семьям и молодым специалистам субсидий на приобретение или строительство жилья остается весьма востребованной. Это подтверждается устойчивой динамикой роста числа молодых семей, состоящих на учете в качестве желающих стать участниками программы по приобретению (строительству) жилья в сельской местности Волгоградской области. Однако, несмотря на положительный эффект государственной поддержки, неоспоримым фактом является то, что реализация программных мероприятий остается недостаточной для полного и эффективного использования потенциала сельских территорий [4].
Создание базовых условий социального комфорта, в том числе решение первоочередной проблемы обеспеченности специалистов жильем способствует притоку молодых специалистов в агропромышленный комплекс региона и закреплению их на селе. В ближайшем будущем, решение данной задачи на федеральном уровне будет осуществляться в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», взаимосвязанной с аналогичными программами развития сельских территорий регионального и муниципального уровня.
Обеспечение населения качественной питьевой водой является еще одной актуальной проблемой для сельских территорий Волгоградской области, так как от этого в значительной степени зависит сохранение здоровья и повышение качества жизни сельских жителей. В прошлом году питьевой водой, отвечающей санитарным требованиям, было обеспечено 36 % населенных пунктов, в которых проживает более 59% сельского населения Волгоградской области. Главной причиной низкого качества питьевой воды является высокая степень физического износа инженерных сооружений. В отдельных муниципальных районах Волгоградской области изношенность водопроводных сетей достигает 95%. В рамках ДОЦП «Социальное развитие села» было отремонтировано 112 км водопроводов, что способствовало приросту сельского населения, обеспеченного питьевой водой на 12 тыс. чел. До сих пор 33% сельского населения Волгоградской области остаются не обеспеченными услугами централизованного водоснабжения. Сельские жители используют в хозяйственно-питьевых целях воду из родников, общественных колодцев, а также индивидуальных скважин [5].
Увеличение объемов финансирования дальнейших мероприятий водоснабжения и газификации сельских населенных пунктов региона позволит решить следующие социальные задачи: улучшение бытовых условий и повышение уровня производственной активности сельского населения, преодоление динамики отставания социально-экономического уровня жизни на селе по сравнению с городом, повышение комфортности труда в сельской местности и создание современной среды для проживания.
Проблемная ситуация сложилась и в сфере сельского образования. В период с 1995 по 2005 год по причине демографического спада и сокращения контингента воспитанников 255 зданий дошкольных образовательных учреждений были выведены из системы образования. На начало 2014 г. сеть дошкольных учреждений в сельской местности области была представлена 268 детскими садами, что на 2 % меньше уровня 2006 г. Общая численность детей в сельских дошкольных образовательных учреждениях составила 12100 чел., что превышает уровень 2009 года на 8,1%.. В большинстве муниципальных образований региона на фоне неуклонной динамики роста рождаемости отмечается устойчивая тенденция к увеличению очереди в детские дошкольные учреждения. За десятилетний период численность детей, состоящих на учете для определения в детские сады увеличилась почти в 3 раза. В связи с этим, в сельской местности назрела необходимость в расширении действующей системы дошкольного образования, так как темпы роста рождаемости ежегодно превышают прирост количества мест в дошкольных образовательных учреждениях.
В результате демографического спада в Волгоградской области в период с 2000-2012 гг. произошло значительное сокращение сельских образовательных и дошкольных учреждений (в среднем по муниципальным районам сокращение составило 28%). При этом материальное и техническое оснащение сельских школ значительно отстает от городских. Доступ в Интернет имеют лишь 12% сельских школ области, что значительно ниже среднего городского показателя (45,6%).
Переход на качественно новый уровень образования, соблюдение принципа общедоступности образования, и конкурентоспособности учащихся при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования невозможно без модернизации и строительства сельских школ с современной учебно-материальной базой и высококвалифицированными педагогическими кадрами.
От уровня развития сельского здравоохранения зависит продолжительность качество жизни на селе. Важным результатом реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в регионе стало улучшение кадрового обеспечения первичного звена здравоохранения: участковой службы, службы скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). Дополнительные денежные выплаты за период реализации проекта позволили увеличить заработную плату участковых врачей, врачей общей практики и работающих с ними медицинских сестер в среднем в 2,6 раза. Однако, техническое состояние многих зданий и учреждений здравоохранения на селе является неудовлетворительным.
Из 752 ФАПов, 5% нуждаются в капитальном ремонте; 90,7% располагаются в приспособленных помещениях. Половина ФАПов не оснащена водопроводной сетью, горячее водоснабжение имеют лишь 7,4% зданий, центральное отопление - 9%, канализацию - 19,2%. Телефонной связью обеспечены 76% ФАПов. Ресурсные вложения в систему здравоохранения позволили бы не только переоснастить первичное звено здравоохранения, но и существенно увеличить доступность медицинской помощи селянам.
Проблема удовлетворения потребностей и запросов населения посредством учреждений культуры наиболее остро стоит в сельской местности. В последние годы на селе резко сократилась сеть учреждений культуры (в среднем по муниципальным районам сокращение составило 42%), увеличился моральный и физический износ отраслевых ресурсов, ухудшилась структура досуга населения. Закрылись мелкие периферийные клубы. Сегодня некоторые населенные пункты остаются без каких-либо очагов культуры. А материально-техническая база большинства выживших клубов значительно отстает от современных требований. Развитие отрасли культуры Волгоградской области невозможно без модернизации материально-технической базы, которая требует дальнейшего укрепления, что возможно лишь при увеличении финансирования данной сферы.
Таким образом, социальная сфера села значительно отстает от среднеобластных значений по степени развития материально-технического благосостояния, инженерно-техническому и экономическому уровню. Неблагополучие в состоянии социальной среды обитания сельского населения не может способствовать повышению позитивной активности, работоспособности и производительности труда сельских тружеников, и в итоге –повышению привлекательности сельской местности Волгоградской области.
Вопрос устойчивого развития сельских территорий Волгоградской области должен носить комплексный характер, способствующий формированию и развитию местного самоуправления и инфраструктуры, повышению конкурентоспособности территорий и их инвестиционной привлекательности, и росту благосостояния сельского населения. Решение поставленной задачи может быть достигнуто лишь на основе программно-целевого подхода. Использование программно-целевого метода будет способствовать эффективной реализации мер поддержки сельхозтоваропроизводителей на селе, восстановлению инфраструктуры, что позволит повысить занятость населения, сократить уровень безработицы, увеличить заработную плату, обеспечить стабильный доход и тем самым, повысить уровень жизни сельского населения.
Для решения поставленных задач в ближайшее время будет осуществлена реализация мероприятий по улучшению уровня и качества жизни сельского населения муниципальных районов Волгоградской области на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального и областного бюджетов. Обязательным условием участия в программных мероприятиях является наличие инвестиционных проектов по развитию агропромышленного комплекса. Реализация долгосрочных программ по устойчивому развитию сельских территорий позволит с формировать необходимые условия для жизнеобеспечения населения, создать основы для повышения привлекательности сельского образа жизни и труда. Это предусматривает улучшение жилищных условий жителей, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и грантовую поддержку инициатив граждан по улучшению условий жизнедеятельности.
В результате реализации Программы предусматривается значительно улучшить жилищные условия сельского населения; обеспечить полную газификацию домовладений; удовлетворить потребности сельского населения в качественной питьевой воде за счет реконструкции и развития систем центрального и локального водоснабжения; улучшить состояние здоровья сельского населения за счет доступности и повышения качества первичной медико-санитарной помощи; повысить образовательный уровень учащихся сельских школ, привести качество образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда; сохранить и развить культурный потенциал сельских территорий. Осуществление Программы позволит на новой основе возродить село, его производственную и социальную сферы, создать условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, повышения благосостояния сельского населения и престижности сельского уклада жизни.
Ссылки на источники:
- Зубова, О.Г. Комплексное благоустройство как инструмент повышения инвестиционной активности в сельской местности / О.Г. Зубова, Е.В. Михайлова, Г.Н.Зверева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2014. –№2. -– с. 52-55.
- Козенко, З.Н. Региональные особенности и государственная поддержка малого и среднего агропромышленного предпринимательства. № гос. рег. статьи 0421100034. [Электронный ресурс] / З.Н. Козенко, Э.Л. Пашнанов, И.Г. Юдаев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 5 (29). //Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-29-292011/item/466-2011-05-26-11-27-50.
- Муртазаева, Р.Н. Комплексная оценка устойчивого развития сельских территорий Волгоградской области / Р.Н.Муртазаева, Д.А.
Буланова // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова"; Под редакцией В.В. Бутырина. - Саратов. - 2014. - С. 122-128. - Оганесян, Л.О. Локальные особенности функционирования аграрного рынка/ Л.О. Оганесян, Н.В Кучковская// Вестник Московского государственного областного университета серия «Естественные науки». - 2006. – № 3. - С.132-136.
- Попова, С.А. Развитие сельских территорий Волгоградской области на основе государственного регулирования / С.А. Попова, Т.А. Рудкова, Ф. П. Косицина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2014. –№1. -– с. 55-57.
- Попова, С.А. Социально-экономическое развитие сельских территорий Волгоградской области / С.А.Попова, Е.А. Колпакова // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. Т. 1,2. С. 60-61.
Popova Svetlana Aleksandrovna
Candidate of economic sciences, docent, head of the department «Economic theory and socio-economic problems of the agroindustrial complex» in chief of the Volgograd state-state agrarian university
Kolpakova Ekaterina Aleksandrovna
Graduate student, senior lecturer of the department «Economic theory and social-economic problems of the agroindustrial complex» in chief of the Volgograd state-state agrarian university
Features and problems of development of rural territories Volgograd region
Abstract: peculiarities and problems of development of rural territories of the Volgograd region, the main ones are: dependence on natural and economic factors farming; monofunctionality rural areas; low fitted settlements; the specificity of rural demographic patterns, etc. On the basis of the conducted research the prospects of sustainable development of rural areas and the necessity of strengthening of the state support.
Key words: sustainability of rural areas, demography, migration, employment, government support, social infrastructure, employmen