Аннотация. Статья посвящена анализу изменения стоимости перевозок грузов в настоящее время. В связи с тем, что в общем смысле тариф на перевозку - это постоянная величина, которая равна стоимости перевозки груза за один километр расстояния, однако, на сегодняшний день, на него влияют множество факторов, в том числе сезонность перевозки, скорость доставки, величина грузопотока, а так же изменения валютного курса.
Ключевые слова: тарифы на перевозку, стоимость перевозки, динамика валютного рынка, грузовые перевозки.
В настоящее время большинство грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом, по данным сайта Государственной Статистической службы, за 2013 год – этот показатель приблизился к 71 % от всех грузоперевозок. На современном этапе развития транспортные компании стараются предоставлять максимальное количество услуг своим клиентам: и услуги по погрузо-разгрузочным работам, и по оформлению документации на груз, и содействие в области страхования грузов, а так же и по охвату территории перевозки как внутри страны, так и за ее пределы. В связи с этим, вопрос формирования тарифной политики при выполнении перевозок грузов, как по территории России, так и в международном сообщении весьма актуален.
На первый взгляд стоимость перевозок грузов рассчитывается по простой формуле: тариф умножить на километраж. И тариф, при данном подходе, это постоянная величина, которая равна стоимости перевозки груза за один километр расстояния. Но на самом деле это далеко не так. При формировании тарифа на перевозку необходимо учитывать ряд факторов, например, сроки доставки, тем самым на эту простую формулу нужно будет добавить очень много повышающих или понижающих коэффициентов и в результате стоимость перевозки груза окажется отличной от среднестатистической.
При анализе тарифов на перевозки на других- видах транспорте, видно, что за период с 1996 года по 2013 год, наблюдается стабильный рост величины тарифа на перевозку, всеми видами транспорта.
Рисунок 1. – Динамика тарифов на различных видах транспорта [1]
Так же влияние оказывает и различные инвестиции на различных видах транспорта, так на примере, представленном на рисунке 2 видно, что при увеличении размера инвестиций в трубопроводный транспорт, резко стали возрастать тарифы. Кроме инвестиций, на тарифное формирование так же сильнейшим образом влияют:
- Изменения стоимости цен акций или курсов валюты.
- Статистические факторы.
- Направление перевозки.
- Срочность перевозки.
- Величина грузопотока.
- Погодные условия.
- Сезонные факторы.
- Календарные факторы
- Политические факторы.
- Экономические факторы.
Рисунок 2 – Темпы изменения индексов тарифов на грузовые перевозки с 1996-2013 года.[2]
Так, например, влияние статистических факторов отражается каждые независимые колебания спроса и предложения на рынке, не связанные с сезонными или погодными факторами. Общее правило такое, чем больше свободного транспорта, тем перевозка дешевле, чем больше спрос на перевозку груза, тем стоимость будет дороже.
Стоимость перевозок может тоже дифференцироваться в зависимости от направления, то есть - есть направления, по которым повышенный спрос на перевозку поднимает цену, а повышенное предложение транспорта снижает величину тарифа.
Одним из важнейших факторов, которые увеличивают стоимость перевозки, является срочность перевозки: чем большее количество времени есть у перевозчика для нахождения подходящего транспорта, тем большая вероятность что такой транспорт будет по низкой цене, ну а, следовательно, если времени мало то и транспорт будет оценен как самый дорогой.
Так как рынок транспортных услуг может быть довольно быстро перенасыться, как свободным транспортом, так и товаром, ждущим своей перевозки, и именно это и вызывает колебания в цене. Именно поэтому при участии в различных тендерах, где величина грузопотока довольно велика все транспортные компании завышают цены.
Неожиданное снижение температуры ниже на 22-32 градусов — быстро уменьшает предложение свободного транспорта на рынке: перекрытие магистралей из-за гололеда и большого количества снега, порча незамерзающего некачественного топлива, повреждение в системе охлаждения и т д.
В сезон уборки урожая нужно доставить груз покупателю в короткие сроки, чтобы не испортился товар, тем самым возникает продолжительный высокий спрос на транспортные услуги. Зимой топливо расходуется на много больше так, как приходится включать автономные системы отопления во время стоянки транспорта. Весной в период паводка вводятся запреты на массу перевозимых грузов. Колебания спроса и предложения возникают по дням недели, до, перед и во время праздничных и выходных дней.
К этим политическим факторам можно отнести, прежде всего, изменение налоговых ставок, сборов, пошлин, введение в эксплуатацию платных дорог, борьба с транзитным транспортом в крупных города, ограничение проезда грузового транспорта по времени суток и тд.
Особую роль в 2014 году стал занимать такой фактор, как колебание курса валют, графически его можно представить в качестве диаграммы, представленной на рисунке 3. [3]
Рисунок 3 – Динамика изменения курса рубля по отношению к евро/доллар за период с 2008 по 2013 год
Внешние факторы во многом определяют курс национальной валюты, так же как и цена нефть. В особенности, от глобальной внешней среды в высокой степени зависимости находятся валюты развивающихся стран, а увеличение стоимости национальных валют показывает зависимость государства от объемов экспорта.
Рисунок 4 - Динамика курса мировых валют доллар / евро в 2013 — начало 2014 г.
Таблица1
Корреляционная зависимость динамики экспорта России от валютного курса USD / RUB и EUR/RUB
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
доллар |
- 0,79 |
- 0,85 |
0,31 |
0,22 |
- 0,66 |
0,48 |
Евро |
0,75 |
- 0,21 |
0,1 |
0,46 |
- 0,36 |
0,54 |
В 2012 и 2013 годах курс рубля наблюдалось постепенное укрепление к доллару и евро на фоне увеличения поставок за границу. Однако, в 2014 году, как видно из представленного графика, динамика курса рубля к доллару/евро с 2013 по апрель 2014 г. включительно последнее время дала значительное ослабление курса рубля.
В последнее время курс доллара и евро удивляет своими рекордными значениями. Тем самым стоимость перевозок, а особенно международных колеблется с большой амплитудой значений.
Список цитируемой литературы
1. http://www.gks.ru/
2. http://www.gks.ru/
3. http://sibac.info/15589
4. http://sibac.info/15589
Evseeva Anna A. PhD, Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov
Krasnikova Darya A.
PhD, Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov
Rjbokonenko Kristina. Five-year student majoring "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov
Economic analysis of the impact of various factors on tariffs of freight market
Abstract. The article is devoted to the analysis of changes in the value of shipments in real time. Due to the fact that in a General sense, the transportation tariff is constant, which is equal to the cost of freight per kilometer distances, however, today, it is influenced by many factors, including seasonality of transport, speed of delivery, amount of traffic, as well as changes in the exchange rate.
Keywords: tariffs for transportation, cost of transportation, the dynamics of the currency market of cargo transportation.