Аннотация. Статья содержит анализ исторических этапов развития боевых систем от древней Месопотамии до сегодняшнего дня. Представлены различные виды рукопашного боя древней Руси, а так же современные виды единоборств использующихся для физической подготовки сотрудников полицейских подразделений зарубежных стран и России.
Ключевые слова: боевые системы, система подготовки, история развития.
Боевые приемы борьбы знали и использовали еще в Древней Месопатамии. Восток так же по праву считается колыбелью боевых искусств. Рукопашный бой был необходим для подготовки воина, так как повышал его шансы выжить в постоянных стычках подразделений, целых армий, поединков «один на один». Хороший воин пользовался успехом при дворе. Начиная с 6 в. до н. э. профессиональные навыки боевых приемов борьбы пользовались спросом на опасных торговых маршрутах – в Китае, Индии, на Ближнем Востоке.
Существует четыре основных теории появления боевых искусств. Первая теория отдает ведущее значение религиозным обрядам, связанным с поклонением различным божествам, вторая рассматривает природное стремление человека к реализации двигательной активности, третья дает философское определение зарождения всех боевых систем, четвертая теория связана с необходимостью защищать свое имущество, свою жизнь и жизнь близких людей от вооруженных посягательств, чаще всего не имея возможности применить оружие.
В древней Индии во второй половине первого тысячелетия н.э. так же развивались боевые приемы борьбы на фоне постоянных конфликтов между государствами – княжествами. С установлением постоянных торговых маршрутов между Индией и Китаем происходил обмен методами, принципами, техникой рукопашного боя, применяемыми в армиях Востока, тем самым, положив основу развития рукопашного боя в первом тысячелетии н.э.
Развитие боевых приемов борьбы происходило и на Западе в армиях древних средиземноморских государств. В древней Греции и Риме в 9 в до н. э. широко пропагандировался панкратион - комплексный вид борьбы, включающий в себя броски и удары. Свидетельством тому выступают дошедшие до наших дней фрагменты ваз, на которых изображены состязания борцов под руководством судей, часто изображались схватки против диких зверей. Одни из самых популярных изображений были те на которых запечатлены борющиеся подростки. Побежденным считался тот, кто касался земли любой частью тела. В древней Греции детская борьба была развита на высоком уровне, существует масса исторических документов в которых отражена работа специальных школ – палестры, в которых юные греки обучались искусству борьбы. В 708 году до н. э. борцовские состязания были включены в программу Эллинских Олимпийских игр, как пятая дисциплина пентатлона. В программу Олимпийских игр в 648 году до н. э. вошел кулачный бой – панкратион. В числе авторов описывающих античную борьбу были Пиндар, Лукин, Хелиадор, Эмир, Филострат, Плутарх, Платон, Гомер. Борьба в то время была причислена к основным видам искусства. В первых соревнованиях спортсмены не делились на весовые категории, но уже существовали весовые категории. По окончании палестр молодые мужчины продолжали свое спортивное совершенствование у выдающихся борцов своего времени, являющимися олимпийскими чемпионами и участниками Олимпийских игр.
Интересным является исторический факт, связанный с появлением всемирно известного имени Платон, родители назвали его Аристоклом. В переводе с греческого Платон – «широкий», данное прозвище ему дал борец Аристон, который обучал его борьбе. В последствии Платон выступал на Истмийских играх, где многократно доказывал свое физическое превосходство над своими оппонентами. Своими знаниями в спортивной практике славился и Пифагор, его советы по диете помогли атлету Евримену стать победителем Олимпийских игр, надо признать, что Евримен не обладал выдающимися ростовыми показателями по сравнению со своими соперниками.
Наследие Древний Греции и в том числе методика подготовки бойцов по системе панкратион перешла в Древний Рим. Из Рима эта система перешла к «варварским» германским и галльским племенам. Бросковая техника в панкратионе применялись редко, основной была ударная техника. В Древнем Риме панкратион развивался в гладиаторской среде. Римские плебеи и патриции предпочитали заниматься борьбой позже известной нам как «Греко–римская». В отличие от панкратиона в этом виде борьбы запрещалось наносить удары. Постепенно, вследствие военных походов и расширения римской империи оба вида борьбы распространились по Европе, достигнув Британских островов.
Испокон веков на Руси существовали кулачные бои, это были не раздробленные упражнения, а выстроенная система физического развития и совершенствования. Свидетельства тому можно найти в исторических летописях. Известен случай, когда вопрос о битве был решен кулачным боем двух воинов. В 993 году во время нашествия печенег, печенежский князь предложил князю Владимиру решить судьбу сражения поединком двух воинов, которые должны были вступить в рукопашный бой. В этом поединке победу одержал русский крестьянин над печенежским великаном, решив тем самым исход битвы. Похожие эпизоды описаны в былинах «Об Илье Муромце и Добрыне Никитиче», «Василий Буслаев и новгородцы». Встречаются упоминания о рукопашных схватках в произведениях А.С. Пушкина. М.Ю. Лермонтова, А.И. Куприна. На Руси кулачный бой всегда был как молодецкая потеха, состязания проходили «на поясах», «в схватку», «не в схватку», «по-охотничьи» происходили все эти схватки из традиций «стеночного» боя или известного сейчас как «стенка на стенку». Системы рукопашного боя древней Руси базировались на древних языческих культах в них были включены сакральные символы: круг – символ солнца, крин – трехлепестковый росток, содержащийся во всех художественных орнаментах того времени (в его основе лежат множество принципов: золотой середины, «медвежьего» и «подколюжного» ударов, десятки «усиления движения»). Медвежья борьба – является самым древнем стилем Руси. Проводилась она на поле как одна из частей языческого ритуала призванного отгонять от посевов злых духов. Особое место в истории становления русских боевых искусств занимают ярыги или ярые воины, у викингов они назывались бирсерки, эти воины в одиночку могли противостоять неприятельскому отряду.
Кулачный бой практиковался не только в военной среде. Так на барельефах найденных в древней столице Армении, показаны сцены праздника сбора урожая, во время которого проходили кулачные поединки между соплеменниками в шкурах диких животных. На изображениях выполненными средневековыми европейскими мастерами Альбертом Дюрером, Ханцом Вурмом, Ромеин де Хугом отражено увлечение рыцарей кулачными поединками. Кулачные поединки входили в состав «семи благородных искусств», которыми должен в совершенстве владеть каждый феодальный рыцарь. В трудах Фьеоре де Либериса «Flos Duellatorum» (1410) и Чарльза Студера «Das Solothurner Fechtbuch» (1423) основное внимание уделяется разделам, посвященным владению оружием (длинным мечом и кинжалом), хотя имеются и другие разделы рукопашного боя. В средневековой Европе впервые появляется печатная книга по борьбе под названием «Искусство борьбы», автором которой является Фабиан фон Ауэрсвальд (1539).
Эпоха догматической доктрины церкви, которая серьезно тормозила развитие рукопашного боя, в XVIII веке сменилась новым временем, характеризующимся возрождение античного совершенства человека. В этот период зарождаются национальные гимнастические системы, обучение в которых включало изучение приемов кулачного поединка. Во Франции появляются профессиональные борцы, основной профессии которых было выступление на аренах цирков, издаются учебные пособия обучения техники борьбы. В дореволюционной России первые профессиональные борцы (К. Буля, Г. Гаккеншмидт, С. Елисеев, И. Заикин, И. Поддубный, И. Шымякин) появляются в 1895 году в кружках и школах любителей борьбы. Появлению этих школ мы обязаны таким энтузиастам как В.Ф. Краевский и В.А. Пытлясинский.
В конце XIX века происходит бурный рост промышленности и экономики, развивается военная техника, что сильно принизило значение навыков боевых приемов борьбы, которые необходимы солдату в рукопашном бою. На смену оружия ближнего боя приходит вооружение способное уничтожать противника на большом расстоянии, а следовательно умение солдата воевать в ближнем бою постепенно снижается. Начиная с этого периода рукопашный бой, находит свое применение в программах подготовки сил специального назначения, мощный толчок в развитии которых пришелся на вторую мировую войну.
В 20-е годы XX столетия начинает формироваться отечественная система рукопашного боя, получившая название Самбо. Хотя в начале она называлась иначе: «сам», «самое», «вольная», «вольного стиля».
В 1942 г. выходит в свет учебно-методическое пособие Уильяма И. Фэйрберн «Стань крутым! Как победить в рукопашном бою». Пособие предназначено для подразделений британских коммандос и армии США.
В 40–е годы в Израиле формируется достаточно универсальная военная система рукопашного боя Крав мага. Основная задача, которую ставят инструктора этой системы перед обучаемыми солдатами это быстрая нейтрализация угрозы жизни и здоровью. В переводе с иврита Крав мага переводится как контактный бой. В этой системе нет четких правил, различий в методике подготовки женщин или мужчин, специальной формы. Связано все это с ее военной направленностью. Крав мага не является спортивным видом единоборств. Поэтому все действия продиктованы одним условием, что во время нападения у преступника не будет жалости и снисхождения, следовательно, все действия должны выполняться быстро и решительно, применяться в латентных ситуациях угрозы жизни. Основной целью нападения являются болевые точки и сегменты с применением, если такая необходимость появляется, любого доступного предмета.
В полиции Тайваня широко практикуется боевое искусство кунг – фу, включенное в программу подготовки.
Полицейским Японии по наследству досталась самурайская система джиу-джитсу, веками совершенствующаяся в недрах кланов-воинов, имеющая в своем арсенале несколько тысяч приемов, как с оружием, так и без него.
В современных войсковых подразделениях все элитные части включают в программу обучения технику и тактику рукопашного боя в свои программы подготовки. Наиболее популярными являются: самбо, дзюдо, рукопашный бой, бокс, кикбоксинг, карате, кунг–фу, тхеквондо, джиу–джитсу, айкидо, дзюкадо и другие системы.
В 1980 году начинает возрождаться славяно-горицкая борьба. Свое название она получила от обрядовых поединков проходивших на курганах павших воинов называющихся горицы. Возродить старинную русскую систему подготовки воинов удалось А.К. Белову, истоки которой он изучал в народных обрядах и игрищах Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Русского Севера. Она включает в себя следующие виды боя: классический, штурмовой, тотальный, военно-прикладной, огневой, клинковый.
Современные системы рукопашного боя иностранных силовых структур основываются на самых разных системах единоборств, которые можно разделить на две группы. Первую группу составляют единоборства с преобладанием ударной техники или борьбы. Среди них выделяются: бокс, кикбоксинг, карате, тхеквондо, кунг-фу, дзюдо. Вторую группу составляют единоборства с ярко выраженной прикладной тематикой. Такие системы как японское джиу-джитсу и айкидо, корейское хапкидо специализируются на приемах освобождения от захватов и обхватов, защиты от ударов ножом, тяжелым предметом, действиям при угрозе оружием, использованию палок различной длины и подручных предметов в вышеперечисленных приемах.
На этом путь развития систем самозащиты не останавливается, а продолжает модифицироваться во все новые формы и виды, но не меняющие при этом своей основной цели – обучить человека надежно защищать себя и окружающих от преступных посягательств.
Ссылки на источники:
- Белов А. От кулачного боя к славяно-горицкой борьбе /А Белов // Спортивная жизнь России. -1991. № 12. - С.27-28.
- Заичкин И.А. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II / И.А. Заичкин, И.Н. Почкарев. -М.: Мысль, 1994. 765 с.
- Иванов-Катанский С.А. Литературный анализ истории развития джиу-джитсу в России и СССР в начале 20-го столетия /С. А. Иванов -Катанский //Боевое искусство планеты. 2003. - № 3. - С. 64-65.
- Коваль В. Невидимое оружие НКВД /В. Коваль // Кэмпо. 1995. - № 3. - С.25-29.
- Куликов А. Древо боевых искусств: история единоборств в Европе /А. Куликов // Спортивная жизнь России. — 2002. № 10. - С. 31-32.
- Куликов А. Древо боевых искусств: русские виды единоборств /А. Куликов // Спортивная жизнь России. — 2003. № 3. - С. 39-41.
- Ло Мэн Кэм. Полицейское кунг-фу: Опыт спецназа Национальной полиции Тайваня /Мэн Кэм Ло; Пер. с англ. Т. Логачевой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 160с.
- Непомнящий С.В. Средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки отдельных подразделений МВД ССС: Автореф. дис. канд. пед. наук/ГЦОЛИФК. -М., 1989
- Русский стиль. Традиционные боевые искусства № 2. М., 1992. — 82с.
- Соснин Е.С. Пупикат медвежья лапа: Секрет мастерства воинов -охотников Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. /Е.С. Соснин. - Тобольск, 2003. -75с.
- Тарас А.Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практическое пособие. /А.Е. Тарас. Мн.: Харвест, 2000. - 400с
- Тарас А.Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада: Энциклопедический справочник. /А.Е. Тарас. Минск: Харвест, 1996.- 640с.
- Тиновицкий К. Японские уроки в английской полиции /К. Тиновицкий// Спортивная жизнь России. 1993.- № 5-6. - С.37-38.
- Туманов А.А. Единоборство "Тризна" как средство спортивно-патриотического воспитания: проблемы и перспективы /А.А. Туманов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002.- № 1. - С.26-40.
- Камнев Р.В., Плешивцев А.Ю. Инновационный подход в методике проведения учебных занятий по физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 127-133.
- Камнев Р.В., Седых Н.В. МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТАЕКВОНДИСТОВ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 2. С. 59-62.
The history of formation of combat systems of unarmed combat
Abstract. The article analyzes the historical stages of development of combat systems from ancient Mesopotamia to the present day. Shows the different types of unarmed combat of ancient Russia, as well as modern forms of martial arts used for physical training of the police forces of foreign countries and Russia.