Полный текст статьи
Печать

Аннотация: в статье рассмотрены история и современное состояние социо-гуманитарного образования горных инженеров, предложена модель интеграционного образовательного пространства ВУЗов, осуществляющих подготовку горных инженеров.
Ключевые слова: социо-гуманитарное образование горных инженеров, гуманитарная культура, содержание образования. 

Говоря о высшем техническом образовании, мы должны помнить, что оно ориентирует студентов не только на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствует их выходу на новый уровень культуры, соответствующей этим технологиям. По словам Ю.Г. Фокина: «Несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза XXI века должен быть, прежде всего, субъектом культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности» [7,с. 224]. По мнению Е. В. Бондаревской, содержание технического образования определяется на основе наполнения  его культурными ценностями и смыслами [2, с.4].,  И.М. Ильинский видит основное назначение профессионального образования не столько в узкой специализации, сколько в «формировании личности, гуманитарные основания которой (нравственные, ценностные) позволяют расширить горизонты понимания специалистом сложного и быстро меняющегося мира, адаптироваться к вызовам эпохи» [4, С. 8-15.]. 

Следует заметить, что проблема социо-гуманитарной подготовки горных инженеров в педагогических исследованиях представлена недостаточно. Особое внимание в литературе уделено формированию гуманитарной культуры в средней школе.

Наиболее полно в отечественной педагогике представлена проблема формирования гуманитарной культуры преподавателей (будущих преподавателей) в основном для системы общего образования (см. работы Р.М.  Асадуллина, В.А. Бенина, Е.Н. Богданова, Е.В. Бондаревской, В.А. Вялых, Г.И. Гайсиной, И.Ф. Исаева, П.И. Пидкасистого, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова и др.). Вопросам формирования отдельных сторон (сфер) гуманитарной  культуры у будущих специалистов, например, языковой профессиональной культуре посвящены работы О.А. Деминой, педагогической культуре мастеров производственного обучения -  В.В. Кузнецова, общей культуре специалистов - Н.Б. Крыловой, гуманитарному обучению студентов технического вуза - И.М. Орешникова, развитию гуманитарной культуры студентов технических специальностей на основе изучения иностранного языка - Е.П. Рыбиной. и т.п.

К сожалению, до настоящего времени во многих негуманитарных вузах процесс инте­грации гуманитарных наук в систему выс­шего технического образова­ния не осущест­вился [1].

В современном мире технические знания опережают знания гуманитарные. Реалиями сегодняшнего дня являются техногенные катастрофы с человеческими жертвами, в том числе и в горном производстве. В первую очередь это связано с  «технологическим бескультурьем, неумением задумываться о своей судьбе, участи близких и незнакомых людей. Бескультурье опасно еще и тем, что замещает личную ответственность за здоровье и жизни людей меркантильными интересами, желанием выделиться из общей массы такими качествами, которых следует стыдиться».

Таким образом, социо-гуманитарное образование горных инженеров предполагает прежде всего формирование их гуманитарной культуры. А отношение к социо-гуманитарной подготовке в учебных заведениях технического профиля должно коренным образом измениться: не стоит воспринимать ее в качестве дополнения к специальным дисциплинам, по нашему мнению, социо-гуманитарная подготовка должна стать неотъемлемой частью фундаментальной подготовки горного инженера.

Как педагогическая проблема гуманитарная культура стала особенно заметна в 80 годы XX века и до сих пор является актуальной. Н.Г. Сикорская отмечает: «это обусловлено, тем, что “актуализация понятия “гуманитарная культура”, столь естественного в классической древности, связана в этот период со стремлением педагогической науки выделить те базовые личностные образования, которые бы способствовали интериоризации ценностей общечеловеческой культуры и их реализации в практической жизнедеятельности» [6].

Характерной чертой современного состояния проблемы является то, что, в отличие от прошлого столетия, становится невозможен путь простого увеличения часов на социо-гуманитарную подготовку горного инженера, а значит  необходим поиск педагогических механизмов, способных в условиях сложившейся системы профессиональной подготовки горного инженера повысить эффективность ее гуманитарной составляющей.

Для подготовки современного горного инженера она является приоритетной, так как он должен обладать развитой способностью к различным видам изобретательства, что вытекает из сущности и именования этого вида труда (ingenious [с латинского] “изобретательный”), а последнее, в свою очередь, невозможно без широкой общекультурной (гуманитарной) подготовки. Качество проектных решений по обеспечению примышленной и экологической безопасности, экономической эффективности производств по эксплуатационной разведке, добыче и переработке полезных ископаемых, при строительстве и эксплуатации подземных объектов во многом определяется личностными характеристиками людей их создающих. Содержание образования горных инженеров должно исходить из двойственной природы горного производства, ее объективных и субъективных начал. Объективность состоит в том, что добыча и переработка твердых полезных ископаемых происходит на основе законов естествознания. Субъективность состоит в том, что осуществление технического руководства горными, взрывными работами, а также работами по обеспечению функционирования оборудования и технических систем горного производства происходит с помощью человека. Только он определяет потребность в новой технике, ставит цели, принимает решения по ее проектированию, производству, исходя из своих интересов, своего миропонимания, мироощущения, мировоззрения.

Идея первостепенности гуманитарной составляющей образовательного процесса уходит своими корнями еще в XIX столетие, но, как подчеркивает Т.Г. Браже «как глобальный межгосударственный документ эти идеи были сформулированы лишь в конце XX века, превратились в общественную потребность и стратегию развития цивилизации» [3, С.28]

Особенностью сегодняшнего дня в вопросе социо-гуманитраного образования инженеров вообще и горных инженеров в частности является самостоятельность ВУЗов в вопросе разработки образовательных программ и учебных планов. Они вправе предлагать свою структуру и логику реализации учебных предметов цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». По мнению специалистов, имеет место нерациональный отбор базового компонента высшего образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах, что обусловливает их слабую гуманитарную и воспитательную насыщенность, заниженную нравственно - психологическую и ценностно - формирующую направленность учебного процесса. [8, 65] Предлагавшаяся ранее последовательность изучения конкретных учебных курсов, необходимая для углубления их взаимосвязи, оптимального воздействия на личность, включающуюся в разнообразные социальные отношения, не всегда реализуется именно из-за диверсификации образовательных программ.

Так, Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 130400 Горное дело предусматривает изучение дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык» (базовая часть) и вариативная часть «Русский язык и культура речи», «Социология». Нагрузка  на данный цикл составляет 21 ЗЕ, что составляет всего 6% от общего количества ЗЕ на направление подготовки.

Кроме того, приходится констатировать, что некоторые гуманитарные дисциплины, преподавание которых остро необходимо для формирования мировоззрения специалиста, исключены из ООП направления подготовки. Так, к примеру, вариативной дисциплиной для направления подготовки 130400 Горное дело стала «Культурология» и читаться она может при условии исключения дисциплины «Психология и педагогика». Дело, по нашему глубокому убеждению, в общей системной ошибке теоретиков и практиков образования, так как обе эти дисциплины практически необходимы.

Если мы считаем, что задачами социо-гуманитарного образования горных инженеров являются:

- формирование у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, системных исторических и культурологических знаний; умений самостоятельной творческой работы с содержанием современной культуры и социальной жизни как основы самоидентификации личности

- формирование нравственных ценностей, этики межличностных отношений, актуализация в сознании граждан социальных приоритетов и идеалов, на основе которых формируется социальный климат в обществе, доверие, социальная солидарность и ответственное отношение гражданина к собственной жизни, другим людям, труду, обществу, окружающему миру [5], то взаимно исключать такие дисциплины как «Культурология», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи» и т.п. невозможно.

Таким образом, сегодня очевидным является необходимость и остро встает вопрос разработки новых подходов и новой парадигмы социо-гуманитарного образования горных инженеров. В соответствии с ФГОС ВПО вариативная часть  либо моет реализовываться по усмотрению вуза, исходя из специальности и специализации будущего инженера, либо возможно их объединение в междисциплинарные курсы, либо возможно введение новых курсов, учитывающих «научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла» (статья 6. 2 Стандарта).

Кроме того, стандарт позволяет осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин в форме авторских курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе.

Данные обстоятельства позволяют преподавателю найти практический выход для решения проблемы организации социо-гуманитарного образования горного инженера. Так, на кафедре горного дела и обогащения полезных ископаемых ФБГОУ ВПО Юго-Западный государственный университет нами разработаны элективные курсы «Духовная культура горного дела», «Культурные обычаи и традиции горного дела», «Культурное пространство горного дела».

Данные дисциплины ориентированы на формирование у студентов-горняков понимания многообразия человеческих культур, особенностей мировоззрения горных инженеров, формирования особого аутентичного мировоззрения горного инженера средствами художественных текстов о горняках и их анализа посредством концептных карт.

Но кроме количественных изменений, важны качественные перемены в организации социо-гуманитарного образования горных инженеров.  Под такими изменениями мы понимаем внедрение аксиологически ориентированной модели социо-гуманитарного образования горных инженеров,  новых методов обучения в социо-гуманитарном цикле, создание интеграционного образовательного пространства ВУЗов РФ, осуществляющих подготовку по направлению Горное дело.

На сегодняшний день ВУЗов России, осуществляющих подготовку специалистов (специалитет) для нужд недропользования, насчитывается 45.

Представим модель интеграционного пространства вузов, осуществляющих подготовку горных инженеров: 

1

Рис 1. Модель интеграционного пространства ВУЗов РФ, осуществляющих подготовку по направлению Горное дело

В центре данной модели - Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области горного дела, которым руководит  Совет УМО ВУЗов России по образованию в области горного дела. Совет исполняет функции Научно-методического совета по направлению подготовки бакалавров и магистров «Горное дело» и Научно-методического совета по направлению подготовки дипломированных специалистов «Горное дело».

 Под горным сообществом мы понимаем сообщества людей, занимающихся горным делом и в области практической профессиональной деятельности, и в области научной деятельности, имеющих цель обмена знаниями между участниками, который обеспечит их личностное и профессиональное совершенствование. 

Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на ВУЗы, осуществляющие подготовку по направлению Горное дело, а ее факторы оказываются одинаковыми для всех ВУЗов. К ней относятся все объекты, факторы и явления, находящиеся за пределами ВУЗа, но влияющие на его образовательную деятельность. Это могут быть музеи, театры, библиотеки и др. учреждения культуры.

Мы полагаем, что реализация интеграции учебных заведений, осуществляющих подготовку горных инженеров в единую систему на основе единства учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, может быть одним из организационно-методических путей трансформации традиционной образовательной системы в открытое культурно-образовательное пространство с образованием единого сотворческого инновационного поля деятельности горных инженеров. 

Создание и обеспечение новой интеграционного образовательного пространства в процессе профессиональной подготовки будущих горных инженеров требует не только реорганизации учебных аудиторий, учебно-производственных мастерских и лабораторий, но и реконструкции знаково-символической среды высшей школы как отражения разнообразной продуктивной и творческой деятельности студентов и преподавателей. В результате этого студенты приобретают образ новой вузовской жизни, организованной по подобию действующих в обществе культурных процессов. Это становится стимулом их самоопределения и самореализации. В свою очередь, преподаватели вуза повышают уровень своей культуры, формируют четкое представление обо всей вузовской системе деятельности и возможностях участия в ней студентов.

Мы разделяем взгляд ученых, которые считают, что несоответствие результатов социо-гуманитарного образования горного инженера требованиям работодателя и условиям современной экономики вызван не столько декларативным характером государственной политики и просчетами в определении приоритетов развития социо-гуманитарного образования, сколько несоответствием традиционных моделей образования «вызовам» современной социально- экономической и социокультурной ситуации. 

Ссылки на источники 

  1. Бодрова Е.В. Определяющий фактор повышения эффективности гума­ни­тарной подготовки в высшей школе – его профессиональная ориентация. Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/professor.ru/Bodrova_EV/ [дата обращения: 01.11.14]
  2. Бондаревская Е. В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики /Е.В.Бондаревская // Педагогика, № 6, 2007. С. 3-10. , с.4
  3. Браже Т.Г. Развитие гуманитарной культуры как глобальная проблема образования взрослых в 21 веке: теоретический аспект//человек и образование №1.-2010.- С.28
  4. Ильинский И. М. О высшем образовании для XXI века / И.М.Ильинский // Знание. Понимание. Умение. 2006, № 4. С. 8-15.
  5. Кондаков А.М. Реализация ФГОС общего образования в условиях новой образовательной среды, Презентация. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/265620/ [дата обращения: 03.11.14]
  6. Сикорская Н.Г. Гуманитарная культура личности как педагогический феномен // Педагогика. 2001. Вып. 6 (http://science. ncstu.ru)
  7. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 224 С.
  8. Ярмакеев, И.Э. Воспитательный потенциал учебных дисциплин/ И.Э. Ярмакеев // Высшее образовании в России. – 2004. - № 9. – С. 64 – 70. 

Semenova Ludmila Anatolevna
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of mining and mineral processing FBGOU VPO Southwest state University , Kursk
Socio-humanitarian education of mining engineers as a pedagogical problem. History and current status of the issue
Abstract: the article discusses the history and current state of socio-humanitarian education of mining engineers, the proposed model of integration of educational space of higher education Institutions engaged in the training of mining engineers
key words: socio-humanitarian education of mining engineers, humanitarian, cultural, educational content