Аннотация: Статья посвящена изучению масштабов влияния интернет-магазинов на экономику. Произведено сравнение торговли с помощью интернет-технологий и с розничной, выявление плюсов и минусов. Актуальность данной проблемы заключается в освещении как положительных, так и отрицательных моментов развития, оценки масштабов роста интернет торговли в России.
Ключевые слова: интернет, интернет - торговля, перспективы развития, российский рынок.
При современных условиях ведения бизнеса нельзя пренебрегать таким гибким, многофункциональным и широко охватывающим каналом продаж, как интернет. Даже если на первый взгляд может показаться, что потенциальных клиентов для бизнеса нет в сети или их крайне сложно и затратно привлечь, – скорее всего, просто не разработан или не используется алгоритм или адекватная методика, а так же необходимые инструменты для работы с целевой аудиторией. В настоящее время интернет становится основой одной из крупнейших за последние двести лет индустриальных революций, изобретение которого можно сравнить с приходом в экономику паровых машин и электричества в 19 веке. Как показывает опыт развитых стран, существует прямая зависимость между уровнем проникновения Интернета и ростом ВВП. Необходимо четкое понимание того, что, российский рынок до сих пор еще не осознал потенциал и масштабы будущего роста электронной торговли. Сейчас объем этого сегмента составляет всего 2-3%, и многие игроки рынка не рассматривают его в качестве достойного направления для собственного участия. Однако мировой опыт показывает, что именно там ожидаются наиболее существенные изменения, причем процесс уже запущен, в том числе и в России. По данным ФОМ за 2014г ежесуточная аудитория в интернете выросла за год на 6% и достигла 53 млн человек. Уже сегодня 41% Россиян узнают о последних новостях из интернета и их число постоянно растет. По данным исследования Data Insight объем рынка интернет-торговли вырос за 2013г на 25% и составил 350 млрд рублей.[1]
Рынок стационарного ритейла в развитых странах, таких как США, Германия, Франция, Великобритания, уже практически не растет. В это время рынок электронной торговли наращивает обороты, и в большинстве стран, по данным Euromonitor, вырос вдвое с 2008 г. При этом самые высокие темпы роста наблюдаются у России (в 3 раза) и мирового лидера - Китая (в 40 раз). Объем розничной электронной торговли в 2014г. составил около 520 млрд. рублей($16.3 млрд.) Российский рынок электронной розничной торговли, согласно прогнозам, достигнет к 2017 году объема в 1 трл руб. Эти данные касаются только Интернет-продажи розничных товаров. Если же учесть еще и продажу услуг, а также невещественного контента (например, продажа авиабилетов), то порог в 1 трл руб. будет преодолен совсем скоро - в следующем 2015 г. [1]
Рисунок 1 – Диаграмма изменения торговли за последние 8 лет
Высокие темпы роста российского рынка Интернет-торговли наблюдались на начальном этапе его становления – тогда ежегодные значения роста составляли 30-35%. Сейчас темп немного снизился - до уровня 26-30%. Это связано, прежде всего, с насыщением пользовательской базы: число Интернет-пользователей сейчас составляет 89 млн. человек. В будущем темпы роста продолжат снижаться, однако они все равно остаются высокими. Их будет поддерживать процесс постепенного вовлечения новых пользователей из регионов, которые до сих пор не проявляли активности, сравнимой с тем, которую демонстрировали жители крупных городов. В ближайшие годы тренд роста за счет увеличения числа покупателей должен смениться ростом за счет увеличения объема совершаемых через Интернет покупок. Россия уже сейчас входит в десятку наиболее развитых Интернет-рынков мира. По данным Euromonitor, она занимает 8 место после Южной Кореи и опережает такие страны, как Бразилия и Испания. Однако до сих пор объем покупок в России, совершаемых через Интернет, фактически в 10 раз ниже, чем в США.
Сайты торговых площадок посещают 60% всех интернет-покупателей, среди которых доминирующее положение занимает Яндекс.Маркет. Более 18 млн человек в России выбирают товары и магазины на "Яндексе", вторым по популярности агрегатором товаров из интернет-магазинов является Товары@Mail. В Рунете в первом полугодии 2014 года действовали примерно 40 тыс магазинов.
Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Интернет также предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как потребитель может быстро ознакомиться с продукцией и определить, является ли товар, предлагаемый местными торговыми компаниями, продукцией высокого или низкого качества. Таким образом, продвижение бизнеса в Интернете и продажи через Интернет могут стать «и благом, и проклятьем».
Темпы роста и прогнозы не могли не привлечь венчурных инвесторов. За последние три года, исходя из публично обнародованных операций, розничная e-commerce привлекла более $950 млн венчурных денег (в том числе $400 млн только в 2012 году) без учета неразглашенных сделок. Эти цифры можно сравнить со вложениями в электронную коммерцию в США, однако они выглядят скромно по сравнению с Индией и Китаем., где инвестиции в электронною коммерцию с 2010 года исчислялись десятками миллиардов долларов. [2]
В рамках исследования Onlife был проведен анализ выбора покупателей в разных товарных категориях при совершении онлайн-покупок. Так, покупатели книг реже всего выбирают товар в обычном магазине, чтобы затем купить их он-лайн - так поступает лишь 17% опрошенных. Покупатели бытовой техники и электроники, детских товаров и товаров для дома ведут себя иначе. Они предпочитают предварительно увидеть товар в магазине - так поступает каждый четвертый опрошенный. А при покупке косметики/парфюмерии и товаров для спорта примерно каждый третий покупатель сначала выбирает их в обычном магазине, а затем приобретает через Интернет, получив экономию в затратах.
Интернет, как один из важнейших факторов глобализации, определяет характерные черты развития последней. Если раньше в развитых клиентоориентированных экономиках в условиях жесткой конкуренции побеждал тот, кто лучше и полнее удовлетворял потребности потребителей, то сегодня к этим двум ключевым параметрам добавилась скорость во всём многообразии её определений. Это и способность показать свою рекламу быстрее и на более заметном месте, чем конкуренты, быстрее ответить на запрос клиента, быстрее принять и обработать заказ, быстрее доставить. Если пользователь идёт в Интернет что-либо искать, он тратит на поиск время и порой очень существенное. Объективный спрос на конкретную, оперативную информацию рождает предложение - мобильные приложения, которые в условиях роста числа покупок через Интернет с мобильных устройств могут определять успешность того или иного предприятия.
Сегодня многие компании в т.ч. имеющие реальные производственные мощности, а не просто посредники делают основную ставку в развитии бизнеса на продажи через Интернет по следующим причинам:
- сравнительно недорогая реклама и невысокая стоимость привлечения потенциального покупателя.
- быстрый выход на целевую аудиторию;
- отсутствие географических ограничений, возможность осуществлять деятельность не только в «домашнем» регионе, но и за рамками него, в т.ч. в других государствах;
- возможность представить весь ассортимент продукции с детальным описанием и иллюстрациями. Как следствие повышение конверсии;
В большинстве случаев сравнительно небольшие издержки, связанные с входом на рынок и выходом с него. Выход в сеть обуславливается и тем, что Интернет стал основным местом поиска необходимых товаров и услуг. Качественный веб-сайт может приводить больше клиентов, чем реклама в СМИ, участие в выставках и «холодный обзвон» вместе взятые, либо как минимум существенно влиять на уровень продаж.
Активно действуют и платежные сервисы, такие как Яндекс Деньги, WebMoney, PayPal, MasterCard, Visa и др. предлагающие совершать платежи с использованием удобных мобильных приложений, позволяющих распоряжаться своими безналичными деньгами в любой точке мире, где есть выход в Интернет. Это увеличивает глобальное присутствие, клиентскую базу, число транзакций и, следовательно, прибыль системы. Однако пока данные примеры скорее исключение из правил. Став неизменным спутником человека, телефон и/или планшетный компьютер находятся всегда рядом с ним, тогда как стационарный компьютер далеко не всегда доступен. Таким образом, характер последних изменений позволяет предположить, что наиболее рациональной и экономически обоснованной тенденцией в глобальном масштабе будет не только выход в глобальную Сеть и существенное смещение акцентов на осуществление продаж через сетевые ресурсы, но и выход на конечного потребителя через мобильные версии сайтов, в общем, и мобильные приложения в частности. Аудитория клиентов, осуществляющих покупки через Интернет является сверх лояльной, чем не может похвастать ни один другой канал сбыта товаров. Современные службы доставки позволяют эффективно решать вопросы поставки приобретенной продукции в любую точку планеты.
Рассматривая воздействие Интернет на экономику нашей страны можно выделить несколько моментов.
1.Конкуренция между производителями информации усилилась, так как практически исчезли барьеры входа на данный рынок.
2.С развитием Интернет тиражирование информационных продуктов стало практически бесплатным. Если раньше надо было переписывать информацию на материальный носитель – книгу, или дискету, то сейчас ее можно свободно скачать через интернет. Вследствие этого определенная часть информации перестает быть редким благом. То есть, вместо покупки, например, книги, ее можно спокойно скачать. Пиратство и плагиат – тоже следствие данного явления.
3.Произодство и бесплатное распространение информационного продукта становится одним из сигналов, снижающих асимметрию информацию. Например, корпоративный блог показывает профессионализм его владельца, а качественная статья больше говорит о статусе ученого, чем его регалии.
4.Часть информации производится и предоставляется потребителю бесплатно, для того чтобы обеспечить посещаемость своего ресурса и поднять его привлекательность для рекламодателей. Раньше это был удел профессионалов на телевидении и прочих СМИ. Сейчас это может сделать каждый. Тем более, как было указано ранее, из-за низких затрат на тиражирование, многие коммерческие информационные продукты воруются и распространяются бесплатно уже другими фирмами. Поэтому многие фирмы предпочитают бесплатно выставить свой продукт и заработать на рекламе. К тому же, не каждый будет платить за информацию, а с помощью рекламы определенный уровень дохода обеспечен.
5.Стать игроком на рынке информации может каждый, кто может ее производить или систематизировать. Это стимулирует производство информации и в тоже время создает множество некачественных информационных продуктов.
6.Информационные ресурсы создаются не только владельцем «веб-площадки», а сообществом, которое интересуют общие проблемы (например, Википедия, форумы, электронные журналы и т.п.). Причем именно здесь проявляется сетевой эффект – чем больше участников сообщества, тем оно привлекательней.
7.Знания стали передаваться практически мгновенно. Поэтому приходится их все быстрее производить, чтобы получить конкурентное преимущество.
8.Организации переводят информационные потоки в интернет и создаются концепции электронного правительства, электронной коммерции. Это снижает трансакционные издержки для субъектов рынка информации. А уровень трансакционных затрат в современной экономике является одним из главных критериев эффективности организации бизнес-процесса и одним из главных критериев привлекательности субъекта информационного рынка. Например перенос многих информационных потоков между фирмой и клиентами в Интернет позволяет снизить затраты времени как преподавателей так и студентов.
9.Доступность информации о фирме, ее информационная открытость, снижающая асимметрию, становится одним из факторов конкурентоспособности фирмы и специалиста, то есть является сигналом о высоком качестве, так как фирмам с «плохим товаром» выгодна непрозрачность рынка. Для производителя научной информации, например, ученого (как одного из главных производителя знаний) информационная открытость начинает выражаться в ведении собственного блога, на котором публикуются статьи, мнения о событиях и проблемах и т.п.
10.Фирмы приобретают сетевой характер, так как интернет снижая трансакционные издержки позволяет уменьшить количество уровней иерархии.
11.Получают распространения сетевые блага.
Таким образов, проведя анализ внедрения интернет-тоорговли, можно с уверенностью сделать вывод, что с настоящее время мире интернет торговля с каждым годом приобретает все большее значение, особенно в странах с быстроразвивающейся экономикой, таких как Россия. Преимуществами интернет - торговли являются: способность быстро разместить свою рекламу на более заметном месте, мобильно и качественно доставить заказ, отсутствие географических ограничений, быстрый выход на целевую аудиторию, детальное описание продукции и множество других привилегий, однако при необходимы такие же знания для ведения грамотного и успешного бизнеса в сети интернет, так же как и на реальных площадках.
Ссылки на источники:
1.http://www.marketing.spb.ru/mr/it/e_trade.htm
2.http://spbit.ru/news/n110600/
Evseeva Anna A.
PhD, Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratov.
Naumova Alina S.
A student at the fifth year of the specialty "Organization of transportation and management on transport” of Saratov State Technical University named after Y.A. Gagarin.
Abstract: Article is devoted to studying of scale of influence online stores on economy. Comparison of trade was carried out to networks with retail, identification of pluses and minuses. Relevance of this problem consists in illumination of both the positive, and negative moments of development, an assessment of scales of growth the trade Internet in Russia.
Keywords: Internet, Internet trading, Russian market.