Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования культуры доверия в сетевой образовательной коммуникации, обусловленная увеличением количества доступных средств Веб 2.0, анализируются результаты исследований зарубежных ученых в аспекте инженерии современной сетевой образовательной коммуникации, приводятся результаты анкетирования образовательной активности студентов в сетевой коммуникации.
Ключевые слова: сетевая образовательная коммуникация, культура доверия, образовательной активности студентов
В последние годы мы постоянно слышим о необходимости модернизации системы образования. Однако на наш взгляд процессы модернизации в образование в настоящее время осуществляются уже без нашего участия. Вы спросите: как же так? Ответ простой. Процессы информатизации преобразуют среду образовательной деятельности. Обучающиеся все активнее используют возможности сетевой коммуникации в процессе обучения и это, в свою очередь, заставляет педагогов внедрять в профессиональную деятельность методы и средства сетевого взаимодействия с опорой на средства Веб 2.0, т.е. осуществлять сетевую образовательную коммуникацию.
В нашем исследовании коммуникация рассматривается как способ деятельности, который обеспечивает взаимное приспособление поведения людей, и поэтому возможно определить сетевую коммуникацию как взаимные, совместные действия субъектов образовательной деятельности Цель сетевой коммуникации: решение повседневных задач, обучение и сбор информации об окружающем мире, сохранение информации, используя средства сети Интернет. В настоящее время есть пять классических форм сетевых коммуникаций: электронная почта, списки рассылки, чат («дружеский разговор, беседа» – он-лайн–общение), форум («свободная дискуссия», общение в офф-лайн), теле и видеоконференции («обсуждение на расстоянии»). Перечисленные формы сетевых коммуникаций уже прочно завоевали свое место в сети Интернет, но в настоящее время на смену им пришли уже принципиально новые сервисы Веб 2.0. Главное назначение этих сервисов заключается в содействии организации коллективных коммуникаций, в том числе и образовательных. К ним относятся системы общественного использования медиа-ресурсов, блоги, wiki, социальные сети и др., которые можно объединить под названием социального программного обеспечения.
Применение сетевых коммуникаций в образовании вызывает необходимость системных изменений - преобразования педагогической парадигмы – в понимании влияния сервисов Веб 2.0 на коммуникативную функцию педагога, что приводит к изменению педагогической деятельности в целом, а также к внедрению новых методом, способов образовательного взаимодействия с опорой на возможности сети Интернет. Понимание того, что сеть Интернет сейчас уже не является только каналом для передачи информации, а все больше становится ресурсом, приводит к возможности решения новых образовательных задач, перестройке образовательного взаимодействия субъектов учебного процесса. Возможности современной сети Интернет представимы в такой пропорции: 40% ресурса используется для поиска информации и 60% - это коммуникационные возможности (сетевые коммуникации).
Использование сетевых коммуникаций в образовании дает возможность получить новое качество образовательного процесса, суть которого заключается как в неформальном взаимодействие на основе открытого доступа к информации в мультимедийном формате всех субъектов обучения, так и в создание контента в процессе обучения, в возможности публичной оценки результатов обучения, в развитии активной самостоятельной позиции студентов как равноправных участников образовательного процесса. Социальное программное обеспечение открывают перед педагогической практикой уникальные возможности:
¾ применение открытых электронных ресурсов, которые могут быть использованы в учебных целях;
¾ публикация собственных материалов учебного содержания в сети;
¾ мониторинг за деятельностью участников учебного процесса;
¾ создание учебных ситуаций, в которых можно наблюдать и изучать недоступные ранее феномены;
¾ организацию образовательного взаимодействия в режиме, когда совместная деятельность не требует одновременного присутствия субъектов в одном и том же месте, в одно и то же время.
Особенность сетевой образовательной коммуникации заключается в том, что в ней акцент делается не на представление личностных характеристик субъектов, а на отражение деятельности субъектов взаимодействия. При этом решение образовательных задач происходит через обмен файлами, в которых представлены результаты учебной деятельности (ответы на задания, решение задач, результаты анализа учебных ситуаций и др.) Для организации сетевой образовательной коммуникации необходимо выполнение целого ряда действий:
¾ организация административной поддержки сетевого ресурса обучения;
¾ техническое обеспечение доступа к удаленным ресурсам и продуктам учебной деятельности;
¾ организации сетевого диалога субъектов деятельности;
¾ проведение коллективных мероприятий по обсуждению образовательных результатов.
Инженерию современной сетевой образовательной коммуникации предстоит еще подробно анализировать, но уже на данном этапе можно представить результаты исследований зарубежных ученых. Так в докладе «Будущее информационных, телекоммуникационных технологий и обучения в обществе знаний» рабочей группы Института Перспективных Технологических Исследований (IPTS), который входит в число семи институтов Объединенного Центра Исследования Европейской Комиссии, основными технологическими тенденциями обучения в обществе, основанном на знании, являются:
¾ разработка и применение программного обеспечения с открытым контентом и открытым исходным кодом и (например, Wikipedia);
¾ создание и внедрение программного обеспечения, дающего возможность неограниченного по объему и времени хранения цифровой информации;
¾ Вебблогинг, SMS и MMS;
¾ распространение подкастинга (видео и аудио) для мобильного использования учебной информации;
¾ увеличение количества сервисов Веб 2.0 для применения их в организации образовательного взаимодействия. [1]
Практически все представленные технологические тенденции обучения на сегодня активно реализуются в разных формах образования: формальной, неформальной или информальной. На наш взгляд, интерес представляет разработанная этими исследователями модель обучения будущего, основой которой стали возможности информационных и коммуникационных технологий. [2]
Авторы вводят понятие «Образовательные пространства» (Learning Spaces) «как способ охватить различные образы будущего в образовании» и тогда с точки зрения обучения выделяют два наиболее заметных отличия между видением места «Образовательных пространств» (Learning Spaces) «Общества интенсивного обучения» (Learning - intensive Society) и действующими традиционными основами обучения это:
¾ отказ от технократического, иерархического и эксклюзивного подходов к обучению и формированию умений;
¾ маргинализация институциализированного учения.
Это положение стало основой для представления механизма функционирования инфраструктуры обучения будущего через восемь необходимых, существенных свойств «Общества интенсивного обучения»:
- «Персональные цифровые пространства» (Personal digital spaces) – это ядро образовательного пространства в 2020 году, записи результатов индивидуальных знаний. Они отражают то, что люди узнали и то, что они обучались - в определенное время и в определенных местах. В большинстве случаев персональный цифровой аккаунт знаний принадлежит и управляется отдельным кибер-гражданином (cybercitizen).
- «Коммуникативные и социальные пространства» (Сonnecting and social spaces) в них обучающиеся осуществляют обмен опытом и взаимодействия с другими сообществами и социальными сетями. Образовательное пространство доступно для всех и никто не находится в привилегированном положении. Главным фактором, определяющим возможность реализации такого пространства, является рост мобильных технологий и успех Веб 2.0 приложений.
- «Пространства доверия» (Trusted spaces) – здесь люди могут легко проверить и оценить качество того, что и как они учат. Характер доверия тому, что и как человек учит, никогда не может быть абсолютным и хранимым в неизменном состоянии. Виды доверия, которые должны быть предусмотрены в образовательном пространстве, охватывают весь спектр материалов, процессов и результатов, которые составляют опыт обучения.
- «Пространства мотивации и эмоциональности» (Motivating and emotional spaces) – образовательный процесс должен охватывать широкий спектр мотивов и эмоциональных состояний человека, давать простор для разнообразия мотивов и эмоций, которые являются одновременно причинами и следствиями обучения.
- «Пространства управления, креативности/экспериментальности, открытости /рефлексивности» (Controllable, creative/experimental, open/reflexive spaces) – управление процессом обучения должно регламентировать возможность по-разному, в разное время и изучать различные дисциплины. Процесс обучения должен быть основан на принципах креативности, открытости и рефлексивности.
- «Пространства оценивания и сертифицирования» (Evaluated and certified spaces) – сертификация обучение является одной из основных институциональных прорывов, т.к. достигается прозрачность и эффективность оценки знания, навыков и компетентности в процессе закрепления обучения.
- «Пространство управления знаниями» (Knowledge management) – имеет все классические ингредиенты для решения управленческих задач: есть информация, есть возможность выбора и есть условия для экспертизы информации на соответствие выбору.
- «Пространство инклюзивности» (Inclusive spaces) – характеризуется процессами развития предельно доступного образования для каждого человека, желающего учиться, подобно праву на получение гражданства. Любой человек имеет право быть учеником и получить актуальные и необходимые знания.
Предложенная модель позволит в новом ключе осуществлять инженерию образовательного пространства сетевой коммуникации в рамках международного проекта «Стимуляторы и ингибиторы культуры доверия в образовательных взаимодействиях, осуществляемых при поддержке современных информационных и коммуникационных технологий» (SIT), который реализуется по 7-ой Рамочной программе Европейского союза, Марии Кюри, Люди, Международный научно-исследовательский персонал программы обмена при пребывание в данном образовательной учреждение (FP7). Феномен доверия в обучение необходимо исследовать в совокупности с особенностями персонификации субъектов, их мотивации, интересов и оценки знаний, навыков и компетентностей, сформированных в процессе образовательной коммуникации.
В многочисленных научных исследованиях доверие рассматривается в основном как социально-психологическое явление. При этом различные аспекты проявления доверия в образовательной коммуникации, как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике изучались обособленно, поскольку доверие многообразно связано с другими социально-психологическими явлениями. В наших исследованиях мы определяем понятия доверия как феномен, возникающий в процессе коммуникации людей и отражающий уровень влияния взаимодействующих субъектов друг на друга.
Исследование проблемы доверия было начато нами с анализа образовательной активности студентов в сетевой коммуникации. Для этого было проведено анкетирование 89 студентов гуманитарных факультетов. Результаты анкетирования позволили составить образ сетевой коммуникации для студентов.
Большинство студентов (68%) предпочитают получать достоверную информацию в Интернете, проводя в сети 3-6 часов в день. Обращение к сервисам сети Интернет в основном определяется необходимостью поиска информации (83%), общения с родственниками, друзьями, знакомыми в социальных сетях (72%), использования сетевых ресурсов для обучения в вузе (54%), развлечения (62%). Возможность получения образования в дистанционной форме реализуют всего 4% респондентов. Студенты осуществляют коммуникацию посредством социальных сетей (91%), общения по телефону (97%) и через электронную почту (36%).
Практически все студенты на вопрос: «Смогли бы вы успешно учиться без помощи Интернета?» ответили, что они не смогли бы учиться без доступа к ресурсам сети (99%). Анализ ответов на вопросы о популярности тех или иных ресурсов Интернет показывает, что студенты чаще обращаются к электронным библиотекам (98%), базам данных (56%), к образовательным сайтам (48%). Студенты практически не осуществляют поиск информации в профессиональных форумах, по материалам научно-исследовательских конференций (8%).
Отвечая на вопросы по организации сетевого образовательного взаимодействия, студенты отметили, что в такой коммуникации лидером является преподаватель, а они готовы принимать в них участие, выполнять задания и представлять результаты обучения в сети. Хотя ранее они отмечали свою активность в сетевом общении с друзьями и родственниками.
На втором этапе в рамках исследований по проекту SIT особое внимание было уделено проблеме доверительности отношений субъектов образовательного процесса, которые определяются уровнем культуры доверия субъектов. Так на вопрос «К кому из вашей учебной группы вы обратитесь в случае возникновения проблем?» приоритеты по субъектам обращения распределились следующим образом:
¾ при возникновении проблем при выполнении учебных заданий и поиске нужной информации большинство (93% и 71%) студентов ориентировалось на помощь своих сокурсников и преподавателей;
¾ при появлении проблем с применением компьютерного оборудования больше половины студентов (51%) консультировались с преподавателем, в то время как при возникновении проблем с мобильным телефоном и компьютерными играми они больше (77% и 72%) доверяли своим коллегам-студентам или искали помощь у кого-то другого;
¾ при возникновении проблем с контролированием своих эмоций и личного характера 75 % и 81% студентов доверяют кому-то другому или никому, при установлении новых контактов 36 % респондентов обращаются к студентам из своей группы, а обсуждать закрытую информацию студенты не хотят ни с кем.
Подводя итоги анкетирования, можно сделать выводы. Во-первых, студенты доверяют ресурсам сети и готовы к сетевой образовательной коммуникации. Во-вторых, они не представляют себе образовательную деятельность без сети Интернет, т.к. необходимые образовательные ресурсы в основном находят в сети, через которую осуществляют обработку и передачу информации. Студенты особо отмечают, что за внедрением в обучение социального программного обеспечения будущее. В-третьих, у студентов формируется мотивация к организации доверительных отношений при сетевом образовательном взаимодействии со всеми другими субъектами образовательной деятельности. Однако пока не каждый студент готов к самоорганизации, ответственному выполнению заданий, к публичному представлению результатов своей учебной деятельности.
Поэтому в дальнейшем с нашей точки зрения важно установить компоненты культуры доверия при сетевой образовательной коммуникации по источнику, содержанию, мотивам.
Ссылки на источники
1. The Future of ICT and Learning in the Knowledge Society. - March 2006 –URL: http://ftp.jrc.es/EURdoc/eur22218en.pdf (дата обращения: 07.11.2014)
2. Miller, R., Shapiro, H., Hilding-HamannK.E.School's Over: Learning Spaces in Europe in 2020: An Imagining Exercise on the Future of Learning. – URL: http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC47412.pdf (дата обращения: 07.11.2014)