Аннотация: в статье представлен анализ различных подходов к пониманию кризиса личности в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены феномены неразрывно связанные с проблемой кризиса личности, также факторы, влияющие на возникновение кризиса.
Ключевые слова: кризис, развитие, виды кризисов, феноменология кризисов, личностный кризис, кризис смысла, переживание, кризисная ситуация.
Исследования в области «кризисной психологии», направлены на изучение особенностей поведения человека в ситуациях кризисного события и катастрофы, стратегии преодоления неопределенностей жизненного пути, внутриличностные, объяснительные механизмы и программы психологической помощи и поддержки [1].
Анализируя различные авторские подходы к пониманию кризиса в этой области (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, В.Ф. Василюк, Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тайарст, К.Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), можно говорить о многополярности данной проблематики, в связи с чем, возникает разнообразие терминологии, неоднозначность трактовок основных понятий, рассогласований на методологическом уровне.
«Кризис» от древнегреческого «Krisis»означает решение, поворотный пункт, исход; от латинского - перелом, переворот, решительная пора переходного состояния. В словаре Ожегова кризис трактуется как острое затруднительное, тяжелое положение; резкий, крутой перелом в чем-нибудь. Так, мы видим, что изначально в греческом и латинском языках, слово кризис, означало некий переход, перелом, переворот и т.п. Позже к значению этого слова присоединяются характеристики, связанные с негативной эмоциональной окраской: затрудненность, тяжелое положение.
Говоря об кризисе, исследователи используют различные понятия, такие как: «духовный кризис», «экзистенциальный кризис», «жизненный кризис», «нравственный кризис», «смысложизненный кризис», «кризис идентичности», «возрастной кризис», «кризис профессионального развития», «личностный кризис», «кризис смысла», «кризис бессмысленности» и т.п. Кроме того, существуют понятия, обозначающие феномены, неразрывно связанные с проблемой кризиса личности: «внутренний конфликт», «внутриличностный конфликт», «экзистенциальный вакуум», «переживание», «кризисная ситуация» и др.
Как указывают многие исследователи (Якобсон, Василюк, Тимофеевский, Карпинский, Шаров, Букина) в зарубежной психологии наиболее ранними оформленными представлениями, связанными с проблемой кризиса личности, считаются представления о внутриличностном конфликте в рамках психодинамического подхода. Данные представления в методологическом плане можно определить как отправную точку в дальнейших исследованиях личностного кризиса. Выдвинутые 3. Фрейдом положения о внутрипсихическом конфликте, нашли свое дальнейшее отражение в работах других представителей глубинной психологии - А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, Э. Эриксона и др.
В рамках гуманистического подхода (К. Рождерс, Ш. Бюллер, Г.Олпорт и др.) вопросы близкие по смыслу проблеме кризиса личности затрагиваются при рассмотрении процессов самоактуализации, самореализации, становления и самоосуществления личности, а именно нарушений данных процессов.
Так же необходимо отметить, что продуктивным направлением в разработке теории личностного кризиса является экзистенциальная психология, которая проблемы кризисных явлений личности рассматривает в рамках бытия-в-мире, где не существует внешнего и внутреннего раздельно.
Например, создатель экзистенциального анализа Людвиг Бинсвангер основной личностный конфликт, который приводит к неврозу видит в рассогласовании между идеалом и сопротивлением со стороны безрадостного мира («реальности») [2].
В концепции Виктора Франкла наиболее четко обозначается проблема кризиса личности, которую он рассматривает в понятиях экзистенции. Автор говорит о том, что потеря человеком смысла жизни лежит в основе экзистенциального кризиса, который в некоторых случаях он называет духовным, и не является патологией, причем характерна для каждого.
В отличие от предыдущих взглядов представители экзистенциального направления основу кризиса личности (экзистенциального) видят в рассогласовании бытия-в-мире, которое происходит в результате каких-либо неординарных для личности событий, сопровождающихся острыми переживаниями и угрозой, либо потерей смысла жизни. В этом случае человек не может осуществлять имеющиеся у него смыслы в изменившейся жизненной ситуации. Важно также отметить, что экзистенциальный кризис всегда имеет две стороны: с одной стороны, он может быть деструктивным для личности, а, с другой – это шанс перехода на новую качественную ступень личностного становления и, именно на второй конструктивной стороне многие экзистенциальные аналитики делают упор в своей практике.
Психосинтез - практикоориентированное направление, занимающееся проблемами кризиса. Его основоположник Р. Ассаджиоли выделяет глубинные кризисы, настигающие личность, которые соотносятся со стадиями духовного развития.
В истории изучения кризиса личности в зарубежной психологии можно обозначить традицию, в рамках которой исследователи подходят к изучению кризиса с позиции кризисной ситуации. Именно их работы считаются отправной точкой в развитии кризисной психологии [3].
Одним из первых здесь является Э. Линдеманн, статья которого «Клиника острого горя» была опубликована в 1944 году и посвящена проблеме переживания острого горя при потере близкого человека [4]. Острое горе он представляет как определенный синдром со специфической симптоматикой, который может возникнуть через определенное время после кризиса.
Следуя данной традиции, исследователи в качестве источника кризиса определяют кризисную ситуацию, с которой сталкивается личность, т.е. кризис провоцируется в первую очередь внешними факторами. Особо отмечается тяжесть и длительность переживаний, сопровождающих прохождение кризиса. Личности необходимо пройти все этапы, чтобы справиться с кризисом и выйти на новую ступень развития.
В зарубежной психологии в качестве источника возникновения кризиса личности рассматриваются как внутренние конфликты между структурными элементами личности, так и рассогласование между внутренним и внешним миром личности. Отправной точкой в возникновении кризиса многими, особенно практикующими психологами, считается какое-либо неординарное, чаще всего негативное событие или ситуация, нарушающая привычный уклад жизни и ставящая под угрозу ценности и смыслы или даже жизнь человека. Сам кризис является поворотным моментом в жизни человека и может иметь как деструктивное, так и конструктивное значение для процесса развития и становления личности.
В отечественной психологии проблеме понимания кризиса личности, а именно его природе, причинам возникновения и роли в становлении личности, уделяется внимание в различных подходах, которые изначально объединены культурно-исторической теорией (Л.С. Выготский) и теорией деятельности (А.Н. Леонтьев) и опираются в большей степени на принципы субъектности, системности, внутренней и внешней детерминации. Все эти подходы в большей или меньшей степени также связывает обращение исследователей к экзистенциально-гуманистической традиции, в которой невозможно рассмотрение кризиса вне его онтологической природы и экзистенции, как некой потенциальной возможности развития и становления личности. Это психотехнический подход (Ф.Е. Василюк), деятельностно-феноменологический подход (Л.Г. Жедунова), психология жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, К.В. Карпинский), рефлексивно-регулятивный подход (А.С. Шаров, Н.А. Деева, О.Н.Саковская), экзистенциальный подход (А.А. Баканова), событийно-временной или биографический подход (Кроник, Ахмеров, Тимофеев А.Д.), смысловой подход (Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь).
Выготский Л.С. подчеркивает значение социальной среды (в относительном для ребенка значении – социальной ситуации) и значение внутренних психологических факторов (потребностей, мотивов, ценностей) в возникновении возрастного кризиса. В критических возрастах происходят, главным образом, смены основных переживаний в этом и заключается перелом и суть кризиса. При этом внешние изменения объективно могут быть не столь значительными, но значительно отношение личности к этим изменениям, когда личность понимает, необходимость новых возможностей. Это выражается в глубокой перестройке внутреннего мира, в изменении потребностей и побуждений личности. Переход от одной стадии возрастного развития к другой всегда сопровождаются кризисом, который создает почву для дальнейшего развития личности [5].
Таким образом, в широком смысле, в возникновении кризиса играют, большое значение, как внешние, так и внутренние факторы, которые соединяются в переживании личности. Сам же кризис, как перелом и противоречие является необходимым условием и показателем развития личности. Вышесказанное свидетельствует о том, что понимание возрастного кризиса в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и, в целом в отечественной психологии, является фундаментальным и выходит за рамки возрастного, подчеркивая сущностные признаки личностного кризиса. В дополнение необходимо отметить, что проблема существования возрастного кризиса, в большей степени характерна для отечественной психологии и, сама по себе, не является однозначной.
В рамках деятельностного подхода одним из конструктивных взглядов на проблему кризиса является подход Ф.Е. Василюка, который вводит категорию переживания в теорию деятельности и рассматривает проблему кризиса с позиции критической ситуации. Критическую ситуацию он определяет как динамичное образование, которое охватывает внутреннюю и внешнюю активность субъекта в ее онтологическом поле, когда наступают различного рода невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Кризис, в данном случае, - это один из типов критической ситуации (наряду со стрессом, фрустрацией, конфликтом), имеющий самый широкий контекст в онтологическом поле человека, когда наступает невозможность реализации всей жизни. Ф.Е. Василюк характеризует кризис как поворотный пункт жизненного пути, невозможность реализации жизненного замысла, когда воля становится бессильной и происходит столкновение трудности внешнего мира и сложности внутреннего. Результатом переживания кризиса «является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я» [6].
В русле психологии жизненного пути кризис личности рассматривается как кризис субъекта жизни, причем причиной его возникновения являются нарушения в системе регуляции. Так, К.А. Абульханова-Славская в контексте теоретической концепции личности как субъекта жизненного пути и субъекта деятельности уделяет внимание значению жизненных противоречий. В основе жизненных противоречий лежат отношения между жизненной позицией и жизненной линией. Жизненная позиция, как некий регулятивный психологический механизм показывает насколько личность может согласовать, отрегулировать свои возможности с условиями, предоставляемыми жизнью, т.е. разрешить противоречия. Соответственно причиной кризиса личности будет являться не просто рассогласование между внешним и внутренним миром, а нарушение регулятивного механизма, составляющими которого, с одной стороны являются ценности, смыслы, цели и задачи, а с другой способы их реализации. Только при жизненно значимых, важных противоречиях может изменяться сама жизненная позиция.
К.В. Карпинский, занимаясь исследованием смысложизненного кризиса, в русле психологии жизненного пути, называет его наиболее серьезным системным кризисом становления зрелой личности, «разваливающий систему психической регуляции жизненного пути, блокирующий становление личности субъектом жизни, подрывающий её психическое здоровье». [7]. Суть такого кризиса заключается в рассогласовании на уровне смысловой сферы, которая может быть обусловлена как внутренними причинами, связанными с особенностями строения смысловой сферы личности в определенном возрасте, так и внешними причинами, которые заключаются в столкновении личности с объективно непреодолимыми (экстремальными, стрессогенными, критическими) жизненными ситуациями. На уровне феноменологии смысложизненный кризис проявляется как «субъективно трудный процесс интенсивных изменений личности, сопровождающихся отрицательными переживаниями по поводу непродуктивности индивидуального жизненного пути». [8]. Для личности это может иметь как конструктивное, так и деструктивное значение.
В отечественной психологии на проблематику личностного кризиса есть точки зрения, которые явно соответствуют экзистенциально-гуманистической традиции и принадлежат в основном практикующим представителям кризисной психологии. Например, А.А. Баканова рассматривает личностный кризис и экзистенциальный кризис как синонимы. При этом сутью кризиса и его универсальным механизмом является конфликт между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать. В этом контексте кризис представляется как возможность становления и развития личности, как неотъемлемая характеристика личностного развития и становления, специфическая реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам.
Одним из перспективных подходов, позволяющим наиболее глубоко и комплексно взглянуть на сущность личностного кризиса, но и подойти к изучению механизмов его преодоления, на наш взгляд, является рефлексивно-регулятивный подход. В рамках данного подхода суть кризиса видится в нарушении системы регуляции личности, где ведущую роль занимает рефлексия, как механизм, обеспечивающий целостность данной системы.
Например, А.С. Шаров представляет кризис как «разрыв жизни», невозможность собрать и завершить себя, своё «Я» целостным и непротиворечивым образом, когда стремление к собственном значимости блокируется, и человек это остро переживает. Причинами такого «разрыва» являются как правило внешние события, которые можно назвать кризисными, затрагивающими глубинные структуры «Я» - ценностно-смысловые образования. Основной чертой кризиса является специфика рефлексивного процесса [9].
С позиций рефлексивной регуляции деятельности (А.В. Карпов, О.Н. Саковская) личностный кризис также представляется как столкновение личности с ситуацией, которая является препятствием реализации жизненно важных целей, которое в течение некоторого времени является непреодолимым привычными методами разрешения проблем. Кризис заставляет человека совершить «рефлексивный выход», встать над своей жизнедеятельностью.
Сторонники событийно-временного подхода (Р.А. Ахмеров, А.А. Кроник, А.Д. Тимофеев) личностный кризис рассматривают с самых разных позиций, но наиболее общие черты этого явления, заключаются в наличие сложного, как правило, системного внутриличностного конфликта, определяемого как состояние, при котором у человека возникают противоречащие друг другу ценности, мотивы, цели. Человек затрудняется в выборе своих действий, в расстановке приоритетов между этими конфликтующими ценностями и мотивами.
Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что проблематика личностного кризиса в отечественной психологии является неоднозначной и многоплановой. Таким образом, определяется возможность для продолжения исследования в таком направлении, как «Стратегия преодоления кризиса личности в экстремальных условиях».
Ссылки на источники
- Пергаменщик Л.А. Методологические аспекты кризисной психологии // Кризисные события и психологические проблемы человека.—Минск: НИО, 1997. С.5.
- Л. Бинсвангер Бытие-в-мире Избранные статьи с приложением Я. Нидлмена Критическое введенеи в экзистенциальный психоанализ л. Бинсвангера «Рефл-Бук», «Ваклер»1999. С.51.
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.С.212.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. С.244.
- Ф. Е. Василюк Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Издательство Московского университета, 1984. С.47.
- Карпинский, К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография / К.В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2008. С.15.
- Там же. С.22.
- Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. С.119.