Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросу трансформации социально-экономической системы. Рассмотрена эволюция концепций маркетинга и появление современной концепции индивидуализированного маркетинга, который хорошо коррелирует с развитием ремесленничества.
Ключевые слова: трансформация, социально- экономические системы, маркетинговая концепция, индивидуализированный маркетинг. 

Прежде чем говорить об экономических системах и проблемах их трансформации необходимо рассмотреть вопросы существования систем в общефилософском смысле. Система в философии это совокупность элементов и подсистем, находящихся в отношениях и связях между собой и составляющих определенную целостность. Философское исследование системности впервые появляется у Аристотеля.

Системный анализ и системный подход лежат в основе научных изысканий таких ученых, как М. Месарович , Я. Такахара [1], Р. Акофф [2], Р. Калман  [3], Э. Ласло [4], Ю.А. Урманцев [5] и др. Системный подход это методологическое направление в науке, основной задачей которого является разработка методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов, а также представляет собой теоретическую основу системного анализа. Системный анализ используется в исследовании искусственных систем, в т.ч. социально-экономических. Причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека. Таким образом, всякое изменение системы приводит к изменению деятельности, в том числе трансформацию хозяйственной деятельности.

В общенаучном смысле система всегда развивается. Развитие предполагает накопление и разрешение противоречий, снятие которых либо эволюционно, либо революционно. Революционные изменения – резкий переход количественных изменений к качественным, в социально-экономическом смысле революционные изменения носят характер общенациональных кризисов. Следовательно, трансформация может носить как эволюционный, так и революционный характер.

Итак, переход системы – это многостороннее и сложное явление, требующее всестороннего изучения. Состояние перехода означают широкий комплекс неустойчивых процессов. Поэтому любые переходные явления, вне зависимости от их содержания, выводят систему из динамической устойчивости, создавая условия для неравновесного состояния [6].

Трудно не согласиться с О.В. Кожевиной в том, что по завершении очередного периода истории совсем не обязательна подготовка следующего, возможна долгая пауза или равномерное нарастание количества и качества перемен без образования структурной целостности в социальном времени. В этом заключается феномен трансформации.

В трансформационном процессе можно выделить две основных стадии: первая – оценка существующего положения общества, как кризисного, после чего возникает потребность в новом самоопределении общества; вторая  - необходимость ликвидационных мероприятий  через разлом устаревшего и формирование нового общественного строя.

Согласно В.В. Сорокину возникновение всеохватного системного кризиса свидетельствует о начале переходного процесса [7] . Системный кризис является доказательством исчерпания возможностей дальнейшего общественного развития.   Он является той гранью критического состояния социально-экономической системы, за которой может последовать либо крушение, либо возрождение системы в новом качестве.

О. Сорочан само понятие  «общественные трансформации рассматривает, как преобразования  исходных социальных состояний (форм, систем), которые  носят  объективно – субъективный  характер [8]. Объективноев трансформационных процессах обусловлено  их исторической необходимостью и «заданностью». Причиной социально-экономических преобразований являются  противоречия, неразрешимые в исходном состоянии социально-экономического отношения или хозяйственной системы, либо институциональной структуры, которые блокируют их устойчивое функционирование. Субъективноев трансформационных процессах  связано с действиями многочисленных  субъектов, которые  руководствуются разнообразными установками и интересами. При этом господствующие интересы оказывают значительное влияние на  выбор форм и способов изменений, а также их масштабы. 

Профессор О.Сорочан выделяет внутрисистемные и системные трансформации.Внутрисистемные трансформациипроисходят в пределах существующего социального порядка, не уничтожая его основ. Исторический опыт показывает, что эффективные преобразования «внутри системы» способны повысить ее жизнестойкость. К примеру, в рамках социализма - введение  НЭП в советской системе хозяйствования; прорыночное реформирование административной системы; на уровне развитых рыночных систем - модификация института частной собственности; социальная переориентация экономики. Системные трансформациизнаменуют переход от «старой», исчерпавшей свои возможности системы, к «новой»,  дееспособной и устойчивой в данной среде.

Следует обратить особое внимание на системные трансформации в их исторической ретроспективе. Преобразование социально-экономической системы в этом смысле характеризуется  рядом признаков: качественным скачком; двойственностью переходных процессов (разрушение - созидание); повышенной неустойчивостью экономики,  сосуществованием   хозяйственных форм   из   прошлой  и будущей экономических систем и «промежуточных»  форм; глубокой конфликтностью и непредсказуемостью  развития, бифуркацией (разветвлением) системы. 

Процесс трансформации может затянуться на несколько десятков и даже сотен лет, в ходе истории достаточно долго могут существовать промежуточные социально-экономические системы. В ряде случае способы хозяйствования свойственные старой социально-экономической системе переходят в рамки новой и «безболезненно» функционируют вместе с другими способами, либо порождают противоречия, вызывая дальнейшее разрушение системы. Итак, изменения социально-экономических систем можно считать неотвратимым  и необходимым качеством развития. Поэтому рыночная система также подвержена трансформации и в ходе истории с неизбежностью перейдет к другим более совершенным системам.

Важным направлением теории трансформации является теория технико-экономических укладов С.Ю. Глазьева. Данная теория предполагает, что технико-экономическая жизнедеятельность имеет витально-рациональный характер (предотвращение собственного летального исхода наиболее рациональным способом), вектор которого - последовательный переход от начального к последующим технико-экономическим укладам. Если первый уклад (1770-1830 гг.) сопряжен с механизацией и концентрацией производства на фабриках, масштабы которой возрастают на втором этапе (1830-1880 гг.), то третий этап (1880-1930 гг.) характеризуется доминированием универсальных технологий, стандартизацией производства и урбанизацией образа жизни социума, который на четвертом этапе (1930-1980 гг.) одновременно с массово-серийным производством создает глобальную систему телекоммуникаций. Пятый этап (1980/1990 - 2030/2040 гг.) связан с развитием новых информационных, коммуникативных и транспортных инфраструктур.

Новый технико-экономический уклад, всегда охватывает лишь малую часть экономики, быстро вытесняя старые уклады. Поэтому, «свободный рынок» труда охватывает незначительную часть работников.
Пройдя определенный рубеж, новый технико-экономический уклад становится быстро «обыденным» (старым), работники соответствующих профессий из разряда уникальных переходят в массовые, появляется новые технологии и профессии, цикл повторяется. Важным аспектом теории технико-экономических укладов является также освещение проблемы глобализации социально-экономических процессов. Согласно С.Ю. Глазьеву глобализация социальных и производственных отношений резко повышает разнообразие духовных и предметных потребностей людей, возможных сфер применения их интеллекта и труда [9].

В теориях постиндустриализма, информационного общества также исследуются проблемы трансформации.

В первую очередь в постиндустриальных концепциях выделяются концепции «трансформации капита­лизма». Основной теорией здесь является теория «второй промышленной революции» и другие технократические теории, которые сло­жились в 50-х годах (американские экономисты Дракер, Диболд, Фурастье и др.).

Э.Тоффлер исследует проблемы перехода к обществам «Третьей волны». Тоффлер справедливо отмечает, что рыночные принципы господствуют в обществах «Второй волны», при переходе к «Третьей волне» рынок отмирает. Волновой подход во многом согласуется с концепциями технико-экономических укладов С.Ю. Глазьева, с теориями экономических циклов Н. Кондратьева.

Концепция «информационного общества» - это разновидность теории постиндустриализма, основу которой заложили 3. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой теории связывают его становление с преобладанием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ремесленная деятельность в этом смысле не так консервативна, как это принято считать, напротив, именно ремесленная деятельность, будучи гибкой и быстро адаптирующейся под потребности изменяющегося общества, со своей персонификацией потребления и производства, требует постоянного потока информации. 

Автор исследовательской работы считает, что в условиях перехода от одной экономической системы к другой основную роль играют структурные преобразования, а отнюдь не изменение формы собственности. Поэтому необходимо создавать эффективные системы управления собственностью, а кому эта собственность принадлежит: государству в целом или частному лицу не так важно, поскольку главная задача рыночного хозяйства - получение максимального результата любым экономическим агентом (государственным или частным предприятием, неофициально действующим субъектом хозяйствования или субъектом хозяйствования действующим в формальных рамках) и вытекающая отсюда способность выживать в условиях конкурентной борьбы. 

Однако, реальность показала, что рыночная экономика, отстраненная от социально-институциональных ограничений и направленная только на максимизацию прибыли и минимизацию издержек, существовать не может. Содействие государства развитию мелкотоварного уклада в целом и развитию ремесленничества в частности может быть определяющим если не в  экономическом смысле, то по крайней мере в социальном смысле, т.к. создание среднего класса, действующего в рамках права, способствующего развитию рыночной культуры, и расширение конкурентной среды посредством развития мелкотоварного уклада, характеризующегося наибольшим количеством участников  взаимодействии, - есть процессы взаимосвязанные и необходимые для формирования условий стабильного экономического роста. 

Основным элементом мелкотоварного уклада является ремесленничество, как система общественных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции малых предприятий и домашних хозяйств, в которых отсутствует функциональное разделение труда, а продукция производится в малом объеме и преимущественно на индивидуальный заказ. Ремесленничество неотъемлемо присуще каждому этапу экономической истории: однако в условиях переходной экономики - от традиционного хозяйства к капиталистическому, от планового хозяйства к капиталистическому, от капиталистического хозяйства к посткапиталистическому - изменяется и ремесленный способ производства. Поэтому для современной России развитие ремесленничества является актуальным, тем более в условиях постоянных дискуссии о направленности экономического генезиса  в сторону постиндустриального общества. 

Итак, в результате изучения представленной темы, был сделан вывод, что изменение системы приводит к трансформации деятельности человека, в том числе и его маркетинговой деятельности

Рассматривая функционирование любой компании, использующей маркетинг, встают вопросы:

1. Какой философией руководствуется компании в своей деятельности.

2. Как урегулировать противоречивые интересы организации, потребителей и общества в целом.

Очевидно, что в деятельности любой компании, должна лежать тщательно продуманная философия эффективной и социально ответственной деятельности.

Организация может взять одну из пяти существующих на настоящий момент концепций маркетинга: производственную, товарную, сбытовую, маркетинговую традиционную и социально ответственного маркетинга

В рамках трансформирующейся социально-экономической системы зародилась концепция индивидуального или индивидуализированного маркетинга, которая еще не нашла широкого распространения среди сообщества маркетологов. Согласно концепции индивидуализированного маркетинга продукция и коммуникация формируются с учетом потребностей отдельных клиентов. Этот подход получил распространение в результате практики изготовления индивидуальных заказных изделий (сбыт без посредников, Интернет - магазины, прямой маркетинг, сетевой маркетинг - продажа дорогостоящих товаров, страхование и др. То есть, каждый клиент находится во главе угла хозяйствующего субъекта с целью удовлетворения в полной мере потребностей, причем и тайных, и несформулированных. В этом и состоит искусство современного специалиста-маркетолога.

Можно констатировать, что появление в современной социально-экономической системе данной концепции своевременным и актуальным, а также  хорошо коррелирует с развитием ремесленничества в трансформирующейся социально-экономической системе.

Ссылки на источники
1. Месарович М., Д. Мако,  Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем Пер. с англ. 1973, 344 с.
2. Акофф Р.. Акофф о менеджменте. Из-во Питер, 2002, 448 с.
.3. Калман H, Фалб П.,  Ариб М. Очерки по математической теории систем. Из-во: Едиториал УРСС, 400 с.
4. Рассел П,, Ласло Р.. Горф С.. Революция сознания. Из-во: АСТ, 2004, 248 с.
5.http://www.zipsites.ru/books/urmantsev_obschaya_teoriya_sistem/otsu.txt (03.11.2014)
6. Кожевина О.В.. Переходная экономика как фактор неравновесия социально-экономических систем // Известия Алтайского государственного университета, 2003, № 2.
7. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Барнаул. 2000, с.123
8. Sorocean O. Teoria trasformării postsocialiste / Găndirea economică contemporană: principalele curente. Note de curs. – Chişinău, ASEM.2002. № 2
9. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. - М., 1993. С. 111. 

Nakaryakova Vera Ilyinichna,
senior teacher of the Department of entrepreneurship and marketing Autonomous Federal state educational institution of higher professional education «Russian state professional pedagogical University, Ekaterinburg
The modern concept of individualised marketing in transforming the socio-economic system
Abstract. The article is devoted to the transformation of the socio-economic system. The evolution of marketing concepts and the emergence of the modern concept of individualized marketing, which correlates well with the development of Handicrafts.
Keywords: transformation, socio - economic systems, marketing concept, individualized marketing