Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В условиях формирования демократического федеративного правового государства и гражданского общества, совершенствования работы силовых структур, к сотрудникам правоохранительных органов, в том числе территориальных органов внутренних дел, предъявляются новые требования к профессиональной компетенции и юридической грамотности сотрудника полиции, надлежащему поддержанию правопорядка в стране, предотвращению нарушений прав, свобод человека и гражданина, устранению препятствий на пути их реализации.
Ключевые слова: реформа МВД, сотрудник полиции, административная деятельность полиции, инновационные технологии, практическая направленность обучения. 

Реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации существенно повысило требования к структуре и содержанию подготовки специалистов, обучающихся в учебных заведениях МВД России, определив модернизацию образовательного процесса в ведомственных образовательных учреждениях по подготовка квалицированных кадров для территориальных органов внутренних дел одним из главных и основных направлений.

Вследствие этого целесообразно предположить, что приоритетным направлением в преподавании является внедрение инновационных форм и технологий обучения, направленных на отработку действий курсантов и слушателей в обстановке, максимально приближенной к реальной.

Грамотная профессиональная деятельность будущего сотрудника полиции должна быть ориентиром, который позволяет разумно ставить цели и решать проблему отбора содержания образования для подготовки специалиста определенной квалификации. Практическая направленность обучения стала в настоящее время неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузах МВД России.

Сочетание теоретического обучения с практической направленностью, а также многообразие целевых форм и эффективных методов для обучения курсантов и слушателей – это особенность образовательной деятельности в системе МВД России.

С учетом указанных требований, процесс обучения в Краснодарском университете МВД России профессорско-преподавательским составом кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД (АД и ОД ГИБДД) выстраивается на основе активных имитационных и ролевых действий курсантов и слушателей, которые по своему содержанию и задачам максимально приближены к выполнению служебных должностных обязанностей будущими офицерами полиции.

В настоящее время на кафедре созданы необходимые условия для формирования профессионально значимых умений и навыков у будущих специалистов подразделений полиции общественной безопасности, преподавательским составом широко применяются активные формы обучения и внедряется положительный передовой опыт.

Практическое обучение строится на базе созданных двух комплексов: «Учебно-полигонный комплекс служб и подразделений охраны общественного порядка «Территориальный отдел полиции» и «Учебно-полигонный комплекс подразделений ГИБДД».

Основу этих полигонов составляют современные технические средства и программное обеспечение, позволяющие выполнять широкий спектр оказания государственных услуг населению, проведению проверок поступившей информации по соответствующим оперативным учетам.

Прежде чем перейти к анализу практико-ориентированного обучения в Краснодарском университете МВД России необходимо определить понятийный аппарат – а именно «знания», «умения» и «навыки».

Знания – это взаимосвязанные факты, системы понятий и правил, теоретические обобщения, формулы, законы, научные теории. В знаниях выражен обобщенный опыт, отражающий объективный мир. Усвоить знания - значит сделать определенные понятия, законы, логические системы своим достоянием, понимать их, творчески использовать в практической деятельности. Каждое новое знание должно строиться на предыдущем, логически следовать из него. Знания выступают и как самостоятельная интеллектуальная ценность, и как руководство к практическому действию.

Навык - это автоматизированный компонент сознательного действия. Он вырабатывается путем многократного повторения тех или иных действий в аналогичных условиях.

Умения - это способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, то есть это своеобразный синтез знаний и навыков.

Иными словами, умения - это подготовленность обучающихся к сознательным, самостоятельным (творческим), быстрым и точным действиям. Здесь навык выступает как автоматизированное звено этой деятельности.

Профессорско-преподавательский состав кафедры АД и ОД ГИБДД Краснодарского университета МВД России осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по подготовке специалистов для территориальных органов внутренних дел по двадцати учебным дисциплинам, проводит все виды учебных занятий по очной и заочной формам обучения, осуществляет подготовку и переподготовку специалистов на факультете повышения квалификации учебного заведения.

Усиление практической направленности обучения по учебным дисциплинам кафедры представляется в виде совершенствования направлений, сформулированных исходя из относительно самостоятельных блоков обучения, реализуемых на кафедре.

К таким направлениям можно отнести следующие:

1. «Административная деятельность органов внутренних дел».
2. «Организация деятельности ГИБДД».

Для максимального сближения теоретического обучения с практической деятельностью территориальных органов внутренних дел, в настоящее время на кафедре созданы и действуют два учебно-полигонных комплекса:

1. «Учебно-полигонный комплекс служб и подразделений охраны общественного порядка «Территориальный отдел полиции»
2. «Учебно-полигонный комплекс подразделений ГИБДД».

Профессорско-преподавательским составом кафедры сформированы и утверждены «Концепции создания и развития» указанных полигонов, а также учебно-методические материалы и программное обеспечение каждого из полигонных комплексов.

Содержание учебно-полигонных комплексов позволит привить курсантам и слушателям практические навыки в деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка.

Учебно-полигонный комплекс служб и подразделений охраны общественного порядка «Территориальный отдел полиции» включает в себя следующие рабочие места:

1

Учебно-полигонный центр «Организация деятельности служб и подразделений охраны общественного порядка на открытой местности».

Каковы же учебные задачи, решаемые в ходе проведения занятий в учебно-полигонном центре «Организация деятельности служб и подразделений охраны общественного порядка на открытой местности»?

Они выглядят следующим образом:

  • комплексное обобщение теоретических знаний по применению мер убеждения и принуждения сотрудниками служб и подразделений полиции по охране общественного порядка при противодействии (выявлении, пресечении и предупреждении) преступлений и правонарушений (в рамках административно-деликтной юрисдикционной деятельности, производства по делам об административных правонарушениях), применительно к их деятельности в различных условиях и при возникновении разных ситуаций;
  • Формирование у курсантов и слушателей практических умений и навыков по правильному применению административно-правовых, административно-процессуальных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают сотрудники т.н. «наружных служб» в ходе охраны общественного порядка на открытой территории: в парках, скверах, на улицах и площадях, других общественных местах в условиях взаимодействия с населением, представителями общественных организаций правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции;
  • подготовка курсантов и слушателей к осуществлению на высоком профессиональном уровне первоначальных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий при выявлении преступления и административного правонарушения, разрешению возникающих в связи с этим проблемных ситуаций;
  • выработка навыков реализации норм законодательства и нормативных правовых актов, применяемых в административной и служебной деятельности патрульно-постовой службы полиции, службы вневедомственной охраны, службы участковых уполномоченных полиции, подразделений охраны и конвоирования полиции, подразделений по делам несовершеннолетних;
  • обучение курсантов (слушателей) навыкам защиты прав, свобод и законных интересов физических, должностных и юридических лиц, оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с нормами Федерального закона «О полиции»;
  • обеспечение усвоения международно-правовых стандартов по вопросам противодействия преступлениям, административным правонарушениям, применению полицией мер принуждения, а также обеспечению прав, свобод и законных интересов субъектов правовых отношений.

2

Учебная цель специализированной учебной аудитории «Дежурная часть» - ознакомить курсантов (слушателей) с принципами деятельности, решаемыми задачами, функциями и организацией работы дежурной части органа внутренних дел.

Основными задачами является:

отработка практических навыков разбирательства с правонарушителями, доставленными в дежурную часть;

изучение алгоритма действий по водворению (освобождению) в (из) камеры содержания административно-задержанных и обеспечение их конвоирования;

практическое ознакомление с порядком предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

выработка у курсантов, слушателей (сотрудников полиции) навыков своевременного реагирования в условиях обострения ситуаций при проведении крупных спортивных культурно-массовых и общественно-политических мероприятий;

изучение курсантами (слушателями) теоретических знаний, выработка практических навыков и формирование умений по оказанию первой помощи пострадавшим, обратившимся в дежурную часть ОВД в результате несчастных случаев, различных правонарушений (преступлений) непосредственно в помещении дежурной части.

3

Учебно-ситуационный центр «Безопасный город».
Задачи, решаемые в ходе проведения занятий в аудитории:
ознакомление обучающихся с комплексом видеомониторинга, предоставляющего информацию в системе «Безопасный город», основными требованиями к системе, структуре, организации деятельности дежурно-диспетчерской службы;

содействовать приобретению курсантами (слушателями) умений для умелого применения и использования на практике форм и методов взаимодействия с различными службами, входящими в систему «Безопасный город» по различным направлениям деятельности, в том числе к совместным действиям по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), защите населения и территорий от ЧС, обеспечению исполнения полномочий и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований;

подготовить сотрудников органов внутренних дел к ситуациям, имеющим отношение к возникновению отношений в сфере взаимодействия с единой дежурно-диспетчерской службой;

способствовать формированию основ профессионального уровня правового сознания и правовой культуры у обучаемых.

4

Ситуационный центр «Зал заседаний оперативного штаба».

Учебные цели, решаемые в ходе проведения занятий в аудитории - закрепить и расширить теоретические знания, полученные курсантами и слушателями в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы по вопросам:

основы организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации;

основы нормативного правового регулирования комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах;

силы органов внутренних дел, обеспечивающие правопорядок в общественных местах;

административно-правового положения структурных подразделений ОВД, участвующих в охране общественного порядка;

порядок привлечения представителей общественных формирований правоохранительной направленности к участию в обеспечении правопорядка в общественных местах во взаимодействии с органами внутренних дел.

5

Учебные задачи, решаемые в ходе проведения занятий в специализированной учебной аудитории «Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» и модели-полигоне «Кабинет участкового уполномоченного полиции»:

- комплексно обобщить теоретические знания в области деятельности участкового уполномоченного полиции, в том числе применительно к их деятельности в условиях участкового пункта полиции в различных условиях и при возникновении разных ситуаций;

- сформировать у курсантов и слушателей практические умения и навыки по правильному применению административно-правовых, административно-процессуальных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают сотрудники участковые уполномоченные полиции на рабочем месте;

- подготовить курсантов и слушателей к осуществлению на высоком профессиональном уровне первоначальных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий при приеме граждан, получении информации (сообщения) о преступлении и административном правонарушении, разрешению возникающих в связи с этим проблемных ситуаций;

- выработать навыки реализации норм законодательства, и нормативных правовых актов, применяемых в службе участковых уполномоченных полиции;

- обучить курсантов (слушателей) навыкам защиты прав, свобод и законных интересов физических, должностных и юридических лиц, оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с нормами Федерального закона «О полиции».

6

Основная учебная цель специализированной учебной аудитории «Модель жилища» - сформировать у курсантов и слушателей комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения участковым уполномоченным полиции поквартирного обхода, разбора семейных конфликтов по месту жительства, действиям в жилище; выявления и пресечения преступлений в семейно-бытовой сфере, административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, а также в сфере незаконного оборота оружия и наркотических средств (веществ).

7

Специализированная учебная аудитория «Отработка психологических вопросов обращения с различными категориями граждан».

Учебные цели, решаемые в ходе проведения занятий в аудитории - закрепить и расширить теоретические знания, полученные курсантами и слушателями в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы по вопросам:

- формирование у курсантов систематизированного представления о сущности, этических принципах, общих психологических механизмах и условиях эффективности профессиональных контактов между людьми, формирование способов эффективной коммуникации;

- психологические требования к личности сотрудника полиции;

- этические и психолого - педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов;

- основы психопрофилактики негативных психологических состояний сотрудников ОВД;

- содержание и психологические особенности ведения переговорного процесса;

- психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов;

- причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;

- отработать на практике навыки использования психологических методов и приемов в профессиональной деятельности;

8

Специализированная учебная аудитория «Организация работы по взаимодействию со СМИ».

Учебные задачи, решаемые в ходе проведения занятий:

- создать в рамках деловой игры обстановку, в которой обучаемые в режиме реального времени, должны прокомментировать выявленное сотрудниками полиции правонарушение в СМИ, оценить ситуацию, квалифицировать противоправное деяние, определиться с методикой реагирования и мерой пресечения;

- закрепить на практике теоретические знания о взаимодействии подразделений органов внутренних дел с представителями СМИ.

9

Учебный ситуационный центр проведения досмотровых мероприятий, проверки граждан на рамочном металлодетекторе.

Учебные задачи, решаемые в ходе проведения занятий в учебно-полигонном центре:

- закрепить на практике теоретические знания о действиях сотрудника полиции при выявлении, пресечении, документировании административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

- обеспечить усвоение регламентированного порядка проведения сотрудником ОВД проверки документов, удостоверяющих личность, составления протоколов личного досмотра и изъятия;

- создать в рамках деловой игры обстановку правонарушения, в которой обучаемые в режиме реального времени, должны выявить правонарушение, оценить ситуацию, квалифицировать противоправное деяние, определиться с методикой реагирования и конкретной мерой пресечения, реализовать данную меру непосредственно на рабочем месте с использованием методик ролевой игры;

- закрепить на практике навыки проведения сотрудником полиции проверки граждан на рамочном металлодетекторе.

Наряду с данными полигонами на третьем этаже учебно-полигонного комплекса созданы четыре специализированные учебные аудитории, предназначенные для проведения всех видов учебных занятий («Специализированные кабинеты по направлениям деятельности служб полиции по охране общественного порядка, психологическому обеспечению их деятельности и реализации специальных мер принуждения»):

  • отработка теоретических и практических навыков применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия;
  • деятельность сотрудников ОМВД по противодействию терроризму, экстремизму;
  • профилактика девиантного поведения несовершеннолетних;
  • выявление правонарушений, совершаемых на транспорте.

Учебно-полигонный комплекс подразделений ГИБДД включает в себя:

10

Учебно-ситуационный центр ДПС, дорожной инспекции и технического надзора.

Целью проведения занятий в учебно-ситуационном центре является приобретение обучаемыми практических навыков и умений, необходимых сотрудникам ГИБДД, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Задачей центра является обучение слушателей административным процедурам, связанным с:

- контролем за дорожным движением, в том числе с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

- регулированием дорожного движения;

- остановкой транспортного средства;

- остановкой пешехода;

- проверкой идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства.

11

Учебно-ситуационный центр дежурная часть строевого подразделения ДПС.

12

Учебно-ситуационный центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

13

Учебно-ситуационный центр регистрационно-экзаменационной деятельности. 

Все рабочие места оснащены необходимыми техническими средствами и программной продукцией, в том числе проверка по базам данных на основании запросов сотрудников ДПС: 

  • Обобщенный алгоритм обработки запросов в ФИС ГИБДД.
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Розыск».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Ограничения».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Спецпродукция».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Документ».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Лица».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Оружие».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «ПТС».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Адмпрактика».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Автомобиль».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «Водитель».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «ДТП».
  • Алгоритм обработки запросов для подсистемы «ОСАГО».
  • Отработка мероприятий по плану «Перехват». 

Все рабочие места полигона оборудованы необходимыми комплектами оперативно- технических средств в соответствии с утвержденными должностными обязанностями лиц дежурной части ДПС, включая служебную документацию, автоматизированные информационные системы, средства связи и оргтехнику. Все это позволяет моделировать работу должностных лиц суточного наряда дежурной части строевого подразделения ДПС ГИБДД по управлению нарядами, в том числе с использованием системы спутникового наблюдения ГЛОНАСС.

В процессе проведения всех видов занятий применяются активные формы обучения.

Например, при изучении тем «Организация оперативно-розыскных и следственных действий на месте ДТП», «Розыск транспортного средства и лиц, скрывшихся с места ДТП», «Тактика остановки и задержания транспортного средства, скрывшегося с места происшествия» проводятся комплексные оперативно-тактические учения. Преподавательским составом проводятся групповые упражнения, в рамках которых моделируются конкретные ситуации профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции, отражающие реальную оперативную обстановку.

Также при проведении учебных занятий на полигонных комплексах у курсантов и слушателей происходит формирование практических навыков тактики осмотра места ДТП с последующим составлением необходимых процессуальных документов.

В целом, необходимо отметить, что подготовка будущих сотрудников полиции, осуществляемая профессорско-преподавательским составом кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД, ведется в университете на основе новейших разработок с учетом постоянного совершенствования материально-технической базы органов внутренних дел. Согласно отзывам комплектующих органов, наблюдается качественный рост профессиональной подготовленности выпускников по различным направлениям профессиональной деятельности, и она, в основном, соответствует требованиям, предъявляемым к службе в территориальных органах МВД России. Выпускники имеют необходимые специальные знания, навыки и умения, профессионально важные качества, а также свойства личности, которые способствуют полноценному выполнению профессиональных обязанностей сотрудника полиции.

Таким образом, хочется сделать вывод о том, что активное и широкое внедрение инновационных форм обучения в преподавании изучаемых на кафедре дисциплин позволяет существенно повысить практическую направленность обучения и в полной мере обеспечить его соответствие требованиям, предъявляемым в настоящее время. Использование активных имитационных и ролевых действий обучаемых, которые по своему содержанию максимально приближены к выполнению предстоящих служебных задач, позволят повысить уровень знаний и привить обучаемым определенный профессиональный опыт, что способствует выработке независимой и взвешенной позиции будущего офицера полиции. Все это обеспечивается постоянным тесным взаимодействием с представителями территориальных и комплектующих органов внутренних дел, что позволяет значительно повысить качество практической подготовленности сотрудников ОМВД к выполнению различных оперативно-служебных задач.

A.A. Bulavkin
PhD in Sociology, Police Lieutenant Colonel, Lecturer Department of Administration And Organization of Traffic police Krasnodar University of the Russian Interior Ministry, Armavir
Topical issues situationally-based learning and use in the educational process innovation (on experience with educational opportunities and treatment complex and strengthening interdisciplinary practice-oriented Buchan future police officers)
Abstract. Under the conditions of formation of a democratic federal state of law and civil society, improving the work of law enforcement agencies, law enforcement officials, including the territorial bodies of the Interior, the new requirements for professional competence and legal literacy of the police officer, the orderly maintenance of law and order in the country, the prevention of human rights , freedoms of man and citizen, remove obstacles to their implementation.

Keywords: reform of the Interior Ministry, police officer, police administrative activities, innovative technology, practical orientation training.