Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Производственные мощности нефтегазового комплекса России не позволяют выпускать высококачественную продукцию. Устаревшее оборудование, отсутствие необходимых установок на перерабатывающих заводах, недефференцированная налоговая политика замедляют развитие отрасли. Отечественная нефтегазовая отрасль нуждается в поддержке государства в виде дифференцированной налоговой политики и инвестирования.
Ключевые слова: инвестиции, нефтегазовый комплекс, стратегия развития отрасли России.

Для многих стран огромную роль играет добывающий комплекс нефти и газа. Россия не стала исключением. Значимость комплекса можно подтвердить поступлениями денежных средств: до половины налогов федерального бюджета, до четверти таможенных доходов, около трети валютной выручки.

На сегодняшний день поддержка и развитие нефтегазового комплекса России является важным вопросом на несколько ближайших десятилетий. Продукция, выпускаемая нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) не является высококачественной. Поддержание добываемых объёмов, а так же повышение качества являются главными задачами отрасли. Выполнение этих задач представляется возможным при преодолении ряда отрицательных факторов, представленных в таблице 1. 

Таблица 1 - Факторы, отрицательно влияющие на развитие нефтегазовой отрасли России

Внутренние

Внешние

экономические кризисы внутри страны

мировые экономические кризисы

высокий износ оборудования

падение цен на нефть и  продукты нефтегазовой отрасли

неналаженная налоговая политика

высококачественная аналогичная продукция зарубежных конкурентов

Монополизм

ценовая политика

слабое инвестирование

 


Совокупность вышеперечисленных факторов негативно сказывается на качестве продукции.  Все эти проблемы не могут быть решены без расширения инвестиционной активности. Нейтрализация перечисленных факторов эффективно и в относительно короткий срок - ближайшие двадцать лет, - возможна в случае взаимодействия государства и инвесторов. Однако, обеспечение потока инвестиций будет происходить только в случае уверенности инвестора в выгоде вложения средств в проекты. Для этого необходимо при помощи государственного регулирования создать такие условия, которые привлекут инвесторов, то есть показать перспективные направления и указать экономическую выгодность вложения инвестиций в эти направления, а так же создавать некторое гарантии для инвестора.

Итак, привлечь инвесторов можно, показав возможности развития отрасли, а так же создав благоприятную законодательную систему для заключения и сопровождения возможных договоров. Потенциал развития отрасли в нашей стране довольно широк: большинство месторождений Западной и Восточной Сибири, относившихся к средним и мелким, только начинают осваиваться; существуют возможности углубления переработки, получения ценных продуктов нефтяной и газовой химии, существует возможность экспорта более качественного товара. Законодательная база способствует созданию договоров как с юридическими лицами нашей страны, так и с инностранными лицами. Одним из перспективных и выгодных направлений отрасли является переработка. В 2014 году 27 февраля в России была проведена международная конференция «Сырьевой вектор развития газонефтехимии», где обсуждались проблемы повышения экономической эффективности. Одним из рассматриваемых вопросов был вопрос о технологиях углубления переработки сырья.[9].

Однако наличие серьёзных проблем, колебания экономики не позволяют привлечь достаточное количество инвестиций. И потому без государственной поддержки и инвестиций нефтегазовая отрасль не в состоянии сама справиться с модернизацией. На уровне государства помимо разработки плана необходимы инвестиции и корректировка политики налогообложения. Инвестирование  негосударственными источниками будет осуществляться в случае достаточно высоких цен на нефть в течение продолжительного времени. Поэтому в первую очередь необходима  поддержка именно государства.

Ежегодно происходит рост строительства скважин. Начиная с 2009 года по 2012 год,  было увеличено их число с 336 679 штук до 367 335 штук (на 30 566 штук). [1]. Введение в эксплуатацию новых месторождений требует новейших технологий, позволяющих как добывать углеводороды дешевле, так и утилизировать, а лучше перерабатывать попутный газ. При этом необходимо развитие транспортных сетей ввиду будущей отдалённости прогрессивных заводов и их новой более высококачественной продукции. Так, в 2013 году первое место по добыче нефти заняла Россия.[6]. Рост составил 0,9% к предыдущему году. Возросло производство дизеля на 3,8%, мазута – на 3,1%, авиакеросина – на 2,9%, автобензинов – на 1,5%. Результаты были достигнуты экстенсивным путем. Доля трудноизвлекаемых запасов составляет около 65%. Около 77% от общей добычи углеводородов принадлежит крупным предприятиям, где снижение дебитов предвидится через 7-8 лет. Хотя увеличение числа скважин и поспособствовало увеличению добычи, но качество переработки оставляет желать лучшего: из 27 крупных НПЗ страны только на 13-ти из них есть установки каталитического крекинга, у 5-ти - гидрокрекинга и у 5-ти - замедленного коксования, на 9-ти - висбрекинга. [8]. Для решения проблемы с нехваткой установок по переработке в 2014 году Минэнерго выделит инвестиции на сумму 140 млрд.рублей. [2].

Помимо нехватки прогрессивного оборудования явной проблемой отрасли является износ производственных фондов, который в среднем по отрасли составляет 70%, а наибольший износ зафиксирован на мини-НПЗ. Уровень изношенности оборудования наглядно демонстрирует таблица 2.

Таблица 2 - Степень износа основных фондов  крупных и средних коммерческих организаций на конец года по РФ. [1]

 Отрасль

Показатели 

Значение  по годам, %

2008

2009

2010

2011

2012

Добыча полезных ископаемых

Здания

26,3

25,2

26,7

29,4

31

Машины и оборудование

53,9

56,4

57,8

59,1

60,3

Сооружения

44,9

44,3

45

46,9

48,2

Транспортные средства

53,7

58,1

56,7

53,9

52,8

Таблица 2 показывает, что транспорт, машины и оборудование изношены более чем на 50%, сооружения достигли 48,2%, здания же имеют степень износа не более 31% к концу 2012 года. Ввиду того, что отрасль является пожароопасной, каждый процент износа прибавляет возможность возникновения аварийной ситуации. Износ машин, оборудования и сооружений имеет прямое отношение к эффективности добычи, потому их обновление очень важны для увеличения как объёмов добычи, так и качества выпускаемой продукции. 

Для поддержки нефтегазовой отрасли страны были приняты проекты развития: «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».[3,4]. Масштабность внедрения программ может быть продемонстрирована примерами: достижение уровня переработки нефтяного сырья до 2020 года должно составлять не менее 85%(на данный момент он составляет около 70%, в Европе -до 85% и в США -до 96%); снижение выпуска мазута, дизеля  и прочих масел, составляющих избыток на рынке; достижение минимального класса ЕВРО-5. [7].  Для этого будет выделено государством около 1,5 трлн.руб.. Помимо этого будет внедрён рад установок по повышению качества продуктов нефти (установки для алкилирования, гидроочистки, изомеризации, риформинга), а так же установок по углублению переработки (установки для каталитического и гидрокрекинга, коксования). [5]. Введение дорогостоящих установок возможно лишь на крупных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Для мини-НПЗ выходом из складывающейся ситуации может стать слияние подобных по масштабам производства заводам, либо слияние с крупными. Проекты развития призваны оптимально распределить поступающие инвестиции. Инвестированию в отрасль способствует возможность продолжения добычи в ещё больших объёмах: доказанными запасами являются 60 млн.барр., ещё 100 млн.барр. пока являются потенциальными. Поддержание объёмов добычи нефти и газа  будет обеспечиваться Восточной Сибирью и Дальним востоком до 1,8 млрд. тонн к 2020 году и более 3 млрд. тонн - к 2030 году. До 2030 года планируется создать мощную инфраструктуру для отрасли.[10].

Оценкой эффективности реализации программ развития может служить объём и направление инвестиций. Приведём примеры движения краткосрочных и долгосрочных инвестиций для организаций отрасли за 2009-2012 годы.

  Таблица 3 - Долгосрочные финансовые вложения, осуществленные организацией, млн.руб.* [1]

Показатели  

Значения по годам

2009

2010

2011

2012

Геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области  изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы

2948

3168

5051

12054

Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность

6561

6191

35423

112769

Добыча  природного газа

4265

3469

1523

13843

Добыча сырой нефти

528377

611178

376048

415759

*Организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек

Как видно из таблицы 3, за анализируемый период долгосрочное финансирование стабильно росло в геологоразведке - за 4 года показатель вырос в 4 раза, в инженерных работах- в 17 раз, в добыче нефти - в 3 раза, а для добычи газа  показатель снизился на 12%.

Таблица 4 показывает тенденции для краткосрочных инвестиций.

 Таблица 4 - Краткосрочные финансовые вложения, осуществленные организацией (хозяйственные ОКВЭД) млн.руб.* [1]

 Показатели

Значения по годам

 

2009

2010

2011

2012

Добыча  природного газа

-**

10294

13324

19636

Добыча сырой нефти и природного газа

768096

2431788

2112822

2533289

Добыча сырой нефти

751423

2 399 651

2095232

2492195

Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в  этих областях

775814

2449539

2125515

2555134

** Данные отсутствуют

Краткосрочное инвестирование для показателя «добыча природного газа» за четырёхлетний период выросло почти в 2 раза, для показателей «добыча сырой нефти и природного газа»,  «добыча сырой нефти», «добыча сырой нефти и природного газа; и предоставление услуг в  этих областях»- в 3 раза.

Неравномерное распределение и скачки в инвестировании обусловлены открытиями новых месторождений Зауралья и континентальных шельфов, а так же расширением сланцевой технологии добычи углеводородов в США и экономическими спадами в мировой экономике. 

Поиск новых месторождений, введение более совершенных, дешёвых и экологически чистых технологий, создание инфраструктуры, постоянный мониторинг цен, поддержание и наращивание объёмов добычи приведут к росту экономических показателей отрасли, а, следовательно, и к росту ВВП страны. Развитие нефтехимии позволит экспортировать конкурентоспособный товар, а не сырую нефть, к тому же цена такой нефти вырастает мультипликативно. В условиях ограниченности ресурсов глубокая переработка углеводородов приобретает особую экономическую значимость.

Развитие и модернизация нефтегазового комплекса России необходимы. Для этого разрабатываются планы, предпринимаются меры по совершенствованию законодательной базы в области налогообложения и демонополизации. Важно отметить, что государственное инвестирование, помимо иностранного и частного, является не меньшим по значимости фактором успешного развития отрасли. -

Список источников: 

  1. Российская Государственная статистическая служба [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:http://www.fedstat.ru/indicator/data.do
  2. (дата обращения: 30.09.2014).
  3. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:   http://minenergo.gov.ru/press/min_news/18148.html (дата обращения: 22.05.2014).
  4. Правовой сайт «КонсультантПлюс» Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N1234-р (ред. от 15.06.2009) «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года»  [Электронный  ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14893.html(дата обращения: 29.03.2014).
  5. Правовой сайт «КонсультантПлюс» Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N1715-р (ред. от 15.06.2009) «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»  [Электронный  ресурс]. — Режим доступа. — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94054(дата обращения: 29.03.2014).
  6. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов:   http://www.jurnal.org/articles/2013/ekon32.html (дата обращения: 29.03.2014).
  7. Информационный портал «Всё о нефти» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:   http://vseonefti.ru/(дата обращения: 23.05.2014).
  8. Информационно-дискуссионный портал «Newsland» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://newsland.com/news/detail/id/1110332 (дата обращения: 05.02.2014).
  9. Информационный портал «Neftegaz.ru» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://neftegaz.ru/analisis/view/6568 (дата обращения: 23.03.2014).
  10. Информационный портал «Neftegaz.ru» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://neftegaz.ru/analisis/view/8167 (дата обращения: 15.02.2014)
  11. Сайт «Уран, энергетика и промышленность» » [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:  http://ueip.org/energy-strategy-russia/prospect-progress/razvitie-syrevoj-bazy/(дата обращения: 23.03.2014). 
Kosmina Olga Ivanovna
Candidate of economic Sciences, associate Professor,
North-Caucasian Federal University, Stavropol
Gridina Olga Nikolaevna
Student of the North-Caucasian Federal University, Stavropol 
Starodubtseva Julia Vladumirovna
Student of the North-Caucasian Federal University, Stavropol 
Modern state of the oil and gas industry 
The production capacity of oil and gas complex of Russia does not allow to produce high-quality products. Outdated equipment, lack of necessary facilities at the processing plants, dedifferentiation tax policy slow down the development of the industry. Domestic oil and gas industrial needs support from the state in the form of a differential tax policy and investment. 
Key words: investments, oil and gas complex, development strategy in Russia.