Аспекты формирования кластеров в регионах России и в Ростовской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левченко А. А. Аспекты формирования кластеров в регионах России и в Ростовской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15030.htm.
Аннотация. В статье исследуются вопросы успешности и не успешности формирования кластеров в ряде регионов России. Предполагается использовать критический анализ опыта других регионов для целей эффективного формирования кластеров на территории Ростовской области.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Левченко Александр Алексеевич,аспирант кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. РостовнаДонуkafedra332@mail.ru

Аспекты формирования кластеров в регионах России ив Ростовской области

Аннотация.В статье исследуются вопросы успешности и не успешности формирования кластеров в ряде регионов России. Предполагается использовать критический анализ опыта других регионов для целей эффективного формирования кластеров на территории Ростовской области. Ключевые слова:кластер, кластерообразование, программа кластерного развития.

Раздел: (04)экономика.

На современном этапе вопросы модернизации промышленности и формирования кластеров в Ростовской области представляются достаточно сложными,связанными с большими затратами ресурсов.Другие регионы России приступили к формированию кластеров на своей территории раньше, и имеется реальная возможность провести анализ их деятельности в плане организации кластеров, выявить удачные стереотипы и проанализировать причины неудач. В Ростовской области уже начата реализация формирования кластеров в разных отраслях, имеются определенные результаты, которые также подлежат анализу в целях уменьшения негативных последствий и использования позитивных примеров при организации других кластеров на территории области. В настоящее время с учетом международного положения России в условиях санкционного давления ценность финансовых ресурсов еще более возрастает, как возрастает и цена их недостаточно эффективного использования. Поэтомуобъективный,непредвзятый анализ опыта формирования кластеров в регионах России и Ростовской области с выявлением возможных просчетов и поиском резервов актуалени своевременен. Итак, задачастатьи –рассмотрение опыта кластерообразования в ряде регионов России с выявлением системных недочетов в плане обеспечения «взрывного» развития экономики данных регионов, недостаточной отдачи использованных ресурсов и сравнения существующего опыта с проводимыми в Ростовской области мероприятиями по формированию кластеров. Учитывая общеизвестные преимущества развития кластеров, анонсированные в зарубежных экономических источниках, мы отмечаеминтенции ускорения развития российской экономики и ее модернизации с использованием преимуществ от формирования кластеров в тех отраслях и регионах, где это возможно. Так как нет единства во мнении о путях реализации кластерной политики («сверху» или «снизу», ориентация на крупные предприятия или на малые и средние), то прилагалисьразнонаправленные усилия в плане реализации формирования кластеров в регионах. Первоначально обоснованной считалась точка зрения о необходимости опоры на малый и средний бизнескак на более инновационно направленный, адаптивный и реагирующий на рыночные сигналы. Кроме того, априорималым и средним предприятиям,сучетоммасштабаих деятельности,требуется меньше ресурсов, в том числе финансовых, для реализации стартапов в фарватере кластеризации. В рамках программы формирования региональных кластеров на основании самопрезентаций был отобранряд регионов, участвовавших вформировании региональных кластеров с активным вовлечением малых и средних предприятий. Кроме того, предполагалось совместное финансирование начального этапа данных мероприятий из федерального и региональных бюджетов. УДК001По мысли устроителей программы развития кластеров в регионах,федеральные и региональные бюджеты должны были участвовать только на первом этапе для активного запуска формируемых кластеров, которые далее должны были стать самоокупаемыми, а затем прибыльными и своеобразными точками роста экономики регионов, локализующих данные кластеры, и активно привлекать средства частных инвесторов в успешный бизнес. Представление об объеме федерального финансирования и распределении средств по регионам, участвующим в программе, дано на рис. 1.

Рис. 1.Объем средств из федерального бюджета, выделенных в 2010–2011 гг. центрам кластерного развития для поддержки средних и малых предприятий в регионах, млнруб. [1]

Обращает на себя внимание относительно небольшой объем выделенных средств из федерального бюджета на реализацию указанной программы. Так, некоторые регионы получили на финансирование программы из бюджета по 5–8 млнруб., что представляется недостаточным,и связано это, вероятно, с неправильным позиционированием предполагаемого кластера. Как было отмечено, в данной программе участвовали не только федеральные средства, но и средства региональных бюджетов тех территорий, на которых должны были локализоваться кластеры, формируемые преимущественно за счет инновационной деятельности малых и средних предприятий. Представление об объеме средств, выделенных из региональных бюджетов,и их распределении по областям и краямпредставлено на рис. 2.

Рис. 2. Объем средств из региональных бюджетов, выделенных в 2010–2011 гг. центрам кластерного развития для поддержки средних и малых предприятий в регионах, млнруб. [2, с. 154]050100150200250300252,532,614,420538205208,4573,1010203040506070807917,410513,3251,352,11,318,3УДК001Следует отметить общий меньший объем выделяемых средств региональными бюджетами на реализацию указанной программы, причем регионы«аутсайдеры», получившие наименьшие средства из федерального бюджета, также мало вложили из региональных бюджетов. К примеру, общий бюджет реализации данной программы для Астраханской области составил 6,3 млнруб., у Курганской области общий бюджет реализации программы такой же –6,3 млнруб. Другие регионы получили несколько больше, но общие цифры невелики, что позволяет усомниться в успешности планируемых мероприятий, так как это означало бы, что формируемые кластеры должны были бы стать сразу же высокоэффективными и активно привлекать средства частных инвесторов. Согласно собственному внутреннему анализу эффективности реализации анонсированной программы формирования кластеров,в регионах она не достигла тех результатов, на которые рассчитывали организаторы программы и ее участники. В качестве причин недостаточной эффективности по результатам своеобразного аудита было отмечено следующее.В целом опыт по поддержке формирования кластеров признан положительным, так как не все участники реализации программы стали финансово неуспешными. Практически ниодин из участников не стал генератором экономического роста в регионе локализации. Основной причиной недостаточной успешности программы был признан тот факт, чтоРоссийская Федерация не имеет большого опыта в вопросах инициирования развития кластеров и их поддержки.

Так как в основе программы лежала поддержка малого и среднего бизнеса, отмечено, что он не стал «становым хребтом» экономики вследствие недостаточной его развитости и активности и частично иждивенческихнастроений в плане запросов о помощи у государства. Другой важной причиной неуспешности программы можно считать неправильно выбранные регионы инкорпорации кластеров, так как одной из причин их медленного развития стали недостаточные инфраструктурные условия обеспечения хозяйственных процессов, а формирование собственной инфраструктуры является чрезвычайно затратным мероприятием, которое не финансировалось под нужды кластера.Само понятие кластера подразумевает тесное сотрудничество предприятийпроизводителей и организаций НИОКР, причем это сотрудничество может быть реализовано как на уровне информационного обмена, так и в форме личной унии. Установление таких «правил игры» для организуемых кластеров требовало совсем другого уровня организационных усилий, которые не были реализованы, вследствие чего основные преимущества кластеров также не были реализованы. Другим важным условием формирования кластера и его дальнейшей жизнедеятельности является конкуренция между предприятиями внутри кластера в отношении производства и за лучшие условия поставок комплектующих, что предполагает общие правила игры, которые соблюдаются всеми участниками кластерной деятельности. Это условие не было соблюдено ни в одном формируемом кластере, поэтому одной из причин их неуспешности по результатам внутреннего анализа сталнедостаточныйуровень доверительных отношений между рыночными агентами и с властными структурамив особенности. При формированиикластеров вопросы доступа их участников к ресурсам (материальным, финансовым,энергетическим) не были решены;напротив, многие участники программы получили ресурсы по повышенным ставкам, что затрудняло их деятельность, и они не могли разрешить данное противоречие в легитимном поле. Еще одной негативной тенденцией, проявившей себя в процессе формирования кластеров, стал неравный доступ к информационным ресурсам и использование рычагов административного давления, что привело к формированиюнедобросовестной конкуренции, нивелировавшей усилия по кластерообразованию. УДК001К числу общих причин неэффективности кластерной политики авторы анализа отнесли общую низкую культуру производства, производственный нигилизм персонала практически по всей иерархии, отсутствие ориентации на качество выпускаемых товаров и оказываемых услуг, а также слабое вовлечение в деятельность организаций на принципах аутсорсинга, что во многом объясняется невозможностью гарантировать качественные параметры комплектующих, поставляемых ими. В качестве другой общей причины отмечается неудовлетворительный бизнесклимат во всех регионах, где реализовалась программа, а также слабое влияние на бизнеспроцессы различных ассоциаций и некоммерческих партнерств, которые должны были бы формировать основные тренды деловой активности в регионах. Также следует отметить общий низкий объем финансирования программы, ориентированный только на краткосрочные результаты, тогда как бизнеспроекты, даже самые успешные, окупаются в течение нескольких лет, а прибыльнымистановятся через 5–7 лет [3], согласно данным международной статистики. Нам представляются недостаточными данные, приведенныевыше,для целей реализации формирования кластеров в Ростовской области, так какотсутствуют конкретные сведенияпо деятельности кластеров, их эффективности. Вследствие этого нами рассмотрена деятельность биофармацевтического кластера, сформированного в Сибирском федеральном округе в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, а также в Алтайском крае,по результатам его деятельности в 2007–2011 гг. [4] За производственную основу кластера были взяты крупные химфармпредприятия, производящиелекарственные препаратыи имеющие все необходимые лицензии и сертификаты для осуществления данной деятельности, и малые предприятия, локализующие свою деятельность в производстве средств личной гигиены и моющих средств, а также участвующиев производстве пищевых добавок (БАДов) совместно с крупными предприятиями [5]. По результатам деятельности биофармацевтического кластера заявлено о его успешности практически во всех регионах его локализации по всем развиваемым направлениям. Основной аргументв пользу эффективности данного кластера –данные по повышению рентабельности продаж производимой в кластере продукции. Тем не менееследует отметить, что не проявляет себя инновационный компонент в деятельности рассматриваемого биофармацевтического кластера, а его результативность презентуется отдельно по вовлеченным областям размещения предприятий, входящих в кластер. Данные по рентабельности продаж продукции предприятий кластера в Новосибирской области приведены нарис. 3.

Рис. 3.Динамика рентабельности продаж продукции фармкластера в Новосибирской областив 2007 и 2011 гг., %0102030производство лекарственных средствпроизводство лечебной косметики и средств гигиеныпищевые продукты (БАДЫ)20,813,51127,9517,117,522007 г.2011 г.УДК001Данные, приведенные нарис.3, демонстрируют рост рентабельности продаж в производстве лекарственных средств на 7,5%, по производству лечебной косметики и средств гигиены прирост рентабельности составил 4,6%, по производству БАДов отмечается отрицательная динамика в размере 3,5%. Аналогичные данные представлены по Томской области (рис. 4).

Рис. 4.Динамика рентабельности продаж продукции фармкластера в Томскойобласти в 2007 и 2011 гг., %Согласно приведенной статистике,рост рентабельности продаж лекарственных средств составляет 13,3%, по производству лечебной косметики отмечается снижение рентабельности продаж на 6%, значительный прирост отмечается по рентабельности продаж БАДов–22,4%. Данные по рентабельности продаж в Алтайском крае приведены нарис. 5.

Рис. 5.Динамика рентабельности продаж продукции фармкластера в Алтайскомкрае в 2007 и 2011 гг., %

Приведенные статистические данные демонстрируют рост рентабельности продаж по группе лекарственных средств в размере 6,1%, снижение рентабельности продаж по группе лечебной косметики и средств гигиены на 17,9%, а также снижение рентабельности продаж по группе БАДов на 14,7%. Данные по рентабельности продаж в Кемеровской области приведены нарис. 6. 01020304050производство лекарственных средствпроизводство лечебной косметики и средств гигиеныпищевые продукты (БАДЫ)17,223,123,330,5617,1145,772007 г.2011 г.01020304050607080производство лекарственных средствпроизводство лечебной косметики и средств гигиеныпищевые продукты (БАДЫ)16,226,570,222,38,654,532007 г.2011 г.УДК001

Рис. 6.Динамика рентабельности продаж продукции фармкластера в Кемеровской области

в 2007 и 2011 гг., %

Продемонстрированная статистика позволяет отметить рост рентабельности продаж лекарственных препаратов на 9,3%, в группе лечебной косметики и средств гигиены –на 6,2%, а в группе БАДов –на 20,3%.Нам сложно считать приведенные данные свидетельством успешностидеятельности кластера, так как средние цифры рентабельности продаж колеблются в интервале от 10 до 40%. Ни по одному показателю ни в одном регионе не был превышен средний уровень рентабельности продаж, а по некоторым позициям имелиместо отрицательный приростлибо рентабельность продаж ниже нормы. Таким образом, опыт формирования биофармацевтического кластера, рассредоточенного натерритории нескольких регионови основанного на сочетании действующих химфармзаводов, производящих лекарственные препараты, и малых предприятий, задействованных в производстве лечебной косметики, средств гигиеныи БАДов, не продемонстрировал инновационного прорыва и резкого расширения рынка или хотя бы уменьшения импортозависимости по лекарственным препаратам и средствам личной гигиены. Следовательно, приведенные выше причины недостаточной эффективности процессов формирования кластеров в регионах России вполне справедливы для конкретных примеров кластеров, рассмотренных нами в разных регионах РФ. Недостаточная успешность приведенных примеров реализации программы формирования кластеров в ряде регионов Сибири не означает потери интереса кформированию кластеров в других регионах России, в том числе и Ростовской области. Следует отметить, что в текущий период экономика Ростовской области характеризуется теми же чертами, что и в большинстве других среднеразвитых регионов России. Главным недостатком, отмечаемым всеми экспертами, является низкая отдача от вложений в НИОКР, а также при наличии оригинальных разработок и инновационных образцов изделий –низкая коммерциализацияпредлагаемой продукции. Иными словами, диффузии технологий, которая должна происходить согласно теории Й. Шумпетера иХегерстрада, в российской действительности не наблюдаетсяили это онапроявляется минимально.Характеризуя данную ситуацию с опорой на официальную статистику, следует отметить, что в Ростовской области только 7,7% крупных и средних предприятий проявляют инновационную активность, а доля инновационной продукции в общем объеме производимой продукции в регионе составляет всего 8,9% [6]. Следует иметь ввиду, что на предприятиях не существует еди-20-15-10-5051015производство лекарственных средствпроизводство лечебной косметики и средств гигиеныпищевые продукты (БАДЫ)4,14,715,313,410,952007 г.2011 г.УДК001ной методологии определения критерия отнесения выпускаемой продукции кинновационной. Например, некоторые считают свою продукцию инновационной на том основании, что она не представлена на российском рынке отечественными образцами или является до некоторой степени импортозамещающей продукцией. Считаем необходимымпровести дефиницию по понятию инновационности. Пользуясь терминологией И. Ансоффа [7], отметим, что в полной мере инновационной продукцией может считаться новая сама по себе на новом рынке. Если речь идет о проникновении продукции, ранее не представленной на данном рынке, но уже потребляемой на других, это будет либо диффузия имеющихся разработок изза рубежа, либо собственная импортозамещающая продукция, не оригинальная по происхождению, либо это продвижение на новые рынки (как правило, менее развитых стран или отдаленных регионов мира) уже давно апробированной продукции и технологий (например, атомная станция в Монголии и т.д.). Наверное, при строгом соблюдении критериев отнесения продукции к инновационнойпроцент такой в Ростовской области, равно как и в других регионах, будет более низким, чем приведенный в статистических сборниках.

Тем не менеепроцессы формирования кластеров в регионе являются желательными и в настоящее время стали заметными. Так, в Ростовской области до конца 2014 г. будет принята Концепция кластерного развития Ростовской области до 2020 г. В настоящее время создан Центр кластерного развития [8]. Имеются первые инициативы, подлежащие реализации в ближайшее время, причем большинство заявленных инициатив обеспечены ресурсами и патронажем административных органов. Формирование этих кластеров подлежит мониторингу и необходимой коррекции в случае девиации процессов реализации кластерообразования, что может произойти вследствие проявления различных сценариев экономического развития России и Ростовской области. Первый кластер планируется к созданию на базе функционирующего Ростовского вертолетного завода, выпускающего продукцию военного и гражданского назначения. Так как отрасль вертолетостроения стремительно развивается в РоссийскойФедерации, создались условия для расширения деятельности вертолетного завода в плане роста номенклатуры и объемов производства.В данном направлении уже предприняты определенные организационные решения, оформленные в рамках подписания меморандума о сотрудничестве между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, правительством Ростовской области и государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».Согласно данному меморандуму,планируются совместные усилия сторон по формированиюв Ростовской области вертолетостроительного кластера, включающего в себя ОАО «Роствертол», летноиспытательный комплекс, сборочное производство вертолетов Ми28, Ми35 и Ми26, сборочное производство среднего вертолета, центр компетенции по производству композитных лопастей и других изделий из композитных материалов, центр поддержки эксплуатации вертолетной техники Министерства обороны РФ в Южном военном округе и филиал вертолетной академии для обучения и переобучения специалистов в интересах Министерства обороны РФ и в рамках военнотехнического сотрудничества. Заявленными характеристиками данного проекта являются предполагаемые инвестиции в размере 20 млрдруб. и создание 10 тыс. новых рабочих мест. Безусловно, позитивным для региональной экономики представляется создание 10 тыс. новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, а также привлечение дополнительных инвестиций в значимых для экономики области размерах. УДК001При этомвозникают определенные сомнения в эффективности кластерообразования на данной базе. В связи с этим следует напомнить, что существеннымичертамии характеристикамикластера являются необходимость внутриотраслевой конкуренции, активный обмен информацией и диффузия технологийв смежные отрасли, конкуренция поставщиков за лучшие условия поставок, привлечение малых и средних предприятий на принципах аутсорсинга и их конкурентная ротация, а также развитие внутриотраслевой и сопутствующей инфраструктуры. Однако согласно тексту меморандума номенклатура планируемого производства жестко определена и связана преимущественно с оборонным заказом. При этом, поскольку речь идет об обороноспособности и, соответственно, секретности, поставщики заранее определены исходя из соображений безопасности, а не рыночной эффективности, обмен информацией и технологиями в смежные отрасли затруднен и находится под жестким контролем. Предприятия, привлекаемые на условиях аутсорсинга, также определяютсяне исходя из рыночной эффективности,как и поставщики материалов и комплектующих. Созданием объектов инфраструктуры на территории режимных предприятий занимаются специальные строительные организации, условием работы которых является соблюдение секретности, а не рыночная эффективность.Такие особенности функционирования предполагаемого объединения позволяют усомниться в возможности создания эффективного рыночного кластера, речь идет скорее о создании оборонного объединения специализированных НИИ и КБ с собственной производственной площадкой и возможного частичного трансфера технологий в гражданское вертолетостроение в рамках программы конверсии для снижения ресурсоемкости проекта. Касательно планируемого к созданию авиакосмического кластера, целью которого является развертывание производства различныхмодификаций самолетовамфибий на базе конструкции самолетов Бериева и сопутствующих разработок, обеспечивающих эффективный сервис данных продуктов, а также других продуктов, связанных с ними конструкционно или процессно на той же технологическойбазе привлекаемых производств, список участников данного объединения включает в себя:А. Крупные производства: ОАО «Таганрогский авиационный научнотехнический комплекс им. Г. М. Бериева», ОАО «Научнопроизводственное предприятие космического приборостроения “Квант”», ОАО «Алмаз», ОАО «Концерн радиостроения “Вега”», ОАО «325й авиационный ремонтный завод», ОАО «Градиент», ОАО «Горизонт», ОАО «Гранит», ОАО «Таганрогский завод “Прибой”».

Б. УчебноеучреждениеФГАОУ ВПО «Южныйфедеральный университет» (ЮФУ).В. Научноисследовательские институты и конструкторские бюро, развивающие свою деятельность в области реализации проекта: ФГУП «РостовскийнаДону НИИ радиосвязи», ОАО «Таганрогский НИИ связи», ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика», НИИ нейрокибернетики им. А. Б. Когана ЮФУ, Научноконструкторское бюро моделирующих и управляющих систем (НКБ «МИУС» ЮФУ), Научноконструкторское бюро цифровой обработки сигнала (НКБ ЦОС ЮФУ), НИИ механики и прикладной математики ЮФУ, НИИ многопроцессорных вычислительных систем им. А.В. Каляева (НИИ МВС ЮФУ).НИИ физики ЮФУ, НИИ физической и органической химии (НИИ ФОХ ЮФУ), Научное конструкторскотехнологическое бюро пьезоэлектрического приборостроения (НКТБ «Пьезоприбор» ЮФУ), Особое конструкторское бюро «Ритм» ЮФУ, Учебнонаучноисследовательский институт биомедицинских информационных технолоУДК001гий ЮФУ, научнотехнический центр «Информационные технологии» (НТЦ «Интех» ЮФУ), НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ.Г. Малые и средние предприятия, имеющие разрешение наработув данной сфере и ассоциированные с крупными предприятиями: ООО «АВИАОК Интернейшнл», ЗАО «Кордон», ООО «Вертекс», ЗАО «БЕТА ИР», ООО «Спектр Аэро», ООО «Красные крылья», ООО «ДС Барс Т», ООО «Галомедтех», ООО «Адакта», ООО «Пьезотех», ООО «Пьезоэлектрик»,НП «ЮжноРоссийский лазерный инновационнотехнологический центр».Д. Институт развитияОАО «Региональная корпорация развития». Планируемый к формированию кластер получил рабочее наименование «Южное созвездие», что характеризует большое количество различных участников, каждый из которых обозначил свои цели и приоритеты анонсируемой деятельности. Подавляющее большинство участников той или иной стороной своей деятельности связаны с обороноспособностью и обеспечением безопасности, что подразумевает определенные требования по организации работы с соблюдением режима секретности, организации конструкторских и исследовательских разработок, не предусматривающих активного продвижения в смежные отрасли хозяйствования и защищенные от промышленного шпионажа. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что для участия в кластере отобраны не наиболее эффективные производства и исследовательские организации, выпускающие инновационную продукцию, и организации, способствующие коммерциализации разработок;предполагается вовлечение большого списка организаций целиком со своим списком поставщиков, своей инфраструктурой, своими консультантами и разработчиками образцов продукции. Приэтомпоследние привлекаются не в силу своей успешности, продемонстрированной на соответствующих мероприятиях, а в силу традиционнойзанятости в заявленной сфере. Следует отметить, что черты несоответствия «классике формирования кластера», отмеченные по отношению к первому кластеру, в полной мере относятся и ко второму, в особенностиучитывая список первоочередных потребителей его продукции. Также обращает на себя вниманието, что в числе направлений деятельности, отмечаемых как инновационные, –плановые производственные задания предприятий и других структур, ассоциированных в данными предприятиями,входящими в формируемый кластер. Посколькунет оснований ожидать создания инновационно нового продукта для нового рынка и, следовательно, взрывного развития технологией с диффузией их в смежные производства, то успешность данного проекта, понашему мнению, является дискуссионной. Третий планируемый к созданию кластер предполагается организовать в виде совместного чешскороссийского предприятия, предусматривающего обеспечение этапов жизненного цикла НИОКР –постановка на производство и серийный выпуск станков. Приэтомуже в 2014 г. началась сборка 50 станков, а проектный объем продаж –до 340 станков в год. Следует отметить, что по целям и средствам обеспечения данный проект попадает под возможное участие в ФЦП «Развитие отечественного станкостроения на 2011–2016 годы»и способенстать производственным кластером, востребованным на отечественном рынке,с перспективами импортозамещения по станочному парку. В рамках четвертого кластера очевидна попытка реализации более глубокой переработки зерна, производимого на территории Ростовской области. Исходные условия организации кластера таковы: производство большого количества зерноУДК001вых, экспорт непроработанных зерновых и импорт обработанной продукции, в том числе для нужд сельского хозяйства (корма для скота). Улучшению ситуации должно способствовать создание промышленного кластера по углублению переработки исходного сельскохозяйственного сырья. При этомцелью создания кластера ставится приобретение и внедрение новых технологий и оборудования для углубленной переработки сельскохозяйственного зерна, что позволит увеличить экспорт уже переработанной зерновой продукции и, соответственно, повысит конкурентоспособность предприятий, вошедших в кластер, за счет выхода на высококонкурентные международные рынки, так как данный рынок еще недостаточно насыщен. Основой проекта является модернизация комбината «Амилко» в г. Миллерово для глубокой переработки зерна кукурузы с производством крахмаловых продуктов и протеиновых кормов. Развитие данного кластера предполагаеттрансфер данных технологий на другие комбикормовые заводы и перерабатывающие производства с обучением персонала на комбинате «Амилко». Данный проект представляется логичным и обоснованным, с учетомналичияизбытка производства сельскохозяйственного сырья, экспортируемого в непереработанном виде. Соответственно, в рамках данной парадигмы находится идея формирования кластера легкой промышленности. Имеется в виду избыток «женских рабочих рук» в ряде городов Ростовской области, которые могут быть задействованы в реализации текстильных производств. Планируется создание импортозамещающего комплекса, производящего высокотехнологичные ткани из синтетических волокон. Планируемая мощность данного предприятия («БТК Текстиль») до 12 млнпогонных метров текстиля в год. Для Ростовской области проект интересен созданием 2000 новых рабочих мест. Характеризуя данное направление, отметим, что это укладывается в парадигму создания промышленного кластера с покупкой технологии и постепенной локализациейпроизводства в целях импортозамещения и, возможно,расширением рынков за счет выхода на инорегиональные. Резюмируя, отметим, что анализ кластерообразования в Сибирских регионах России и начала процесса кластерообразования в Ростовской областидемонстрирует намерения в формировании промышленных кластеров с заемными технологиями и постепеннойлокализацией производства либо формирования псевдокластеров, тесно связанных с ВПК и поэтомужестко ограниченных в своих действиях в плане поиска поставщиков, снижения издержек на всей цепи создания и распределения продукции, информационного обмена, выбора товарной номенклатуры, расширения клиентской базы и рынков. Предполагаемые способы формирования кластеров не показали своей экономической эффективности при анализе их деятельности, вследствие чегопредставляется необходимым изучениекомплекса предполагаемых преимуществ для формирования кластеров на территории Ростовской области.

Ссылки на источники1.Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / под ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева –Пенза: ИП Тугушев С.Ю., 2013. –С. 154.

2.Там же. 3.Отчет о научноисследовательской работе «Анализ мирового российского опыта развития различных типов территориальных кластеров с учётом отраслевой специфики, включая анализ инструментов экономической политики. Разработка методических подходов к формированиюмеханизмов поддержки их развития» по теме «Разработка методических рекомендаций по развитию территориальных кластеров в субъектах Российской Федерации» (шифр П3151909). –М.: СОПС РАН и МЭР, 2009. 4.Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика. –С. 105–120.УДК0015.Там же.–С. 107.6.Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 г. –Ростов н/Д., 2014. –С. 29.7.Ансофф И. Стратегическое управление. –М., 1989. –358 с. 8.Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 г. –С. 47–48.

Alexander Levchenko,

PhDstudent atthe chair of Economic theory, Rostov State Economic University kafedra332@mail.ruAspects of clusters formation in the regions of Russia and intheRostov regionAbstract.The paperexplores the issues of success and failurecluster formation in some regions of Russia. The author supposes to use a critical analysis of the experience of other regions for the effective formation of clusters on the territory of the Rostov region. Key words:cluster, clustering, cluster development program.References1.Artamonova, Ju. S. & Hrustalev,B. B. (eds.) (2013) Klasternye politiki i klasternye iniciativy: teorija, metodologija, praktika: kol. Monografija, IP Tugushev S. Ju., Penza,p.154(in Russian). 2.Ibid.3.(2009) Otchet o nauchnoissledovatel'skoj rabote “Analiz mirovogo rossijskogo opyta razvitija razlichnyh tipov territorial'nyh klasterov s uchjotom otraslevoj specifiki, vkljuchaja analiz instrumentov jekonomicheskoj politiki. Razrabotka metodicheskih podhodov k formirovaniju mehanizmov podderzhki ih razvitija” po teme “Razrabotka metodicheskih rekomendacij po razvitiju territorial'nyh klasterov v sub#ektah Rossijskoj Federacii”(shifr P3151909),SOPS RAN i MJeR, Moscow (in Russian). 4.Klasternye politiki i klasternye iniciativy: teorija, metodologija, praktika,pp.105–120.5.Ibid.p.107.6.(2014) Strategija investicionnogo razvitija Rostovskoj oblasti do 2020 g.,Rostov n/D., p.29(in Russian).7.Ansoff,I. (1989) Strategicheskoe upravlenie, Moscow,358 p.(in Russian).

8.Strategija investicionnogo razvitija Rostovskoj oblasti do 2020 g.,pp.47–48.

Рекомендовано к публикации:

Бондаренко В. А., доктором экономических наук,Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»