Применение информационных технологий при проведении социологического исследования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В. Применение информационных технологий при проведении социологического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15037.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения информационных технологий на этапах социологического исследования.
Раздел: Юридические науки
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Мальцева Елена Юрьевна,преподаватель НЧОУ СПО «Юридический техникум», г. Кропоткинe.ju.maltseva@yandex.ru

Молчанова Елена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления АНО ВО «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента», г. Краснодарmrboro@rambler.ru

Применение информационных технологий при проведении социологического исследования

Аннотация.В статье рассматриваются особенности применения информационных технологий на этапах социологического исследования. Ключевые слова:информационные технологии, программные и аппаратные средства, применение программного пакета Microsoft Office, социологическое исследование, эффективность социологического исследования.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Особенностью проведения социологического опроса на современном этапе развития является популяризация применения информационных технологий.По мнению авторов, применение информационных технологий на различных этапах социологического исследования создает оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей руководителей государственных органов власти [1]. Объектом исследования в данной статье выступают информационные технологии, обеспечивающие эффективность социологического исследования. Предметом исследования являются особенности процесса применения информационных технологий на разных этапах измерения социологических данных.Цель работы состоит в иллюстрации возможностей пакета MicrosoftOfficeдля организации социологического исследования.Теоретикоприкладные исследования выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой должны быть предусмотрены направления и наиболее важные стадии разработки достаточно крупной социальной проблемы. Однако следует помнить, что ни один из методов сбора и обработки первичных данных не универсален. Поэтому следует прежде всегорешить,какой (какие) способ(ы) лучше всего отвечают программным требованиям и целям исследования. Основания для данного решения: тип исследования (теоретикоприкладной или прикладной) и его принципиальный план (формулярный, описательный или аналитикоэкспериментальный), а также наличие ресурсов, необходимых для использования различных методов. В качестве главного метода следует выбрать наиболее соответствующий программным целям и максимально экономный. Разумно сформировать квотные выборки, объединяемые рядом общих признаков (половозрастных, профессиональноквалификационных и прочее), в разных подвыборках применять разные комбинации методов. Тогда при анализе данных мы можем получить возможность более основательной интерпретации общих зависимостей и связей. Работунад социологическим исследованием можно разделить на три этапа: полевой, этап подготовки и обработки информации, заключительный [2].

УДК001Сбор информации на полевом этапе может быть оптимизирован посредством, например, сервисов сети Интернет и современных аппаратных устройств.Глобальная сеть Интернет может быть интересна участникам социологического исследования следующими услугами: поисковые системы предоставляют комплекс аппаратнопрограммных средств, позволяющий выполнять поиск информации в Интернетепо интересующей тематике. Электронная почта предоставляет услуги по пересылке и получению электронных сообщений по компьютерной сети и позволяет участникам не только на этапе сбора информации, но и на протяжении всего исследования обмениваться письмами.Аппаратные средства ускоряют процесс сбора первичной социальной информации, экономя время и расходные материалы. Чаще всего анкета создается средствами текстовых или табличных редакторов, распечатывается и доставляется респонденту. Но есть и другие способы получения первичной информации. Современными социологами широко используются в рамках полевого этапа исследования смартфоны и коммуникаторы, диктофоны, видеокамеры и другие технические средства. Применение системы компьютеризированного телефонного интервью (CATI–Computer Assisted Telephone Interview) в отечественной практике не получило широкого распространенияизза сложностей организации контактцентра. В нашем случае наряду с печатными опросными бланками, разработанными в MicrosoftExcel, использовались сотовые телефоны для связи между организаторами социологического опроса и планшеты –для опроса в электронном бланке анкеты. Большими возможностями по вводу и обработке данных социологического исследования обладает программа «Прикладной социолог» («ПриС»), разработанная Т.Г.Василенко. Программа может быть использована при планировании и обработке опросных данных. Для работы с программой «ПриС» пользователь должен уметь проводить социологический опрос и владеть навыками работы с пакетом MicrosoftOffice. Главная особенность программы состоит в том, что планирование и обработка данных социологического опроса реализованыв виде единого цикла, представленного в программе в виде «Дерева опроса». На этапе планирования опроса автоматизируются работы по созданию анкеты, планированию выборочной совокупности, формированию печатных материалов для опроса. На этапе обработки полученных данных благодаря использованию специальной формы ввода анкеты значительно упрощаются ввод данных в базу данных и анализ социологических данных. Программа имеет ограничения по максимальному количеству анкет в одном опросе, вопросов и ответов в одной анкете, количеству ответов в одном вопросе. Программа распространяется платно. Примером зарубежной разработки является пакет SPSSStatistics (Statistical Package for the Social Sciences–«статистический пакет длясоциальных наук»), разработанный американской компанией SPSS Inc. Пакет SPSSпредставляет собой набор модулей, предназначенных для обработки данных. В программе реализованы различные возможности доступа к данным и управления. SPSSиспользуют для ввода первичных данных, обработки данных распространенными математическими методами, построения отчетов. Основными методами обработки являются методы статистического анализа, такие как частотный анализ, расчет статистических показателей, построение таблиц сопряженности и корреляций, многомерный линейный регрессионный анализ, дискриминантныйанализ, факторный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, многомерное шкалирование и другие. В программе предусмотрено графическое отображение данных. Вся документация и пользовательский интерфейс полностью русифицированы. УДК001Безусловно, специализированные программы имеют целый ряд преимуществ, так как они разработаныдля решения задач определенного вида методами математической статистики. Однакоуниверсальные программы в ряде случаев оказываются полезнее, чем специализированные. Главное преимущество универсальных программ заключается в их доступности, распространенности, понятности для пользователя, универсальности –ориентированности на решениеширокого круга задач. Среди универсальных пакетов наибольшую популярность приобрели программы MicrosoftOffice. Пакет MicrosoftOfficeполностью ориентирован на интеграцию разнородных данных и работу с информационными ресурсами Интернет. К достоинствам данного программного обеспечения следует отнести доступность (входитв пакет MSOffice), понятность, высокий уровень самообучения. Недостатком является универсальность пакета, его неспособность автоматизировать обработку учетной информации [3]. Наиболее подходящими для обработки данных социологического исследования являются следующие программы.Microsoft Wordчаще всего применяется для создания бланка анкеты и формирования итогового отчета. Microsoft Excel–это табличный процессор, средствами которого реализуются базовые вычисления и моделирование данных социального опроса: встроенные функции различных категорий, методы статистической обработки данных, графическое представление данных, вебпубликации данных анализа в виде интерактивных сводных таблиц и диаграмм.Microsoft Access–система управления базами данных, имеющая мощные языковые средства для автоматизации обработки данных: язык запросов высокого уровня QBE (Query By Example), язык структурированных запросов SQL (Structured Query Language), язык программирования VB (Visual Basic).Microsoft PowerPoint–программа для презентаций. Microsoft PowerPoint обеспечивает мультимедийное представление результатной информации и их публикацию в виде вебстраниц.Microsoft Visio–это графический редактор, предназначенный для создания диаграмм, в том числе диаграмм бизнеспроцессов,в соответствии с нотациями IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1X, блоксхем на основе базовых фигур.Microsoft Outlook–программа для работы с почтойи функциями календаря, планировщика задач, записной книжки и менеджера контактов. Кроме того, Microsoft Outlook позволяет отслеживать работу с документами пакета MicrosoftOfficeдля автоматического составления дневника работы.Для применения в социологическом исследовании зарубежных статистических пакетов пользователь должен обладать значительным запасом знаний и умений в статистике и программировании. В отличие от западных программ, большинство российских пакетов ориентированы на среднего пользователя, удобны в использовании, понятны при изучении, обладают дружественным интерфейсом, но такжетребуют начальных знаний статистических методов обработки социологических данных. Универсальный пакет MicrosoftOfficeблагодаря своей популярности исключает вопросы совместимости и корректного отображения данных, не требует дополнительного вложения финансовых средств.При использовании Microsoft Excel на этапе обработки данных социологического исследованияавторы обратили внимание на некоторые особенности применения табличного редактора, приведенныениже.УДК001Формирование базы данных.На первом этапе обработки данных осуществляется ввод первичной социальной информации в программу. Исходными данными для базы данных являются данные анкет, собранные интервьюерами. Перед непосредственным вводом данных с бумажных бланков анкетпервичная социальная информация кодируется. Каждой анкете присваивается порядковый номер, каждый ответ в каждом вопросе кодируется цифрой по порядку появления в вопросе. В базу данных –матрицу ответов, состоящую из строк, соответствующих номеру анкеты и ответам одногореспондента, и столбцов, соответствующих номеру ответа на вопрос, операторы вводят числовую информацию.Важно отметить, что можно создавать базу данных иным образом: в строках –номера ответов респондентов, в столбцах –номера анкет. Такой вариант формирования базы данных первичной социальной информации приемлем только для пакета MicrosoftOffice2010 и выше. Начинаяс Microsoft Excel 2010 нет ограничения на количество столбцов. Однакообрабатывать данные по строкам в Microsoft Excel неудобно, трудоемко, ав некоторых случаях невозможно.Работа с вопросами.Вопросы в нашей анкете подразделяются на следующие виды: –закрытые вопросы, где нужно выбрать один из предложенных вариантов ответов;–полузакрытые вопросы с вариантом «другое», где нужно выбрать несколько вариантов ответов; –вопросы, где нужно присвоить ранг предложенному варианту ответа;–открытые вопросы, где респондент сам формулирует ответ. У каждого вида вопросов анкеты есть свои особенности при формировании базы данных и их обработки.База данных, сформированная в нашем случае, представлена на рис.1. Анкеты пронумерованы от 1 до n(n–общее количество респондентов). Заголовки столбцов–вопросы –отличаются от закодированныхданных социологического опросауказанием символа «V» перед номером вопроса. Вместо символа «пробел» в коде вопроса используется символ «_». Для удобства заголовки столбцов, соответствующие одному вопросу,выделены цветом; строка с заголовками столбцов закреплена, что позволяет видеть заголовок при большом количестве анкет.

Рис. 1.База данных первичной социальной информации

Каждый ответ на вопрос, в котором респондент выбирает один из предложенных вариантов, закодирован в соответствии с содержимым анкеты кодами. Например, ответы на вопрос V_1_(12) «Укажите Ваш пол» имеют коды «1»–«мужской», «2»–«женский»; вопрос «Укажите ваш возраст» содержит шесть возрастных групп, кодируется «V_2_(16)». Ответы на вопрос «V_2_(16)» записываются цифрами от 1 до 6. Если респондент не указал ни один вариант ответа, в ячейку заносится 0. Вопросы, на которые возможно выбрать несколько вариантов ответов, кодируются указанием номера вопроса и кода варианта ответа. Каждому варианту ответа УДК001соответствует свой столбец матрицы. Например, вопрос «Лично Вы давали взятку хотя бы раз? (2–3 варианта ответа)» содержит девять вариантов ответов, кодируется «V_6_1», «V_6_2», «V_6_3» и т.д. Для записи ответов на вопрос, где нужно выбрать несколько вариантов ответов, в столбце ставится код,соответствующий варианту ответа. Если респондент не выбрал вариант ответа, в ячейку вносится «0». Вариант ответа «V_6_другое» записывается так, как указал респондент. При кодировании данного варианта вопросов можно также использовать принцип дихотомии.Вопросы, в которых необходимо присвоить ранг каждому варианту ответа, кодируются также указанием номера вопроса и кода варианта ответа. Каждому варианту ответа соответствует ранг, определяющий его место в системе оценок респондентов. Открытые вопросы, где респондент сам формирует ответ, не кодируются. В соответствующую ячейку базы данных вносится тот ответ, который записал респондент в анкету,дословно.После внесения данныхнужно проверить корректность ввода первичной социальной информации, а только затем переходить к обработке. Для контроля ввода данных эффективно использовать «Автофильтр». Функция «Автофильтр» позволяет просмотреть все варианты ответов, внесенные в столбец, а также задавать условия отбора для работы с данными. Просмотр вариантов помогает исправить ошибки ввода. Например, в столбце «V_1_(12)» ошибочно введено значение «22» (рис.2). С помощью автофильтра эту ошибку легко установить и исправить.

Рис. 2.Использование функции «Автофильтр» для поиска ошибок ввода

Обработка вопросов осуществляется с помощью встроенных функций «СЧЁТ» или «СЧЁТЕСЛИ». В качестве критерия в функции «СЧЁТЕСЛИ» выступает код варианта ответа.УДК001При подсчете количества ответов на какойлибо вопрос с учетом варианта ответа на другой вопросв Microsoft Excel 2003 возникают большие сложности, которые успешно можно преодолеть в Microsoft Excel 2007 и выше, применяя функцию «СЧЁТЕСЛИМН». Данная функция подсчитывает количество ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих нескольким условиям. Например, в Microsoft Excel 2007 с помощью функции «СЧЁТЕСЛИМН»можно рассчитать,какой процент мужчин и женщин каждой возрастной группы принялучастие в опросе.Построение диаграмм.Диаграммы –наиболее распространенный вариант графического представления данных социологического опроса. Они отражают количественные отношения. В Microsoft Excel имеются различные виды графического изображения данных. В нашем исследовании были использованы структурные диаграммы и диаграммы сравнения; по форме–круговая диаграмма, гистограмма с группировкой, гистограмма с накоплением. Круговая диаграмма отображает в виде сектора круга удельный вес частей в целом (рис.3). Сумма удельных весов всегда равна 100% и составляет 360°. Размер каждого сектора определяется из расчета, что 1% соответствует 3,6°. Для более наглядного представления данных использованы различные цвета заливки секторов.

Рис. 3.Круговая диаграмма распределения респондентов по возрастным группам, %

Данные показывают, что возрастная структура респондентов распределена следующим образом: 15,9% респондентов составляют лица старше 18 лет и младше 29 лет, 25,8%–лица от 30 до 39 лет, 29,1%–лица от 40 до 60 лет, 29,2%–лица старше 55 лет.Гистограмма с группировкой позволяет сравнивать значения по категориям с использованием вертикальных прямоугольников (см. рис.4). На гистограмме с группировкой общий процент лиц в каждой категории выражается площадью соответствующего прямоугольника, а общая площадь равна численной совокупности (100%). Для наглядности на гистограмме с группировкой категория «мужчины» представленасиними прямоугольниками, а «женщины»–красными.Количество, %; 1829; 15,9%; 16%Количество, %; 3039; 25,8%; 26%Количество, %; 405560; 29,1%; 29%Количество, %; ��5560; 29,2%; 29%18-2930-3940-55-60��5560УДК001Данные гистограммы с группировкой показывают, чтов первую возрастную группу (18–29 лет) входят 7,0% мужчин и 8,9%женщин, во вторую возрастную группу (30–39 лет)–13,9%мужчин и 11,9%женщин, в третью возрастную группу (40–55–60лет)–14,1%мужчин и 15,0%женщин, в четвертую возрастную группу–12,1% мужчин, 17,1%женщин.

Рис. 4.Гистограмма с группировкой распределения мужчин и женщин по возрастным группам, %

Гистограмма с накоплением отображает вклад каждого значения в общую сумму по каждой категории с помощью вертикальных прямоугольников (рис.5).

Рис. 5.Гистограмма с накоплением распределения по социальному статусу мужчин и женщин, %УДК001Анализ данных гистограммы с накоплением показывает, что среди опрошенных респондентов 6,4% женщин и 4,8% мужчин являются учащимися, 7,1% женщин и 8,0% мужчин–работающие, 9,3% женщин и 6,2% мужчин –работники бюджетной сферы, 12,3% женщин и 8,4% мужчин –пенсионеры, 3,9% женщин и 10,7% мужчин –предприниматели, 4,5% женщин и 0,2% мужчин имеют статус «домохозяйка», 1,4% женщин и 3,0% мужчин –безработный, 8,6% женщин и 5,2% мужчин –административное лицо.На заключительном этапе выполняется анализ графической информации, формулируются выводы и оформляется итоговый документ. Несмотря на точто каждое социальное исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует [4]. При оформлении итогового документа социолог чаще всего использует текстовый редактор. Формирование выводов –процесс творческий,и никакие программные и аппаратные средства на современном этапе развития информационных технологий не способны заменить компетентного специалиста. Однакос помощью программ MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, Microsoft Visio пакета MicrosoftOfficeрезультаты исследования могут быть наглядно проиллюстрированы [5]. Применение программного пакета MicrosoftOfficeна всех этапах социологического исследованияпозволяет упростить формирование электронной базы данныхбез использования дорогостоящих специализированных статистических программ. Доступность и уверенные навыки работы в универсальном табличном процессоре MicrosoftExcelзначительно расширяют возможности социолога по обработке и графическому представлению данных социологического исследования. Пакет Microsoft Excel популярен также и у других исследователей (И.И.Грачёва, Е.А. Кобелева и др.), использующих в своих работах различные механизмы обработки экономической информации [6; 7]. Таким образом, практичность прикладного исследования –в его непосредственной устремленности на решение социальных проблем в их строго фиксированной пространственновременной локализации, т.е. именно «здесь» и «сейчас». Авторы считают, что специфика применения современных информационных технологий на различных этапах прикладного социологического исследования положительно влияет на эффективность социологического исследования, точность полученных результатов и доказывает необходимость регулирования опытноисследовательских работ вэтом направлении. Прикладные исследования завершаются детальной проработкой управленческих решений и в конечном счете–внедрением в практику социальных нововведений.

Ссылки на источники 1.Мальцева Е.Ю., Молчанова Е.В., Чернухина Н.В. Выбор адаптивногоинструментария при проведении социологического исследования // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. Социологические и политические науки. –2014.–№10. 2.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. –Самара; Издво Самар. унта, 1995. 3.Мальцева Е.Ю. Информационные технологии анализа состояния предприятий АПК Краснодарского края // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Вып.2. –ART 54969.–URL: http://ekoncept.ru/2014/54969.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X(дата обращения 07.11.2014).4.Молчанова Е.В. Формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся младшего школьного возраста: дис.... канд.пед. наук. –Майкоп, 2009.–185 с.УДК0015.Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В., Чернухина Н. В. Указ. соч.6.Грачёва И. И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях // Концепт. –2013. –№ 12 (декабрь). –ART 13271.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13271.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X(дата обращения 10.11.2014).7.Кобелева Е. А. Экономическое развитие сельскохозяйственной отрасли Краснодарского края // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Вып.2. –ART 55057.–URL: http://ekoncept.ru/2014/55057.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X(дата обращения 20.11.2014).

Elena Maltseva,

Lecturer, Law College, Kropotkine.ju.maltseva@yandex.ruElena Molchanova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Public and Municipal Administration,Kuban Institute of International Entrepreneurship and Management, Krasnodarmrboro@rambler.ruTo the question of information technology in organization of sociological researchAbstract. The paperdeals withthe use of information technology on the stages of sociological research.

Keywords: information technology, software and hardware,implementation of software package Microsoft Office, sociological research, efficiency of sociological research.References1.Mal'ceva,E. Ju., Molchanova, E. V. & Chernuhina, N. V. (2014) “Vybor adaptivnogo instrumentarija pri provedenii sociologicheskogo issledovanija”,Gumanitarnye, social'nojekonomicheskie i obshhestvennye nauki. Sociologicheskie i politicheskie nauki,№ 10(in Russian). 2.Jadov,V. A. (1995) Sociologicheskoe issledovanie: metodologija, programma, metody, Izdvo Samar. unta,Samara (in Russian). 3.Mal'ceva,E. Ju. (2014) “Informacionnye tehnologii analiza sostojanija predprijatij APK Krasnodarskogo kraja”,Koncept,Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 2.ART 54969. Available at: http://ekoncept.ru/2014/54969.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X (data obrashhenija 07.11.2014)(in Russian).4.Molchanova,E. V. (2009) Formirovanie volevogo komponenta chuvstva sobstvennogo dostoinstva u uchashhihsja mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk,Majkop, 185 p.(in Russian).5.Mal'ceva, E. Ju., Molchanova, E. V. & Chernuhina, N. V. (2014) Op. cit.6.Grachjova,I. I. (2013) “Problemy i perspektivy funkcionirovanija rynka zhilishhnokommunal'nyh uslug v sovremennyh jekonomicheskih uslovijah”,Koncept,№ 12 (dekabr').ART 13271. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13271.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X (data obrashhenija 10.11.2014)(in Russian).7.Kobeleva,E. A. (2014) “Jekonomicheskoe razvitie sel'skohozjajstvennoj otrasli Krasnodarskogo kraja”,Koncept,Sovremennye nauchnye issledovanija. Vyp. 2.ART 55057. Available at: http://ekoncept.ru/2014/55057.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X (data obrashhenija 20.11.2014)(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»