Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15036.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о некоторых требованиях к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения. Даются формы организации работы, говорится о методических и дидактических принципах обучения русскому языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Жажева Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп saya999@rambler.ru

Жажева Дариет Долетчериевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп saya999@rambler.ru

Требования к профессиональной подготовке лингвистапреподавателя в контексте профилизации обучения

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о некоторых требованиях к профессиональной подготовке лингвистапреподавателя в контексте профилизацииобучения. Даются формы организации работы, говорится о методическихи дидактическихпринципахобучения русскому языку. Ключевые слова:информационныетехнологии, процесс обучения русскому языку, образовательные программы, интерактивные методы модернизации российского образования. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный мир, обозначенный как глобальное сообщество, переходящий к постцивилизации,требует актуализации профессионализма во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений всех типов профессионального образования как одного из основных каналов подготовки молодого поколения квалифицированной рабочей силы, воспроизводствадипломированных работников, как составнойчастиобщей системы образования и как звенанароднохозяйственного комплекса страны.Главная задача учреждений ВПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении профессии, закладываниифундаментадля дальнейшего профессионального становления и обеспечиваниикачественнойподготовкиконкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.Переход к инновационной экономике требует модернизации системы образования, которая предполагает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традицийотечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы профессионального образования. В рамках данного направления возникает необходимость подготовки педагогических кадров нового типа, качественно отличающегосяв образовательном процессе способностью реализовать современные требования обучения и развития личности обучаемого.Конец XXв.характеризуется переходом от индустриального обществак постиндустриальному, информационному. Это, в свою очередь, способствует расширению связей, усилению процессов глобализации, интеграции, информатизации.В связи с этим появляются новые требования к системе и качеству образования.Роль образования на современном этапе развития страны определяется, УДК001как отмечается в Концепции модернизации российского образования, одобренной Правительством Российской Федерации, задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономике, необходимостьюпреодоления опасности ее отставания от мировых тенденций экономического и социального развития.Одним из важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования является введение профильного обучения в старших классах средней школы, что требует качественных изменений в профессиональной подготовке современного учителя,готового к работе в профильных классах, профильных школах.Согласно Концепции российского образования, учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но должен обеспечивать:вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектноисследовательских и коммуникативных методов);завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. Таким образом, новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования, подразумеваютсущественнуюмодификациюсодержания профессиональной подготовки преподавателя в современных условиях.Общеизвестно:эффективность педагогического учебного процессав значительной степени определяется деятельностью профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности.Современный образовательный процесс отличается многогранностью. Высшее образование формирует высококвалифицированного специалиста, профессионально ориентированного на решение актуальных задач жизни общества. В личностном же отношении высшее учебное заведение предоставляет широкий спектр возможностей для развития не только интеллектуального, но и эстетического, нравственного потенциала индивидуума.Это проявляется в приобретении коммуникативных навыков и развитии таких черт характера, как память, интуиция, абстрактное и логическое мышление. Благодаря образованию происходит всестороннее развитие личности, закладываются основы для развития коммуникабельности, творческих и адаптационных навыков. Формируется платформа для работы в коллективе, которая дает основы для ведения управленческой и организаторской деятельности.Преподавание таких дисциплин, как педагогика, психология, социология,и стремление личности к саморазвитию способствуют формированию личностных особенностей специалиста, имеющегонабор нравственноморальных и духовных ценностей, которые могут быть направлены на развитие как окружающего социума, так и своих профессиональных качеств. Подобная специфика отношений выпускника педагогического вуза с обществом формируется также под влиянием выработанных навыков психологического самоанализа и оценки внутреннего состояния, коммуникативной валентности окружающих. Таким образом, высшее образование позволяет развить колоссальный потенциал, имеющийся в каждом человеке.

УДК001Новая образовательная парадигма, призванная обеспечить образовательные потребности ХХIстолетия, парадигма продуктивного развивающегося образования,помимо учета общемировых тенденций в обученииязыкам, определяет существенные изменения роли и характера деятельности преподавателя. Ряд исследователей справедливо отмечают, что преподаватель, реализующий инновационный подход в обучении, становится старшим опытным товарищем, сотрудничающим с учащимися в процессе овладения знаниями и умениями прирешенииучебных и образовательных задач [1].В настоящее время в процесс подготовки будущих учителей введены элементы научноисследовательской работы,выпускникивузов пишут и защищают выпускные квалификационные работы. Высшее образование в большей степени ориентировано на школу. Будущие учителя изучают значительно больше дисциплин психологопедагогического цикла, проходят непрерывную педагогическую практику, в ходе которой набираются опыта и приобретают навыки будущей профессии.Таким образом,вузы ориентированы на подготовку не только специалистовпрофессионалов, но и творческих работников, способных обучать и обучаться самим. Внашей странедлятех изменений, которые мы наметили в образовании, нужно обязательно сохранить традицию подготовки учителей ввузах. Вопервых, модернизация связана с изменением форм и методов работы учителя: в практику внедряются технологии развивающего обучения, индивидуальных образовательных траекторий, осуществляется переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. Это требует изменения всей системы подготовки будущих специалистов. Приход в школу учителей с классическим университетским образованием, без новой идеологии и технологии, ориентированных только на хорошее знание учебного материала, сможет свести все реформирование к нулю. Университет способен подготовить хорошего предметника для старшей школы, но для начальной школы, работы с дошкольниками, подростками, ведения воспитательной работы необходимо специальное педагогическое образование. Вовторых, если из педагогических вузов в сферу образования приходит не более 50% выпускников, то из классических университетов –не более 1%. И такая ситуация вряд ли изменится в ближайшее время: в университеты и в педагогические вузы поступают молодые люди с разным отношением к образованию. Для того чтобы поднять статус педагога, нужно,вопервых,увеличить зарплату. Возможно, как раз здесь могут пригодиться различные фонды (поддержки молодого учителя, учителей со стажем и т. д.). Было бы полезно осуществлять финансирование учителя не только из государственного бюджета, но и общественностью. Но одного этого недостаточно. Необходимо вводить новые формы оплаты труда и подушевого финансирования. Это даст возможность поддерживать педагогов, которые работают с детьми поновому и дают особый образовательный результат, не ограничивающийся знаниями и умениями, а связанный с развитием и воспитанием ребенка.Конечно, необходимо повышать процент выпускников, идущих в школу, однаковажно помнить, что высшееобразование ведет к общему повышению культурного уровня населения. Где бы выпускниквуза ни работал, его отношение к людям, работе, даже своим детям будет другим. Можно будет усилить психологическую составляющую в подготовке студентов, переработать формы и сроки проведения педагогической практики, ввести новые спецкурсы. Конечно, необходимо формировать положительное общественное мнение о педагогической профессии.УДК001Именно педагогическая направленность (направленность на ребёнка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя. Отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуальнопсихологическое содержание ребёнка обезличивается, а его творческий саморазвивающийся потенциал редуцируется. Учитель, направленный на ребёнка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей, как ученика, так и своих собственных в интересах ребёнка.Вскрывать недостатки в отдельной школе и в системе образования в целом необходимо, но нельзя разовые, единичные случаи выдавать за норму жизни образовательного учреждения. В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности. Иными словами, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальнойпрофессиональной мобильности.Важными категориями новой лингвистической парадигмы и, соответственно, непрерывной системы обученияявляются коммуникативная и профессиональная компетенции. Связанныевоедино, данные компетенции являются частью модели подготовки преподавателя русского языка.Профессиональная компетенция–это система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях, а также владение навыками и способность применять имеющиеся знания в области педагогики, психологии и методики преподавания русского языка [2].Одним из важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования является введение профильного обучения в старших классах средней школы, что требует качественных изменений в профессиональной подготовке современного учителя, готового к работе в профильных классах, профильных школах. Таким образом, новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования, требуют существенной модификации содержания профессиональной подготовки преподавателя в современных условиях.Общеизвестно, что эффективность педагогического учебного процесса в значительной степени определяется деятельностью профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности.Введение профильного обучения в старших классах средней школы как одного из важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования вызвало к жизни необходимость проведения качественных изменений в профессиональной подготовке педагогических кадров, готовых к работе в профильных классах, школах.Подготовка учителя к работе в профильной школе предполагает изменения целевой направленности, структуры, содержания, организации обучения в педагогическом вузе.УДК001В настоящее время проблема содержания профессиональной подготовки лингвистапреподавателя к будущей педагогической деятельности является актуальной и требующей особого внимания.По мнению ученых, прогнозируемая модель преподавателя ХХIв.предполагаетпрежде всего профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовнонравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительноеотношениек культурной самоиндентификации учащегося [3].Итак, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.Однако происходящие на протяжении веков общественнополитические, экономические и социокультурные преобразования, прогресс науки, образования и техники генерируют исторически обусловленную изменчивость функций и задач, поставленных перед образованием и учителями в частности.Исследования, относящиеся к профессии учителя, имеют свои многолетние традиции. На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности учителя, его профессиональных значимых качествах, различных способностях, мастерстве.Характернымиособенностямисовременного образования являются его дифференцированность, вариативность и интегративность. Это привносит в образовательный процесс определенные нюансы, о которых необходимо знать специалистам. Встает вопрос о внесении определенных корректив в подготовкуспециалиста, о дополнительных требованиях к качеству образования, о новых принципах и методах.Нового преподавателя характеризует высокая степень автономии и креативности, что проявляется, наряду с высоким уровнем профессиональной компетенции, в таких деловых качествах, как гибкость профессионального мышления, мобильность и адаптивность к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, постоянное профессиональное самосовершенствование, способность работать в команде, сотрудничать с другими, брать на себя инициативу и ответственность. Естественно предположить, что данные характеристики и качества являются предметом профессиональной подготовки в условиях формального обучения в вузе.

Однако в современной социокультурной ситуации в российском высшем образованиив лучшем случаесосуществуют две парадигмы: традиционная и инновационная, что недостаточно эффективно привыполнении социального заказа образованию. На современном этапе несомненным препятствием на пути поступательного движения системы образования является существование огромной армии профессиональных преподавателей, которые абсолютно не владеют компетенциями в рамках общеевропейских требований.Актуальность проблемы сравнения профессиональнопедагогической подготовки преподавателя высшей профессиональной школыобусловленатем, что сфера образования ставит в центр системы непрерывного образования приоритеты гуманистической личности. В условиях локальноглобального характера развития универсума разрабатываются принципиально новые, неразрывно связанные с интегративными процессамиконцептуальные модели образования, основанные на новом представлении об информации, деятельности, личности, новых нормах поведения.УДК001Необходимость дальнейшего углубления вопроса о развитии системы профессиональных компетенций у учителей, и особенноу учителей русского языка, потребностьв педагогическомобоснованииновых подходов и направлений профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях профилизации старшей ступени средней школытребуют дополнительных исследований.Таким образом, основой для формирования педагога нового поколения стало изменение содержания высшего педагогического образования, предусматривающее его фундаментализацию, гуманитаризацию, гуманизацию и дифференциацию, а также разработку и реализацию инновационных педагогических технологий.Стала очевидной необходимость коренного изменения в характере подготовки учителя, его общепедагогической и предметной подготовки, которая призвана развить у студентапрофессиональное мышление, сформировать профессиональные умения и навыки, обеспечивающие его готовность к работе в профильных школах, классах.

Ссылки на источники1.БондаревскаяЕ.В. Теория и практика личностноориентированного образования.–Ростовн/Д.,2012. –351с.2.ГершунскийБ.С.Готово ли современное образование ответить навызовы ХХIвека?//Педагогика. –2011. –№10. –С.3–12.3.МарковаА.К. Психология профессионализма.–М.,2006.–308с.

Saida Zhazheva, Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of the Russian Language and ist methodology, AdygeaState University, Maykop saya999@rambler.ruDariet Zhazheva, Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of the Russian Language and ist methodology, AdygeaState University, Maykop saya999@rambler.ruSome training requirements to a linguistteacher in context of specialization of educationAbstract.The paperdiscusses some requirements for professional training of linguistteacher in context of specializationof education. The authors give the forms of work, methodological and didactic principles of teaching the Russian language.

Keywords:information technologies, the Russian language, educational programs, interactive methods of modernization of Russian education. References1.Bondarevskaja, E. V. (2012) Teorija i praktika lichnostnoorientirovannogo obrazovanija, Rostov n/D., 351 p. (in Russian).2.Gershunskij, B. S. (2011) “Gotovo li sovremennoe obrazovanie otvetit' na vyzovy HHI veka?”, Pedagogika, № 10, pp. 3–12 (in Russian).3.Markova, A. K. (2006) Psihologija professionalizma, Moscow, 308 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»