Изобретательское мышление: формирование и диагностика

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рубина Н. В. Изобретательское мышление: формирование и диагностика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15042.htm.
Аннотация. Предложена педагогическая система формирования изобретательского мышления на базе методов ТРИЗ, включающая в себя систему компонентов изобретательского мышления (СКИМ), учебно-методический комплекс для обучающихся разного возраста и специальностей и методику диагностики изобретательского мышления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Рубина Наталия Викторовна,преподаватель ТРИЗ, руководитель Лаборатории ТРИЗ ГБОУ НОШ № 300, г.СанктПетербургnatasharubina@yandex.ru

Изобретательское мышление: формирование и диагностика

Аннотация. Предложена педагогическая система формирования изобретательского мышления на базе методов ТРИЗ, включающая в себя систему компонентов изобретательского мышления (СКИМ), учебнометодический комплекс для обучающихся разного возраста и специальностей и методику диагностики изобретательского мышления. Ключевые слова:компонентыизобретательского мышления,диагностика изобретательского мышления,мотивация занятий изобретательским творчеством,педагогическая система формирования изобретательского мышления.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Изобретать–вымышлять, придумывать, открывать чтолибо новое, особенно в науках, искусствах, ремеслах. Изобретение–выдумка, открытие, находка умственная.В.И. Даль.Толковый словарь живого великорусского языка

1.Постановка задачиМир современного человека содержит много открытых, нестандартных, многоаспектных задач (в данной статье мы будем использовать термин изобретательскиезадачи), от решения которых зависят успешность, благополучие, а порой и выживание человека. Одиниз наиболее эффективных способов формирования творческой личности –занятия по ТРИЗ. Важной задачей при обучении методам ТРИЗ и развитии изобретательского мышления является задача диагностики развития изобретательского мышления (мониторинг эффективности обучения для формирования отдельных качеств изобретательского мышления и диагностика изобретательского мышления в целом). Основные проблемы: выявить компоненты мышления, необходимые для решения изобретательских задач; научиться измерять уровень развития этих компонентов; разработать систему обучения для развития изобретательского мышления.Актуальность работы связана с необходимостью постоянного развития творческого потенциала специалистов, а также увеличением количества семинаров по ТРИЗ разного уровня, которые составляют основную базу для семинаров, направленных на повышение уровня изобретательского мышления. Предлагаемая методика и адекватность ее применения не зависят от программ обученияи отражают исключительно уровень изобретательского мышления тестируемых. Для диагностики развития творческих способностей необходимы методики, надежно диагностирующие отдельные параметры креативности, при этом нужноучитывать, что общая умственная одаренность есть не простая сумма отдельных параметров, а функционирование единого комплекса психических процессов. Важно учитывать и возрастные психологические особенности. «Творчество –сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы. Но специфика изобретательского творчества в известной степени упрощает задачу исследователя. Результаты творчества в искусстве зависят не УДК001только от объективной реальности, которую отражает произведение искусства, но и от мировоззрения автора, его эстетических идеалов и от многих даже случайных причин. Изобретательское же творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам»[1].Наш анализ показал, что известные тесты креативности и интеллекта не отражают полной картиныизобретательского мышления людей. В ТРИЗ есть инструмент, который можно принять за эталон процесса мышления при решении изобретательской задачи,–это алгоритм решения изобретательских задач–АРИЗ [2]. Изученные в ТРИЗ механизмы изобретательского творчества позволяют выделить компоненты мышления, необходимые для решения изобретательских задач. Понятия, введенные в рамках эволюционного системоведения (системный онтогенез и филогенез, многоаспектность систем, функциональноцелевые системы, ткань системы идр.)[3], помогают определить уровни развития этих компонентов в онтогенезе. Обобщение опыта методов диагностики изобретательского способностей позволяет создать методику для измерения уровня развития изобретательского мышления.Этот инструментарий был разработан и опробован нами на протяжении 20 лет [4]. Он состоит из системы компонентов изобретательского мышления(СКИМ) [5], учебнометодических комплексов, разработанных на основе СКИМ [6],и методики диагностики, позволяющей отслеживать результаты обучения и качество формирования СКИМ [7]. В данной статье раскрываются особенности применения этого инструментария для обучения ТРИЗ слушателей разных возрастных категорий и специальностей.2.Система компонентовизобретательского мышленияОснову СКИМ составляют три этапа решения изобретательской задачи:Анализ существующей системы, Синтез изменений в системе и Оценка предлагаемых изменений, которые прослеживаются в логике всех модификаций АРИЗ, предложенных Г.С. Альтшуллером с 1956 г. [8]На стадии анализа происходит выделение элементов и структуры системы, выявление взаимосвязей и взаимодействий в системе, выделение имеющихся противоречий, построение идеальной модели системы. Стадия синтеза–это преобразование исходной системы в соответствии с необходимыми требованиями, поиск аналогов, применение приемов преобразования систем. На стадии оценкиполученные решения проходят проверку на возможные отрицательные последствия и возможность их широкого применения.Для успешного решения задач важна мобилизация всех качеств мышления. При формировании качеств изобретательского мышления необходимо постепенно усложнять задачи таким образом, чтобы работа по их решению требовала мобилизации всех качеств изобретательского мышления на высоком уровне.Изобретательское мышление необходимо не только при решении изобретательских (в узком значении –технических) задач. Принципы изобретательства являются общими для многих видов человеческой деятельности(изобретательство, научная деятельность, бизнес, управление, искусство и т.д.).

Нами выделены следующие качества изобретательского мышления.I.АнализА.Компонентный анализ.Б.Выход в надсистему.В.Выделение взаимосвязей и взаимодействий.Г.Изменение систем во времени.Д.Чувствительность к противоречиям.Е.Идеальное моделирование.II.СинтезЖ.Использование ресурсов.З.Использование аналогий.И.Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей).К.Применение приемов разрешения противоречий.УДК001

III.ОценкаЛ.Чувствительность к разрешению противоречий.М.Критичность.Н.Оригинальность.Мышление, как и все высшие психические функции человека, не даноему от рождения, а развивается постепенно в процессе индивидуального развития (онтогенеза). Это развитие проходит определенные стадии, повторяя вкратце стадии развития мышления человечества (филогенеза). Развитие мышления, как и развитие всех высших психических функций, необходимо направлять для того, чтобы человек мог пользоваться имкак хорошо управляемым инструментом высокого уровня, а не случайным набором шагов, таким как метод проб и ошибок или свободные ассоциации. Чем раньше начато это направленное развитие, тем более высоких результатов можно ожидать. Развивать изобретательскоемышление необходимо в комплексе, уделяя равное внимание всем его качествам, начиная с низких уровней и постепенно переходя к более высоким. 3.Учебнометодические комплексы на основе СКИМОбучение ТРИЗ получило широкое распространение по всему миру [9]. В разных странах специалистами по ТРИЗ создаются учебнометодические комплексы по обучению творчеству. Есть ряд недостатков во многих программах обучения ТРИЗ. Это, прежде всего, отсутствие системы формирования «АРИЗного» (изобретательского) мышления и заменаметодик, созданных в рамках ТРИЗ,на методы активизации мышления, на отдельные характеристики системного мышления, на развитие ассоциативного мышления. Мы создаем систему учебнометодических комплексов для формирования изобретательского мышления для слушателей разных возрастов и специальностей, основанную на СКИМ. 4.Методика диагностики изобретательского мышления на основе СКИМПроблемой диагностики общей умственной одаренности занимались многие известные психологи (такиекак Векслер, Ровен, Тейлор, Бине и Симон, Выготский и др.) [10]. Их методики позволяют надежно диагностировать уровень интеллекта, различные виды памяти (зрительную, образную, ассоциативную и др.), когнитивный (познавательный) стиль, развитие речи, развитие отдельных мыслительных операций (сравнение, классификация и др.) [11].Однако для успешного формирования навыков творческой деятельности необходима методика, надежно диагностирующая качества мышления, составляющие суть и логику изобретательского стиля мышления.Методика диагностики позволяет выстраивать программы обучения в соответствиис логикой формирования изобретательского мышления, вовремя корректировать программы обучения, учитывать индивидуальные особенности слушателей. Методика диагностики построена таким образом, что позволяет отслеживать постепенное развитие уровня изобретательского мышления у слушателей разного возраста (от 6 до 60 лет) и разных направлений деятельности. Методика диагностики развития изобретательского мышления позволяет определять исходный уровень изобретательского мышления, корректировать программы обучения, направлять индивидуальное развитие творческого человека, выявлять особенности мышления отдельных людей и помогать формировать творческие группы для работы над конкретным проектом. УДК001Теоретической основой методики диагностики изобретательского мышления является логика, заложенная в АРИЗ и включающая три составляющие: Анализ, Синтез, Критику. Для каждой из этих составляющих необходимы определенные качества мышления. На этапе Анализа это такие качества, как выделениекомпонентов, переход в надсистему, выделение взаимосвязей и взаимодействий, изменение систем во времени, чувствительность к противоречиям, идеальное моделирование. На этапе Синтеза: мобилизация ресурсов, использование аналогий, гибкость, применение приемов разрешения противоречий. На этапе Критики: чувствительность к разрешению противоречий, критичность, оригинальность.













Рис. 1. Распределение оценок стадий изобретательского мышления

На рис. 1представлена диаграмма, которая иллюстрирует обычное распределение начального уровня изобретательского мышления у слушателей семинаров по ТРИЗ. Сейчас уже по первой вводной диагностике мы можем сориентироваться,семинар (или программа) какого уровня нуженданной группе слушателей. По нашей статистике,один качественный семинар по ТРИЗ повышает уровень изобретательского мышления на 0,5 балла.5.От выполнения инструкций к изобретательскому мышлениюНеобходимость формировать культуру изобретательского мышления [12] у современного человека давно не вызывает сомнений. Педагогическая наука сегодня не может пожаловаться на недостаток новых направлений и подходов к обучению творчеству. Для нас стали привычными уроки по системе Монтессори [13], педагогические мастерские [14], развивающее обучение по системе Эльконина–Давыдова [15], по системе Занкова [16], вальдорфская педагогика [17], педагогика сотрудничества [18; 19], проблемное обучение [20], деловые игры [21], появились даже авторские школы [22], обучение в которых основной целью ставит развитие творческих способностей. У каждого из этих направлений свои достоинства и недостатки. Есть существенное отличие, которое выделяет ТРИЗ среди разнообразных подходов к обучению творчеству. Методы ТРИЗ эффективно применяются для развития изобретательского мышления на всех этапах формирования творческой личУДК001ности –от дошкольного возраста до специалистов самых разных областей, деятельность которых связана с решением нестандартных, изобретательских задач. На наш взгляд, именно обучение ТРИЗкак способ формированияизобретательского мышленияможет решить эту актуальную проблему.У нас была возможность проследить динамику интереса к развитию изобретательского мышления у людей самых разных возрастных категорий: от дошкольников и студентов до специалистов крупных инновационных компаний. По нашим наблюдениям,на трех разных этапах развития личности можно выделить разных заказчиков образовательных услуг: родители, государство, предприятия и сам человек [23]. На первом этапе,от рождения ребенка и примерно до 7–8 лет,таким заказчиком выступают родители. Мы видим большой интерес родителей к качественному, творческому образованию. На этом этапе востребованы творческие методы обучения, в том числе и ТРИЗ, творческие педагоги и качественные программы.Второй этап –школа:начальная, средняя, высшая. Заказчиком на этом этапе выступает государство, Министерство образования и другие министерства. Приоритеты в этом случае уже совсем другие. Во всяком случае, изобретательское творчество на этом этапе далеко не на первом месте, мягко говоря. Мы не будем сейчас обсуждать, является ли на этом этапе главным подготовкамальчиков к армии, возможность управлять гражданами со стороны государства, воспитание потребителей для развития экономического рынка или просто подготовка к тестированиюпо ЕГЭ (в американской школе это, например, SATScholastic Aptitude Test; в Израиле –психометрический тест; во многих странах Европы применяются похожие тесты) [24;25;26]. Дело не в этом. Дело в том, что о развитии изобретательского творчества на этом этапе речь точно не идет.Третий этап –время, как правило, уже после получения основного образования (примерно с 21 года), когда человек или предприятие,на котором он работает, сами становятся заказчиками образования специалистов. На этом этапе мы вновь видим подъем интереса к качественному обучению, в том числеизобретательскому творчеству.В реальности границы между этапами размыты. В начале второго этапа определенноевремя еще остается интерес к изобретательскому творчеству, который, впрочем, быстро спадает. К концу второго этапа (примерно III–IVкурс университета) интерес к изобретательскому творчеству частично восстанавливается: люди начинают задумываться над своей реальной профессиональной деятельностью.











Рис. 2. Динамика изменения интереса обучающихся к изобретательскому творчествуУДК001На приведенной диаграмме (см. рис. 2) изображена динамика изменения интереса обучающихся к изобретательскому творчеству. На ней выделены зоны трех этапов доминирующего заказчика образовательных услуг: родители, государство и предприятия, учреждения, личность. Из диаграммы видно, что 1й и 3й этапы разделены провальной ямой интереса к изобретательству. Восстанавливается этот интерес не полностью и далеко не увсех. Самое опасное в этой ситуации то, что «яма» приходится на период максимальной физиологической готовности человека к творческой деятельности. В психологии творчества хорошо известна кривая Т.А. Рибо [27], в соответствии с которой пик развития воображения приходится надетей 15 лет. Получается, что именно на этот возраст естественной готовности человека к обучению творчеству наша система образования оказывает максимальное отрицательное давление, направленное на уменьшениеинтереса к изобретательскому творчеству. Это все равно, что в 1–3 года лишить ребенка общения с человеком: он просто не научится говорить. Соответственно, ребенок, отлученный от изобретательского творчества в 9–16 лет, не только не сформирует свой навык к изобретательству, но и будет активно противодействовать этой деятельности в будущем и у себя, и у других. Обсуждаемые проблемы развития системы образования актуальны не только для России, но и для многих других стран мира. Предлагаемая система формирования изобретательского мышления является одним из инструментальных способов решения проблем современного образования.Выводы:педагогическая система формирования изобретательского мышления должна иметь единую логику, заложенную в АРИЗ и основанную на взаимодействии трех составляющих мышления: Анализа, Синтеза и Критики;педагогическая система формирования изобретательского мышления должнавключать в себя: систему качеств изобретательского мышления (СКИМ), учебнометодический комплекс для обучающихся разного возраста и специальностей и методику диагностики изобретательского мышления;методика диагностики позволяет управлять процессом формирования изобретательского мышления: корректировать программы обучения, отслеживать качество проводимого обучения.

Ссылки на источники1.Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества// Вопросы психологии. –1956.–№ 6. –С. 37–49.2.Альтшуллер Г.С. АРИЗ –значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ85В// Правила игры без правил.–Петрозаводск: Карелия, 1989. 3.Рубин М.С. Принципы модельного мышления в ТРИЗ. –Петрозаводск, 2003. –URL: http://temm.ru/ru/section.php?docId=3607

4.Рубин М.С., Рубина Н.В. Введение в ТРИЗ:материалы семинара. –URL: http://temm.ru/ru/section.php?docId=44655.Рубина Н.В. Система качеств изобретательского мышления (СКИМ): методика диагностики изобретательского мышления. –СПб., 2009. –URL: http://temm.ru/ru/section.php?docId=4454

6.Рубина Н.В. Комплект методических материалов по обучению ТРИЗ для младших школьников. –Петрозаводск;СПб., 1998–2011. –URL: http://temm.ru/ru/section.php?docId=38197.Рубина Н.В. Использование методов ТРИЗ для диагностики развития изобретательского мышления. –Петрозаводск, 2001. –URL: http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=43788.Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. –Тамбов:Тамбов.кн.издво, 1961. –С. 91.9.МурашковскаИ. Н.Камо глядеши.ТРИЗпедагогика? –URL: http://www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm10.Основы психодиагностики/под общ.ред. А. Г. Шмелева. –Ростов н/Д: Феникс, 1996. 11.АнастазиА., УрбинаС.Психологическое тестирование. –СПб.: Питер, 2009.12.Альтшуллер Г.С. Найти идею. –Петрозаводск: Скандинавия, 2003. –С. 11–24.УДК00113.Монтессори. Интернетжурнал.–URL: http://www.montessoripress.ru/14.МухинаИ. А.

Что такое педагогическая мастерская? –URL: http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Kurgina/link6.htm15.С педагогической системой Б.Д. Эльконина–В.В. Давыдова можно познакомитьсяна сайте: http://www.dvv.interro.ru/16.С педагогической системой Л.В. Занкова можно познакомиться на сайте: http://www.zankov.ru/about/17.КарлгренаФ.Воспитание к свободе. –М., 1993.18.СоловейчикС. Воспитание по Иванову. –М.: Педагогика, 1989.19.СоловейчикC.Час ученичества. –М.: Дет. лит., 1986.20.URL: http://educationalpsychology.narod.ru/problemnoe_obuchenie/21.URL: http://psyfactor.org/personal5.htm22.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие. –М.: Народное образование, 1998.23.Рубин М.С., Рубина Н.В. Как Иванацаревича в «яму» посадили. –URL: http://temm.ru/ru/section.php?docId=458424.Сравнительный анализ российского и западного образования.–URL: http://bril2002.narod.ru/article_mal_17.html25.Американская школа: коллекция фактов.–URL: http://www.kontinent.org/article_rus_48d425ac3d0a5.html26.Главные проблемы американских школ.–URL: http://rus.ruvr.ru/2011/09/27/56785517.html27.Рибо Т. Творческое воображение. –СПб., 1901. –С. 132–140. –URL: http://www.psyschool.ru/byblos/book_28.php

Natalia Rubina,

Teacher of TRIZ, head of TRIZ Laboratory, school №300, St. Petersburgnatasharubina@yandex.ruInventive thinking: formation and diagnosticsAbstract.The paper deals with the educational system of formation of inventive thinking based on TRIZ methods, including the system of inventive thinking components (SKIM), methodologicalcomplex for students of all ages and professions and methods of inventive thinking diagnosis.Keywords:components of inventive thinking, diagnosis of inventive thinking,motivation for doing inventive thinking,pedagogical system of formation of inventive thinking.References1.Al'tshuller, G. S. &Shapiro, R. B. (1956) “O psihologii izobretatel'skogo tvorchestva”, Voprosy psihologii, № 6, pp. 37–49(in Russian).2.Al'tshuller, G. S. (1989) “ARIZ –znachit pobeda. Algoritm reshenija izobretatel'skih zadach ARIZ85V”, Pravila igry bez pravil, Karelija,Petrozavodsk(in Russian). 3.Rubin,M. S. (2003) Principy model'nogo myshlenija v TRIZ, Petrozavodsk. Available at: http://temm.ru/ru/section.php?docId=3607(in Russian).

4.Rubin, M. S. &Rubina,N. V. Vvedenie v TRIZ: materialy seminara. Available at: http://temm.ru/ru/section.php?docId=4465(in Russian).5.Rubina,N. V. (2009) Sistema kachestv izobretatel'skogo myshlenija (SKIM): metodika diagnostiki izobretatel'skogo myshlenija, St. Petersburg. Available at: http://temm.ru/ru/section.php?docId=4454(in Russian).

6.Rubina,N. V. (1998–2011) Komplekt metodicheskih materialov po obucheniju TRIZ dlja mladshih shkol'nikov,Petrozavodsk; St. Petersburg. Available at: http://temm.ru/ru/section.php?docId=3819(in Russian).7.Rubina,N. V.(2001)Ispol'zovanie metodov TRIZ dlja diagnostiki razvitija izobretatel'skogo myshlenija, Petrozavodsk. Available at: http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=4378(in Russian).8.Al'tshuller,G. S. (1961) Kak nauchit'sja izobretat',Tambov. kn. izdvo, Tambov, p. 91(in Russian).9.Murashkovska,I. N. Kamo gljadeshi. TRIZpedagogika?Available at: http://www.trizminsk.org/r/tt/000101.htm(in Russian).6.Shmelev, A. G. (ed.) (1996) Osnovy psihodiagnostiki, Feniks, Rostov n/D(in Russian).10.Anastazi, A. &Urbina,S. (2009) Psihologicheskoe testirovanie, Piter,St. Petersburg(in Russian).11.Al'tshuller,G. S. (2003) Najti ideju,Skandinavija, Petrozavodsk, pp. 11–24(in Russian).12.Montessori. Internetzhurnal. Available at: http://www.montessoripress.ru/(in Russian).13.Muhina,I. A. Chto takoe pedagogicheskaja masterskaja?Available at: http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Kurgina/link6.htm(in Russian)14.S pedagogicheskoj sistemoj B. D. Jel'konina –V. V. Davydova mozhno poznakomit'sja na sajte: http://www.dvv.interro.ru/(in Russian).УДК00115.S pedagogicheskoj sistemoj L. V. Zankova mozhno poznakomit'sja na sajte: http://www.zankov.ru/about/(in Russian).16.Karlgrena,F. (1993) Vospitanie ksvobode, Moscow(in Russian).17.Solovejchik,S. (1989) Vospitanie po Ivanovu, Pedagogika,Moscow (in Russian).18.Solovejchik,C. (1986) Chas uchenichestva, Det. lit.,Moscow (in Russian).19.Available at: http://educationalpsychology.narod.ru/problemnoe_obuchenie/(in Russian).20.Available at: http://psyfactor.org/personal5.htm(in Russian).21.Selevko,G. K. (1998) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie, Narodnoe obrazovanie,Moscow (in Russian).22.Rubin, M. S. &Rubina,N. V. Kak Ivanacarevicha v “jamu”posadili. Available at: http://temm.ru/ru/section.php?docId=4584(in Russian).23.Sravnitel'nyj analiz rossijskogo i zapadnogo obrazovanija.Available at: http://bril2002.narod.ru/article_mal_17.html(in Russian).24.Amerikanskaja shkola: kollekcija faktov.Available at: http://www.kontinent.org/article_rus_48d425ac3d0a5.html(in Russian).25.Glavnye problemy amerikanskih shkol.Available at: http://rus.ruvr.ru/2011/09/27/56785517.html(in Russian).26.Ribo,T. (1901) Tvorcheskoe voobrazhenie,St. Petersburg,pp.132–140. Available at: http://www.psyschool.ru/byblos/book_28.php(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук