Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клочева
Г.
М. Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 2 (февраль). – С.
126–130. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15050.htm.
Аннотация. В статье анализируется психолого-психологический подход развития инновационной культуры субъекта управления в условиях модернизации образования. Автором в качестве базовой основы предложена модель развития инновационной компетенции руководителя образовательного учреждения.
Ключевые слова:
инновационная культура, инновационная компетенция и психолого-педагогический подход к развитию инновационной культуры
Текст статьи
УДК001Клочева Галина Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО ©Челябинский государственный педагогический университетª, г. Челябинскklochteva@mail.ru
Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования
Аннотация. В статье анализируется психологопсихологический подход развития инновационной культуры субъекта управления в условиях модернизации образования. Автором в качестве базовой основы предложена модель развития инновационной компетенции руководителя образовательного учреждения.Ключевые слова:инновационная культура, инновационная компетенция и психологопедагогический подход к развитию инновационной культуры.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
К профессиональному управлению образованием в условиях модернизации всех сфер жизни общества необходимо готовить не только руководителей образовательных учреждений, но и каждого педагога, воспитателя и психолога, поскольку все они являются субъектами управления. Актуализация этой проблемы особенно велика в процессе модернизации образования, поскольку идут интенсивные качественные изменения в содержании, методах, технологиях и подходах организации учебновоспитательного процесса. Все большее значение приобретают готовность и способность субъектов управления эффективно функционировать в условиях инновационных процессов. Анализ опыта инновационной деятельности руководителей образовательных учреждений Челябинской области из числа слушателей курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации за последние тригода показал, что высокого уровня развития инновационной культуры не достиг ни один участник эксперимента, 30%находятся на низком уровне, что обусловлено рядом недостатков, основные из которых проявились в противоречиях:между потребностью в инновационном подходе к управлению и низким уровнем развития способности к инновационному управлению;существующей традиционной моделью системы управления образованием с ее подходами, парадигмой и новым типом руководителя,владеющего инновационной культурой;необходимостью реализации новых подходов к управлению в контексте внедрения инновации и низким уровнем готовности субъектов управления к этой деятельности.Развитие инновационной готовности в условиях модернизации образования усиливает теоретическую, прикладную и практическую направленность субъекта управления, развивает его творческие способности и создает условия для накопления субъективного опыта творческого подхода в решении возникающих задач (В.И.Долгова[1]). Под термином ©культураª мы всегда подразумеваем уровень или совокупность качественных достижений (производственных, общественных, духовных) общества или отдельного человека. При этом понимаем, что человек как личность представляет собой единую целостность различных составляющих культуры: общей, познавательной, нравственной, трудовой, коммуникативной, физической, экономической, эстетической, экологической, правовой и многих других. Понятие ©инновационная культураª в психоУДК001логопедагогической литературе трактуется поразному: как способность, как умение, как системное качество, как компетенция и т.д.Разделяя понимание сути инновационной культуры многими исследователями, что инновационная культура выступает как целостное образование, которое проходит через все виды культуры человека и характеризуется как знания, умения и опыт целенаправленной подготовки комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового (В.И.Долгова, В.А.Ткаченко[2]),мы представляем ее как систему социальнопрофессиональных интегрированных знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих способность и готовность к видению, оценке новшеств, реализации новаций, нововведений, способов совершенствования технологий в практической деятельности, соблюдая принцип преемственности. Именно это как в прошлом, так в настоящем и будущем определяет особое место инновационной культуры в повышении качества развития человека и общества. Теоретический и эмпирический анализ позволяет определить следующую структуру инновационной культуры: а)интегрированные психологопедагогические и управленческие знания, умения, навыки, социальнопрофессиональныеи личностно значимые индивидуальные качества субъекта управления; б)функциональная грамотность, представленная профессиональнымикомпетенциями в сферах образования и управления, усвоенными механизмами ориентации, коммуникации и адаптации в современной образовательной среде, в процессе модернизации образования; в)опыт инновационной деятельности.Развитие инновационной культуры субъекта управления связано с применением психологопедагогических методов и технологий,направленных на активное обучение и развитие инновационных способностей, формирование готовности к восприятию, оценке новшеств иучастию в инновационном процессе (В.И.Долгова[3]).Базовая основа инновационной культуры особенно активно формируется в период профессиональной подготовки. В структуре профессионального образования она представлена когнитивным компонентом, который включает систему интегративных социальнопрофессиональныхзнаний, умений и навыков, направленных:на овладение способами и способностями (компетенциями) применения полученных предметных знаний и приобретения практического опыта управления и инновационной деятельности;развитие творческого мышления, творческих способностей, индивидуального опыта творческого подхода в решении профессиональных задач. Однако качество и результат формирования инновационной культуры будущих специалистов в профессиональной школеостаются крайне низкими. Главная причина, на наш взгляд,кроется в том, что в профессиональной подготовке до сих пор преобладает излишняя теоретизированность и значительная оторванность теории и практики профессиональной деятельности.Это, к сожалению, уже заложено в государственных стандартах, в учебных планах, программах и регламенте. Другой важной причиной является несоответствие целенаправленности и целостности профессиональной подготовке реально существующим требованиям и потребностям работодателей, государства, общества и личности. Усугубляет решение проблемы качества образованиядисбаланс статики и динамики ежегодной коррекции учебных планов и программ с целью экономии средств в сторону самостоятельной подготовки студентов по всем учебным предметам. УДК001Нестабильность развития системы и снижение качества профессиональной подготовки обусловлены также ослаблением и даже разрушением системы начального профессионального образования, нечеткой выраженностью уровней подготовки выпускников среднего профессионального образования и бакалавриата, невостребованностью и непониманием работодателями уровня подготовки и применения профессионализма магистров в производственных процессах. Решение проблем соотношения оптимизации и развития системы отечественного профессионального образования напрямую связано с проводимой образовательной политикой на всех уровнях управления, в том числе незаконченной адаптации системы к Болонскому процессу. Вместе с тем, говоря об акмеологической сущности инновационной культуры как степени развития зрелости личности, достижения высокого уровня инновационной деятельности, необходимо подчеркнуть, что она является одной из важнейших инвариантных характеристик овладения человека профессионализмом.Из сказанного вышеможно выделить основные факторы,обусловливающие успешность профессиональной деятельности: объективные, связанные с реалиями системы образования,и субъективные, связанные с предпосылками успешной профессиональной деятельности в рамках модернизации образования (уровнем профессиональной подготовленности к инновационной деятельности). Это позволяет выявить три основных компонента развития инновационной культуры субъекта управления: мотивационноценностный, когнитивноволевой и операционнодеятельностный,или функциональный. Таким образом, модель развития инновационной культуры субъектов управления включает в себя следующие модули:преддиагностика уровней развития инновационной культуры и формирование ©дерева целейª решения проблемы на основе индивидуальнодеятельностного подхода;разработка и реализация программы развития инновационной компетенции и инновационной культуры, создание психологопедагогических условий для реализации мотивационноценностного, когнитивноволевого и функционального компонентов;постдиагностика уровней развития инновационной культуры, подготовка и выполнение рекомендацийпо развитию инновационной компетенции и инновационной культуры.Программа включала проведение лекций, семинаров, практических занятий, разработку моделей и проектов, написание научных статей, решение профессиональных задач в рамках инновационного процесса, активизирующие формы работы (тренинги, деловые игры, дискуссии, ©круглые столыª и др.).В ходе реализации этой модели предполагается решение задач по развитию инновационной диспозицииличности руководителя (В.И.Долгова[5]):формирование ценностей, ценностных установок и ориентаций, адекватности оценки и самооценки и др. (эмоциональноволевой компонент);освоение новых подходов и технологий в выполнении управленческих функций, развитие знаний, умений и способностей в отборе, организации и внедрении инноваций в практику, волевого потенциала, ответственности, способности к самоуправлению, саморазвитию, освоению новых коммуникативных технологий и т.д.(когнитивноволевой компонент);решение профессиональных задач в инновационном процессе, развитиеуменийпроводить научное исследование, анализировать, определять причины и ставить доминирующие задачи, разрабатывать модели и проекты их решения, применять современные и инновационные технологии, объективно оценивать и научно обобщать результаты, писать научныестатьи, объективно оценивать и внедрять инновации и т. д.(функциональный,или операциональнодейственный компонент).УДК001ВыводыПроведенное нами исследование по апробации модели развития инновационной культуры руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска подтвердило эффективность предложенной модели, показав, что из 70% руководителей образовательных учреждений,находящихся на среднем уровне развития инновационной культуры,и 30%на низком уровнепосле реализации программы развития инновационной культуры 20%перешли на высокий уровень, к среднему уровню добавилось еще 10%.Результаты проведенного исследования, в частностиразработанная модель развития инновационной культуры и психологопедагогические рекомендации,легли в основу программы методической работы и самообразования руководителей дошкольных учреждений одного из районов г. Челябинска.
Ссылки на источники1.Долгова В. И. Психологопедагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования:дис.…дра психол. наук. Челябинск, 1997. 341с.2.Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам// Научное мнение.2012.№8.С. 89103.3.Долгова В. И. Акмеологические проблемы развития инновационной культуры субъектов системы профессионального образования// Научные исследования в образовании.2010.№11.С. 1623.4.Клочева Г. М. Управленческая культура как детерминанта профессионализации педагога //Сборник научных трудов, РИНС ©Новый взгляд. Международный научный вестникª.Педагогические науки.Вып.4.Новосибирск: ЦРНС, 2014. С.5160.5.ДолговаВ.И. Планшетдляизученияинновационнойдиспозицииличностируководителя// Social processes regulation in the context of economics, law and management:Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor Pavlov V. V. L., 2013. P. 1316.
Galina Klocheva,
Candidate of PedagogicSciences, AssociateProfessorat the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskklochteva@mail.ruCognitive component of innovation culture of management subjects in the modernization of educationAbstract. The paperanalyzes thepsychopsychological approach of innovationcultureof a management subject in the modernizationof education.The author suggests a model of innovationcompetence ofa headof aneducational institutionas abasic framework.Keywords:innovation culture, innovation competence,psychologicalpedagogical approach,development ofinnovative culture.References1.Dolgova,V. I. (1997) Psihologopedagogicheskieproblemyformirovanijagotovnostikinnovacionnojdejatel'nostiurukovoditelejsistemyobrazovanija: dis. … drapsihol. nauk,Cheljabinsk, 341 p. (inRussian).2.Dolgova, V. I. &Tkachenko,V. A. (2012) “Integrativnye parametry upravlenija innovacionnymi processami v obrazovanii po rezul'tatam”,Nauchnoe mnenie,№ 8,pp.89103(in Russian).3.Dolgova,V. I. (2010) “Akmeologicheskie problemy razvitija innovacionnoj kul'tury sub#ektov sistemy professional'nogo obrazovanija”,Nauchnye issledovanija v obrazovanii,№ 11,pp.1623(in Russian).4.Klocheva,G. M. (2014) “Upravlencheskaja kul'tura kak determinanta professionalizacii pedagoga”, Sbornik nauchnyh trudov, RINS “Novyj vzgljad. Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik”. Pedagogicheskie nauki.Vyp. 4, CRNS, Novosibirsk,pp.5160(in Russian).5.Dolgova,V. I. (2013) “Planshet dlja izuchenija innovacionnoj dispozicii lichnosti rukovoditelja”,Social processes regulation in the context of economics, law and management: Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor Pavlov V. V,London,pp. 1316(in English).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Когнитивный компонент инновационной культуры субъектов управления в условиях модернизации образования
Аннотация. В статье анализируется психологопсихологический подход развития инновационной культуры субъекта управления в условиях модернизации образования. Автором в качестве базовой основы предложена модель развития инновационной компетенции руководителя образовательного учреждения.Ключевые слова:инновационная культура, инновационная компетенция и психологопедагогический подход к развитию инновационной культуры.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
К профессиональному управлению образованием в условиях модернизации всех сфер жизни общества необходимо готовить не только руководителей образовательных учреждений, но и каждого педагога, воспитателя и психолога, поскольку все они являются субъектами управления. Актуализация этой проблемы особенно велика в процессе модернизации образования, поскольку идут интенсивные качественные изменения в содержании, методах, технологиях и подходах организации учебновоспитательного процесса. Все большее значение приобретают готовность и способность субъектов управления эффективно функционировать в условиях инновационных процессов. Анализ опыта инновационной деятельности руководителей образовательных учреждений Челябинской области из числа слушателей курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации за последние тригода показал, что высокого уровня развития инновационной культуры не достиг ни один участник эксперимента, 30%находятся на низком уровне, что обусловлено рядом недостатков, основные из которых проявились в противоречиях:между потребностью в инновационном подходе к управлению и низким уровнем развития способности к инновационному управлению;существующей традиционной моделью системы управления образованием с ее подходами, парадигмой и новым типом руководителя,владеющего инновационной культурой;необходимостью реализации новых подходов к управлению в контексте внедрения инновации и низким уровнем готовности субъектов управления к этой деятельности.Развитие инновационной готовности в условиях модернизации образования усиливает теоретическую, прикладную и практическую направленность субъекта управления, развивает его творческие способности и создает условия для накопления субъективного опыта творческого подхода в решении возникающих задач (В.И.Долгова[1]). Под термином ©культураª мы всегда подразумеваем уровень или совокупность качественных достижений (производственных, общественных, духовных) общества или отдельного человека. При этом понимаем, что человек как личность представляет собой единую целостность различных составляющих культуры: общей, познавательной, нравственной, трудовой, коммуникативной, физической, экономической, эстетической, экологической, правовой и многих других. Понятие ©инновационная культураª в психоУДК001логопедагогической литературе трактуется поразному: как способность, как умение, как системное качество, как компетенция и т.д.Разделяя понимание сути инновационной культуры многими исследователями, что инновационная культура выступает как целостное образование, которое проходит через все виды культуры человека и характеризуется как знания, умения и опыт целенаправленной подготовки комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового (В.И.Долгова, В.А.Ткаченко[2]),мы представляем ее как систему социальнопрофессиональных интегрированных знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих способность и готовность к видению, оценке новшеств, реализации новаций, нововведений, способов совершенствования технологий в практической деятельности, соблюдая принцип преемственности. Именно это как в прошлом, так в настоящем и будущем определяет особое место инновационной культуры в повышении качества развития человека и общества. Теоретический и эмпирический анализ позволяет определить следующую структуру инновационной культуры: а)интегрированные психологопедагогические и управленческие знания, умения, навыки, социальнопрофессиональныеи личностно значимые индивидуальные качества субъекта управления; б)функциональная грамотность, представленная профессиональнымикомпетенциями в сферах образования и управления, усвоенными механизмами ориентации, коммуникации и адаптации в современной образовательной среде, в процессе модернизации образования; в)опыт инновационной деятельности.Развитие инновационной культуры субъекта управления связано с применением психологопедагогических методов и технологий,направленных на активное обучение и развитие инновационных способностей, формирование готовности к восприятию, оценке новшеств иучастию в инновационном процессе (В.И.Долгова[3]).Базовая основа инновационной культуры особенно активно формируется в период профессиональной подготовки. В структуре профессионального образования она представлена когнитивным компонентом, который включает систему интегративных социальнопрофессиональныхзнаний, умений и навыков, направленных:на овладение способами и способностями (компетенциями) применения полученных предметных знаний и приобретения практического опыта управления и инновационной деятельности;развитие творческого мышления, творческих способностей, индивидуального опыта творческого подхода в решении профессиональных задач. Однако качество и результат формирования инновационной культуры будущих специалистов в профессиональной школеостаются крайне низкими. Главная причина, на наш взгляд,кроется в том, что в профессиональной подготовке до сих пор преобладает излишняя теоретизированность и значительная оторванность теории и практики профессиональной деятельности.Это, к сожалению, уже заложено в государственных стандартах, в учебных планах, программах и регламенте. Другой важной причиной является несоответствие целенаправленности и целостности профессиональной подготовке реально существующим требованиям и потребностям работодателей, государства, общества и личности. Усугубляет решение проблемы качества образованиядисбаланс статики и динамики ежегодной коррекции учебных планов и программ с целью экономии средств в сторону самостоятельной подготовки студентов по всем учебным предметам. УДК001Нестабильность развития системы и снижение качества профессиональной подготовки обусловлены также ослаблением и даже разрушением системы начального профессионального образования, нечеткой выраженностью уровней подготовки выпускников среднего профессионального образования и бакалавриата, невостребованностью и непониманием работодателями уровня подготовки и применения профессионализма магистров в производственных процессах. Решение проблем соотношения оптимизации и развития системы отечественного профессионального образования напрямую связано с проводимой образовательной политикой на всех уровнях управления, в том числе незаконченной адаптации системы к Болонскому процессу. Вместе с тем, говоря об акмеологической сущности инновационной культуры как степени развития зрелости личности, достижения высокого уровня инновационной деятельности, необходимо подчеркнуть, что она является одной из важнейших инвариантных характеристик овладения человека профессионализмом.Из сказанного вышеможно выделить основные факторы,обусловливающие успешность профессиональной деятельности: объективные, связанные с реалиями системы образования,и субъективные, связанные с предпосылками успешной профессиональной деятельности в рамках модернизации образования (уровнем профессиональной подготовленности к инновационной деятельности). Это позволяет выявить три основных компонента развития инновационной культуры субъекта управления: мотивационноценностный, когнитивноволевой и операционнодеятельностный,или функциональный. Таким образом, модель развития инновационной культуры субъектов управления включает в себя следующие модули:преддиагностика уровней развития инновационной культуры и формирование ©дерева целейª решения проблемы на основе индивидуальнодеятельностного подхода;разработка и реализация программы развития инновационной компетенции и инновационной культуры, создание психологопедагогических условий для реализации мотивационноценностного, когнитивноволевого и функционального компонентов;постдиагностика уровней развития инновационной культуры, подготовка и выполнение рекомендацийпо развитию инновационной компетенции и инновационной культуры.Программа включала проведение лекций, семинаров, практических занятий, разработку моделей и проектов, написание научных статей, решение профессиональных задач в рамках инновационного процесса, активизирующие формы работы (тренинги, деловые игры, дискуссии, ©круглые столыª и др.).В ходе реализации этой модели предполагается решение задач по развитию инновационной диспозицииличности руководителя (В.И.Долгова[5]):формирование ценностей, ценностных установок и ориентаций, адекватности оценки и самооценки и др. (эмоциональноволевой компонент);освоение новых подходов и технологий в выполнении управленческих функций, развитие знаний, умений и способностей в отборе, организации и внедрении инноваций в практику, волевого потенциала, ответственности, способности к самоуправлению, саморазвитию, освоению новых коммуникативных технологий и т.д.(когнитивноволевой компонент);решение профессиональных задач в инновационном процессе, развитиеуменийпроводить научное исследование, анализировать, определять причины и ставить доминирующие задачи, разрабатывать модели и проекты их решения, применять современные и инновационные технологии, объективно оценивать и научно обобщать результаты, писать научныестатьи, объективно оценивать и внедрять инновации и т. д.(функциональный,или операциональнодейственный компонент).УДК001ВыводыПроведенное нами исследование по апробации модели развития инновационной культуры руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска подтвердило эффективность предложенной модели, показав, что из 70% руководителей образовательных учреждений,находящихся на среднем уровне развития инновационной культуры,и 30%на низком уровнепосле реализации программы развития инновационной культуры 20%перешли на высокий уровень, к среднему уровню добавилось еще 10%.Результаты проведенного исследования, в частностиразработанная модель развития инновационной культуры и психологопедагогические рекомендации,легли в основу программы методической работы и самообразования руководителей дошкольных учреждений одного из районов г. Челябинска.
Ссылки на источники1.Долгова В. И. Психологопедагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования:дис.…дра психол. наук. Челябинск, 1997. 341с.2.Долгова В. И., Ткаченко В. А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам// Научное мнение.2012.№8.С. 89103.3.Долгова В. И. Акмеологические проблемы развития инновационной культуры субъектов системы профессионального образования// Научные исследования в образовании.2010.№11.С. 1623.4.Клочева Г. М. Управленческая культура как детерминанта профессионализации педагога //Сборник научных трудов, РИНС ©Новый взгляд. Международный научный вестникª.Педагогические науки.Вып.4.Новосибирск: ЦРНС, 2014. С.5160.5.ДолговаВ.И. Планшетдляизученияинновационнойдиспозицииличностируководителя// Social processes regulation in the context of economics, law and management:Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor Pavlov V. V. L., 2013. P. 1316.
Galina Klocheva,
Candidate of PedagogicSciences, AssociateProfessorat the chair of Theoretical and Applied Psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinskklochteva@mail.ruCognitive component of innovation culture of management subjects in the modernization of educationAbstract. The paperanalyzes thepsychopsychological approach of innovationcultureof a management subject in the modernizationof education.The author suggests a model of innovationcompetence ofa headof aneducational institutionas abasic framework.Keywords:innovation culture, innovation competence,psychologicalpedagogical approach,development ofinnovative culture.References1.Dolgova,V. I. (1997) Psihologopedagogicheskieproblemyformirovanijagotovnostikinnovacionnojdejatel'nostiurukovoditelejsistemyobrazovanija: dis. … drapsihol. nauk,Cheljabinsk, 341 p. (inRussian).2.Dolgova, V. I. &Tkachenko,V. A. (2012) “Integrativnye parametry upravlenija innovacionnymi processami v obrazovanii po rezul'tatam”,Nauchnoe mnenie,№ 8,pp.89103(in Russian).3.Dolgova,V. I. (2010) “Akmeologicheskie problemy razvitija innovacionnoj kul'tury sub#ektov sistemy professional'nogo obrazovanija”,Nauchnye issledovanija v obrazovanii,№ 11,pp.1623(in Russian).4.Klocheva,G. M. (2014) “Upravlencheskaja kul'tura kak determinanta professionalizacii pedagoga”, Sbornik nauchnyh trudov, RINS “Novyj vzgljad. Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik”. Pedagogicheskie nauki.Vyp. 4, CRNS, Novosibirsk,pp.5160(in Russian).5.Dolgova,V. I. (2013) “Planshet dlja izuchenija innovacionnoj dispozicii lichnosti rukovoditelja”,Social processes regulation in the context of economics, law and management: Materials digest of the LIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in economics, management and juridical sciences. Chief editor Pavlov V. V,London,pp. 1316(in English).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª