Исследование коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельник Е. В. Исследование коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15049.htm.
Аннотация. Статья представляет собой описание и анализ результатов констатирующего эксперимента, проведенного среди студентов факультета психологии. В статье обоснована актуальность решения проблемы коммуникативной компетентности, ее роль в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий; дана характеристика выборки, обсуждены результаты исследования.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Мельник Елена Викторовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскlenamelnik72@gmail.com

Исследование коммуникативной компетентности будущих педагоговпсихологов

Аннотация. Статья представляет собой описание и анализ результатов констатирующего эксперимента, проведенного среди студентов факультета психологии. В статье обоснована актуальность решения проблемы коммуникативной компетентности, ее роль в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий; дана характеристика выборки, обсуждены результаты исследования.Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общительность, коммуникативные умения, эмпатия, коммуникативные склонности, организаторские склонности.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Коммуникативная компетентность –умение успешно общаться с людьми, важнейшее качество, необходимое человеку практически во всех жизненных ситуациях. Для многих профессий психологические качества личности, проявляющиеся в межличностном общении, восприятии, оценке и влиянии, имеют большое значение. Особенноважен опыт межличностного общения для специалистов помогающих профессий, в частностипсихологов. Такому специалисту необходим высокий уровень коммуникативной компетентности, что предполагает не только владение технологией общения с людьми, но и личностную готовность к профессиональному общению, овладение навыками самопознания, влияния на других людей, межличностного восприятия и оценки.С целью исследования коммуникативной компетентности будущих педагоговпсихологов был проведен констатирующий эксперимент. Базой исследования являлся факультет психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Работа проводилась в группах студентов III–IVкурсов факультета психологии дневной и заочной форм обучения. Выборку составили 225 человек. Большая часть испытуемых (184 человека–81,8%) состояла из студентов заочной формы обучения, из них 165 человек обучались по специальности «Педагогика и психология», 19 человек –по специальности «Специальная психология». Меньшая часть испытуемых (41 человек–18,2%) состояла из студентов дневной формы обучения, из них 16 человек обучались по специальности «Педагогика и психология», 25 человек –по специальности «Специальная психология». Возраст студентов заочной формы обучения находился в пределах 20–46 лет, возраст студентов дневной формы обучения–19–25 лет. Распределение курсов обучения испытуемых выглядело следующим образом: 128 студентов третьего года обучения, 97 –четвертого года обучения. В выборе в качестве испытуемых студентов III–IVкурсов мы опирались на концепции профессионального становления личности (К.А. АбульхановаСлавская [1], Е.И. Головаха [2], А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина [3], В.И. Долгова [4], Э.Ф. Зеер [5], Е.А. Климов [6], И.С. Кон [7], А.К. Маркова [8], В.Д. Шадриков [9], В.Э. Чудновский [10] и др.). УДК001Профессиональное становление охватывает продолжительный период жизни человека, в течение которого претерпевают изменения профессиональные планы, ведущая деятельность, ситуация социального окружения, перестраивается структура личности.Студенты III–IVкурсов пребывают в уже привычной для себя социальной ситуации обучения в вузе, сложившихся взаимоотношений в учебном коллективе. Снижение актуальности этих факторов, а также преобладание в учебном плане блока психологических дисциплин по сравнению с Iи IIкурсамиявляются предпосылками для активизации процесса профессионального самоопределения. Исследования динамики учебнопрофессиональных установок студентовпсихологов показали, что студенты старших курсов демонстрируют более высокую требовательность к своей подготовке за счет повышения самокритичности в их профессиональном самоопределении.Э.Ф. Зеер отмечает, что наиболее сложными для студентов являются первые годы учебы, что объясняется адаптацией к учебнопознавательной деятельности: несформированностью учебных действий, слабой выраженностью учебнопрофессиональных мотивов. Кроме того, в первый и последний годы обучения наблюдается кризис профессионального выбора: возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе.Учитывая вышеуказанные факты, мы пришли к выводу, что дляисследования коммуникативной компетентности оптимально выбрать в качестве испытуемых студентов III–IVкурсов.

В отношении студентов факультета психологии педагогического университета элемент выборности опрашиваемых был практически исключен, так как работа проводилась со всеми представителями групп, присутствующими на момент проведения исследования. Следовательно, полученная выборка является репрезентативной.Констатирующий эксперимент проводился с применением следующихпсиходиагностических методик: «Оценка уровня общительности»В.Ф. Ряховского [11];«Методика диагностики эмпатии» И.М. Юсупова [12]; «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина[13]; «Тест оценки коммуникативных умений» [14]; «Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко [15].После первичной математической обработки данных были получены следующие результаты.Анализ результатов исследования уровня общительности будущих педагоговпсихологов, полученных по методике В.Ф. Ряховского,показал, что уровни«очень низкий» и «низкий» неотмеченыни у одногоиспытуемого.Уровень «ниже среднего» выявлен у 3,4% студентов, средний уровень имеют 33,2%, уровень «выше среднего» –50,4%, высокий –12,5% и «очень высокий» –0,4% студентов. Большинство будущих педагоговпсихологов (63,3%) являютсядостаточно общительными или очень общительными людьми. Вместе с тем высокий уровень коммуникабельности не является достаточным основанием для эффективного общения педагогапсихолога с другими людьми. В процессе профессионального обучения педагоговпсихологов у них необходимо формировать умения устанавливать и поддерживать такой уровень общения со всеми участниками образовательного процесса, который обеспечивает эффективность их деятельности. Результаты исследования уровня общительности представлены на рис. 1. УДК001

Рис. 1. Результаты исследования уровня общительности студентов

Анализ результатов исследования способности к эмпатии по методике И.М.Юсупова показал, что низкий уровень эмпатии имеют 6,6% студентов, уровень «ниже среднего» –26,7%, средний уровень –40,9%,уровень «выше среднего» –14,2% и высокий уровень –11,6% испытуемых. Подавляющее большинство будущих педагоговпсихологов (88,4%)не являются «черствыми» людьми, но в то же время не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях они скорее склонны судить о людях по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, в общении внимательны, но при излишнем проявлении чувств собеседника нередко теряют терпение. Лишь 11,6% студентов можно назвать эмоционально отзывчивыми, особо чувствительными к нуждам и проблемам окружающих.

Эмпатия как процесс эмоционального отклика на переживания другого человека способствует формированию коммуникативной компетентности личности (В.И.Долгова, Е.В.Мельник[16]). Поэтому на формирующем этапе эксперимента предполагается повысить уровень эмпатии студентов путем специального обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатическому слушанию. Результаты исследования уровня эмпатии студентов представлены нарис. 2.

Рис. 2.Результаты исследования уровня эмпатии студентов

На констатирующем этапе эксперимента был также использован тест оценки коммуникативных умений. Получены следующие результаты: 1,3% студентов имеют высокий уровень коммуникативных умений, они внимательны, терпеливы в общении, умеют слушать собеседника. У 51,3% испытуемыхобнаружен уровень коммуникативных умений «выше среднего»; во время беседы они иногда раздражаются, отказывают партнеру в полном внимании. 42,7% будущих педагоговпсихологов имеют средний уровень коммуникативных умений; им присущи такие недостатки в общении, как излишняя критичность по отношению к собеседнику, поспешные выводы, неискренность, монополизация разговора. У 4,7% студентов выявлен низкий уровень коммуникативных умений, им необходимо работать над собой и учиться слушать. Сравнительный анализ этих данных с результатами изучения уровня общительности студентов показал, что уровень коммуникативных умений будущих педагоговпсихологов в целом ниже, чем уровень коммуникабельности. Результаты исследования уровня коммуникативных умений у студентов факультета психологии представлены на рис. 3.УДК001

Рис. 3. Результаты исследования уровня коммуникативных умений студентов

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тестаопросника «КОС2» показало, что низкий уровень коммуникативных склонностей имеют 22%, низкий уровень организаторских склонностей –24,1%студентов. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой. Уровень коммуникативных склонностей «ниже среднего» выявлен у 16,4%, уровень организаторских склонностей «ниже среднего» –у 26,7% опрошенных. Эти студенты имеют коммуникативные и организаторские склонности ниже среднего уровня, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы. Средний уровень проявления коммуникативных склонностей имеют 17,2% студентов, средний уровень проявления организаторских склонностей –10,8%. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшейпланомерной работе по формированию и развитию коммуникативных иорганизаторских склонностей. Уровень коммуникативных склонностей «выше среднего» обнаружен у 19%, уровень организаторских склонностей «выше среднего» –у 21,5% испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Высокий уровень коммуникативных склонностей имеют 25,4%испытуемых, высокий уровень организаторских склонностей –16,8%. Эти студенты испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности,которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Нередко у одного и того же испытуемого значительно отличались уровни коммуникативных и организаторских склонностей.Средний балл, полученный по шкале оценок коммуникативных склонностей во всей выборке, равен 3,2; средний балл, полученный по шкале оценок организаторских склонностей,равен 2,9. Это означает, что среднестатистический студент в выборке более склонен к непосредственному УДК001общению с другими людьми, чем к организации разных дел и мероприятий. Результаты исследования коммуникативных и организаторских склонностей будущих педагоговпсихологов представлены на рис. 4.

Рис. 4. Результаты исследования коммуникативных и организаторских склонностей студентов

Исследование эмоциональных помех в общении с помощью соответствующей методики показало, что наиболее выраженной эмоциональной помехойу студентов является неадекватное проявление эмоций. Среднее число помех, полученное в выборке по этому показателю, равно 4,6. На формирующем этапе эксперимента на это необходимо обратить особое внимание, обучая студентов правильно выражать свои эмоции и чувства. Наименее выраженной эмоциональной помехой в общении является доминирование негативных эмоций (среднее число помех равно 2,8). В результате применения данной методики были также выявлены уровни эмоциональной эффективности в общении. Первый уровень эмоциональной эффективности в общении (общее количество помех от 0 до 2) не выявлен ни у одного испытуемого. Второй уровень(общее количество помех от 3 до 5) обнаружен у 12,6% студентов. Это люди, которым их эмоциональные проявления не создают помех для общения. Третий уровень (общее количество помех от 6 до 8) характерен для 22,1% будущих педагоговпсихологов. Они испытывают затруднения в общении, связанные с их эмоциями. Четвертый уровень эмоциональной эффективности в общении (общее количество помех от 9 до 12) выявлен у 40,2% испытуемых. Их эмоциональные проявления осложняют взаимодействие с партнерами. Пятый уровень (общее количество помех более 13) имеют 25,1% студентов. Этот уровень характеризуется тем, что эмоции мешают устанавливать контакты. Результаты исследования эмоциональных помех в общении представлены на рис. 5.

Рис. 5. Результаты исследования эмоциональной эффективности в общении у студентовУДК001Таким образом, логика констатирующего эксперимента заключалась в том, чтобы выявить студентов, имеющих наиболее низкие показатели уровня сформированности коммуникативной компетентности, затем провести с ними групповые и индивидуальные беседы о важности эффективного общения в профессиональной деятельности педагогапсихолога и предложить пройти обучение с применением комплекса психологопедагогических технологий, разработанных в ходе моделирования процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности(В.И.Долгова, Е.В. Мельник [17, 18]).

Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: психологические исследования. –М.: ИП РАН, 2012. –С. 17–35.2.Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. –Киев: Политиздат Украины, 1989.–189 с.3.Деркач А.А., Кузьмина Н.В.Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.–М., 1993. –654с.4.Долгова В. И. Социальнопсихологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Проблемы социальной психологии личности.–2008.–№ 7.–С. 18.5.Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. –М.; Воронеж: МОДЭК, 2003. –480 с.6.Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. учеб. пособие. –М.: Московский психологосоциальный институт: ФЛИНТА, 2003.7.Кон И.С. Социологическая психология. –Воронеж: МОДЭК, 1999. –560с.8.Маркова А. К. Психология профессионализма.–М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.–312 с. 9.Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства.–М.: Логос, 2002.–155 с.10.Чудновский В.Э., Бодалев А.А. идр. Исследование проблем смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты)// Психологический журнал.–2004.–Т.25. –№1.11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.–М.: ВЛАДОС, 1996. –С. 281.12.Там же. –С. 277.13.РайгородскийД.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. –Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. –С. 581.14.Психологические тесты: в 2 ч. / ред. А.А. Карелин. –М.: ВЛАДОС, 1999. –Ч. 2. –С. 50.15.РайгородскийД.Я.Указ. соч. –С. 591.16.Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. –М.: Издво «Перо», 2014. –185 с.17.Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделированиепроцессовформированияпрофессиональнойкоммуникативнойкомпетентности// Forms of social communication in the dynamics of human society development/ Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the IIIstage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05–December 10, 2012). Chief editor–Pavlov V.V. –L., 2013. –Р. 66–69.18.Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. –Челябинск: АТОКСО, 2007. –253 c.

Elena Melnik,Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsklenamelnik72@gmail.comInvestigation of communicative competence of future teacherspsychologistsAbstract. The paper presents description and analysis of the results of ascertaining experiment conducted among studentsof Psychology Department. The paper emphasizesthe urgency of the problem of communicative competenceandits role in professional activity helping professionsand presentsthe results of the study.Keywords:communicative competence, sociability, communication skills, empathy, communication aptitude, organizational addiction.References1.Abul'hanovaSlavskaja,K. A. (2012) “Problema sootnoshenija lichnosti, individual'nosti, sub#ekta”,Sovremennaja lichnost': psihologicheskie issledovanija,IP RAN, Moscow,pp.17–35(in Russian).УДК0012.Golovaha, E. I. & Panina,N. V. (1989) Psihologija chelovecheskogo vzaimoponimanija, Politizdat Ukrainy, Kiev,189 p.(in Russian).3.Derkach, A. A. &Kuz'mina,N. V. (1993) Akmeologija: puti dostizhenija vershin professionalizma,Moscow,654 p.(in Russian).4.Dolgova,V. I. (2008) “Social'nopsihologicheskie mehanizmy vospitatel'noj dejatel'nosti vuza”,Problemy social'noj psihologii lichnosti,№ 7,p.18(in Russian).5.Zeer,Je. F. (2003) Psihologija professional'nogo obrazovanija,MODJeK, Voronezh, Moscow,480 p.(in Russian).6.Klimov,E. A. (2003) Puti v professionalizm. Psihologicheskij vzgljad. ucheb. posobie,Moskovskij psihologosocial'nyj institut,FLINTA,Moscow(in Russian).7.Kon,I. S. (1999) Sociologicheskaja psihologija,MODJeK, Voronezh,560 p.(in Russian).8.Markova,A. K. (1996) Psihologija professionalizma,Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond “Znanie”, Moscow,312 p.(in Russian).9.Shadrikov,V. D. (2002) Vvedenie v psihologiju: jemocii i chuvstva,Logos, Moscow,155 p.(in Russian).10.Chudnovskij, V. Je. & Bodalev, A. A. et al. (2004) “Issledovanie problem smysla zhizni i akme (vozrastnoj, professional'nyj i socioreabilitacionnyj aspekty)”,Psihologicheskij zhurnal,vol. 25,№ 1(in Russian).11.Rogov,E. I. (1996) Nastol'naja kniga prakticheskogo psihologa v obrazovanii,VLADOS, Moscow,p.281(in Russian).12.Op. cit.,p.277.13.Rajgorodskij,D. Ja. (1998) Prakticheskaja psihodiagnostika: metodiki i testy,Izd. dom “BAHRAH”, Samara,p.581(in Russian).14.Karelin, A. A. (ed.) (1999) Psihologicheskie testy: v 2 ch., ch. 2, VLADOS, Moscow, p.50(in Russian).15.Rajgorodskij, D. Ja. (1998) Op. cit.,p.591(in Russian).16.Dolgova,V. I. &Mel'nik,E. V. (2014) Jempatija: monografija,Pero, Moscow,185 p.(in Russian).17.Dolgova,V. I. &Mel'nik,E. V. (2013) “Modelirovanie processov formirovanija professional'noj kommunikativnoj kompetentnosti”,Forms of social communication in the dynamics of human society development/ Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 –December 10, 2012).Chief editor –Pavlov V. V,London,pp. 66–69(in English).18.Dolgova,V. I. &Mel'nik,E. V. (2007) Jempatija i kommunikativnaja kompetentnost',Izdvo “ATOKSO”, Cheljabinsk,253 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»