Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паршин В. Н. Школьные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15065.htm.
Аннотация. Эмпирической базой работы служат результаты анкетирования подростков и их родителей, проведенного в режиме мониторинга в школах Тольятти. Это дает возможность провести сравнение данных опросов за несколько лет и изучить изменения в отношении школьников и их родителей к мероприятиям военно-патриотической направленности. Изучение мнений родителей по этой теме представляет большой интерес, поскольку формирование патриотических и гражданских ценностей происходит не только в школе, но и в семье.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Паршин Валерий Николаевич,методист МОУ ДПО «Ресурсный центр городского округа Тольятти», г. Тольяттиvnparchin@mail.ru

Школьные мероприятия по военнопатриотическому воспитанию в оценке подростков и их родителей

Аннотация.Эмпирической базой работы служат результаты анкетирования подростков и их родителей, проведенного в режиме мониторинга в школах Тольятти.Это дает возможность провести сравнение данных опросов за несколько лет иизучить изменения в отношении школьников и их родителей к мероприятиям военнопатриотической направленности. Изучение мнений родителей по этой теме представляет большой интерес, поскольку формирование патриотических и гражданских ценностей происходит не только в школе, но и в семье.

Ключевые слова:патриотическое воспитание школьников, патриотизм, ценности, социальная активность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Ценности патриотизма в современных условиях претерпевают существенные трансформации по сравнению с традиционными представлениями, которые сформировались в условиях советского общества [1]. В прежние времена базой патриотизма выступал интернационализм, который декларировал право на свободное самоопределение, равенство, братство всех народов. Любовь к Родине рассматривалась как высшая гражданская и политическая ценность, которая формировалась спомощьюкоммунистической идеологии. Под руководством партии все общественные организации, средства массовой информации воспитывали гордость за достижения страны у всех граждан, подчеркивали преимущества советского образа жизни перед западным. Таким образом, прежняя модель патриотизма базировалась на системе взаимодействия партии, общественных организаций, средств массовой информации с институтами социализации, в том числе с образовательными учреждениями.В современных условиях под влиянием традиций образовательные учреждения все же опираются на прежнюю модель патриотизма, которая утратила свою целостность в масштабах общества [2]. В школах попрежнему проводится большое количество мероприятий по военнопатриотическому воспитанию молодежи. Однако эта работа лишена поддержки со стороны средств массовой информации, в должноймере не поддерживается государством, да и родителями зачастую явно не одобряется. Таким образом, эффективность работы образовательных учреждений по формированию патриотизма снижается иззавлияниякомплекса внешних и внутренних факторов.Среди внутренних факторов следует назвать изменение структуры базовых социальных ценностей молодежи. Они претерпевают индивидуалистические трансформации: повышаетсязначение образования, здоровья, самореализации, материального благополучия. Усиливается влияние национализмакак одного из факторов индивидуализации моделей поведения, образа жизни. При этом, однако, интерес к национальной культуре не всегда рассматривается как выражение патриотизма.Среди внешних факторов, влияющих на патриотические ориентации молодежи, следуетназвать процессы глобализации, которые оказывают все более заметное влияние на все факторы жизни. В экономике Тольятти, например, это находит выражение в том, что гордость советского автопрома –АвтоВАЗ–стал совместным предприятием, его настоящее и будущее во многом зависит от иностранных инвесторов[3].УДК001Представления учащихся общеобразовательных школ о патриотизме стали предметом изучения в рамках социологического исследования, проведенного социологами Ресурсного центра департамента образования мэрии г.Тольятти в 2012 г. В исследовании большое внимание уделяется различным аспектам патриотического воспитания подростков и формирования осознанного позитивного отношения к гражданским и общечеловеческим ценностям. Участниками анкетирования являлись учащиеся девятых и десятых классов школ города (2372 респондента)и их родители(2070респондентов).Анкетирование учащихсяпозволило получить информацию об отношении к ценностям патриотизма подрастающего поколения. Оно находит выражение в оценке эффективности мероприятий, проводимых в школе,формировании активной жизненной позиции,общей оценке условий в российском обществе, выборе места жительства для реализации дальнейших жизненных планов.Эффективность патриотического воспитания может быть объективно оцененатолько с учетом мнений самих учащихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой теме позволит оценить действенность реализуемых образовательными учреждениями методов и форм воспитания[4].Проанализируем общее мнениеподростков о мероприятиях по военнопатриотическому воспитанию в школе. Родителям и педагогам этот вопрос не задавался.Таблица 1Оценка подростками мероприятий по военнопатриотическому воспитанию в школе в зависимости от пола (данные приведены в % по столбцам)

Отношение к мероприятиям в школеПо массивуЮношиДевушкиПроходят очень интересно, посещаем их и участвуем в мероприятияхс удовольствием535156Иногда бывает интересно, но зачастую это просто трата времени414140Такие мероприятия лучшене проводить685

Больше половины опрошенных старшеклассников считают, что военнопатриотические мероприятия в их школе проходят очень интересно,они посещают их и участвуют в мероприятияхс удовольствием. Таких ребят меньше (на 8%) из школ,где патриотическая работа проводится целенаправленно.40–41% опрошенных юношей и девушек высказались, что иногда данные мероприятия проходят интересно, но зачастую это просто трата времени. Больше учеников (на 15%) высказывались такиз школ, где реализуются целевые программы по ряду аспектов патриотического воспитания. Менее 10% опрошенных респондентов считают, что такие мероприятия лучше не проводить.Анализируя ответы старшеклассников, по этому вопросу,можем сказать, чтопозитивно настроенных школьников больше из школ, не реализующих целевые программы по патриотическому воспитанию. Это может быть связано либо с большой загруженностью школьников патриотическими мероприятиями, либо с их неактуальностью или неинтересной подачейматериала.Как видим, более половины опрошенных школьников (53%) с удовольствием участвует в проводимых школой подобных мероприятиях. Но количество девятиклассников, выразивших данное мнение, уменьшилось, по сравнению с данными 2008г., на 5%.УДК001Таблица 2Динамика оценки девятиклассниками мероприятий по военнопатриотическому воспитанию в школе (данные приведены в % по столбцам)

Мероприятия по военнопатриотическому воспитанию в школе2005г.2008г.2012г.Проходят очень интересно, посещаем их и участвуем в мероприятияхс удовольствием485853Иногда бывает интересно, но зачастую это просто трата времени433740Такие мероприятия лучше не проводить957

На 3% чаще девятиклассники стали отмечать, что «иногда бывает интересно, но зачастую это просто трата времени»,–так высказались 40% респондентов настоящего исследования. Считают, что такие мероприятия лучше не проводить, 7% школьников (что на 2% больше, чем в 2008г.).Итак,в 2012 г.(по сравнению с 2008 г.) снизилось общее мнение старшеклассников о мероприятиях военнопатриотической направленности. Еслив 2008 г.мы наблюдалипозитивный всплеск общего мнения молодежи по сравнению с 2005 г., то данные этого года констатируют обратную реакцию. Как правило, школьникам с активной жизненной позицией, которые считают себя патриотами, мероприятия по военнопатриотическому воспитанию в школе интересны, и наоборот, «не патриотичные», пассивные подростки чаще остальных респондентов не желают посещать подобные мероприятия в школе. Чаще отмечали свой интерес к мероприятиям патриотической направленности школьники, регулярно обсуждающие с родителями события в стране и мире. И напротив, подростки, в семьях которых не принято подобное общение, в два раза чаще выражали мнение о том, что такие мероприятия лучше не проводить.Вполне объяснимо, что чаще с удовольствием участвуют в школьных мероприятиях дети, неравнодушные к истории своей семьи. Те же, кто историей семьи не интересуется, в два раза чаще остальных респондентов не желают принимать участие ни в каких мероприятиях.Девушки чаще юношей с удовольствием участвуют в мероприятиях патриотической направленности. Соответственно, юноши чаще отмечали отсутствие интереса к подобным проектам. Существуют различия в оценках этих мероприятий у старшеклассников с разнойуспеваемостью. «Хорошистам» и отличникаминтереснеепосещать военнопатриотические мероприятия в школе, чем троечниками слабоуспевающим учащимся. Последние чаще предлагают и вовсе не проводить этишкольные мероприятия.Юноши, считающие службу в армии нужной и интересной, посещают школьные мероприятия с удовольствием. Те же, кто отрицательно относится к воинской службе, чаще негативно отзывались и о патриотическом воспитании в школе.Ответы старшеклассников на вопрос«Какие мероприятия в Вашей школе, классе были Вам интересны?» позволяютв известной мереопределить популярность тех или иных форм работы среди подростков, следовательно, выделить наиболее запоминающиеся и эффективные. Родителям и педагогам этот вопрос не задавался. Статистические данные показывают, что девушки испытывают больший интерес к мероприятиям, особенно связаннымс ветеранами и участниками войн, с экскурсиУДК001ями в городскиемузеии тематическими выставками. Девушки чаще, чем юноши,указывают формы работы, касающиесяпамятных дат,углубленного изучения героического прошлого России и различных волонтёрских акций. Таким образом, девушки более активны в мероприятиях по патриотическому воспитанию; выбранныеими пункты опроса демонстрируют интерес, во многом зависящий от их чувствительности и эмоциональности[5].

Юноши же, в свою очередь, предпочитают более активные мероприятия, требующие физических данных иподвижности, напримеручастие в военноспортивных играх («Зарница», «Орлёнок»и т.д.), занятие в кружках по основам военных знаний. Чаще считают интересными мероприятия старшеклассники из школ, где реализуются целевые программы по ряду аспектов патриотического воспитания: работа военнопатриотических кружков, клубов;деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов;работа молодежных организаций;участие в проекте «Гражданин»;участие в военноспортивных играх и соревнованиях;волонтерские акции.А ребята из других школ чаще считают интересными: работу и встречи с ветеранами и участниками войн; празднование памятных дат, проведение дней воинской славы и Вахт Памяти; экскурсии в городские музеи и тематические выставки[6].Также у нас есть возможность сравнить полученные результаты с ответами девятиклассников на тот же вопрос, заданный им в ходе исследования 2008г. и 2005г.Таблица 3Динамика заинтересованности подростковв проведении военнопатриотических мероприятий (данные приведены в % по столбцам, в скобках указан рейтинг)

Мероприятия2005г.2008г.2012г.Работа и встречи с ветеранами и участниками войн 42 (1)51 (1)51(1)Участие в военноспортивных играх («Зарница», «Орлёнок»и т.п.) и соревнованиях «Защитники Отечества», «Школа безопасности»32 (3)43 (2)35(2–3)Экскурсии в городские музеи и посещение тематическихвыставок40 (2)41 (3)35(2–3)Проведение памятных дат, дней воинской славы и Вахт Памяти20 (6–7)30 (4–5)32(4)Работа школьных музеев боевой и трудовой славы30 (4)28 (6)26(5)Волонтерские акции––25(6)Работа молодежных организаций (пионеры, скауты, союз молодежи и т.п.)29 (5)30 (4–5)23(7)Углубленное изучение истории, культуры и героического прошлого Россиии родного края20 (6–7)26 (8)20(8)Работа военнопатриотических кружков, клубов 13 (9–10)27 (7)19(9)Деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов 11 (11)18 (9–10)15(10–13)Шефство над памятниками, памятными местами13 (9–10)17 (11)15(10–13)Участие в проекте «Гражданин»10 (12)13 (12)15(10–13)Занятия в клубах и кружках по основам военных знаний16 (8)18 (9–10)12(10–13)

УДК001Наибольший интерес среди военнопатриотических мероприятий у девятиклассников вызывают встречи с ветеранами и участникамивойн –51% респондентов выбралэту форму работы.Довольно привлекательными для школьников оказались такие мероприятия, как участие в военноспортивных играх, соревнованиях и экскурсии в музеи (35% респондентов).Приблизительно треть опрошенных (по 32%) заинтересовало проведение Вахт Памятии других памятных дат.Практически каждого четвертого девятиклассника интересует работа школьных музеев боевой и трудовой славы (26%); волонтерские акции (25%);работа молодежных организаций (23%).Каждый пятый респондент отмечаетуглубленное изучение истории, культуры России и родного края (26%), работу военнопатриотических кружков, клубов (19%). Менее интересными для старшеклассников оказались такие мероприятия,как деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов (15%), шефство над памятниками, памятными местами и участие в проекте «Гражданин»(также по 15%), занятия в клубах и кружках по основам военныхзнаний (12% респондентов, последняя рейтинговая позиция).Среди девятиклассников, отмечавших различные позиции по предложенному вопросу, преобладающее большинство отмечает, что посещает данные мероприятия с удовольствием (чаще, чем в среднем по массиву). И, напротив, среди таких школьников сравнительно невысок процент тех, кто считает подобные мероприятия пустой тратой времени и предлагает их не проводить (реже, чем в среднем по массиву). В ходе сравнительного анализа предпочтений респондентов настоящего исследования и подростков, принимавших участие в исследовании 2008г., выявлено следующее. Практически все предложенные к выбору формы работы по воспитанию патриотизма отмечались в этом годушкольниками реже, чем четыре года назад. Исключение составляет только празднованиепамятных дат, проведение дней воинской славы и Вахт Памяти, однако разница весьма незначительная: если ранее 30% девятиклассников отмечали интерес к данным мероприятиям, то в настоящем исследовании эту позицию выбрали 32% респондентов. И участие в проекте «Гражданин»ранее отмечали 13%девятиклассников, а в этом учебном году–15%.Перечень трех наиболее предпочитаемых детьми мероприятий не изменился:работа и встречи с ветеранами и участниками войн, участие в военноспортивных играх и соревнованиях («Зарница», «Орлёнок», «Защитники Отечества» и т.п.), экскурсии в городские музеи и посещениетематическихвыставок. Также на прежнем уровне в рейтинговой таблице остались неизменнымиследующие позиции:углубленное изучение истории,культуры России и родного края;деятельность поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов;участие в проекте «Гражданин».Реже, чем четыре года назад, респонденты настоящего исследования считают интересными:работу молодежных организаций (ранее –4–5еместав рейтинге, сейчас–7е);работу военнопатриотических кружков, клубов (с 7йпозиции на 9ю);занятия в клубах и кружках по основам военных знаний (с 9–10х местна 10–13е).Таким образом,в 2012 г.(по сравнению с 2008 г.) произошел некоторый спад общего интереса девятиклассников к мероприятиям по военнопатриотическому УДК001воспитанию. Если в 2008 г.мы фиксировалипозитивный подъемпо сравнению с 2005 г., то данные этого года заставляют задуматься и переосмыслить воспитательную работу по патриотическому воспитанию подростков[7]. В связи с этим хотелось бы порекомендовать организаторам данных мероприятий в школе постараться придать им более увлекательный характер, способствующий развитию у подростков заинтересованности и, соответственно, повышению эффективности различных форм работы по формированию патриотизма.Старшеклассникам и их родителям было предложено оценить проведение обязательных военных сборов для юношей в рамках курса «Основы военной службы» в десятом классе. Полученные результаты представлены в табл. 4.Таблица4Оценка учащимися и родителями проведения обязательных военных сборов для юношей в рамках курса «Основы военной службы» (данные приведены в % по столбцам)

Оценка сборовУчащиесяРодителиПоложительно4755Нейтрально3728Отрицательно78Затрудняюсь ответить99

Анализируя полученные данные, мы видим, что большая часть опрошенных старшеклассников и их родителей к военным сборам относятся положительно и нейтрально. Так,47% старшеклассников и 55% их родителей оценили «положительно», 37% ребят и 28% родителей –«нейтрально». Отрицательно относятся к такому роду занятий менее 10% респондентов.Как показано в таблице, юноши чаще отрицательно относятся к военным сборам, чем девушки. Зато родителейюношей,положительно относящихсяк этой идее, больше, чем родителейдевушек.Чаще положительную оценку сборам дают «хорошисты»и отличники.А отрицательную оценку–слабо успевающие школьники.

Родители троечников, в отличие от своих детей, чаще высказывались положительно за проведение военных сборов.

Как правило, школьникис активной жизненной позицией, которые считают себя патриотами, военные сборы оценивают «положительно», инаоборот, «не патриотичные», пассивные подростки чаще остальных респондентов оценивают «отрицательно».Регулярно обсуждающие с родителями события в стране и мире школьникичаще отмечали «положительно» проведение сборов. И напротив, подростки, в семьях которых не принято подобное общение, в два раза чаще выражали «отрицательное» мнение.Практически все юноши, оценившие военные сборы «положительно», так же относятся и к воинской службе в армии, считая ее необходимой.Инаоборот, очень многие негативно относящиеся к военным сборамтак жеотносятся к обязательной службе в армии и постараются ее избежать.Таким образом,и опрошенныестаршеклассники, и их родителипозитивно оценивают обязательное проведение военных сборов для юношей в рамках курса «Основы военной службы». Однако родители настроены более позитивно, чем дети.Таким образом, понятие патриотизма в современных условиях утрачивает свое прежнее значение, однако патриотическое воспитание является важным направлением работы современных образовательных учреждений.УДК001Ссылки на источники1.Цветкова И. В. Образ россиянина в контексте процессов модернизации моногорода // Концепт. –2013. –№ 02 (февраль). –ART 13041. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13041.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X.1.ГайдуковаИ.Е. Научнотеоретические основы организации военнопатриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. –2013. –№1(38). –С.34–36.2.Цветкова И. В. Оценка тольяттинцами развития социальной сферы в условиях реформирования моногорода // Концепт. –2013. –№ 06 (июнь). –ART 13129. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13129.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X.3.Ахметшина Г.Х. Военнопатриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время // Концепт. –2013. –№12(28). –ART 13262. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13262.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 4.Лотарева О.А. Когнитивные и эмоциональные компоненты военнопатриотического воспитания учащихся // Человек и образование. –2009. –№2. –С.20–21.5.Быков А.К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи // Известия ВГПУ. –2006. –№1. –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyenauchnyeproblemypatrioticheskogovospitaniyamolodezhi.6.Петров А.С. Патриотическое воспитание студенчества как важнейшая проблема в современных условиях// Психопедагогикав правоохранительных органах. –2007. –№3. –С.16–22.

ValeriyParshin,

Methodist, “Resourcecenterof town neighborhood Togliyatti”, Togliyattivnparchin@mail.ruEstimation of school actions directed on militarypatriotic educationbyteenagersand their parents.

Abstract.Empirical base of the work is the results ofsurvey, conducted among teenagersand their parentsofTogliatti schools. The authorcomparesdata of surveys, held in several years, and studies the changes inattitude of pupilsand their parents to militarypatrioticactions. The study of parents’ opinions is of greatinterest since patriotic and civil valuesdevelop both at schoolandin family. Keywords:patriotic education of pupils, patriotism, value, social activity.References1.Cvetkova,I. V. (2013) “Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda”,Koncept,№ 02 (fevral'),ART 13041. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13041.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X(in Russian).1.Gajdukova,I. E. (2013) “Nauchnoteoreticheskie osnovy organizacii voennopatrioticheskogo vospitanija uchashhihsja srednih obshheobrazovatel'nyh shkol vo vneurochnoj dejatel'nosti”,Mir nauki, kul'tury, obrazovanija,№ 1(38),pp.34–36(inRussian).2.Cvetkova,I. V.(2013)“Ocenka tol'jattincami razvitija social'noj sfery v uslovijah reformirovanija monogoroda”,Koncept,№ 06 (ijun'),ART 13129. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13129.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X(in Russian).3.Ahmetshina,G. H. (2013) “Voennopatrioticheskoe vospitanie starshih shkol'nikov vo vneuchebnoe vremja”,Koncept,№ 12(28),ART 13262. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13262.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X(in Russian). 4.Lotareva,O. A. (2009) “Kognitivnye i jemocional'nye komponenty voennopatrioticheskogo vospitanija uchashhihsja”,Chelovek i obrazovanie,№ 2,pp.20–21(in Russian).5.Bykov,A. K. (2006) “Sovremennye nauchnye problemy patrioticheskogo vospitanija molodezhi”,Izvestija VGPU,№ 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyenauchnyeproblemypatrioticheskogovospitaniyamolodezhi(in Russian).6.Petrov,A. S. (2007) “Patrioticheskoe vospitanie studenchestva kak vazhnejshaja problema v sovremennyh uslovijah”,Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah,№ 3,pp.16–22(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Ивановой Т.Н., доктором социологических наук,Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»