Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Подзорова Е. А., Суздалова М. А., Марчук В. И. Использование педагогических технологий в подготовке бакалавров для отечественной экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15064.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы кадрового обеспечения российских предприятий, взаимодействия со стратегическими партнерами, адаптации обучающихся, использования новых педагогических технологий в подготовке бакалавров, мониторинга востребованности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Суздалова Марина Анатольевна,кандидат педагогических наук, доценткафедры экономики и автоматизированных систем управленияЮргинскоготехнологическогоинститута(филиала) ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга

Марчук Вероника Ивановна,старший преподавателькафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга

Подзорова Елена Анатольевна,старший преподавателькафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юргаtika751977@mail.ru

Использованиепедагогических технологий в подготовке бакалавровдля отечественной экономики

Аннотация. В статье рассматриваются проблемыкадрового обеспечения российских предприятий, взаимодействиясо стратегическими партнерами, адаптацииобучающихся, использованияновых педагогических технологий в подготовке бакалавров, мониторингавостребованности.Ключевые слова: техническое образование,кадры, адаптация, педагогические технологии, мониторинг. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

При рассмотрении проблем кадрового обеспечения российских предприятий нельзя не учитывать особую ситуацию, сложившуюся в отечественной промышленности. Российские предприятия вынуждены существовать в условиях снижения государственного заказа, отсутствияинвестиций для модернизации технологического оборудования, дефицита необходимых материалов, жесткой конкуренции со стороны зарубежных производителей. При такой принципиально изменившейся ситуации задачей Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университетастала максимально быстрая адаптация к этому учебного процесса, направленная на выпуск инженеров нового поколения,владеющих современной техникой, обладающих особыми компетенциями, позволяющими эффективно применять теоретические знания на практике. Возникла необходимость подготовки специалистов с универсальной базовой компонентой, способных работать в любой из областей науки и техники при определенной дополнительной специальной подготовке (либо в рамках специализации).Проблемы восстановления промышленного потенциалаи проблемы обновления и востребованности технического образования необходимо решать совместно, при объединении возможностей, потенциалов и ресурсов промышленности и образовательных учреждений. Поэтому в вузе развитию стратегического партнерства с предприятиями и организациями уделяется особое внимание. Основным стимулом сотрудничества вуза с промышленными предприятиями и организациями является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов.УДК001Стратегическое партнерство вуза с промышленными компаниямии бизнесом предполагает наличие у партнеровпомимо заинтересованности в выпускникахпрофессионалахеще и стремления к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству, готовности вкладывать финансовые и материальные ресурсы в подготовку специалистов и предоставлять свою материальнотехническую базу для осуществления учебной деятельности, желания практиковать участие ведущих специалистов предприятий в учебном процессе вуза.На сегодняшний день основное взаимодействие вуза со стратегическими партнерамиосуществляется по следующим направлениям:участие ведущих специалистов предприятий в формировании рабочих программ по спецкурсам;проведение совместных научноисследовательских и опытноконструкторскихработ с участием студентов;привлечение производственников к ведению занятий со студентами по отдельным разделам дисциплин, актуальным проблемам промышленности;проведение лабораторных работ, изучение оборудования и приобретение навыков его эксплуатации в учебных центрах при предприятиях; предоставление возможности прохождения производственной и преддипломной практики на рабочих местах;выполнение дипломных проектов по реальной тематикенепосредственно на предприятии с последующим трудоустройством;участие ведущих специалистов и руководителей предприятий в государственных аттестационных комиссиях, рецензирование выпускных квалификационных работ;трудоустройство выпускников вуза;модернизация программного обеспечения, учебнонаучной базы за счет спонсорских средств предприятий и организаций. Развитие стратегического партнерства института осуществляется на основании договоров, заключаемых вузом с предприятиями и организациями.В целях использования возможностей успешной адаптации учащейся молодежи к рынку трудабыл предпринят анализ инноваций, связанных с целью использования в высшей профессиональной школе новых педагогических технологий, изменения нормативной базы учреждений профессионального образования в сфере профессионального обучения,практики социального партнерства и сетевого взаимодействия на различных этапах, использования обучающих технологий, вариативных программ и моделей самоопределения [1].По мнению Л.Г. Семушкиной, Н.Г.Ярошенко,«педагогические технологии –это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которымобеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей».В настоящее время главная задача учреждений профессионального образования –подготовить специалистов для созидательнойи творческой деятельности инаучить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационноразвивающимся миром профессионального труда.В процессе подготовки специалистовиспользуются следующие педагогические технологии:личностноориентированные технологии обучения,которые способствуют открытию личностью собственных смыслов и выявлению ценностей. Активизация УДК001обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучающимися посредством проблемной лекции, семинарадискуссии, дискуссии (интервью, круглый стол, прессконференция, «мозговаяатака»);технологии коллективного обучения, используются на семинарских, лабораторных и практических занятиях;технология знаковоконтекстного обучения, обеспечивающаяуровень личностного включения обучающегося в процессы познания и овладения профессиональной деятельностью.Базовые формы: лекции, телелекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, деловые игры, игровые формы занятий, научноисследовательская работа, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование, лабораторнопрактические занятия, имитационное моделирование, анализ конкретных производственных ситуаций, спецкурсы и спецсеминары;игровые технологии, обеспечивающиеиспользование обучающимися общественного опыта для решения комплексных задач (психодрамы, коллективныетворческиедела);компьютерные технологии обучения,обеспечивающиевладение новыми информационными технологиями (интерактивная лекция, компьютерные обучающие программы, система дистанционного обучения, электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы, электронные библиотеки) и их эффективное применение в своей профессиональной деятельности;предметноориентированные технологии обучения,обеспечивающиесодержание изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне;деятельностные технологии обучения–моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе вуза,обеспечивают безболезненный переход обучающихся к выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональные пробы);технологии модульного обучения,обеспечивающиеактивность обучающегося в процессе учебной деятельности, самоконтроль за своей деятельностью (самостоятельное изучениематериала, выполнение эксперимента, решение задач);метод проектов –приобщение обучающегося к экспериментальной работе;поисковоисследовательская технология,обеспечивающаявключенность обучающегося в научноисследовательскую работу и др.Для обеспечения высокого уровня сформированности компетенции обучающихся и достижения результататехнологии обучения и формы организации обучениявключают групповые и индивидуальные формы работы обучающихся.На основе комплексной программы развития вуза,которая является инструментом стратегического менеджмента и направлена на совершенствование деятельности образовательного процесса в применении современных образовательных технологий,нацелена на повышение его конкурентоспособности,используются технологии по следующим направлениям:повышение качества образования: создание лекций и практических занятий нового качества на основе современных мультимедийных технологий, нового качества лабораторных практикумов с использованиемсовременного оборудования; создание информационнообучающей среды вуза и наполнение (содержимого) электронной библиотеки электронными учебными ресурсами, разработанными для всех дисциплин учебных планов бакалавриата и магистратуры; внедрение в практику преподавателей технологий инновационного инженерного образования проектноорганизованныхтехнологий, проблемноориентированныхтехнологий, «контекстногообучения», методов “Case Studies”, Moodle;УДК001повышение уровня преподавания: участие профессорскопреподавательского состава в конкурсах, овладение информационнокоммуникационными технологиями, постоянное повышение квалификации сотрудников по иностранным языкам, прохождение зарубежных стажировок, участие в международных проектах, увеличение числа профессорскопреподавательского состава с учеными степенями и званиями; защита кандидатских и докторских диссертаций, создание сертифицированных учебных центров и повышение квалификации студентови сотрудников института в области информационных технологий;повышение уровня научноисследовательской работы: участие преподавателей в научноисследовательских международных проектах; договорыо стратегическом партнерстве с ведущими российскими и зарубежными научноисследовательскими и производственными организациями, развитие базы лицензированного программного обеспечения, обновление научной технологической базы, получение охранных документов интеллектуальной собственности, заключение лицензионных соглашений, создание организационнометодической базы инновационной деятельности института;реализация интегрированной системы обучения–инженернопроизводственная подготовка,представляющая собой особую форму и неотъемлемую часть учебного процесса, основанную на личном участии студентов института в производственном процессе базового и иных предприятий и организаций (любых форм собственности) и в научноисследовательской работена кафедрах института. В процессе обученияприменяются как традиционные методы организации учебного процесса:лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовые проекты и работы, самостоятельнаяработа студентов, практика, выпускные квалификационные работы, промежуточная и итоговая аттестация, так иинженернопроизводственнаяподготовка студентов–особая форма и неотъемлемая часть учебного процесса, основанная на личном участии студентов в производственном процессе базового и иных предприятий и в научноисследовательской работе на кафедрах института [2].Инженернопроизводственная подготовкапризвана решать следующие основные задачи:закреплять и углублять теоретические знания, необходимые студентам для эффективной работы в условияхсовременного производства как в качестве специалистов, так и в качестве руководителей первичных трудовых коллективов;прививать навыки практической реализации теоретических знаний в вопросах организации управления производственными процессами и трудовыми коллективами;воспитывать у студентов добросовестное отношение к труду, привлекаяих к активному участию в общественной жизни трудовых коллективов;обеспечивать использование выпускников на производстве в соответствии с их деловыми и личностными качествамии потребностями базового предприятия.Практическое изучение основ инженернопроизводственной подготовкипредусматривает проведение экскурсий, лабораторных работ и практических занятий при подготовке к сдаче на разряд по специально разработанным программам.Организационная работа по трудоустройству и перемещению студентов по рабочим местам и инженернотехническим должностям осуществляется руководителем инженернопроизводственной подготовкиот института в тесном контакте с отделом кадров предприятий.В соответствии со стандартомпрактика –это часть основной образовательной программы высшего профессионального образования, обеспечивающая передачу и усвоение конкретных умений и навыков в данной предметной области.УДК001Экспериментальная работа в вузе направлена на повышение качества учебного процесса и совершенствование системы подготовки по всем образовательным программам. В процессе обучения разрабатываются, апробируются и внедряются разнообразныеформы и методы обучения, направленные на повышение результативности. При совершенствовании форм и методов обучения учитываются основные принципы: усиление практической направленности содержания курсов, увеличение доли форм учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие, а не на простое воспроизведение знаний.В процессе обучениястудентов используютсясеминарытренинги, деловые игры, решение ситуационных задач (кейсов), мультимедийная поддержка в технологии слайдшоу. Совершенствование учебного процесса, внедрение новых форм и методов обучения, организациясамостоятельной и научноисследовательской работы студентов осуществляются за счет использования различных видов проблемного обучения (проблемное изложение материала, решение проблемных ситуаций, ретроспективныйанализ собственного опыта и его проблематизация), использования проблемноориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, «контекстного обучения», применения предпринимательских идей в содержании курсов, индивидуализации обучения в условиях группового взаимодействия с использованием индивидуальных учебных заданий. Одной изэффективных и перспективных форм организации учебного процесса является научноисследовательская работа студентов. Практика показала, что использованиеактивных методов обучения в вузе повышает мотивацию студентов к обучению, способствует переводу пассивных знаний в умения, предоставляет широкие возможности для творчества, формирует необходимые в социальном партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества.В связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых вузом, ростом числа студентов, обучающихся по заочной и очнозаочной формам обучения, ростом числа иногородних студентов, а также в целях повышения качества образовательного процессапроводится работа по созданию коммуникационнообразовательной средыи внедрению компьютерносетевых технологий обучения. Первым шагом на пути формированияэлектронных образовательных ресурсов вуза было создание базы электронных учебнометодических комплексов дисциплин (УМКД) для студентов заочной формы обучения. В состав этих комплексов введены: рабочие программы дисциплины, задания и методические указания для выполнения контрольных, практических, лабораторных и курсовых работ, учебные пособия, глоссарии,списки рекомендуемой литературы, банк контролирующих материалов и др. Следующим этапом внедрения компьютерносетевых технологий в вузе было создание полноценной коммуникационной образовательной среды, обеспечивающей дистанционный доступ студентов к образовательным ресурсам и общение с преподавателями по сети Интернет. Были разработаны пробные курсы по дисциплинам, внедрена среда дистанционного обучения по сети Интернетна платформе Moodle.Среда дистанционного обучения Moodle –это один из флагманов в данной отрасли, разрабатываемый по принципам Open Source под лицензией GNU GPL. Moodle реализует богатый функционал, сравнимый с ведущими коммерческими системами, и мог быть гибко надстроен и адаптирован к нуждам конкретного образовательного учреждения. Это стало возможным благодаря широкому сообществу пользователей и разработчиков со всего мира, поддерживающих данный продукт. УДК001Разработанные курсы включают в себя полный набор учебнометодических материалов, обеспечивающих возможность изучения дисциплины, получения консультаций преподавателя, использованиятестов, практических и контрольных работ. В информационном ресурсе дисциплины выложенылекционный материал и практические задания по неделям в соответствии с учебнометодической картой дисциплины. В методических материалах представлены пособия по дисциплине, материал для самостоятельного изучения, презентации Power Point как дополнительный и наглядный источник знаний. Также в ресурсе представлены глоссарии, содержащие перечень основных понятий курса.При разработке курсов реализуется возможность отправки на проверку преподавателю практических заданий через Интернет. Задания сдаютсяв виде нескольких файлов в зависимости от вида практических работ.Для проверки знаний студента используется специальная система промежуточного контроля знанийконтрольные точки. Каждую из них можно сдать в определённое время в режиме онлайн; если по какимлибо причинам студент пропустил занятие, он имеет возможность, пользуясь услугами Интернета,ответить на вопросы, поставленные преподавателем. Результаты тестирования предоставляются преподавателю в развернутом виде. Также в коммуникационнообразовательной среде организованы форумы и чаты для общения преподавателей и студентов [3].Основными задачами вуза в сфере развития компьютерносетевых технологий обучения, которые были реализованы, являлись:развитие коммуникационной образовательной среды института;внедрение в образовательный процесс компьютерносетевых технологий обучения по всем основным и дополнительным образовательным программам вуза;разработка и внедрение программ повышения квалификации преподавателей вуза в области современных информационных технологий;осуществление консультационной деятельности по внедрению компьютерносетевых технологий в учебную деятельность студентов и преподавателей вуза.Осуществляется работа по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса по двум основным направлениям:создание развивающейся системы постоянно обновляющихся организационнометодических, научнометодических и учебнометодических материалов;разработка и выполнение мероприятий по организации, управлению и координации методической работы на различных структурных уровнях института.Важным аспектом учебнометодической работы является создание комплексов учебнометодических материалов, по содержанию, структуре и оформлению соответствующих современным требованиям. При этом особое внимание уделяется разработке и комплектованию необходимого количества и качества учебнометодических материалов для обеспечения и внедрения новых дисциплин. В современных экономических и материальнотехнических условиях большоезначение приобретает создание компактных малотиражных учебнометодических пособий и раздаточных материалов по дисциплинам.При проведении учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов наряду с централизованно изданной литературой широко используются изданные преподавателями института учебники и учебные пособия, лабораторные практикумы и методические указания. В связи с внедрением информационных технологий был сделан акцент на разработку электронных учебных пособий. УДК001Работа научнометодического совета является одним из видов участия научнопедагогического коллектива в разработке новых форм организации учебного процесса и реализации современных педагогических и информационных технологий в образовательной деятельности института.Основные задачи деятельности научнометодического совета:подготовить рекомендации по совершенствованию нормативной базы и научнометодического обеспечения учебного процесса;обсудить методы проектирования образовательных программ (с учетом мнения работодателей, родителей, студентов), способов взаимовыгодного сотрудничества с работодателями для разработки технологий введения изменений в образовательные программы на основе результатов соответствующих опросов;разработать систему мониторинга качества учебного процесса (в т.ч. деятельности преподавателей);организовать конкурсный отбор проектов по приоритетным направлениям совершенствования образовательного процесса;проанализировать обеспеченность образовательного процесса комплектами учебнометодических материалов, разработать рекомендации по совершенствованию работы библиотеки и других отделов сопровождения учебного процесса, наполнению образовательного портала;проанализировать применение информационных технологий в образовательном процессе, разработать рекомендации по методике их использования;разработать рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации преподавателей института в области современных информационных и образовательных технологий;организовать экспертизу электронных учебнометодическихматериалов сотрудников вуза;организовать экспертизу монографий, учебников, учебных пособий сотрудников вуза.Достойный уровень качества знаний студентов института обеспечивается постоянным совершенствованием методической работы, проведением ежемесячных аттестаций, внедрением новых технологий обучения, постоянным вниманием к усилению информатизации учебного процесса.Контроль различных видов деятельности студентов осуществляется благодаряиспользованию современных педагогических испытательных материалов, обеспечивающих проверку хода и результатов усвоения студентами теоретического и практического учебного материала.В вузе используется как система ежемесячных аттестаций студентов, так и семестровый контроль. Для этого применяются самые разнообразные формы контроля–как традиционные формы в виде устного опроса по билетам, вопросы которыхдают возможность оценить уровни усвоения программного материала, так и педагогическое тестирование с использованием компьютерных технологийкак один из методов контроля усвоения студентами умений и навыков, обладающий важными преимуществами перед традиционными методами контроля (эффективность, объективность, дифференцированность) [4].Научноисследовательская работа студентов является основным видом деятельности. Учебный процесс базируется на современных достижениях науки. Вовлечение студентов в процесс научного творчества позволяет подготовить широко эрудированного специалиста, способного не только применять конкретные знания на практике, но и активно участвовать в инновационной деятельности.УДК001Основной целью научноисследовательской деятельности является развитие научнотехнического потенциала института как базы подготовки специалистов высшей квалификации. Основные направления научноисследовательской деятельности охватывают 12 научных специальностей.Мы стремимся обеспечить высококачественную подготовку кадров для науки, производства и высшей школы. Наиболее важные задачи в этом направлении:создать условия, обеспечивающие непрерывность процесса формирования высококвалифицированных научных специалистов;обеспечить необходимые условия для наиболее полного использования и развития научнотехнического потенциала вуза;привлечь студентов и аспирантов к научным исследованиям на всех этапах обучения;создать и поддержать научные школы, базирующиеся на кафедрах института.Научноисследовательская работа студентов в вузе –это комплекс мероприятий учебного, научного, методического и организационного характера, обеспечивающих обучение всех студентов навыкам научных исследований –применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса и вне его.В процессе экспериментальной работы устанавливаются деловые контакты, выстраивается определенная система взаимоотношений между практикантом и работниками предприятий различных уровней, причем последние получают достаточно объективное представление об уровне подготовки студента, его знаниях, умениях и навыках. Анализ отзывов предприятий, где работают выпускники института, показывает: выпускники имеют достаточный уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков; быстро адаптируются в производственных условиях, хорошо ориентируются в решении производственных задач. Исследование показало, что использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения–это процесс модернизации системы образования, который позволяет поновому осуществлять образовательную деятельность. В соответствии с выделенными критериями и показателями нами был проведен мониторинг успешности адаптации обучающихся к рынку труда. Исследование установило позитивные изменения в когнитивной, мотивационной и деятельностной сферах деятельности обучающихся.В ходе исследования осуществлялась оценка значимости факторов, влияющих на профессиональную адаптацию учащейся молодежи, получено подтверждение, что возросли:профессиональный интерес к профессии на 26%;желание реализовать себя как личностьна 38%;желание изучать специальные дисциплины на 28%;возможность сделать карьеру на43%(данные представлены в таблице).

Мотивы и факторы, влияющие на профессиональную адаптацию

Варианты ответовНа начало эксперимента, %На конец эксперимента, %Изучение специальных дисциплин3058Интерес к профессии2450Возможность сделатькарьеру2265Желание реализоватьсебя как личность644

Было установлено, что обучающиеся в значительной мере адекватно оценивают ситуации и существующие условия на рынке труда и образовательных услуг и всоответствии с этим выстраивают свои профессиональные и жизненные планы.УДК001В процессе исследования, оценивая свою деятельностьв образовательном учреждении, 75% обучающихсяответили, что довольны ею, 85% довольны процессом обучения, 81% удовлетворенвыбранной профессией и не планирует ее менять, изменилась информированность о мире профессийна рынке труда у 37%обучающихся.Было выявлено улучшение социального самочувствия обучающихся, которое, как правило,было связано с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.

Востребованность выпускников вуза по подразделениям

Согласно мониторингу востребованности, проводимомуУправлением непрерывного профессионального образования и трудоустройства специалистов,на основе данных о заявках на специалистов можно судить о высоком спросе на выпускников вуза. Как показывают исследования, в последниегоды наблюдается стабильный рост потребности в специалистах технических направлений.

Ссылки на источники1.Чурекова Т. М. Проблемыадаптации молодых специалистов //Вестник филиала КемГУ в г. АнжероСудженске. –2011. –Вып. 9. 2.Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза:метод.пособие / авт.сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жуткова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И.В. Тишанина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. –Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. –184с.3.РудневаЕ. Л.,Панина Т. С., Клецов Ю. В., Фаломкин А. В. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования. –Кемерово: Издво ГОУ «КРИРПО», 2009. –200 с.4.Комплексная программа развития муниципального образования «Юргинский городской округ» через систему опережающей подготовки специалистов для инновационной экономики Кузбасса на 2011–2020 годы: монография / А. Б. Ефременков, М. П. Пальянов, В. Л. Бибик и др. –Томск: Издво ТПУ, 2012.–73 с.

Marina Suzdalova,Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chair of Economics and Automated Control Systems,JurgaTechnology Institute, branch ofNational Research Tomsk Polytechnic University, Jurga

Veronica Marchuk,Senior Lecturerat chair of Economics and Automated Control Systems,JurgaTechnology Institute, branch ofNational Research Tomsk Polytechnic University, Jurga

Elena Podzorova,Senior Lecturer at chair of Economics and Automated Control Systems,JurgaTechnology Institute, branch ofNational Research Tomsk Polytechnic University, Jurga

tika751977@mail.ruThe use of educational technologies in preparation of bachelors for the domestic economyAbstract.Thepaper considers the problem of staffing of Russian enterprises, interaction with strategic partners,adaptation of students, use of new educational technologies in preparation of bachelorsand demandmonitoring.Keywords:technical education, human resources, adaptation, educational technology, monitoring. УДК001References1.Churekova,T. M. (2011) “Problemy adaptacii molodyh specialistov”,Vestnik filiala KemGU v g. AnzheroSudzhenske,vyp. 9 (in Russian).2.Kasatkina, N. Je., Gradusova, T. K., Zhutkova, T. A. et al. (2011) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v uchebnom processe vuza: metod. posobie, GOU “KRIRPO”, Kemerovo,184 p. (in Russian).3.Rudneva,E. L., Panina,T. S., Klecov, Ju. V. &Falomkin,A. V. (2009) Formirovanie gosudarstvennogo zakaza regional'noj sisteme professional'nogo obrazovanija,Izdvo GOU “KRIRPO”, Kemerovo,200 p. (in Russian).4.Efremenkov, A. B., Pal'janov, M. P., Bibik V. L. et al. (2012) Kompleksnaja programma razvitija municipal'nogo obrazovanija “Jurginskij gorodskoj okrug”cherez sistemu operezhajushhej podgotovki specialistov dlja innovacionnoj jekonomiki Kuzbassa na 2011–2020 gody: monografija, Izdvo TPU, Tomsk,73 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»