Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурно-просветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15109.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены и приведены примеры педагогических технологий, используемых в курсе «Культурно-просветительская деятельность (практикум)». В частности, рассматривается театрализация как метод культурно-досуговой деятельности. Этот метод занимает особое, исторически обусловленное место в системе методов социально-культурного воспитания, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя технологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. –2015. –№05(апрель).–ART15109. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15109.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15109УДК 378.147

Шаманина Лилия Анатольевна,

ассистент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплинФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж dushnewa@yandex.ru

Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средствоформирования профессиональной компетентности будущего педагога

Аннотация. В статье рассмотрены и приведеныпримеры педагогических технологий, используемых в курсе «Культурнопросветительская деятельность(практикум)». В частности, рассматривается театрализация как метод культурнодосуговой деятельности. Этот метод занимает особое,исторически обусловленное место в системе методов социальнокультурного воспитания, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя технологии.Ключевые слова: культурнопросветительская деятельность в вузе, общекультурные и профессиональные компетенции, особенности формирования компетентности будущего учителя технологии.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Во все времена в образовании, воспитании, развитии и адаптации личности социальнокультурная (культурнопросветительская) деятельность имела огромное значение. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умственное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности. Ещё в древнерусской общинешел процесс формирования и накопления воспитательного опыта на основе народной педагогики. Традиции играли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Создание кириллицы вместе с принятием христианства на Руси в Xв.послужило мощным стимулом духовного развития общества. Церковь в этот период стала оплотом нравственного воспитания и просвещения народа. Значительным было влияние церкви на все сферы деятельности общества, сознание и поведение его членов, одухотворение трудовой, семейной, досуговой жизни.Интересу народа к культуре и образованию в истории развития русского общества присущи закономерные спады и периоды роста. Например, в период монголотатарского ига господствовала жестокость, процветало невежество. Народ пребывал в атмосфере угнетения, страха,обмана. XV‬XVII вв.‬период, когда в России неграмотность была присуща большей части населения.Во времена правления Петра I был проведён ряд просветительских реформ, способствующих развитию образования и культуры в стране. Наряду с привлечением иностранных педагогов в Россию, организацией поездок русских для учебы за границубыло открыто немало школ, музеев, библиотек. Открыли двери первые русские театры. Однакозадачаучебных заведений ‬от школы до Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 г., ‬состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества». Традиционное воздействие церкви и правящей политической элиты определяло цели и задачи культурнопросветительной и досуговой деятельности.Революционные события России в начале XX в., а затем и свержение самодержавия повлекли за собой изменения социальной направленности в культурШаманина Л. А. Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. –2015. –№05(апрель).–ART15109. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15109.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

нопросветительной и досуговой деятельности. С Октябрьской революцией в стране осуществляются первые мероприятия по созданию и развитию системы политикопросветительной работы. В отраслях культуры и образования подбор сотрудников для внешкольной работы осуществлялся по принципу партийной и классовой принадлежности [1].Социальнокультурное развитие СССР сопровождалось как определенными достижениями, так и негативными процессами. К слову сказать, в 1970 г. в стране работало 3780 дворцов и домов пионеров и школьников, в которых бесплатно занималось около 2 миллионов детей и подростков. Функционировало 6,4 тысячидетских секторов при дворцах и домах культуры, 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 168 детских экскурсионнотуристских станций, 33 детские железные дороги, 1100 клубов юных техников, 4166 детских музыкальных и художественных школ, 3581 детскоюношеская спортивная школа, 172 тысячи детских и школьных библиотек, 142 театра для детей [2].В тоже времярепрессивная политика государства отразилась на судьбах многих видных деятелей науки, просвещения, культуры, искусства и религии. Репрессии повлекли за собой достаточно серьезные политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия. В культурнопросветительных и образовательных учреждениях жестко доминирует парадигма идейнополитического воспитания.Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Экономическая ситуация в стране 1990х гг.имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга. Закрывались клубы, сократилось число бесплатных услуг и бюджетных ассигнований [3]. Для сравнения: в 1955 г.в СССР число общедоступных библиотек составляло 392000. Исходя из численности населения СССР в 200,2 млнчеловек это составляет 19,5% человек, посещающих библиотеки. На 1 января 2011 г.в России библиотек было всего 46000, что от общей численности населения России в 142,8 млнчеловек составляет только 3,2% человек,посещающих библиотеки [4].В социальнокультурной и досуговой сферах формируется коммерческий сектор.Экономические и социальные процессы, происходящие в современной России, чаще всего рассматриваются с позиций их политического или экономического смысла. Мы же разделяем точку зрения ученых и специалистов, подчеркивающих важность и значение для развития общества социокультурных процессов. Педагогический контекст учета социокультурного фона современной жизнедеятельности человека и общества напрямую связан с использованием в педагогике и практике образования культурологического подхода, согласно которому формирование личности происходит в процессе активного освоения человеком той или иной культуры.Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества ‬заслуженных деятелей культуры, деятелей науки и искусства, педагогов, мастеровнаставников,состоитв том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей русского национального характера [5].Введение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, разработку и внедрение новых образовательных технологий.Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. –2015. –№05(апрель).–ART15109. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15109.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

Обратимся к ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 ‬Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), где в гл.IVдана характеристика профессиональной деятельности бакалавров, включающей образование, деятельность в социальной сфере и культуре. Бакалавр также готовится и к культурнопросветительской деятельности. В гл.V, где указаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и перечислены компетенции, особое место занимают общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, соответствующие отдельным видам профессиональной деятельности, в частности культурнопросветительской [6]. В будущей профессиональной деятельности выпускнику педагогического высшего учебного заведения в области культурнопросветительской деятельности придется решать такие профессиональные задачи, как изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурнопросветительской деятельности, организация культурного пространства [7].Это лишний раз доказывает необходимость и значимость изучения будущими педагогами дисциплин социальнокультурной направленности, освоения основ культурнодосуговой деятельности и культурнопросветительской работы. Обратимся к практике. В общий перечень дисциплин подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование»,профиль «Технология»,на физикоматематическом факультете ФГБОУ ВПО «ВГПУ» включен учебный курс «Культурнопросветительская деятельность (практикум)», который изучается студентами очной формы обучения на второмкурсе. Целями освоения дисциплины являются: формирование системы представлений о культурнопросветительской деятельности как одной из основных сфер жизнедеятельности человека;овладение студентами приемами, методами и способами организации культурнопросветительской деятельности по различным направлениям в образовательных учреждениях; приобретение практических навыков организации и проведения культурнопросветительских мероприятий [8].К основным задачам изучения учебной дисциплины можно отнести следующие:воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать иное мнение и художественноэстетические взгляды;формирование позиции в отношении духовных и культурных ценностей разных народов, уважительного к ним отношения, принятия;формирование потребности общения с духовными ценностями;воспитание студентов в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости;приобретение навыков творческойдеятельности [9].Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся двух компетенций:общекультурной: способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современнымипринципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК3);профессиональной: способен выявить и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурнопросветительской деятельности (ПК11) [10].Как следствие, студент должен овладеть знаниями сущности понятий курса, источников просвещения и факторов формирования и повышения культуры; умениями применять полученные знания в профессиональной педагогической деятельности по Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. –2015. –№05(апрель).–ART15109. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15109.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

организации и проведению различного рода мероприятий культурнопросветительской направленности; навыками различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности [11].Разработанная нами программа «Культурнопросветительская деятельность (практикум)» включает применение таких образовательных технологий, как семинардискуссия, проектная деятельность, технология учебного исследования.Самостоятельная работа студентов (СРС)предусматривает различные формы работы: написание эссе, реферата по теме «История развития культурнопросветительской деятельности в России»; разработку учебного проекта по теме «Различные виды игр (учебноприкладные, интеллектуальные, физкультурноспортивные) и их место вкультурнопросветительской деятельности» и т.п.В ходе самостоятельной работы студенты при помощи преподавателя планируют свою деятельность, работают с литературой, используют коммуникативные технологии и реализуютна практике полученные знания. Обязательный акцент должен быть сделан на развитиирефлексии [12].Отдельного внимания заслуживает описание одного из разделов рассматриваемой программы «Театрализованное представление как форма культурнопросветительской деятельности», которыйпредусматривает такой вид самостоятельной работы,как написание сценария и постановкатеатрализованного представления. В числе требований к организации этой формы СРС ‬содержательность, технологичность, продуктивность. Приведем пример. В практике нашей работы есть опыт постановки сказки в стихах Леонида Филатова «Про Федотастрельца, удалого молодца (по мотивам русского фольклора)». В данном случае была взята готовая пьеса с авторскими ремарками. Несмотря на точто не было необходимости в написании сценария ‬основополагающего пункта в общей постановке,сложности неизбежно возникли. Вопервых, распределение ролей: желание играть того или иного персонажа не всегда совпадало с внешними данными, темпераментом, психофизикой, голосовыми данными того или другого студента. Методом проб и ошибок, необходимого количества репетиций, а в некоторых случаях доверительной беседы компромисс был найден. Вовторых, отсутствие подходящей площадки. В итоге обсуждения было принято решение приспособить под цели сценической площадки одну из учебных аудиторий. Подбор или изготовление костюмов, реквизита, декораций и т.п.‬каждый шаг подготовки постановки вызывал заинтересованность у студентов. Необходимость придумывать, фантазировать,изобретать и изготавливать открыларанее не проявлявшиеся творческие способности. Таким образом, студенты получили дополнительные умения и навыки творческоконструкторской деятельности, не менее важные в профессиональной деятельности педагога.Вторым нашим опытом театральной постановки был спектакль «Вовка в тридевятом царстве». Вдохновившись одноименным мультипликационным фильмом 1965г.режиссера Бориса Степанцева, работали над постановкой воодушевленно, с энтузиазмом, абсолютно самостоятельно, начиная снаписания сценария, изготовления костюмов, реквизита, распределения ролей. Представили готовую работу на этапе генеральной репетиции.Зрителями постановок были студенты физикоматематического факультета по направлению «Педагогическое образование»,профиль«Технология»,первого, третьего и четвертого курсов, а также преподаватели ВГПУ. Воодушевлённые аплодисментами, возгласами «браво», поощрительными речами, «актёры»повысили свою личностнопрофессиональную самооценку, скорректировали и укрепили мотивацию. Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. –2015. –№05(апрель).–ART15109. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15109.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Стремление к творческому самовыражению вылилось в написание стихов, куплетов и од, посвящённыхдисциплинам модуля «Техническая механика». Обязательной формой работы в рамках дисциплины «Культурнопросветительская деятельность» является посещение выставоки театров. Заметным событием стало посещение непопулярного среди молодёжи фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер», прошедшего в Воронеже в марте 2015 г. Увиденное стало предметом учебных дискуссий.Важную роль в изучении рассматриваемой учебной дисциплины играютмежпредметные связи. Значительным образовательным потенциалом в связи с этим обладают практикоориентированные дисциплины «Технологии художественной обработки материалов», «Технологические практикумы», «Художественные промыслы», «Культура дома». Цели их изучения близки целям курса «Культурнопросветительская деятельность»: усвоение необходимых теоретических сведений о русской народной художественной культуре как об уникальной составляющей мировой художественной культуры; углублениеи расширение имеющихсяпрактических умений и навыков, а также формирование новых в технологии изготовления изделий различных видов декоративноприкладного творчества, используя как классические, так и современные материалы [13].Так, в процессе изучения дисциплины «Декоративноприкладное творчество» студенты овладевают знаниями об истории различных видов ручной художественной вышивки (тамбурная, румынская гладь, полтавская гладь, владимирское шитьё, двустороннее гладьевое шитьё, счётная вышивка и так далее), получают практические навыки и умения, как итог изготавливают по своему выбору готовое изделие. Во второй части данной дисциплины изучается русская бытовая культура‬одежда и жилище как часть русской бытовой культуры. Изготавливаются образцы и готовое изделие в технике лоскутного шитья, приобретаются навыки росписи объёмной формы ‬«Чудописанки» (выполняется роспись готовой деревянной формы, например, разделочная доска или чаша в стиле мезенской росписи). Особое внимание уделяется настоящему «заповеднику»национального костюма‬народному костюму Воронежской губернии [14]. Кажется,все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих. Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство крестьянок [15]. По итогам изучения воронежского народного костюма изготавливается панноаппликация «Стилизация народного костюма». Также подробно изучается глиняная игрушка, занимающая одно из важных мест средимногообразия народных промыслов. Практическим итогом является изготовление образца дымковской игрушки ‬барыни [16]. Таким образом, приобретается неоценимый опыт владения практическими навыками, который так умелоиспользуют студенты профиля «Технология» вподготовке театральных постановок. Выстраивая учебновоспитательный процесс, мы обращаем внимание на создание системы целостных знаний, влияющих на формирование общей культуры и развитие профессиональных и личностных качеств будущих учителей технологии, что позволит им в дальнейшем самосовершенствоваться, развивать своё педагогическое мастерство и быть успешными в своей будущей профессии. Для преподавателей важно, насколько наши выпускники будут владеть профессиональнологическим мышлением, педагогическими технологиями, сочетать научный поиск и практику, использовать исследовательский подход в своей профессиональной деятельности [17].

Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. –2015. –№05(апрель).–ART15109. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15109.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

Ссылки на источники1.Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социальнокультурная деятельность: учеб. пособие. ‬М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. ‬274 с.2.Большая советская энциклопедия. ‬URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/75040/Внешкольные3.Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д. Указ. соч.4.Критерии качества жизни населения в СССР и в России в современных условиях(Полина Олеговна Артюшенко, ученица 9Б класса школы № 143 г. Екатеринбурга). ‬URL:http://artyushenkooleg.ru/index.php/analitika.5.Мартынова М.В. Педагогическое регулирование социальнокультурной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения: автореф.…канд.пед.наук. ‬Тамбов,2013. ‬26 с.6.ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).7.Там же.8.Рабочая программа «Культурнопросветительская деятельность (практикум)» для обучающихся по профилю «Технология» / авт.сост.Л. А. Шаманина;ВГПУ.9.Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности ДШИ №2 г. Воткинска. ‬URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru10.Рабочая программа «Культурнопросветительская деятельность (практикум)» для обучающихся по профилю «Технология» / авт.сост. Л. А. Шаманина.11.Там же.12.Шаманина Л.А., Косенко О.В.Использование современных педагогических технологий при изучении курса «Практикум по швейному производству»// Инновационные механизмы экономики и педагогикив современной России: теория и практика: материалы Всерос. науч.практ.конф. ‬Воронеж, 2011. ‬С.370.13.Рабочая программа «Технологии художественной обработки материалов» для обучающихся по профилю «Технология» /авт.сост.Л. А.Шаманина;ВГПУ.14.СлепцоваМ. В., КалининаИ. А., КулагаО. А.Декоративноприкладное творчество: в 2 ч. ‬Воронеж: ВГПУ, 2009. ‬75 с.15.Толкачёва С. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX‬начала XXвека/ Центр духовного возрождения Черноземного края. ‬Воронеж,2007. ‬224 с.16.Слепцова М. В., Калинина И. А., Кулага О. А. Указ. соч.17.Шаманина Л. А., Косенко О. В. Указ. соч.

Liliya Shamanina,Assistant at the chair of Technological and Natural Sciences Disciplines, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh dushnewa@yandex.ruTraining course “Cultural and educational activity” as a mean of formation of future teacher’s professional competence Abstract. The paper deals with the examples of pedagogical technologies used in the course “Cultural and educational activity. Practice”. The author considers “staging” as a method of cultural and leisure activity, which takes the special historically caused place in the system of socialcultural upbringing methods promoting formation of common cultural and professional competences of future teacher of technology.Keywords:cultural and educational activity in higher education institution, common cultural and professional competences, features of formation of competence of future technology teacher.References1.Kiseleva,T. G.&Krasil'nikov,Ju. D. (2004) Social'nokul'turnaja dejatel'nost': ucheb. posobie,Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv, Moscow,274 p.(in Russian).2.Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/75040/Vneshkol'nye(in Russian).3.Kiseleva,T. G.&Krasil'nikov,Ju. D. (2004) Op. cit.4.Kriterii kachestva zhizni naselenija v SSSR i v Rossii v sovremennyh uslovijah (Polina Olegovna Artjushenko, uchenica 9B klassa shkoly № 143 g. Ekaterinburga).Available at: http://artyushenkooleg.ru/index.php/analitika/(in Russian).5.Martynova,M. V. (2013) Pedagogicheskoe regulirovanie social'nokul'turnoj dejatel'nosti v uchrezhdenijah social'nogo obsluzhivanija naselenija: avtoref. … kand. ped. nauk,Tambov, 26 p.(in Russian).6.FGOS VPO po napravleniju podgotovki 050100 pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') “bakalavr”)(in Russian).Шаманина Л. А. Учебный курс «Культурнопросветительская деятельность» как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Концепт. –2015. –№05(апрель).–ART15109. –0,5п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15109.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

7.Ibid.8.Rabochaja programma «Kul'turnoprosvetitel'skaja dejatel'nost' (praktikum)» dlja obuchajushhihsja po profilju “Tehnologija”/ avt.sost. L. A. Shamanina; VGPU(in Russian).9.Programma tvorcheskoj, metodicheskoj i kul'turnoprosvetitel'skoj dejatel'nosti DShI №2 g. Votkinska. Available at: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru(in Russian).10.Rabochaja programma “Kul'turnoprosvetitel'skaja dejatel'nost' (praktikum)”dlja obuchajushhihsja po profilju “Tehnologija”/ avt.sost. L. A. Shamanina(in Russian).11.Ibid.12.Shamanina,L. A.&Kosenko,O. V.(2011) “Ispol'zovanie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij pri izuchenii kursa ‘Praktikum po shvejnomu proizvodstvu’”,Innovacionnye mehanizmy jekonomiki i pedagogiki v sovremennoj Rossii: teorija i praktika: materialy Vseros. nauch.prakt. konf.,Voronezh, p. 370(inRussian).13.Rabochaja programma “ehnologii hudozhestvennoj obrabotki materialov”dlja obuchajushhihsja po profilju “Tehnologija”/ avt.sost. L. A. Shamanina; VGPU(in Russian).14.Slepcova,M. V., Kalinina,I. A.&Kulaga,O. A. (2009) Dekorativnoprikladnoe tvorchestv: v 2 ch.,VGPU, Voronezh,75 p.(in Russian).15.Tolkachjova,S. (2007) Narodnyj kostjum Voronezhskoj gubernii konca XIX ‬nachala XX veka / Centr duhovnogo vozrozhdenija Chernozemnogo kraja,Voronezh, 224 p.(in Russian).16.Slepcova,M. V., Kalinina,I. A.&Kulaga,O. A. (2009)Op. cit.17.Shamanina,L. A.&Kosenko,O. V.(2011) Op. cit.

Рекомендованокпубликации:

Слепцовой М. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived09.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review10.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.04.15ОпубликованаPublished11.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Шаманина Л. А., 2015www.ekoncept.ru