Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабкова
Е.
А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 4 (апрель). – С.
111–115. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15111.htm.
Аннотация. В статье раскрывается общая сущность понятий «готовность к оценочной деятельности учителей естественнонаучных дисциплин», «профессиональная компетентность учителей естественнонаучных дисциплин». Особое внимание уделено проблемам подготовки педагогов естественнонаучного цикла в последипломном образовании.
Ключевые слова:
непрерывное образование, профессиональная компетентность, оценочная деятельность, готовность к оценочной деятельности
Текст статьи
Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART15111УДК 378.046.011.31–021.69.003.12:5(045)
Бабкова Елена Алексеевна,
старший преподаватель кафедры андрагогики КУ «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета, г. Запорожьеzcm.2370@gmail.com
Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования
Аннотация.В статье раскрывается общая сущность понятий «готовность к оценочной деятельности учителей естественнонаучных дисциплин», «профессиональная компетентность учителей естественнонаучных дисциплин». Особое внимание уделено проблемам подготовки педагогов естественнонаучного цикла в последипломном образовании. Ключевые слова:профессиональная компетентность, оценочная деятельность, готовность к оценочной деятельности, непрерывное образование.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изменения в системе образования требуют компетентного специалиста, так как трансформируется социальный опыт; осуществляется реконструкция образовательных услуг; внедряются в образовательныйпроцесс инновации; растет уровень социальных требований, приоритетность естественнонаучных дисциплин. Существующая система подготовки педагогических кадров направлена на формирование локальных (предметных) умений, которые не позволяют выполнять демонстрационные тесты внешнего независимого оценивания по естественнонаучным дисциплинам на должном уровне, создавать измерители достижения государственного стандарта, исследовать уровень усвоения фактического материала или способность применения его на практике. Оценка осуществляется субъективно, что делает невозможным коррекцию учебного процесса, и способствует формированию неадекватной самооценки у учащихся.
В исследованиях современных ученых определяются основные проблемы подготовки учителей естественнонаучных специальностей в системе непрерывного образования:профессиональнопедагогическая подготовка как процесс овладения знаниями, умениями и навыками [1, 2];методическая подготовка как завершающий этап подготовки, базирующейся на основных положениях дидактики [35];обеспечение творческих основ профессиональной подготовки будущих учителей [6];подготовка учителя естественнонаучных специальностей, знания, умения, навыки и качества его личности [79];функциональный анализ педагогической деятельности [1012].Целью статьи является определение сущности готовности к оценочной деятельности как компонента профессиональной компетентности учителей естественнонаучных специальностей.Понятие профессиональной компетентности учеными трактуется как система компетентностей, что подтверждает отсутствие единого понимания ключевых компеБабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
тентностей, «поскольку они многомерные образования, содержащие когнитивные, эмоциональные, мотивационные и ценностные элементы; имеют тесную взаимосвязь и взаимозависимость между собой; являются постоянно переменными величинами» [13] (табл.1).Таблица 1Определение понятия «профессиональная компетентность педагога» через систему компетентностей, которая соответствует функциональной составляющей деятельности учителей естественнонаучных специальностей
АвторОпределение понятия «профессиональная компетентностьпедагога» через систему компетентностейМ.В. Опачко [14]Методологическая, профессиональная, методическая, психологическая, психологопедагогическая, социальнокультурная, информационнокоммуникативнаяВ.И. Саюк [15]
Психологическая, предметная, дидактическая, методическая, коммуникативная, управленческая, проективнаяА.И.НовикКачан [16]Психологопедагогическая, аутопедагогическая, коммуникативнаяР. Г. Хамитов [17]Инфомационнотехнологическая
На основании анализа трудов ученыхпедагогов А.И. Гуры, М.В. Опачко, В.И.Саюк, А.И. НовикКачана и других нами выделены следующие компетентности учителей естественнонаучных специальностей и определены основные показатели сформированности оценочных умений в разрезе каждой из них.Когнитивная:способность самостоятельного приобретения знаний, умений и получения новой информации в соответствии со спецификой предметов и по вопросам оценивания;готовность к постоянному повышению своей квалификации по вопросам оценочной деятельности;потребность в реализации собственного научнотеоретического потенциала и приобретенных навыков по развитию оценочной деятельности.Социальная:умение оценивать свою деятельность и учебные результаты учащихся;готовность к оценке результатов своего труда;способность соотносить свою оценочную деятельность с деятельностью других предметников.Социальноинформационная:владение критическим отношением к социальной информации, распространяемой СМИ;владение сетевыми технологиями и использование интернетресурсов для получения учащимися качественного образования.
Следовательно, оценочная деятельность является структурным компонентом профессиональной компетентности учителя.В системе последипломного образования осуществляется подготовка учителей естественнонаучных специальностей по разным направлениям: развитие творческого потенциала [18], формирование профессиональной компетентности педагога как содержательной основы его профессионального развития [19], формирование информационнотехнологической компетентности [20], формирование готовности к профильному обучению старшеклассников [21].
Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует о недостаточном внимании учителя к развитию умений оценочной деятельности, что приводит к некорректным оценкам, негативному влиянию на мотивацию, самооценку учащегося и его результативность [22]. Соответственно,актуализируется проблема разработки модели Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
повышения квалификации, которая обеспечит формирование в системе непрерывного образования готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности. Модель должна охватывать курсовой и межкурсовой периоды, структурными элементами которых являются: курсы повышения квалификации; семинары, творческие группы в межкурсовой период; самообразование. Способствуют непрерывному образованию методические кабинеты, которые выполняют компенсаторную («предоставление педагогическим работникам информации, которая не была получена ими во время получения высшего педагогического образования»), моделирующую («моделирование содержания, форм и методов повышения профессиональной квалификации педагогических работников»), диагностическую («систематический мониторинг учебновоспитательного процесса, уровня знаний, умений и навыков учащихся в учебных заведениях, их учебных достижений и воспитанности, а также профессионального уровня педагогических работников») функции [23].Н.В. Пахомова в исследовании выявила, что значительное количество учителей естественнонаучных специальностей отмечают недостаточность подготовки по данному виду деятельности, тем самым подтверждают необходимость разработки образовательной программы для учителей, которая способствует развитию умений применить полученные теоретические знания в практических ситуациях педагогическойдеятельности [24].
Стоит отметить, что отсутствие специальных исследований сущности готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности приводит нас к необходимости использовать более общее понятие, а именно «готовность».
На основании проведенного анализа современной научнотеоретической базы можно условно дифференцировать подходы к определению понятияготовности на системноструктурный, личностнодеятельностный и знаниевый (табл.2), которые хотя и имеют разную форму, но являются очень близкими по своему содержанию.Таблица 2Подходы к определению понятия «готовность»
Научный подходАвторОпределение понятия «готовность»СистемноструктурныйА.И. НовикКачан
Потенциальное состояние; компетентность проявляется в деятельностиС.М. Калаур [25]Сложно структурированное и целостное образование; избирательная активность; включение в деятельностьЛичностнодеятельностныйН. Д. Левитов [26]Специфическое состояние; пригодность или непригодность к выполнениюД. Н. Узнадзе [27]Специфическое состояние; установка к осуществлению определенной деятельностиЖ. В. Федирко [28]Активное состояние личности; установка на профессиональную деятельностьЗнаниевыйС.Д.Максименко и А.Н.Пелех [29]Интеллектуальные качества, знания, умения, навыки
Так, согласно системноструктурномуподходу,основными родовыми признаками понятия «готовность»определяются единство и системность психологической и практической готовности педагога [3031].
Второй подход, личностнодеятельностный, раскрываетсущность готовности компонентов, характеризующих педагога как личность, субъекта профессиональной деятельности: специфическое состояние; пригодность или непригодность к выполнению [32]; установка к осуществлению определенной деятельности [33]; активное состояние личности, установка на профессиональную деятельность [34]. Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
Представители третьего подхода основнымиродовымикомпонентамив определении готовности понимаютинтеллектуальные качества, знания, навыки, умения [35].Очень часто ученые в своих работахрассматривают указанные родовые признаки как синонимы, определяя готовность как системное качество личностии как систему знаний, умений, навыков педагога.
Таким образом, несмотря на различие научных подходов,в современной психологопедагогической литературеотсутствует концептуальная разнообразность и разноплановость трактовки данного понятия, что обусловлено особенностями культурноисторического развития отечественной психологопедагогической науки. На основании определений понятия готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности понимаем её как сложное личностное образование, систему качеств и свойств личности, которые дают возможность учителю успешно выполнять качественную оценочную деятельность.Исходя из научного исследования [36], в структуру готовности к оценочной деятельности учителей предметов естественнонаучного цикла включаем мотивационноориентировочный, содержательный (когнитивный), процессуальный (технологический), оценочнорефлексивный компоненты.Мотивационноориентировочный компонент заключается в осознании необходимости и значимости оценочной деятельности, которая должна основываться на положительном принципе, что,прежде всего,предполагает учет уровня достижений ученика, а не степень его неудач; гуманистическоеотношениек ученикам; способностьпедагога удерживать устойчивую профессиональную позицию, управлять своим эмоциональным состоянием; стремлениек развитию педагогических способностей, совершенствование своих знаний, умений и навыков.Содержательный (когнитивный) компонент профессиональной готовности учителя к оценочной деятельности предусматривает глубокие знания психологопедагогических основ оценивания. В этом аспекте педагоги должны: знать основные компоненты структуры процесса оценки, а именно: а) определение целей оценки; б) выбор объекта оценки; в) разработкуконтрольных заданий, проверяющих достижение определенных целей; г) определение начального уровня успешности ученика с учетом предыстории обучения; д) особенности планирования и выбора оценочных педагогических воздействий с учетом личности ученика; е) выбор алгоритмов и критериев оценки; ж) организацию процесса контроля; с)определение результата оценивания; и) выбор средств коррекции;уметь определять объекты оценивания учебных достижений учащихся (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности учащихся, опыт эмоциональноценностного отношения к окружающей действительности); цель оценочной деятельности, который предусматривает контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки; результаты оценки, которые могут выражаться знаком, баллами, вербальным сообщением т.д.;знать и осознавать основные функции контроля знаний: контролирующую, обучающую, диагностикокорректирующую, стимулирующую, воспитательную, развивающую, организационную;грамотно выбирать и применять существующие виды (предварительный, текущий, тематический, итоговый), формы (индивидуальная, групповая, фронтальная, самоконтроль) и методы (устный, письменный, тестовый, программируемый) оценивания; знать преимущества и недостатки видов, форм и методов оценки;знать нормативные критерии оценки учебных достижений учеников, которые требуют, чтобы оценки основывались на положительном принципе, учитывалиБабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
уровень достижений ученика, а не степень его неудач; знать количественные критерии и алгоритмы оценивания учебных достижений учеников, используемых в информационных технологиях;знать педагогические требования к оценке знаний учащихся (объективность, индивидуальный характер, гласность, обстоятельность, дифференцированность оценивания, разнообразие форм и методов контроля, подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля) и придерживаться их.Процессуальный (технологический) компонент готовности учителя к оценочной деятельности предполагает умение и навыки организовывать и проводить процесс оценивания, умение учитывать нервноэмоциональное состояние ученика в процессе оценивания, анализировать результаты этого процесса, выбирать средства коррекции, использовать и создавать компьютерные контролирующие системы.Оценочнорефлексивный компонент предполагает сознательное осуществление рефлексивной деятельности, самоконтроля, самоанализа, самооценки, выявление затруднений и ошибок в процессе оценочной деятельности, коррекцию собственной оценочной деятельности. В психологопедагогической литературе рефлексия характеризуется, с одной стороны, как процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний (переживаний, чувств, мыслей), то есть способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, изучать свой собственный мир, понимать себя. С другой это способность видеть и осознавать, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают.
Учитывая актуальность и важность исследуемой проблемы,считаем, что дальнейшего научнотеоретического осмысления и практического воплощения требуют организационнопедагогические условия формирования готовности учителей естественнонаучных специальностей в последипломном образовании к оценочной деятельности.
Анализ развития профессиональной компетентности учителейестественников в системе непрерывного образования показывает, что окончательное формирование умений оценочной деятельности осуществляется в последипломный (курсовой и межкурсовой)период. Этому способствует педагогическая практика. Остается вопрос, какопределитьсостояниеготовности учителей естественных специальностей к оценочной деятельности с целью прогноза программы самосозидания, саморазвития и создания индивидуальной программы профессионального роста педагоговэтой категории.
Ссылки на источники1.Гура О.І. Психологопедагогічна компетентність викладача вищого навчального закладу: теоретикометодологічний аспект: монографія. Запоріжжя: ГУ «ЗІДМУ», 2006. 332 с.2.Поликарпова В.В. Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». СПб., 2009. 35 с.3.Опачко М.В. Діагностика сформованості організаційноуправлінської компетентності вчителя фізики. URL: http://vuzlib.com/content/view/355/84/.4.Пахомова Н.В. Диагностические задания как компонент содержания интегрированного курса естественнонаучной направленности:автореф. дис. …канд. пед. наук: спец.13.00.01 «Общая педагогика». СПб., 1997. 32 с.5.Стрижак С.В. Науковометодичні основи підготовки майбутніх учителів природничих дисциплін у вищих педагогічних навчальних закладах: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Київ, 2005. 27 с.6.Там же.7.Поликарпова В. В.Указ. соч.8.Опачко М. В.Указ. соч.Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
9.Саюк В.І. Розвиток професійної компетентності вчителів географії у системі післядипломної педагогічної освіти: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Київ, 2007. 22 с.10.Гура О. І.Указ. соч.11.Опачко М. В.Указ. соч.12.Стрижак С. В.Указ. соч.13.Гура О. І. Указ. соч. С. 14.14.Опачко М. В.Указ. соч.15.Саюк В. І.Указ. соч.16.НовикКачан А.И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель»:автореф. дис. …канд. пед. наук. спец. 13.00.08 «Теория и методика профессиональногообразования». Ставрополь, 2005. 35 с.17.Хамитов Р.Г. Информационнотехнологическая подготовка учителей естественноматематического цикла в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Казань, 2006. 26 с.18.Самигулина Г.С. Развитие творческого потенциала учителя естественнонаучных дисциплин в процессе повышения квалификации: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Казань, 2006. 31 с.19.Саюк В. І.Указ. соч.20.Хамитов Р. Г.Указ. соч.21.Сотніченко І.І. Підготовкка вчителів природничих дисциплін до профільного навчання старшокласників у системі підвищення кваліфікації: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец.13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Київ, 2009.22с.22.Поликарпова В. В.Указ. соч.23.Положення про районний (міський) методичний кабінет (центр). URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z123908.24.Пахомова Н.В.Указ. соч.25.Калаур С.М. Підготовка майбутніх учителів до оцінювання навчальних досягнень школярів з предметів природничого циклу: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Тернопіль, 2004. 22 с.26.Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойстватревоги // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 8893.27.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука,1966.С. 405406.28.Федірко Ж. Організаційнопедагогічні та методичні умови підготовки вчителя географії до здійснення інноваційної освітньої діяльності у системі післядипломної педагогічної освіти: (матеріали Всеукр. конф. «Готовність педагогів до інноваційної діяльності в умовах безперервної післядипломної педагогічної освіти») // Наукова педагогічна думка. 2012. № 2. URL: http://www.onlibr.info/?p=1553.29.Максименко С.Д., Пелех О.М. Фахівця потрібно моделювати (Наукові основи готовності випускника педвузу до педагогічної діяльності) // Рідна школа. 1994. № 34.С. 6872.30.НовикКачан А. И.Указ. соч.31.Калаур С. М.Указ. соч.32.Левитов Н. Д.Указ. соч.33.Узнадзе Д. Н.Указ. соч.34.Федірко Ж.Указ. соч.35.Максименко С. Д., Пелех О. М.Указ. соч.36.Калаур С. М.Указ. соч.
Elena Babkova,Senior lecturer of the chairof Andragogy, ZaporizhzhyrRegional Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Zaporozhyezcm.2370@gmail.comReadiness of natural sciencesteachers to estimation activity as a part of professional competence in a system of nonstop educationAbstract.The paper deal with the common sense of such concepts as “readiness to estimation activity of natural sciencesteachers”and “professional competence of natural sciencesteacher”. Special attention is paid to the issues of training of natural sciencesteachers in postgraduate education.Кey words:professional competence, estimation activity, readiness to estimation activity, nonstop education.Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
References1.Gura, O. І. (2006) Psihologopedagogіchna kompetentnіst' vikladacha vishhogo navchal'nogo zakladu: teoretikometodologіchnij aspekt: monografіja, GU “ZІDMU”, Zaporіzhzhja, 332 p.(in Ukrainian).2.Polikarpova, V. V. (2009) Razvitie ocenochnoj dejatel'nosti uchitelja v processeego professional'nogo stanovlenija: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”, St. Petersburg, 35 p.(in Russian).3.Opachko, M. V. Dіagnostika sformovanostі organіzacіjnoupravlіns'koї kompetentnostі vchitelja fіziki. Available at: http://vuzlib.com/content/view/355/84/(in Ukrainian).4.Pahomova, N. V. (1997) Diagnosticheskie zadanija kak komponent soderzhanija integrirovannogo kursa estestvennonauchnoj napravlennosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec.13.00.01 “Obshhaja pedagogika”, St. Petersburg,32 p.(in Russian).5.Strizhak, S. V. (2005) Naukovometodichnі osnovi pіdgotovki majbutnіh uchitelіv prirodnichih disciplіn u vishhih pedagogіchnihnavchal'nih zakladah: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”, Kiїv,27 p.(in Ukrainian).6.Ibid.7.Polikarpova, V. V. (2009) Op. cit.8.Opachko, M. V. Op. cit.9.Sajuk, V. І. (2007) Rozvitok profesіjnoї kompetentnostі vchitelіv geografії u sistemі pіsljadiplomnoї pedagogіchnoї osvіti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”,Kiїv,22 p.(in Ukrainian).10.Gura, O. І. (2006) Op. cit.11.Opachko, M. V. Op. cit.12.Strizhak, S. V. (2005) Op. cit.13.Gura, O. І. (2006) Op. cit., p. 14.14.Opachko, M. V. Op. cit.15.Sajuk, V. І. (2007) Op. cit.16.NovikKachan, A. I. (2005) Formirovanie jekologicheskoj kompetentnosti studentov v sisteme dopolnitel'noj kvalifikacii “prepodavatel'”: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”,Stavropol',35 p.(in Russian).17.Hamitov, R. G. (2006) Informacionnotehnologicheskaja podgotovka uchitelej estestvennomatematicheskogo cikla v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”,Kazan',26 p.(in Russian).18.Samigulina, G. S. (2006) Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelja estestvennonauchnyh disciplin v processe povyshenija kvalifikacii: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.01 “Obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija”, Kazan',31 p.(in Russian).19.Sajuk, V. І. (2007) Op. cit.20.Hamitov, R. G. (2006) Op. cit.21.Sotnіchenko, І. І. (2009) Pіdgotovkka vchitelіv prirodnichih disciplіn do profіl'nogo navchannja starshoklasnikіv u sistemі pіdvishhennja kvalіfіkacії: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec.13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”, Kiїv,22 p.(in Ukrainian).22.Polikarpova, V. V. (2009) Op. cit.23.Polozhennja pro rajonnij (mіs'kij) metodichnij kabіnet (centr).Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z123908(in Ukrainian).24.Pahomova, N. V. (1997) Op. cit.25.Kalaur,S. M. (2004) Pіdgotovka majbutnіh uchitelіv do ocіnjuvannja navchal'nih dosjagnen' shkoljarіv z predmetіv prirodnichogo ciklu: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”,Ternopіl',22 p.(in Ukrainian).26.Levitov,N. D. (1996) “Psihologicheskoe sostojanie bespokojstvatrevogi”,Voprosy psihologiju,№ 1, pp.8893(in Russian).27.Uznadze,D. N. (1966) Psihologicheskie issledovanija, Nauka,Moscow, pp. 405406(in Russian).28.Fedіrko,Zh. (2012) “Organіzacіjnopedagogіchnі ta metodichnі umovi pіdgotovki vchitelja geografії do zdіjsnennja іnnovacіjnoї osvіtn'oї dіjal'nostі u sistemі pіsljadiplomnoї pedagogіchnoї osvіti: (materіali Vseukr. konf. ‘Gotovnіst' pedagogіv do іnnovacіjnoї dіjal'nostі v umovah bezperervnoї pіsljadiplomnoї pedagogіchnoї osvіti’)”,Naukova pedagogіchna dumka,№ 2. Available at: http://www.onlibr.info/?p=1553(in Ukrainian).29.Maksimenko,S. D.&Peleh,O. M. (1994) “Fahіvcja potrіbno modeljuvati (Naukovі osnovi gotovnostі vipusknika pedvuzu do pedagogіchnoї dіjal'nostі)”,Rіdna shkola,№ 34, pp. 6872 (in Ukrainian).30.NovikKachan, A. I. (2005) Op. cit.31.Kalaur, S. M. (2004) Op. cit.Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8
32.Levitov, N. D. (1996) Op. cit.33.Uznadze, D. N. (1966) Op. cit.34.Fedіrko, Zh. (2012) Op. cit.35.Maksimenko, S. D. & Peleh, O. M. (1994) Op. cit.36.Kalaur, S. M. (2004) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;
Поступила в редакциюReceived14.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished16.04.15
© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Бабкова Е. А., 2015www.ekoncept.ru
ART15111УДК 378.046.011.31–021.69.003.12:5(045)
Бабкова Елена Алексеевна,
старший преподаватель кафедры андрагогики КУ «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета, г. Запорожьеzcm.2370@gmail.com
Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования
Аннотация.В статье раскрывается общая сущность понятий «готовность к оценочной деятельности учителей естественнонаучных дисциплин», «профессиональная компетентность учителей естественнонаучных дисциплин». Особое внимание уделено проблемам подготовки педагогов естественнонаучного цикла в последипломном образовании. Ключевые слова:профессиональная компетентность, оценочная деятельность, готовность к оценочной деятельности, непрерывное образование.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изменения в системе образования требуют компетентного специалиста, так как трансформируется социальный опыт; осуществляется реконструкция образовательных услуг; внедряются в образовательныйпроцесс инновации; растет уровень социальных требований, приоритетность естественнонаучных дисциплин. Существующая система подготовки педагогических кадров направлена на формирование локальных (предметных) умений, которые не позволяют выполнять демонстрационные тесты внешнего независимого оценивания по естественнонаучным дисциплинам на должном уровне, создавать измерители достижения государственного стандарта, исследовать уровень усвоения фактического материала или способность применения его на практике. Оценка осуществляется субъективно, что делает невозможным коррекцию учебного процесса, и способствует формированию неадекватной самооценки у учащихся.
В исследованиях современных ученых определяются основные проблемы подготовки учителей естественнонаучных специальностей в системе непрерывного образования:профессиональнопедагогическая подготовка как процесс овладения знаниями, умениями и навыками [1, 2];методическая подготовка как завершающий этап подготовки, базирующейся на основных положениях дидактики [35];обеспечение творческих основ профессиональной подготовки будущих учителей [6];подготовка учителя естественнонаучных специальностей, знания, умения, навыки и качества его личности [79];функциональный анализ педагогической деятельности [1012].Целью статьи является определение сущности готовности к оценочной деятельности как компонента профессиональной компетентности учителей естественнонаучных специальностей.Понятие профессиональной компетентности учеными трактуется как система компетентностей, что подтверждает отсутствие единого понимания ключевых компеБабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
тентностей, «поскольку они многомерные образования, содержащие когнитивные, эмоциональные, мотивационные и ценностные элементы; имеют тесную взаимосвязь и взаимозависимость между собой; являются постоянно переменными величинами» [13] (табл.1).Таблица 1Определение понятия «профессиональная компетентность педагога» через систему компетентностей, которая соответствует функциональной составляющей деятельности учителей естественнонаучных специальностей
АвторОпределение понятия «профессиональная компетентностьпедагога» через систему компетентностейМ.В. Опачко [14]Методологическая, профессиональная, методическая, психологическая, психологопедагогическая, социальнокультурная, информационнокоммуникативнаяВ.И. Саюк [15]
Психологическая, предметная, дидактическая, методическая, коммуникативная, управленческая, проективнаяА.И.НовикКачан [16]Психологопедагогическая, аутопедагогическая, коммуникативнаяР. Г. Хамитов [17]Инфомационнотехнологическая
На основании анализа трудов ученыхпедагогов А.И. Гуры, М.В. Опачко, В.И.Саюк, А.И. НовикКачана и других нами выделены следующие компетентности учителей естественнонаучных специальностей и определены основные показатели сформированности оценочных умений в разрезе каждой из них.Когнитивная:способность самостоятельного приобретения знаний, умений и получения новой информации в соответствии со спецификой предметов и по вопросам оценивания;готовность к постоянному повышению своей квалификации по вопросам оценочной деятельности;потребность в реализации собственного научнотеоретического потенциала и приобретенных навыков по развитию оценочной деятельности.Социальная:умение оценивать свою деятельность и учебные результаты учащихся;готовность к оценке результатов своего труда;способность соотносить свою оценочную деятельность с деятельностью других предметников.Социальноинформационная:владение критическим отношением к социальной информации, распространяемой СМИ;владение сетевыми технологиями и использование интернетресурсов для получения учащимися качественного образования.
Следовательно, оценочная деятельность является структурным компонентом профессиональной компетентности учителя.В системе последипломного образования осуществляется подготовка учителей естественнонаучных специальностей по разным направлениям: развитие творческого потенциала [18], формирование профессиональной компетентности педагога как содержательной основы его профессионального развития [19], формирование информационнотехнологической компетентности [20], формирование готовности к профильному обучению старшеклассников [21].
Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует о недостаточном внимании учителя к развитию умений оценочной деятельности, что приводит к некорректным оценкам, негативному влиянию на мотивацию, самооценку учащегося и его результативность [22]. Соответственно,актуализируется проблема разработки модели Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
повышения квалификации, которая обеспечит формирование в системе непрерывного образования готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности. Модель должна охватывать курсовой и межкурсовой периоды, структурными элементами которых являются: курсы повышения квалификации; семинары, творческие группы в межкурсовой период; самообразование. Способствуют непрерывному образованию методические кабинеты, которые выполняют компенсаторную («предоставление педагогическим работникам информации, которая не была получена ими во время получения высшего педагогического образования»), моделирующую («моделирование содержания, форм и методов повышения профессиональной квалификации педагогических работников»), диагностическую («систематический мониторинг учебновоспитательного процесса, уровня знаний, умений и навыков учащихся в учебных заведениях, их учебных достижений и воспитанности, а также профессионального уровня педагогических работников») функции [23].Н.В. Пахомова в исследовании выявила, что значительное количество учителей естественнонаучных специальностей отмечают недостаточность подготовки по данному виду деятельности, тем самым подтверждают необходимость разработки образовательной программы для учителей, которая способствует развитию умений применить полученные теоретические знания в практических ситуациях педагогическойдеятельности [24].
Стоит отметить, что отсутствие специальных исследований сущности готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности приводит нас к необходимости использовать более общее понятие, а именно «готовность».
На основании проведенного анализа современной научнотеоретической базы можно условно дифференцировать подходы к определению понятияготовности на системноструктурный, личностнодеятельностный и знаниевый (табл.2), которые хотя и имеют разную форму, но являются очень близкими по своему содержанию.Таблица 2Подходы к определению понятия «готовность»
Научный подходАвторОпределение понятия «готовность»СистемноструктурныйА.И. НовикКачан
Потенциальное состояние; компетентность проявляется в деятельностиС.М. Калаур [25]Сложно структурированное и целостное образование; избирательная активность; включение в деятельностьЛичностнодеятельностныйН. Д. Левитов [26]Специфическое состояние; пригодность или непригодность к выполнениюД. Н. Узнадзе [27]Специфическое состояние; установка к осуществлению определенной деятельностиЖ. В. Федирко [28]Активное состояние личности; установка на профессиональную деятельностьЗнаниевыйС.Д.Максименко и А.Н.Пелех [29]Интеллектуальные качества, знания, умения, навыки
Так, согласно системноструктурномуподходу,основными родовыми признаками понятия «готовность»определяются единство и системность психологической и практической готовности педагога [3031].
Второй подход, личностнодеятельностный, раскрываетсущность готовности компонентов, характеризующих педагога как личность, субъекта профессиональной деятельности: специфическое состояние; пригодность или непригодность к выполнению [32]; установка к осуществлению определенной деятельности [33]; активное состояние личности, установка на профессиональную деятельность [34]. Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
Представители третьего подхода основнымиродовымикомпонентамив определении готовности понимаютинтеллектуальные качества, знания, навыки, умения [35].Очень часто ученые в своих работахрассматривают указанные родовые признаки как синонимы, определяя готовность как системное качество личностии как систему знаний, умений, навыков педагога.
Таким образом, несмотря на различие научных подходов,в современной психологопедагогической литературеотсутствует концептуальная разнообразность и разноплановость трактовки данного понятия, что обусловлено особенностями культурноисторического развития отечественной психологопедагогической науки. На основании определений понятия готовности учителей естественнонаучных специальностей к оценочной деятельности понимаем её как сложное личностное образование, систему качеств и свойств личности, которые дают возможность учителю успешно выполнять качественную оценочную деятельность.Исходя из научного исследования [36], в структуру готовности к оценочной деятельности учителей предметов естественнонаучного цикла включаем мотивационноориентировочный, содержательный (когнитивный), процессуальный (технологический), оценочнорефлексивный компоненты.Мотивационноориентировочный компонент заключается в осознании необходимости и значимости оценочной деятельности, которая должна основываться на положительном принципе, что,прежде всего,предполагает учет уровня достижений ученика, а не степень его неудач; гуманистическоеотношениек ученикам; способностьпедагога удерживать устойчивую профессиональную позицию, управлять своим эмоциональным состоянием; стремлениек развитию педагогических способностей, совершенствование своих знаний, умений и навыков.Содержательный (когнитивный) компонент профессиональной готовности учителя к оценочной деятельности предусматривает глубокие знания психологопедагогических основ оценивания. В этом аспекте педагоги должны: знать основные компоненты структуры процесса оценки, а именно: а) определение целей оценки; б) выбор объекта оценки; в) разработкуконтрольных заданий, проверяющих достижение определенных целей; г) определение начального уровня успешности ученика с учетом предыстории обучения; д) особенности планирования и выбора оценочных педагогических воздействий с учетом личности ученика; е) выбор алгоритмов и критериев оценки; ж) организацию процесса контроля; с)определение результата оценивания; и) выбор средств коррекции;уметь определять объекты оценивания учебных достижений учащихся (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности учащихся, опыт эмоциональноценностного отношения к окружающей действительности); цель оценочной деятельности, который предусматривает контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки; результаты оценки, которые могут выражаться знаком, баллами, вербальным сообщением т.д.;знать и осознавать основные функции контроля знаний: контролирующую, обучающую, диагностикокорректирующую, стимулирующую, воспитательную, развивающую, организационную;грамотно выбирать и применять существующие виды (предварительный, текущий, тематический, итоговый), формы (индивидуальная, групповая, фронтальная, самоконтроль) и методы (устный, письменный, тестовый, программируемый) оценивания; знать преимущества и недостатки видов, форм и методов оценки;знать нормативные критерии оценки учебных достижений учеников, которые требуют, чтобы оценки основывались на положительном принципе, учитывалиБабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
уровень достижений ученика, а не степень его неудач; знать количественные критерии и алгоритмы оценивания учебных достижений учеников, используемых в информационных технологиях;знать педагогические требования к оценке знаний учащихся (объективность, индивидуальный характер, гласность, обстоятельность, дифференцированность оценивания, разнообразие форм и методов контроля, подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля) и придерживаться их.Процессуальный (технологический) компонент готовности учителя к оценочной деятельности предполагает умение и навыки организовывать и проводить процесс оценивания, умение учитывать нервноэмоциональное состояние ученика в процессе оценивания, анализировать результаты этого процесса, выбирать средства коррекции, использовать и создавать компьютерные контролирующие системы.Оценочнорефлексивный компонент предполагает сознательное осуществление рефлексивной деятельности, самоконтроля, самоанализа, самооценки, выявление затруднений и ошибок в процессе оценочной деятельности, коррекцию собственной оценочной деятельности. В психологопедагогической литературе рефлексия характеризуется, с одной стороны, как процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний (переживаний, чувств, мыслей), то есть способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, изучать свой собственный мир, понимать себя. С другой это способность видеть и осознавать, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают.
Учитывая актуальность и важность исследуемой проблемы,считаем, что дальнейшего научнотеоретического осмысления и практического воплощения требуют организационнопедагогические условия формирования готовности учителей естественнонаучных специальностей в последипломном образовании к оценочной деятельности.
Анализ развития профессиональной компетентности учителейестественников в системе непрерывного образования показывает, что окончательное формирование умений оценочной деятельности осуществляется в последипломный (курсовой и межкурсовой)период. Этому способствует педагогическая практика. Остается вопрос, какопределитьсостояниеготовности учителей естественных специальностей к оценочной деятельности с целью прогноза программы самосозидания, саморазвития и создания индивидуальной программы профессионального роста педагоговэтой категории.
Ссылки на источники1.Гура О.І. Психологопедагогічна компетентність викладача вищого навчального закладу: теоретикометодологічний аспект: монографія. Запоріжжя: ГУ «ЗІДМУ», 2006. 332 с.2.Поликарпова В.В. Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». СПб., 2009. 35 с.3.Опачко М.В. Діагностика сформованості організаційноуправлінської компетентності вчителя фізики. URL: http://vuzlib.com/content/view/355/84/.4.Пахомова Н.В. Диагностические задания как компонент содержания интегрированного курса естественнонаучной направленности:автореф. дис. …канд. пед. наук: спец.13.00.01 «Общая педагогика». СПб., 1997. 32 с.5.Стрижак С.В. Науковометодичні основи підготовки майбутніх учителів природничих дисциплін у вищих педагогічних навчальних закладах: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Київ, 2005. 27 с.6.Там же.7.Поликарпова В. В.Указ. соч.8.Опачко М. В.Указ. соч.Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
9.Саюк В.І. Розвиток професійної компетентності вчителів географії у системі післядипломної педагогічної освіти: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Київ, 2007. 22 с.10.Гура О. І.Указ. соч.11.Опачко М. В.Указ. соч.12.Стрижак С. В.Указ. соч.13.Гура О. І. Указ. соч. С. 14.14.Опачко М. В.Указ. соч.15.Саюк В. І.Указ. соч.16.НовикКачан А.И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель»:автореф. дис. …канд. пед. наук. спец. 13.00.08 «Теория и методика профессиональногообразования». Ставрополь, 2005. 35 с.17.Хамитов Р.Г. Информационнотехнологическая подготовка учителей естественноматематического цикла в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Казань, 2006. 26 с.18.Самигулина Г.С. Развитие творческого потенциала учителя естественнонаучных дисциплин в процессе повышения квалификации: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Казань, 2006. 31 с.19.Саюк В. І.Указ. соч.20.Хамитов Р. Г.Указ. соч.21.Сотніченко І.І. Підготовкка вчителів природничих дисциплін до профільного навчання старшокласників у системі підвищення кваліфікації: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец.13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Київ, 2009.22с.22.Поликарпова В. В.Указ. соч.23.Положення про районний (міський) методичний кабінет (центр). URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z123908.24.Пахомова Н.В.Указ. соч.25.Калаур С.М. Підготовка майбутніх учителів до оцінювання навчальних досягнень школярів з предметів природничого циклу: автореф. дис. …канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти». Тернопіль, 2004. 22 с.26.Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойстватревоги // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 8893.27.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука,1966.С. 405406.28.Федірко Ж. Організаційнопедагогічні та методичні умови підготовки вчителя географії до здійснення інноваційної освітньої діяльності у системі післядипломної педагогічної освіти: (матеріали Всеукр. конф. «Готовність педагогів до інноваційної діяльності в умовах безперервної післядипломної педагогічної освіти») // Наукова педагогічна думка. 2012. № 2. URL: http://www.onlibr.info/?p=1553.29.Максименко С.Д., Пелех О.М. Фахівця потрібно моделювати (Наукові основи готовності випускника педвузу до педагогічної діяльності) // Рідна школа. 1994. № 34.С. 6872.30.НовикКачан А. И.Указ. соч.31.Калаур С. М.Указ. соч.32.Левитов Н. Д.Указ. соч.33.Узнадзе Д. Н.Указ. соч.34.Федірко Ж.Указ. соч.35.Максименко С. Д., Пелех О. М.Указ. соч.36.Калаур С. М.Указ. соч.
Elena Babkova,Senior lecturer of the chairof Andragogy, ZaporizhzhyrRegional Institute of Postgraduate Pedagogical Education, Zaporozhyezcm.2370@gmail.comReadiness of natural sciencesteachers to estimation activity as a part of professional competence in a system of nonstop educationAbstract.The paper deal with the common sense of such concepts as “readiness to estimation activity of natural sciencesteachers”and “professional competence of natural sciencesteacher”. Special attention is paid to the issues of training of natural sciencesteachers in postgraduate education.Кey words:professional competence, estimation activity, readiness to estimation activity, nonstop education.Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7
References1.Gura, O. І. (2006) Psihologopedagogіchna kompetentnіst' vikladacha vishhogo navchal'nogo zakladu: teoretikometodologіchnij aspekt: monografіja, GU “ZІDMU”, Zaporіzhzhja, 332 p.(in Ukrainian).2.Polikarpova, V. V. (2009) Razvitie ocenochnoj dejatel'nosti uchitelja v processeego professional'nogo stanovlenija: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”, St. Petersburg, 35 p.(in Russian).3.Opachko, M. V. Dіagnostika sformovanostі organіzacіjnoupravlіns'koї kompetentnostі vchitelja fіziki. Available at: http://vuzlib.com/content/view/355/84/(in Ukrainian).4.Pahomova, N. V. (1997) Diagnosticheskie zadanija kak komponent soderzhanija integrirovannogo kursa estestvennonauchnoj napravlennosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec.13.00.01 “Obshhaja pedagogika”, St. Petersburg,32 p.(in Russian).5.Strizhak, S. V. (2005) Naukovometodichnі osnovi pіdgotovki majbutnіh uchitelіv prirodnichih disciplіn u vishhih pedagogіchnihnavchal'nih zakladah: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”, Kiїv,27 p.(in Ukrainian).6.Ibid.7.Polikarpova, V. V. (2009) Op. cit.8.Opachko, M. V. Op. cit.9.Sajuk, V. І. (2007) Rozvitok profesіjnoї kompetentnostі vchitelіv geografії u sistemі pіsljadiplomnoї pedagogіchnoї osvіti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”,Kiїv,22 p.(in Ukrainian).10.Gura, O. І. (2006) Op. cit.11.Opachko, M. V. Op. cit.12.Strizhak, S. V. (2005) Op. cit.13.Gura, O. І. (2006) Op. cit., p. 14.14.Opachko, M. V. Op. cit.15.Sajuk, V. І. (2007) Op. cit.16.NovikKachan, A. I. (2005) Formirovanie jekologicheskoj kompetentnosti studentov v sisteme dopolnitel'noj kvalifikacii “prepodavatel'”: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”,Stavropol',35 p.(in Russian).17.Hamitov, R. G. (2006) Informacionnotehnologicheskaja podgotovka uchitelej estestvennomatematicheskogo cikla v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.08 “Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija”,Kazan',26 p.(in Russian).18.Samigulina, G. S. (2006) Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelja estestvennonauchnyh disciplin v processe povyshenija kvalifikacii: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.01 “Obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija”, Kazan',31 p.(in Russian).19.Sajuk, V. І. (2007) Op. cit.20.Hamitov, R. G. (2006) Op. cit.21.Sotnіchenko, І. І. (2009) Pіdgotovkka vchitelіv prirodnichih disciplіn do profіl'nogo navchannja starshoklasnikіv u sistemі pіdvishhennja kvalіfіkacії: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec.13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”, Kiїv,22 p.(in Ukrainian).22.Polikarpova, V. V. (2009) Op. cit.23.Polozhennja pro rajonnij (mіs'kij) metodichnij kabіnet (centr).Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z123908(in Ukrainian).24.Pahomova, N. V. (1997) Op. cit.25.Kalaur,S. M. (2004) Pіdgotovka majbutnіh uchitelіv do ocіnjuvannja navchal'nih dosjagnen' shkoljarіv z predmetіv prirodnichogo ciklu: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorіja ta metodika profesіjnoї osvіti”,Ternopіl',22 p.(in Ukrainian).26.Levitov,N. D. (1996) “Psihologicheskoe sostojanie bespokojstvatrevogi”,Voprosy psihologiju,№ 1, pp.8893(in Russian).27.Uznadze,D. N. (1966) Psihologicheskie issledovanija, Nauka,Moscow, pp. 405406(in Russian).28.Fedіrko,Zh. (2012) “Organіzacіjnopedagogіchnі ta metodichnі umovi pіdgotovki vchitelja geografії do zdіjsnennja іnnovacіjnoї osvіtn'oї dіjal'nostі u sistemі pіsljadiplomnoї pedagogіchnoї osvіti: (materіali Vseukr. konf. ‘Gotovnіst' pedagogіv do іnnovacіjnoї dіjal'nostі v umovah bezperervnoї pіsljadiplomnoї pedagogіchnoї osvіti’)”,Naukova pedagogіchna dumka,№ 2. Available at: http://www.onlibr.info/?p=1553(in Ukrainian).29.Maksimenko,S. D.&Peleh,O. M. (1994) “Fahіvcja potrіbno modeljuvati (Naukovі osnovi gotovnostі vipusknika pedvuzu do pedagogіchnoї dіjal'nostі)”,Rіdna shkola,№ 34, pp. 6872 (in Ukrainian).30.NovikKachan, A. I. (2005) Op. cit.31.Kalaur, S. M. (2004) Op. cit.Бабкова Е. А. Готовность к оценочной деятельности как составляющая профессиональной компетенции учителей естественнонаучных дисциплин в системе непрерывного образования // Концепт. –2015. –№04(апрель).–ART15111. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15111.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8
32.Levitov, N. D. (1996) Op. cit.33.Uznadze, D. N. (1966) Op. cit.34.Fedіrko, Zh. (2012) Op. cit.35.Maksimenko, S. D. & Peleh, O. M. (1994) Op. cit.36.Kalaur, S. M. (2004) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;
Поступила в редакциюReceived14.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished16.04.15
© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Бабкова Е. А., 2015www.ekoncept.ru