Должностное лицо как субъект юридической ответственности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15134.htm.
Аннотация. Проблема юридической ответственности должностных лиц недостаточно исследована в юридической литературе. В работе выявлены особенности законодательства и некоторые проблемы определения понятия должностного лица как субъекта юридической ответственности.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15134. –0,5п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15134.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART15134УДК 342.98

Ирлицин Владимир Иванович,

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории государства и права и государственноправовых дисциплин Тверского филиала АНОВПО ©Московский гуманитарноэкономический институтª, г. Тверьirlitsinv@mail.ru

Науменко Владимир Иванович,доцент кафедры теории государства и права и государственноправовых дисциплин Тверского филиала АНО ВПО ©Московский гуманитарноэкономический институтª, г. Тверьmgeitver@mgeitver.ru

Должностное лицо как субъект юридической ответственности

Аннотация.Проблема юридической ответственности должностных лиц недостаточно исследована вюридической литературе. В работе выявлены особенности законодательства и некоторые проблемы определения понятия должностного лица как субъекта юридической ответственности. Ключевые слова:должностное лицо, юридическая ответственность, государство как субъект юридической ответственности, государственные органы. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Государство ‬социальный феномен, в котором государственная власть персонифицируется винституциональной системе,включающей совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов и т.д.Публичная власть включает в себя государственных служащих, чиновников, осуществляющих на материальнофинансовой основе профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, контрольную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности. Первичным элементом в этой системе являются государственный служащий и должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами. Их статусопределён нормативными правовыми актами, они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственновластные полномочия, выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов. Поэтому вопрос о понятии должностного лица как субъекта юридической ответственности имеет не только теоретическое, но и практическое значение.Термин ©должностное лицоª употребляется в законодательстве и юридической литературе на протяжении многих лет.При этом встречаются самые различные толкования этого термина. В рамках отдельных отраслей права рассматриваемое понятие формулируется с учетом разных признаков.Так,впримечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации должностными лицами в статьях гл.30 (©Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправленияª) признаются лица,постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя властилибо выполняющие организационнораспорядительные, административнохозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15134. –0,5п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15134.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях указанной главы и других статьях Уголовного кодекса РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях Уголовного кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям указанной главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями[1].Из вышеприведенного законодательного определения следует, что для должностного лица характерны функции представителявласти, а также организационнораспорядительные или административнохозяйственные функции, в то время как содержание управленческих функций лица в коммерческой или иной организации предполагает выполнение только организационнораспорядительных или административнохозяйственных обязанностей.Таким образом, функции представителя власти свойственны исключительно должностным лицам. Характеризуя содержание данных функций, законодатель отождествляет их с распорядительными полномочиями, устанавливая в примечании к ст. 318 УК РФ, что представитель власти наделен в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Поиному решается вопрос о понятии должностного лица как субъекта юридической ответственности в административном праве. В примечании к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что под должностным лицом следует пониматьлицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Иными словами,лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, или лицо, выполняющее организационнораспорядительныеилиадминистративнохозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. В административноправовой науке сформировались определённыеотличительные признаки должностного лица[2]. В соответствии с ними должностное лицо:это гражданин Российской Федерации, занимающий постоянно, временно или по специальному полномочию должностьв различных государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, который выполняет соответствующие полномочия согласно нормативным правовым актам;реализует властные полномочия, осуществляет организационнораспорядительные и административнохозяйственные функции, выполняя волю государства и общества, обеспечивая права и законные интересы граждан и организаций, удовлетворяя государственные и общественные интересы; Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15134. –0,5п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15134.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

может представлять вовне (в отношениях с неподчиненными субъектами) государство, его органы и муниципальные образования (органы местного самоуправления), которым служит;имеет, как и все государственные и муниципальные служащие,права, обязанности, ограничения и запреты по службе;может применять меры принуждения, издавать административные акты (разрабатывать и принимать управленческие решения), обеспечивающие реализацию предоставленных ему полномочий, осуществлять контрольнонадзорные полномочия;

может быть субъектом юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной, гражданскоправовой)и при этом несет повышенную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Повышенная ответственность должностных лиц обусловлена тем, что они отвечают не только за свою личную деятельность, но и за действия подчиненных им лиц. Кроме того, они распоряжаются материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, выполняют важнейшие организационнораспорядительные функции по осуществлению предоставленных им полномочий и компетенцийсоответствующих должностных лиц. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационнораспорядительных или административнохозяйственных функцийруководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.13.25; 14.24; 14.55: 14.56; 15.17‬15.22; 15.231; 15.241; 15.261; 15.262; 15.29‬15.31; 15.37; 15.38; ч.9 ст.19.15; ст.19.72КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций,несут административную ответственность как должностные лица. Это же относится к лицам,осуществляющим функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактных управляющих, работников контрактной службы, совершивших административные правонарушения, предусмотренныест.7.29‬7.32,ч.7,71ст.19.5, ст.19.72КоАП РФ.Лица,обладающие функциями по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренныест.7.323,ч.72ст.19.5,ст.19.721указанного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст.19.62, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, также несут административную ответственность как должностные лица,если КоАП РФ не установлено иное[3].Следовательно, далеко не всякий государственный (муниципальный) служащий является должностным лицом, а толькотот, который наделен определенными полномочиями. Приведенная правовая норма также имеет строго определенную отраслевую принадлежность. Так, если определение должностного лица по примечанию 1к ст. 285 УК РФ применимо лишь к отношениям, регулируемым его составной частью‬гл.30,то соответствующее определение по примечанию кст. 2.4Кодекса об административных правонарушениях применимо к отношениям, регулируемым КоАП РФ в целом.Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15134. –0,5п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15134.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Данные определения позволяют выделить три обязательных признака, которые характеризуют указанные виды специальных субъектов: а) содержание функций, б)основания выполнения функций и в) место выполнения функций[4].При этом должностное лицов КоАП РФ трактуется шире (в ст. 2.4 КоАП РФ речь идет о месте службы‬организациях, что значительно увеличивает число должностных лиц),нежели в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса РФ. К числу должностных лиц уголовный закон не относит руководителей, других работников непубличных организаций, выполняющих организационнораспорядительные или административнохозяйственные функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Кроме того, в уголовном праве должностных лиц принято характеризовать по объему и характеру властных полномочий.В теории административного права,а также в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере государственной гражданской службы, специального определения должностного лица на государственной гражданской службе не существует, однако имеются общие определения должностного лица применительно к различным видам деятельности, в том числе и служебной.Так, И.Н. Сурманидзесчитает, что должностное лицо на государственной гражданской службе‬это государственный гражданский служащий, замещающий постоянно или на временной основе должности руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителей представительств государственных органов, а также иные должности государственной гражданской службы. Это лицо наделено властнораспорядительными полномочиямикак по отношению к государственным гражданским служащим аппарата государственного органа, так и по отношению к лицам, не подчинённым ему в служебном и организационном отношении[5].Нодолжником в обязательстве по возмещению вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публичноправовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.Поскольку гражданское право также не даёт легального определения понятия ©должностноелицоª,некоторые цивилисты предлагают свои научные определения [6]. Так, С.Б.Цветков полагает, что должностное лицо государственного органа ‬гражданин Российской Федерации, наделённый в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами правами и обязанностями для совершения служебных юридических действий, направленных на исполнение и обеспечение полномочий данного государственного органа.

По мнению Е.А.Суханова, в случаях причинения вреда органами публичной властилибо обладающими властными полномочиямиих должностными лицамик последним следует относить граждан, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющих функции представителя властилибо занимающих во властных органах должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных функций вне этих органов.

Как считает Н.А. Кирилова,©под должностными лицами более правильно понимать тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненнымª.Российский учёныйМ.Е. Рощинпод должностным лицом в контексте Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15134. –0,5п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15134.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

ст.1069 ГКпонимает ©лицо, занимающее должность в соответствующем государственном или муниципальным органе и постоянно, временно или по специальному полномочиюосуществляющее функции представителя власти в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимостиª.По мнениюА.П. Сергеева, ©под должностными лицами более правильно понимать только тех государственныхи муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненнымª.И.А. Минаков считает, что должностное лицо‬этолицо, которое ©официально является сотрудником публичноправового образования (государственного органа, органа местного самоуправления), причем его служебной обязанностью является участие в обеспечении публичной деятельности этого образованияª.Согласно этим и другим определениям должностного лица применительно к ст.1069 ГК РФ,большинство авторов справедливо акцентируют внимание на том, что соответствующими правовыми актами должностные лица наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. В то же время в цивилистической литературе не обосновывается необходимость и даже не ставится вопрос о целесообразности дополнения ст. 1069 ГК РФ примечанием, подобным примечанию 1 к ст. 285 Уголовного кодекса РФ и примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ.В противоположность мнениям авторов, полагающих, что понятие должностного лица по ст. 1069 ГК РФ уже соответствующего уголовноправовогопонятия,И.А.Минаковвысказывает утверждение о том, что понятие должностного лица, о котором идет речь в ст. 1069 ГК РФ, должно ©быть не уже, а шире указанного в УК РФ и КоАП РФª [7].Вследствие этого, как считает И.А.Минаков, наиболее подходит не юридическое, а практическое, общепринятое понятие должностного лицакак лица, занимающего определенную должность, то есть исполняющего служебную обязанность. Можно предполагать, что в качестве аргумента подобного законодательного решениявыдвигались бы соображения о том, чтов отношениях, регулируемых ст.1069 ГК РФ, нельзяруководствоваться теми определениями, которые содержатся в соответствующих нормах УК РФ и КоАП РФ. Следующимаргументомбыло бы утверждение,что одним из условий эффективного применения норм ст. 1069 ГК РФ является четкое легальное определение должностного лица именно в Гражданском кодексе РФи т.п.На первый взглядтакой подход представляется достаточно теоретически обоснованным и практически полезным. Однако подобное направление исследований отношений, базирующихсяна ст. 1069 ГК РФ, было бы неверным в самой основе, поскольку в Гражданском кодексе РФ, то есть в нормативном акте частноправового характера,появилось бы определение понятия, имеющего явно публичноправовую принадлежность [8].Таким образом, при уяснении понятия должностного лица применительно к отношениям, регулируемым ст. 1069 ГК РФ, следует исходить из смысла тех понятий и определений, которыми оперируют отрасли публичного права. Цивилистические исследования рассматриваемого понятия имеют вспомогательный, дополнительный характер. Например, термины ©должностное лицо местного самоуправленияª и ©выборное должностное лицо местного самоуправленияª появились в ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. ©Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииª. Ст.2 Закона от 6 октября 2003 г. ©Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииªопределяет должностное лицо местного самоуправления каквыборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15134. –0,5п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15134.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

наделенное исполнительнораспорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и/илипоорганизации деятельности органа местного самоуправления[9].Несложно заметить, что приведенная правовая норма также имеет строго определенную отраслевую принадлежность. Как отмечалось выше, определение должностного лица по примечанию 1 к ст. 285 УК РФ применимо лишь к отношениям, регулируемым его составной частью ‬гл.30, соответствующее определение по примечанию к ст. 2.4Кодекса об административных правонарушениях РФ применимо к отношениям, регулируемым КоАПРФ в целом. В упомянутой ранее ст. 2 Федеральногозакона от 6 октября 2003 г., в котором определяется понятие должностного лицаместного самоуправления,также указано, что содержащиеся в ней основные термины и понятия используютсятолько для целейданногозакона. Следовательно, определение должностного лица, сформулированное в УК РФ и в ФЗ ©Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииª, для административного права неприемлемо.Итак, правовой статус должностного лица можно определить как урегулированное нормами права положение должностного лица в органах государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной власти, в органах прокуратуры), органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Представляется целесообразным формально закрепитьуниверсальное определение должностного лицав законодательстве о службе в Российской Федерации. Следует такжеотметить, что для внесения ясности в существо этого вопроса необходимо провести большую и длительную работу ученыхюристов, законодателей Российской Федерации с привлечением служащих правоохранительных и иных государственных органов.

Ссылки на источники1.См.: Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014)// Собрание законодательства РФ. ‬1996. ‬№ 25. ‬Ст. 2954.2.См.: Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. ‬М., 2002. ‬С. 103‬104.3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 01.10.2014). ‬М., 2014. ‬С. 12.

4.См.: Горелик А.С. Новое уголовное законодательство по УК РФ 1996 г. Преступления против государственной власти. ‬Красноярск, 1996. ‬С. 3.5.Сурманидзе И.Н. Должности и должностные лица государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. ‬2009. ‬№ 5.‬С. 3.6.См.: Цветков С.Б. Гражданскоправовая ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами: дис. …канд. юрид. наук. ‬Волгоград, 1998. С. 156‬157; Гражданское право: в2 т. Том II. Полутом 2: учеб./отв. ред.проф. Е.А.Суханов. ‬2 изд., перераб. и доп.‬М., 2000. С.398; КириловаН.А. Гражданскоправовая ответственность государств.‬М., 2003. ‬С. 176‬177; Рощин М.Е. Гражданскоправовая ответственность за вред, причиненный судебноследственными органами: дис.… канд. юрид.наук. ‬М., 2005. ‬С. 91; Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. ‬4е изд., перераб. и доп. ‬М., 2005. ‬С. 28; Минаков И.А. Гражданскоправовое регулирование возмещения государством вреда, причиненного органами государственной власти и их должностными лицами: дис.… канд. юрид. наук. ‬М., 2006. ‬С. 66‬67. 7.Минаков И.А. Указ.соч. ‬С. 66.8.Толстова И.А. Юридическая ответственность государства и его представителей (теоретикоправовые проблемы): монография. ‬М.: Издво СГУ, 2013. ‬С. 47.9.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ(в ред. от 21.07.2014)©Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииª// Собрание законодательства РФ. ‬2003. ‬№ 40. ‬Ст. 3822. Ирлицин В. И., Науменко В. И. Должностное лицо как субъект юридической ответственности// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15134. –0,5п.л.–URL: http://ekoncept.ru/2015/15134.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

Vladimir Irlitsin, Candidate of Historical Sciences, head of the chairof Theory of State and Law and StateLegal Disciplines,Moscow HumanitarianEconomic Institute, branch in Tver, Tverirlitsinv@mail.ruVladimir Naumenko,Associate Professor at the chairof Theory of State and Law and StateLegal Disciplines,Moscow HumanitarianEconomic Institute, branch in Tver, Tvermgeitver@mgeitver.ruTo the question of aconcept of public servant as a subject of legal liabilityAbstract.The problem of legal liability of public servants is insufficiently investigated in legal literature. Some peculiarities of the legislation and some problems concerning the definition of aconcept of public servant as a subject of legal liability are revealed in thepaper.Key words:public servant, legal liability, state as a subject of legal liability, government bodies.References1.(1996) “Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii (v red. ot 21.07.2014)”,Sobranie zakonodatel'stva RF,№ 25,st. 2954(in Russian).2.Starilov,Ju. N. (2002) Kurs obshhego administrativnogo prava: v 3 t.T. 2: Gosudarstvennaja sluzhba. Upravlencheskie dejstvija. Pravovye akty upravlenija. Administrativnaja justicija,Moscow,pp.103‬104.3.(2014) Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah (v red. ot 01.10.2014),Moscow,p.12(in Russian). 4.Gorelik,A. S. (1996) Novoe ugolovnoe zakonodatel'stvo po UK RF 1996 g. Prestuplenija protiv gosudarstvennoj vlasti,Krasnojarsk, p.3(in Russian).5.Surmanidze,I. N. (2009) “Dolzhnosti i dolzhnostnye lica gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby”,Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie,№ 5,p.3(in Russian).6.Cvetkov,S. B. (1998) Grazhdanskopravovaja otvetstvennost' za vred, prichinjonnyj gosudarstvennymi organami, organami mestnogo samoupravlenija, a takzhe ih dolzhnostnymi licami: dis. … kand. jurid. nauk,Volgograd, pp.156‬157; Suhanov,E. A. (ed.) (2000) Grazhdanskoe pravo: v 2 t.Tom II. Polutom2: ucheb.,Moscow,p.398; Kirilova,N.A. (2003) Grazhdanskopravovaja otvetstvennost' gosudarstv,Moscow,pp.176‬177; Roshhin,M. E. (2005) Grazhdanskopravovaja otvetstvennost' za vred, prichinennyj sudebnosledstvennymi organami: dis. … kand. jurid. nauk,Moscow,p.91; Sergeev, A. P. & Tolstoy,Ju. K. (eds.) (2005) Grazhdanskoe pravo: ucheb.: v 3 t. T. 3, 4e izd., pererab. i dop.,Moscow,p.28; Minakov,I. A. (2006) Grazhdanskopravovoe regulirovanie vozmeshhenija gosudarstvom vreda, prichinennogo organami gosudarstvennoj vlasti i ih dolzhnostnymi licami: dis. … kand. jurid. nauk,Moscow,pp.66‬67(in Russian). 7.Minakov,I. A. (2006) Op. cit.,p.66.8.Tolstova,I. A. (2013) Juridicheskaja otvetstvennost' gosudarstva i ego predstavitelej (teoretikopravovye problemy): monografija,Izdvo SGU, Moscow,p.47(in Russian).9.(2003) “Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 №131FZ (v red. ot 21.07.2014) ‘Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii’”,Sobranie zakonodatel'stva RF,№ 40, st. 3822(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª



Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication14.03.15ОпубликованаPublished30.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ирлицин В. И., Науменко В. И., 2015www.ekoncept.ru