Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ваторопина
С.
В.,
Смородина
Е.
Н.,
Ракова
С.
В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 5 (май). – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15133.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме предупреждения речевых затруднений у детей раннего возраста. Представлены различные формы комплексного воздействия, позволяющие добиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возраста структурных компонентов речевой системы.
Ключевые слова:
восприятие, мелкая моторика, фонематический слух, дети раннего возраста, речевое развитие, речевое дыхание
Похожие статьи
Текст статьи
Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART15133
УДК 373.24:159.946.3
Ваторопина Светлана Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгородsvevator@mail.ru
Смородина Елена Николаевна,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгородsadik.62@mail.ru
Ракова Светлана Васильевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгород
Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста
Аннотация.Статья посвящена проблеме предупреждения речевых затруднений у детей раннего возраста. Представлены различные формы комплексного воздействия, позволяющиедобиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возрастаструктурных компонентов речевой системы.Ключевые слова:речевое развитие, дети раннего возраста, речевое дыхание, фонематический слух, восприятие, мелкая моторика.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ранний возраст, являясь «стартовой площадкой» для гармоничного развития личности ребенка, требует более серьезного подхода к созданию благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одноиз условий гармоничного развития личности ребенка –его правильное речевое развитие. Наблюдения и исследования ученых последних лет (Т.А.Датешидзе, Н.С.Жукова, Ю.А.Разенкова, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская и др.) показывают увеличение количества детей, имеющих речевые затруднения. Своевременное и личностноориентированное воздействие на различные звенья речевой функции позволяет удержать ребенка на онтогенетическом пути развития (Н.М. Аксарина, Л.С.Выготский, А.Л.Леонтьев, Н.М.Щелованов, Г.Л. РозенгардПупко и др.). Успешное протекание освоения ребенком родного языка во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей,окружающих ребенка [1–2]. Общение со взрослым является для ребенка важным фактором в ранние периоды развития речи. Необходимо встать на позицию ребенка, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ним. Кроме этого важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем –нежелания говорить, боязни речи.Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной,интонационно выразительной, негромкой, небыстрой, четкой и немногословной. Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
В настоящее время имеется необходимость направленного пропедевтического педагогического воздействия на языковые и когнитивные компоненты, позволяющие своевременно оказывать содействие становлению речи, минимизировать отклонения речевого развития в раннем возрастеи предупреждать нарушения речи в дошкольном возрасте.Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Продуктивность занятий будет напрямую зависеть от уровня сформированности творческой индивидуальности педагога, проявления его активности, учета индивидуальных возможностей ребенка и того, насколько ребенку интересно взаимодействовать с педагогом.
Активно воздействуя на ребенка в процессе речевого развития, педагоги должны строить свою работу на основе следующих общих педагогических принципов.1.Принцип доступности –соблюдение правила«от простого к сложному».Вначале идет отработка неречевого выдоха, затем речевого выдоха: пропевание гласных звуков, звукоподражания (в т.ч. слоги), затем –проговаривание слов (состоящих из одногослога, двухслогов и т.д.), произнесение фраз различной длины на одном выдохе, чтение стихотворений, пение песенок, выразительный рассказ, пересказ текстов.
Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.2.Принцип учетазоны ближайшего развития(по Л.С. Выготскому) –предоставление ребенку заданий такого уровня, выполнение которых возможно в сотрудничестве свзрослым. 3.Принцип системности–использование всех компонентовречевого развития детей в совместной деятельности с педагогом в различные режимные моменты. 4.Принцип повторяемости.Повторение является одним из важных механизмов, позволяющих формировать у маленького ребенка умения, навыки. Количество повторений напрямую зависит от сложности информации, формируемого навыка. 5.Принцип учета ведущей деятельности.Весь процесс взаимодействия с детьми строится педагогом в опоре на ведущую деятельность –игровую (предметную).6.Принцип развитияструктурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами.Проводятся игры и упражнения по развитию речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук. Рассмотрим подробнее, с помощью каких игр, упражнений, приемов можно добиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возрастаструктурных компонентов речевой системы:речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук.Развитие речевого дыханияПравильное звукообразование, паузация, достаточная громкость голоса, плавность речи, интонационная выразительность возможнытолько при правильном речевом дыхании. Речевой выдох должен быть центральным, сильным, длительным.При несформированном речевомдыханииребенок может запинаться во время разговора, задыхаться. Поэтому необходимо сделать выдох сильным, уверенным, научить говорить на выдохе 4–6 слов.Важно помнить, что игры, направленные на развитие речевого дыхания,могут привести к быстрому утомлению ребенка, спровоцировать головокружение. Поэтому необходимычеткий контроль за временной протяженностью игры, не более 2–4 минут, чередованиес другими упражнениями.
Игры и упражнения на развитие глубокого вдоха:«Понюхай цветочки», «Ароматные коробочки», «Узнай фрукт, овощ» и т.д.Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность вдоха: не спеша набираем воздух через нос, контроль за плечами –они не должны подниматься.Игры и упражнения на развитиедлительного плавного неречевоговыдоха:«Ветерок», «Вертушка», «Подуй на веточку с листочкам», «Сдуй с ладошки перышко», «Чей кораблик плывет быстрее?», «Бульки» и т.д.При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность выдоха. Во время выдоха воздух выходит только через рот,плавно, длительно, а не толчками. Губы не сжимать, щеки не надувать. Не допускать выхода воздуха через нос (при выдохе через нос аккуратно зажмите ноздри ребенка или поднесите к носу небольшую полоску из папиросной бумаги). Игры и упражнения на развитиедлительного плавного речевоговыдоха:1.Игры и упражнения на пропевание гласных (одного, двух, трех):«Воет ветер–УУУ», «Девочка плачет –ААА», «Зубки болят –ООО», «Плачет малыш –УА», «Заблудились в лесу –АУ», «Эхо», «Далекоблизко», «Громкотихо» и т.д.2.Игры и упражнения на пропевание согласных:«Сдулся шарик –ФФФ», «Бежит водичка из крана –ССС», «Звенит комарик –ЗЗЗ» и т.д.3.Игры и упражнения на пропевание слогов (по дваи довести до трех). Подражание «Мычит корова –МУМУ», «Лает собачка –ГАВГАВ», «Веселое путешествие: сигналит машинка –БИБИ; сигналит паровоз –ТУТУ», «Птицы разговаривают: КОКОКО, КУКУ, КРЯКРЯКРЯ, КУКАРЕКУ, ЧИКЧИРИК» и т.д.При выполнении этих упражнений необходимо побуждать ребенка к повторению за взрослым, контролировать модуляцию, силу голоса, пропевание звуков и сочетание слоговна одном выдохе.Развитие фонематического слуха, восприятия, вниманияЕсли ребенок не выделяет и не дифференцирует звуки, то речь без специально организованной деятельности по развитию фонематического слуха, восприятия, внимания развиваться не будет. Это может привести к тому, что у ребенка будет затруднено понимание обращенной к нему речи. Большинство детей с недостаточностью фонематических процессов вторично имеют нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, что препятствует развитию познавательных процессов и приводит к трудности освоения программы.Формированиефонематического восприятия надо начинать с узнавания неречевых звуков. Для этого можно использовать звуки, которые издаютприрода, животные и птицы, предметы и материалы, транспорт, звучащие игрушки, музыкальные инструменты.
С целью развития фонематического слуха, восприятия, внимания можно проводить следующие игры и упражнения: 1.«Коробочки со звуками». Формировать умения различать звучащие предметы. В одинаковые коробочки кладем разные предметы: крупу, песок, камушки. 2.«Слышим звон и знаем, где он». Учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку, показывать направление.3.«Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями. 4.Игра «Кто молчал?». Развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (ууу, ааа, ооо, иии). Ребенок «здоровается» с той игрушкой, голоса которой он не услышал.5.«Сломанный телевизор». Формирование речедвигательного образа звука. По беззвучной артикуляции гласного звука ребенок должен угадать,какой звук произносит педагог. Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
6.«Отгадай, что звучит».Знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умениеразличать предметы на слух и по звучанию.Ребенку демонстрируют,как звучат различные предметы,сначала с показом этих предметов, азатем так, чтобы ребенок не видел предмет. 7.«Разговор шепотом». На расстоянии 2–3 метров педагог шепотом просит ребенка чтолибо сделать (например, принести игрушку) и т.д.[3–4]Развитие артикуляционной моторикиИспользование игр и упражнений для развития артикуляционной моторики способствует подготовке артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков, формированию четкой красивой, понятной речи.С целью развития артикуляционного аппарата необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, например:Развитие подвижности нижней челюсти –максимальное открывание и закрывание рта(«Рыбки», «Птенчики», «Окошечко» и др.).Развитие подвижности губ –растягивание губ в улыбку, вытягивание в трубочку(«Я радуюсь», «Паровозик», «Волк», «Слоник», «Дудочка» и др.).Статические упражнения для языка(«Язычок в домике»,«Лопаточка», «Блинчик» и др.).Динамические упражнения для языка («Киска лакает молочко», «Слижи с верхней губы варенье», «Лошадка» и др.).Упражнения для губ и щек («Сытый хомячок», «Голодный хомячок» и др.).Развитие мелкой моторики рук Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и всей кисти руки являются важнейшимифакторами, стимулирующимиречевое развитие ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что у детей:формируются и совершенствуются двигательные умения, навыки;улучшается координация движений;совершенствуется моторика артикуляционногоаппарата;пальцы становятся более ловкими, кисти рук –подвижными, гибкими;исчезает скованность движений;происходит быстрое овладение словесными упражнениями;речь развивается интенсивнее.Существует множество игр, позволяющих развивать мелкую моторику рук. В процессе игры, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки: бусы и шнуровки, кукольнуюодеждуна липучках, пуговицах, молниях и кнопках и т. д., можно активизировать процесс совершенствования и развития движений кистей и пальцев рук. Вызывает достаточный эмоциональный подъем и интерес к совместной деятельности со взрослым использование различных материалов, развивающихмоторику рук: пластичные (тесто, пластилин, глина), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.Усиливают процесс развития мелкой моторики и разнообразные варианты действий с предметами, игрушками и материалами: нажимать на резиновую грушу, полуВаторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
чая струю воздуха; разминать тесто, пластилин, глину; вдавливать детали в пластилин; мять, рвать бумагу; нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком;заводить ключиком игрушки; собирать пазлы, мозаику;открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок;расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии; шнуроватьи многое другое [5–6].Игры с пальчиками. Игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, бывают как без речевого сопровождения, так и с речевым. Используется сочетание речи и движенийрук,договаривание слов и строк. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. В современнойметодической литературе пальчиковые игры и гимнастики представлены в достаточной мере. Важно отметить, что использование этнопедагогических техник(потешки, пестушки, фольклорные тексты специфически детского репертуара, колыбельные) имеет большой педагогический и практический смыслв связи с глубокими корнями «семейного» использования и включаетв себя традиционные народные, отшлифованные поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми. Применение этнопедагогических техник в профилактических целяхпомогает активно включать семью как «малый социум» в активное взаимодействие с педагогом и ребенком, в овладение культурной и языковой средой. Представленные выше формы педагогического взаимодействия были намиапробированы в течение двухлет с детьми раннего возраста.Целью взаимодействия было своевременно оказывать содействие становлению речиу детей раннего возраста, развитиюструктурных компонентов речевой системы. Перед началом работы была проведена диагностика речевого развития детейраннего возраста.Диагностические исследования,проведенные в сентябре 2012 г.,позволили выявить уровень речевого развития детей, готовность их к авансированному взаимодействию в процессе превентивной помощи, атакже прогнозировать индивидуальные маршруты педагогического взаимодействия и помощь детямв течение всего процесса работы. Педагогическим консилиумом, участниками которогобыли специалисты МАДОУ и кафедры КЛО НовГУ, были проанализированы анамнестические сведения медицинского и социального характера, с помощью непосредственно исследования определен уровень речевого развития каждого ребенка. Диагностика показала, что высокий уровень речевого развития наблюдаетсятолько у 30,4%детей (14 детей), средний уровень речевого развития –у 49,9% (23ребенка), низкий уровень речевого развития –у19,5% (9 детей) (из 46).В течениегода нами проводилась работа по реализации «Модели дифференцированной пропедевтикокоррекционной логопедической помощи детям раннего возраста, воспитывающихся в условиях детского дома», теоретически разработанной Л.Ю.Александровой и адаптированной нами для работы с детьми ДОУ от одногодо трехлет, включающейв себя следующие компоненты:диагностика, авансированное взаимодействие, превентивнотехническая помощь, педагогическая рефлексия. Контролирующая функция диагностики (рубежные диагностики)позволила оценить достижения детейи эффективность процесса гармонизации речевого развития, комплексности воздействия, а также наиболее эффективно организовать, реализовать и изменитьпроцесс педагогического взаимодействия.Диагностические исследования,проведенные в мае 2013 г.,показали, что уровень речевого развития у детей значительно улучшился: высокий уровень речевого Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
развития наблюдается у49,9% (23 ребенка), средний уровень речевого развития –у41,2% (19 детей), низкий уровень речевого развития –у 8,6% (4 ребенка). Таким образом, правильно организованная педагогическая деятельность, при использовании комплексного подхода к развитию речидетей раннего возраста, с учетом особенностей индивидуального развития детей, оказывает бережное и стимулирующее воздействие на процесс становления речи и психофизиологического развития ребенка раннего возраста в целом.
Ссылкина источники1.Александрова Л.Ю. Стратегия предупреждения нарушений речидетей раннего возраста «педагогического риска» //Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. –2012. –№ 70. –С. 4–6. 2.Ваторопина С.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста //Учёные записки ИНПО: сб.ст. Вып.15. –В. Новгород, 2013. –С. 150–152.3.Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. –СПб.: Союз, 1998.4.Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. –М.: Теревинф, 2007. 5.Разенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. –М.: Карапуз, 2004. 6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. –СПб.: Хардфорд, 1996.
Svetlana Vatoropina, Сandidate оf PedagogicSciences, Аssociate Professor at the chair of Education, Novgorod State University, Novgorod the Great svevator@mail.ruElena Smorodina,Senior educator, Kindergarten № 62,Novgorod the Greatsadik.62@mail.ruSvetlava RakovaEducator, Kindergarten № 62, Novgorod theGreatComplex effect on speech development of young childrenAbstract. The paperis devoted to the problem of prevention of voice problems of early agechildren. The authors present various forms of integrated effects, allowing to achieve the greatest efficiency in development ofstructural components of speech system.Keywords:language development, early childhood, speech breathing, phonemic hearing, perception, fine motor skills.References1.Aleksandrova,L. Ju. (2012) “Strategija preduprezhdenija narushenij rechi detej rannego vozrasta ‘pedagogicheskogo riska’”,Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo,№ 70,pp. 4–6(in Russian). 2.Vatoropina,S. V. (2013) “Preduprezhdenie otklonenij rechevogo razvitija u detej rannego vozrasta”,Uchjonye zapiski INPO: sb. st.Vyp. 15,V. Novgorod, pp. 150–152(in Russian).3.Kozak,O. N. (1998)Igry i zanjatija s det'mi ot rozhdenija do treh let,Sojuz,St. Petersburg (in Russian).4.Janushko,E. (2007) Pomogite malyshu zagovorit'! Razvitie rechi detej 1,5–3 let,Terevinf,Moscow (in Russian). 5.Razenkova, Ju. A. &Odinokova G. Ju. (2004) Jej, ladoshka! Igry s pal'chikami,Karapuz,Moscow (in Russian). 6.Cvyntarnyj,V. V. (1996) Igraem pal'chikami i razvivaem rech',Hardford,St. Petersburg (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication14.03.15ОпубликованаPublished30.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В., 2015www.ekoncept.ru
ART15133
УДК 373.24:159.946.3
Ваторопина Светлана Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», г. Великий Новгородsvevator@mail.ru
Смородина Елена Николаевна,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгородsadik.62@mail.ru
Ракова Светлана Васильевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 62», г. Великий Новгород
Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста
Аннотация.Статья посвящена проблеме предупреждения речевых затруднений у детей раннего возраста. Представлены различные формы комплексного воздействия, позволяющиедобиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возрастаструктурных компонентов речевой системы.Ключевые слова:речевое развитие, дети раннего возраста, речевое дыхание, фонематический слух, восприятие, мелкая моторика.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ранний возраст, являясь «стартовой площадкой» для гармоничного развития личности ребенка, требует более серьезного подхода к созданию благоприятной социальной ситуации развития в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Одноиз условий гармоничного развития личности ребенка –его правильное речевое развитие. Наблюдения и исследования ученых последних лет (Т.А.Датешидзе, Н.С.Жукова, Ю.А.Разенкова, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская и др.) показывают увеличение количества детей, имеющих речевые затруднения. Своевременное и личностноориентированное воздействие на различные звенья речевой функции позволяет удержать ребенка на онтогенетическом пути развития (Н.М. Аксарина, Л.С.Выготский, А.Л.Леонтьев, Н.М.Щелованов, Г.Л. РозенгардПупко и др.). Успешное протекание освоения ребенком родного языка во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей,окружающих ребенка [1–2]. Общение со взрослым является для ребенка важным фактором в ранние периоды развития речи. Необходимо встать на позицию ребенка, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ним. Кроме этого важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем –нежелания говорить, боязни речи.Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной,интонационно выразительной, негромкой, небыстрой, четкой и немногословной. Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
В настоящее время имеется необходимость направленного пропедевтического педагогического воздействия на языковые и когнитивные компоненты, позволяющие своевременно оказывать содействие становлению речи, минимизировать отклонения речевого развития в раннем возрастеи предупреждать нарушения речи в дошкольном возрасте.Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Продуктивность занятий будет напрямую зависеть от уровня сформированности творческой индивидуальности педагога, проявления его активности, учета индивидуальных возможностей ребенка и того, насколько ребенку интересно взаимодействовать с педагогом.
Активно воздействуя на ребенка в процессе речевого развития, педагоги должны строить свою работу на основе следующих общих педагогических принципов.1.Принцип доступности –соблюдение правила«от простого к сложному».Вначале идет отработка неречевого выдоха, затем речевого выдоха: пропевание гласных звуков, звукоподражания (в т.ч. слоги), затем –проговаривание слов (состоящих из одногослога, двухслогов и т.д.), произнесение фраз различной длины на одном выдохе, чтение стихотворений, пение песенок, выразительный рассказ, пересказ текстов.
Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.2.Принцип учетазоны ближайшего развития(по Л.С. Выготскому) –предоставление ребенку заданий такого уровня, выполнение которых возможно в сотрудничестве свзрослым. 3.Принцип системности–использование всех компонентовречевого развития детей в совместной деятельности с педагогом в различные режимные моменты. 4.Принцип повторяемости.Повторение является одним из важных механизмов, позволяющих формировать у маленького ребенка умения, навыки. Количество повторений напрямую зависит от сложности информации, формируемого навыка. 5.Принцип учета ведущей деятельности.Весь процесс взаимодействия с детьми строится педагогом в опоре на ведущую деятельность –игровую (предметную).6.Принцип развитияструктурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами.Проводятся игры и упражнения по развитию речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук. Рассмотрим подробнее, с помощью каких игр, упражнений, приемов можно добиться наибольшей эффективности развития у детей раннего возрастаструктурных компонентов речевой системы:речевого дыхания; фонематического слуха, восприятия, внимания; артикуляционного аппарата; мелкой моторики рук.Развитие речевого дыханияПравильное звукообразование, паузация, достаточная громкость голоса, плавность речи, интонационная выразительность возможнытолько при правильном речевом дыхании. Речевой выдох должен быть центральным, сильным, длительным.При несформированном речевомдыханииребенок может запинаться во время разговора, задыхаться. Поэтому необходимо сделать выдох сильным, уверенным, научить говорить на выдохе 4–6 слов.Важно помнить, что игры, направленные на развитие речевого дыхания,могут привести к быстрому утомлению ребенка, спровоцировать головокружение. Поэтому необходимычеткий контроль за временной протяженностью игры, не более 2–4 минут, чередованиес другими упражнениями.
Игры и упражнения на развитие глубокого вдоха:«Понюхай цветочки», «Ароматные коробочки», «Узнай фрукт, овощ» и т.д.Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность вдоха: не спеша набираем воздух через нос, контроль за плечами –они не должны подниматься.Игры и упражнения на развитиедлительного плавного неречевоговыдоха:«Ветерок», «Вертушка», «Подуй на веточку с листочкам», «Сдуй с ладошки перышко», «Чей кораблик плывет быстрее?», «Бульки» и т.д.При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность выдоха. Во время выдоха воздух выходит только через рот,плавно, длительно, а не толчками. Губы не сжимать, щеки не надувать. Не допускать выхода воздуха через нос (при выдохе через нос аккуратно зажмите ноздри ребенка или поднесите к носу небольшую полоску из папиросной бумаги). Игры и упражнения на развитиедлительного плавного речевоговыдоха:1.Игры и упражнения на пропевание гласных (одного, двух, трех):«Воет ветер–УУУ», «Девочка плачет –ААА», «Зубки болят –ООО», «Плачет малыш –УА», «Заблудились в лесу –АУ», «Эхо», «Далекоблизко», «Громкотихо» и т.д.2.Игры и упражнения на пропевание согласных:«Сдулся шарик –ФФФ», «Бежит водичка из крана –ССС», «Звенит комарик –ЗЗЗ» и т.д.3.Игры и упражнения на пропевание слогов (по дваи довести до трех). Подражание «Мычит корова –МУМУ», «Лает собачка –ГАВГАВ», «Веселое путешествие: сигналит машинка –БИБИ; сигналит паровоз –ТУТУ», «Птицы разговаривают: КОКОКО, КУКУ, КРЯКРЯКРЯ, КУКАРЕКУ, ЧИКЧИРИК» и т.д.При выполнении этих упражнений необходимо побуждать ребенка к повторению за взрослым, контролировать модуляцию, силу голоса, пропевание звуков и сочетание слоговна одном выдохе.Развитие фонематического слуха, восприятия, вниманияЕсли ребенок не выделяет и не дифференцирует звуки, то речь без специально организованной деятельности по развитию фонематического слуха, восприятия, внимания развиваться не будет. Это может привести к тому, что у ребенка будет затруднено понимание обращенной к нему речи. Большинство детей с недостаточностью фонематических процессов вторично имеют нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, что препятствует развитию познавательных процессов и приводит к трудности освоения программы.Формированиефонематического восприятия надо начинать с узнавания неречевых звуков. Для этого можно использовать звуки, которые издаютприрода, животные и птицы, предметы и материалы, транспорт, звучащие игрушки, музыкальные инструменты.
С целью развития фонематического слуха, восприятия, внимания можно проводить следующие игры и упражнения: 1.«Коробочки со звуками». Формировать умения различать звучащие предметы. В одинаковые коробочки кладем разные предметы: крупу, песок, камушки. 2.«Слышим звон и знаем, где он». Учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку, показывать направление.3.«Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями. 4.Игра «Кто молчал?». Развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (ууу, ааа, ооо, иии). Ребенок «здоровается» с той игрушкой, голоса которой он не услышал.5.«Сломанный телевизор». Формирование речедвигательного образа звука. По беззвучной артикуляции гласного звука ребенок должен угадать,какой звук произносит педагог. Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
6.«Отгадай, что звучит».Знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умениеразличать предметы на слух и по звучанию.Ребенку демонстрируют,как звучат различные предметы,сначала с показом этих предметов, азатем так, чтобы ребенок не видел предмет. 7.«Разговор шепотом». На расстоянии 2–3 метров педагог шепотом просит ребенка чтолибо сделать (например, принести игрушку) и т.д.[3–4]Развитие артикуляционной моторикиИспользование игр и упражнений для развития артикуляционной моторики способствует подготовке артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков, формированию четкой красивой, понятной речи.С целью развития артикуляционного аппарата необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, например:Развитие подвижности нижней челюсти –максимальное открывание и закрывание рта(«Рыбки», «Птенчики», «Окошечко» и др.).Развитие подвижности губ –растягивание губ в улыбку, вытягивание в трубочку(«Я радуюсь», «Паровозик», «Волк», «Слоник», «Дудочка» и др.).Статические упражнения для языка(«Язычок в домике»,«Лопаточка», «Блинчик» и др.).Динамические упражнения для языка («Киска лакает молочко», «Слижи с верхней губы варенье», «Лошадка» и др.).Упражнения для губ и щек («Сытый хомячок», «Голодный хомячок» и др.).Развитие мелкой моторики рук Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и всей кисти руки являются важнейшимифакторами, стимулирующимиречевое развитие ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что у детей:формируются и совершенствуются двигательные умения, навыки;улучшается координация движений;совершенствуется моторика артикуляционногоаппарата;пальцы становятся более ловкими, кисти рук –подвижными, гибкими;исчезает скованность движений;происходит быстрое овладение словесными упражнениями;речь развивается интенсивнее.Существует множество игр, позволяющих развивать мелкую моторику рук. В процессе игры, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки: бусы и шнуровки, кукольнуюодеждуна липучках, пуговицах, молниях и кнопках и т. д., можно активизировать процесс совершенствования и развития движений кистей и пальцев рук. Вызывает достаточный эмоциональный подъем и интерес к совместной деятельности со взрослым использование различных материалов, развивающихмоторику рук: пластичные (тесто, пластилин, глина), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.Усиливают процесс развития мелкой моторики и разнообразные варианты действий с предметами, игрушками и материалами: нажимать на резиновую грушу, полуВаторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
чая струю воздуха; разминать тесто, пластилин, глину; вдавливать детали в пластилин; мять, рвать бумагу; нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком;заводить ключиком игрушки; собирать пазлы, мозаику;открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок;расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии; шнуроватьи многое другое [5–6].Игры с пальчиками. Игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, бывают как без речевого сопровождения, так и с речевым. Используется сочетание речи и движенийрук,договаривание слов и строк. Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. В современнойметодической литературе пальчиковые игры и гимнастики представлены в достаточной мере. Важно отметить, что использование этнопедагогических техник(потешки, пестушки, фольклорные тексты специфически детского репертуара, колыбельные) имеет большой педагогический и практический смыслв связи с глубокими корнями «семейного» использования и включаетв себя традиционные народные, отшлифованные поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми. Применение этнопедагогических техник в профилактических целяхпомогает активно включать семью как «малый социум» в активное взаимодействие с педагогом и ребенком, в овладение культурной и языковой средой. Представленные выше формы педагогического взаимодействия были намиапробированы в течение двухлет с детьми раннего возраста.Целью взаимодействия было своевременно оказывать содействие становлению речиу детей раннего возраста, развитиюструктурных компонентов речевой системы. Перед началом работы была проведена диагностика речевого развития детейраннего возраста.Диагностические исследования,проведенные в сентябре 2012 г.,позволили выявить уровень речевого развития детей, готовность их к авансированному взаимодействию в процессе превентивной помощи, атакже прогнозировать индивидуальные маршруты педагогического взаимодействия и помощь детямв течение всего процесса работы. Педагогическим консилиумом, участниками которогобыли специалисты МАДОУ и кафедры КЛО НовГУ, были проанализированы анамнестические сведения медицинского и социального характера, с помощью непосредственно исследования определен уровень речевого развития каждого ребенка. Диагностика показала, что высокий уровень речевого развития наблюдаетсятолько у 30,4%детей (14 детей), средний уровень речевого развития –у 49,9% (23ребенка), низкий уровень речевого развития –у19,5% (9 детей) (из 46).В течениегода нами проводилась работа по реализации «Модели дифференцированной пропедевтикокоррекционной логопедической помощи детям раннего возраста, воспитывающихся в условиях детского дома», теоретически разработанной Л.Ю.Александровой и адаптированной нами для работы с детьми ДОУ от одногодо трехлет, включающейв себя следующие компоненты:диагностика, авансированное взаимодействие, превентивнотехническая помощь, педагогическая рефлексия. Контролирующая функция диагностики (рубежные диагностики)позволила оценить достижения детейи эффективность процесса гармонизации речевого развития, комплексности воздействия, а также наиболее эффективно организовать, реализовать и изменитьпроцесс педагогического взаимодействия.Диагностические исследования,проведенные в мае 2013 г.,показали, что уровень речевого развития у детей значительно улучшился: высокий уровень речевого Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В. Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15133. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15133.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
развития наблюдается у49,9% (23 ребенка), средний уровень речевого развития –у41,2% (19 детей), низкий уровень речевого развития –у 8,6% (4 ребенка). Таким образом, правильно организованная педагогическая деятельность, при использовании комплексного подхода к развитию речидетей раннего возраста, с учетом особенностей индивидуального развития детей, оказывает бережное и стимулирующее воздействие на процесс становления речи и психофизиологического развития ребенка раннего возраста в целом.
Ссылкина источники1.Александрова Л.Ю. Стратегия предупреждения нарушений речидетей раннего возраста «педагогического риска» //Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. –2012. –№ 70. –С. 4–6. 2.Ваторопина С.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста //Учёные записки ИНПО: сб.ст. Вып.15. –В. Новгород, 2013. –С. 150–152.3.Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. –СПб.: Союз, 1998.4.Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. –М.: Теревинф, 2007. 5.Разенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. –М.: Карапуз, 2004. 6.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. –СПб.: Хардфорд, 1996.
Svetlana Vatoropina, Сandidate оf PedagogicSciences, Аssociate Professor at the chair of Education, Novgorod State University, Novgorod the Great svevator@mail.ruElena Smorodina,Senior educator, Kindergarten № 62,Novgorod the Greatsadik.62@mail.ruSvetlava RakovaEducator, Kindergarten № 62, Novgorod theGreatComplex effect on speech development of young childrenAbstract. The paperis devoted to the problem of prevention of voice problems of early agechildren. The authors present various forms of integrated effects, allowing to achieve the greatest efficiency in development ofstructural components of speech system.Keywords:language development, early childhood, speech breathing, phonemic hearing, perception, fine motor skills.References1.Aleksandrova,L. Ju. (2012) “Strategija preduprezhdenija narushenij rechi detej rannego vozrasta ‘pedagogicheskogo riska’”,Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo,№ 70,pp. 4–6(in Russian). 2.Vatoropina,S. V. (2013) “Preduprezhdenie otklonenij rechevogo razvitija u detej rannego vozrasta”,Uchjonye zapiski INPO: sb. st.Vyp. 15,V. Novgorod, pp. 150–152(in Russian).3.Kozak,O. N. (1998)Igry i zanjatija s det'mi ot rozhdenija do treh let,Sojuz,St. Petersburg (in Russian).4.Janushko,E. (2007) Pomogite malyshu zagovorit'! Razvitie rechi detej 1,5–3 let,Terevinf,Moscow (in Russian). 5.Razenkova, Ju. A. &Odinokova G. Ju. (2004) Jej, ladoshka! Igry s pal'chikami,Karapuz,Moscow (in Russian). 6.Cvyntarnyj,V. V. (1996) Igraem pal'chikami i razvivaem rech',Hardford,St. Petersburg (in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived11.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review14.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication14.03.15ОпубликованаPublished30.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ваторопина С. В., Смородина Е. Н., Ракова С. В., 2015www.ekoncept.ru