Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ваганова О. И., Быстрова Н. В. Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15177.htm.
Аннотация. В статье раскрываются сущность педагогической эмпатии, условия ее развития в образовательном процессе у бакалавров профессионального обучения. Представлены результаты исследования уровня эмпатии у студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Предложены методики по формированию педагогической эмпатии у студентов вуза.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ваганова О. И., Быстрова Н. В. дормирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15177. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15177.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15177УДК 37.032

Ваганова Ольга Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина», г. Нижний Новгородvaganova_o@rambler.ru

Быстрова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системамиФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородbystrova_nv@mail.ru

Формирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения

Аннотация.Встатьераскрываются сущность педагогической эмпатии, условия ее развития в образовательном процессе у бакалавров профессионального обучения.Представлены результаты исследования уровня эмпатии у студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Предложены методики по формированиюпедагогической эмпатии у студентов вуза.Ключевые слова:эмпатия, педагогическая эмпатия, бакалавр профессионального обучения, личностные качества.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Необходимость формирования общеключевых компетенций бакалавра профессионального обучения, в частности ОК11: «владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием вусловиях общения», обусловливает необходимость формирования у них педагогической эмпатии. Анализ литературы показал, что проблема определения сущности эмпатии субъектов педагогического процесса, ее функций и условий развития в науке не нова. Сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии ‒ словом «эмпатия» Э. Титченерперевел немецкое слово “Einfuhlung”–«вчувствоваться в...», которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже ‒ и человека [1].Понятие «эмпатия», войдя в европейские языки, обрело множество психологических оттенков и значений. Анализ литературы по проблемам эмпатии показывает, что в психологии термином «эмпатия» описываются разные психологические реальности. Рассматривая содержание термина «эмпатия» в психологии, следует отметить, что в качестве понятия, идентичного термину «эмпатия», в современной литературе широко употребляются синонимы «эмпатийное взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности», «социальная сензитивность», «альтруизм», «гуманизм», «толерантность». Исследователями эмпатия вводится в Ваганова О. И., Быстрова Н. В. дормирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15177. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15177.htm.–ISSN 2304120X. 2

разряд способностей, свойств, умений, процессов и состояний, причем подавляющее большинство характеризует её либо как способность (Т.П.Гаврилова), либо как процесс или состояние (К. Роджерс). В 1934 г. в одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как «способности принять роль другого человека» Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию», «принятие» точки отсчета другого. Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный. Говорится об «идентичности ментальных процессов субъекта и объекта», «когнитивной реконструкции внутреннего мира другого человека», «способности предсказывать поведение других людей». На данный момент в психологопедагогической теории не существует установившейся точки зрения на то, что понимать под эмпатией –эмоциональный отклик или интеллектуальный процесс. Рассматривая существующие определения эмпатии, выделяют наиболее часто встречающиеся: понимание чувств, потребностей другого; вчувствование в событие, объект искусства, природу; аффективную связь с другим, разделение состояния другого или группы, свойство психотерапевта. Толкование природы и механизмов феномена эмпатии во многом определяется традициями психологических школ, что послужило причиной возникновения следующих дефиниций феномена: сопереживание, сочувствие, чуткость, эмоциональная идентификация, социальная сензитивность. Реализация данного поведения в ситуациях взаимодействия и общения между педагогом и воспитанником способствует не только проявлению, но и развитию эмпатии как профессионально значимого свойства личности педагога, обеспечивающего эффективное педагогическое взаимодействие через приобщение к эмоциональному миру учащихся. Такую эмпатию мы называем педагогической. Эмпатияспособствует педагогической наблюдательности, является условием установления тесного контакта и подлинного диалогического общения, фактором, который все более способствует эмоциональной интеграции, восстановлению нарушенных связей с окружающими, необходимым условием любого творчества. Эмпатия может формироваться при условии общей положительной установки на других людей. Предпосылками для формирования эмпатии являются развитость эмоциональной идентификации, качество восприятия эмоционального конфликта (личностная рефлексия), стабильность альтруистических форм поведения (С.Б.Борисенко, В.А. Якунин). Проявление эмпатии тесно связано с определенным уровнем развития нравственного сознания человека. В педагогической эмпатии преобладает действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку ребенка. Эффекта можно достигнуть при демонстрации педагогом эмпатийного поведения [2].Эмпатия бакалавра профессионального обучения понимается нами как процесс «проникновения» во внутренний миробучающегося, осмысления его эмоционального состояния, оказания помощи в решении проблем посредством коррекции поведения, нейтрализации и предупреждения психического напряжения, сглаживания страхов, сомнений и развития субъектностиикак профессионально значимое качество личности, проявляющееся в оказании эффективной помощи будущим рабочим в теоретическом и практическом овладении профессией и формировании личностных характеристик, определяющих конкурентоспособность [3]. Эмпатийные переживания преподавателя реализуются в формах помогающего поведения, то есть речь идет о действенной педагогической эмпатии, обеспечивающей успешность межличностного взаимодействия. В этом случае педагогическая эмпатия имеет Ваганова О. И., Быстрова Н. В. дормирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15177. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15177.htm.–ISSN 2304120X. 3

особую значимость дляморального и нравственного совершенствования личности бакалвра профессионального обучения, оптимизации межличностных отношений, складывающихся в творческой деятельности и общении.Структура педагогической эмпатии представлена следующими компонентами: эмоциональным (сопереживание и сочувствие как формы соучастия в эмоциональном состоянии другого, вчувствование в мирпартнера по общению, эмоциональная идентификация, развитое внимание, память, развитое воображение, умениепредвидеть поведение партнера); когнитивным (понимание эмоционального состояниядругого человека через осознание собственных переживаний, перевоплощение, интроекцию, безоценочное принятие другого, активное эмпатическое слушание, рефлексия); умение спрогнозировать поведение другого; поведенческим (умение конгруэнтно выражать свое подлинное Я, способность передавать партнеру понимание его переживаний в вербальных и невербальных формах, бескорыстная забота о благе других, стремление исправлять имеющиеся недостаткисвоей коммуникативной деятельности) [4].Известно, что эмпатия чаще проявляется в случае сходства субъектов (поведенческих и эмоциональных реакций). При этом она может иметь эгоистическую или альтруистическую направленность, т. е. использоваться как во имя собственных интересов, так и во имя интересов другого человека, составляет ядро коммуникации. В общении способность к эмпатии способствует сбалансированности межличностных отношений, определяет социальную приемлемость поведения человека. Развитая эмпатия ‒ один из важнейших факторов успеха в деятельности, которая требует тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать его душевное состояние, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях.С уровнем развития эмпатии связан выбор способа разрешения сложных ситуаций. Педагоги с высоким уровнем эмпатии предпочитают конструктивные способы решения конфликта, учитывающие интересы и переживания других людей и направленные на оказание действенной помощи, поддержку и развитие отношений. При низком уровне эмпатии используют деструктивные (директива, силовое воздействие без учета интересов и чувств другого человека) либо пассивные (уход от решения, игнорирование ситуации, перекладывание ответственности) способы разрешения проблем, не способствующие установлению конструктивного общения с детьми, имеющими отклоненияв развитии.Мы исследовали уровень эмпатических способностей у студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (141 человек) с помощью методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. В рамках данного теста испытуемым предлагается 36 утверждений. Каждое высказывание предполагает 6 вариантов ответа («не знаю», «никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда»). От 12 до 36 баллов набрали 49 человек, что свидетельствует о низком уровне эмпатийности. Можно отметить, что такие люди испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в больших компаниях. Существует определенная отчуждённость от окружающих людей. От 37 до 62 баллов набрали 67 человек, что говорит о нормальном уровне эмпатийности. Такие люди судят других по поступкам, не доверяют личным впечатлениям. Обладают высоким уровнем самоконтроля. От 63 до 81 балла получили лишь 23 человека. Высокая эмпатийность позволяет быть чувствительными к нуждам и проблемам окружающих, быть великодушными и уметь прощать. Такие люди хорошо переносят критику в свой адрес, но не стоит особого труда вывести их из равновесия. Ваганова О. И., Быстрова Н. В. дормирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15177. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15177.htm.–ISSN 2304120X. 4

Обобщая результаты,можно констатировать, что имеющийсяуровень проявления эмпатии у большинства студентов не отвечает высоким требованиям, предъявляемым к педагогу профессионального обучения. Вместе с тем мы обнаружили желание студентов формировать в себе эмпатию.Развитие эмпатии будущего педагога профессионального обучения –процесс накопленияколичественных и качественныхизменений структурных компонентов эмпатии, определяемый сложным сочетанием внутренних и внешних условий, жизненным и квазипрофессиональным, учебнопрофессиональным опытом, системой отношений, в которые включен студент, выполнением типовых задач в области профессиональной деятельности, рефлексией приобретаемого опыта [5]. Эмпатия имеет ряд уровней развития. Один из этих уровней–это уровень рефлексии как логическая форма познания личностных особенностей людей и особенностей эмоциональных состояний, эмоционального восприятия людей.С целью развития эмпатии у будущих педагогов профессионального обучения можно использовать ряд методик, направленных на реализацию данной цели. Можно прибегнуть к известной игре «Скульптори глина». Чтобы «скульптор» воплотил свой замысел, «глине» (партнеру по игре) нужно вжиться, почувствовать, какую идею реализует автор,и помочь ему. Обсуждая итоги игры, студенты рассуждают о том, что и как может влиять на формирование и развитие личности; как отзываются внешние (воспитательные) воздействия на внутренние изменения в человеке; всегда ли выбранные педагогические средства достигают поставленной цели. Такой анализ побуждает студентов к размышлению о гуманной миссии педагога. Для упражнения студентов в проявлении рефлексии следует ориентировать их на такие условия, в которых затрагиваются глубинные сознание и ценности личности, с темчтобы актуализировать их социальное самовосприятие, память, мышление «как ценностносмысловые опоры профессионального становления личности» (Л. А. Ядвиршис) [6]. При отрабатыванииотдельныхприемоввзаимодействия со студентами на занятияхсуществует возможность использования некоторых приемов психодрамы (например, «смена ролей», «зеркальное отражение», «за спиной» и др.), социодрамы и др. Целью является умение поставить себя на место другого; уметь проявлять сочувствие и понимание вместо упреков и оскорблений. Эмпатийныйотклик позволит сохранить благоприятный климат в группе, создать ситуацию успешности для студента, если он оказался в затруднительном положении, оказать помощь на уровне педагогической поддержки [7]. Эффективной может оказаться и методика «Неоконченныеситуации». Как правило, обстоятельства в предлагаемых заданиях так или иначе связаны с будущей педагогической деятельностью студентов. Героями ситуаций выступают студенты, педагоги, родители. Разыгрывая и анализируя варианты окончания ситуаций, участникам предлагаютвопросы для обсуждения: что он переживал в этой ситуации; что, по мнению педагога, чувствовал студент; какие мотивы были у героев ситуации; как можно было изменить сценарий поведения героев, чтобы выйти из трудного положения? Развитие эмпатических свойств личности педагога является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. При воспитании эмпатии у будущих педагогов профессионального обучения необходимо придерживаться следующих идей: диалоговый режим учебновоспитательного процесса; отслеживание появляющихся у студентов социальных потребностей, профессиональных интересов и их реализация; БелотеловаН.П.СтратегияразвиВаганова О. И., Быстрова Н. В. дормирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15177. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15177.htm.–ISSN 2304120X. 5

помощь в освоении механизмов самопознания, самооценивания; развитие социальнопрофессиональной перцепции; привлечение на уроках жизненного, допрофессионального опыта; организация индивидуальной и групповой деятельности.Проявление эмпатии предполагает включение процесса внутренней душевной перенастройки на внутренний мирдругого, возможность чувствовать его «как самого себя» (К. Роджерс). Такой подход невозможен без пересмотра системы нравственных ценностей, осознания своей гуманной миссии.Эмпатия предполагает умение слушать и слышать. В ходе слушаниярешаются две задачи: восприятие содержания сообщения иулавливание эмоциональных проявлений собеседника. Эмпатийное слушание несет в себе функции обратной связи. Обратная связь помогает партнеру понять, как слушают его, как относятся к его сообщениям, в конечном итогепонять, как относится слушатель к его личности в целом. Обеспечивая через эмпатийное слушание обратную связь,говорящему партнеру приходится пойти на некоторый риск, ибо никогда не бывает полной уверенности в правильном понимании собеседником наших действий, так как люди не всегда расположены открыто демонстрировать свои реакции на поведение других, чаще они скрывают свои чувства, мысли. Готовность партнеров к взаимной открытости связана со степенью их взаимного доверия.Процесс развития эмпатии будущего педагога профессионального обучения содержательно представлен: наблюдением иинтерпретацией эмоциональныхсостояний субъектов образовательного процесса профессиональной школы; выполнением анализа и самоанализа реальных наблюдаемых педагогических ситуаций с точки зрения места и роли эмпатии педагога в них (уроки теоретического и производственного обучения, воспитательные мероприятия, внеучебная деятельность); самостоятельным решением учебнопрофессиональных задач; составлением индивидуального сборника учебнопрофессиональных задач на основе опыта взаимодействия с будущими рабочими; вырабатыванием индивидуальных форм эмпатийного реагирования педагога профессионального обучения при решении задач, занесенных в сборник; выработкой собственной стратегии эмпатийного взаимодействия с обучающимися [8].Эмпатия будущего бакалавра профессионального обучения формируется в общемпроцессе его профессиональной подготовки, но наиболее успешно ее развитие происходит в том случае, если профессиональным сообществом воспитание эмпатии рассматривается как важная педагогическая ценность и как один из аспектов гуманизации культурнообразовательной среды педагогического вуза.

Ссылки на источники1.Мошинская Р. В. Развитие эмпатии как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения// Вестник Череповецкого государственного университета. –2014.‒ №255. ‒ С. 100–105.2.Седых Е. П. Управление развитием педагогических кадров в системе высшего образования// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: сб. материалов науч.практ. конф. (заочной) с международным участием /отв. ред. А. Ю. Нагорнова. –Ульяновск, 2014.–С. 464–467.3.Ваганова О. И. Профессиональнопедагогическое образование: монография. –Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. –107 с.4.ВагановаО.И. Педагогические технологии в условиях уровневой системы высшего профессионального образования: учеб.метод.пособие. –Н. Новгород: НГПУ, 2012. ‒102 с.5.Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения// Современные научные исследования и инновации.–2012. –№ 5 (13). –С. 23.Ваганова О. И., Быстрова Н. В. дормирование педагогической эмпатии у бакалавров профессионального обучения// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15177. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15177.htm.–ISSN 2304120X. 6

6.ЮртаеваТ.С. Подготовка педагогических кадров профессионального образования в вузе// Вестник Мининского университета. –2013.–№ 3 (3).–С. 12.7.Лапшова А. В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза// Вестник Мининского университета. –2013. –№ 2 (2). –С. 15.8.Мошинская Р. В. Этапы реализации развития эмпатии будущих педагогов профессионального обучения в вузе// Обучение и воспитание: методики и практика. –2012.‒ №1. ‒ С. 327–331.

Olga Vaganova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Vocational Education and Management of Educational Systems, Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kuzma Minin, Nizhny Novgorod vaganova_o@rambler.ru Natalia Bystrova, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Vocational Education and Management of Educational Systems, Nizhny Novgorod State Pedagogical University after Kuzma Minin, Nizhny Novgorod bystrova_nv@mail.ru Formation of pedagogical empathy of bachelors of professional education Abstract. The paper reveals the essence of teacher’s empathy, conditions of its development in educational process. The results of the study of empathy level among students with major “Vocational training” (by branches) allowed the authors to allocate the methods of formation of pedagogical empathy among students. Key words: empathy, teacher’s empathy, bachelor of professional training, personal qualities.References1.Moshinskaja, R. V. (2014) “Razvitie jempatii kak uslovie podgotovki budushhego pedagoga professional'nogo obuchenija”,Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, № 255, pp.100–105(inRussian).2.Sedyh, E. P. (2014) “Upravlenierazvitiempedagogicheskihkadrovvsistemevysshegoobrazovanija”, inNagornova, A. Ju. (ed.) Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovanija: opyt i innovacii:sb. materialov nauch.prakt. konf. (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem,Ul'janovsk, pp.464–467(in Russian).3.Vaganova,O. I. (2011) Professional'nopedagogicheskoe obrazovanie:monografija, VGIPU, N. Novgorod,107 p.(in Russian).4.Vaganova,O. I. (2012) Pedagogicheskie tehnologii v uslovijah urovnevoj sistemy vysshego professional'nogo obrazovanija: ucheb.metod. posobie,NGPU, N. Novgorod,102 p.(in Russian).5.Cyplakova,S. A.(2012)“Pрofessional'naja podgotovka studentov v рamkah FGOS VPO tрet'ego novogo pokolenija”, Sovрemennye nauchnye issledovanija i innovacii, № 5 (13), p. 23(in Russian).6.Juрtaeva,T. S.(2013)“Podgotovka pedagogicheskih kadрov pрofessional'nogo obрazovanija v vuze”, Vestnik Mininskogo univeрsiteta, № 3 (3), p. 12(in Russian).7.Lapshova,A. V. (2013) “Professional'naja podgotovka bakalavrov v uslovijah modernizacii vuza”,Vestnik Mininskogo universiteta,№ 2 (2),p.15(in Russian).8.Moshinskaja,R. V. (2012) “Jetapy realizacii razvitija jempatii budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija v vuze”,Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika,№ 1,pp.327–331(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review06.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication06.04.15ОпубликованаPublished27.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ваганова О. И., Быстрова Н. В., 2015www.ekoncept.ruБелотеловаН.П.СтратегияразвитияУанковскойсистемыРФвусловияхглоУализации//Фундаментальныеиприкладныеисследованиякооперативногосектораэкономики.2013.№3.С.8995.МорозовЮ.В.БанковсБелотеловаН.П.СтратегияразвитияУанковскойсистемыРФвусловияхглоУализации//Фундаментальныеиприкладныеисследованиякооперативного