Генезис социально-психологической компетентности личности: социогенетический подход

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Королева Ю. А. Генезис социально-психологической компетентности личности: социогенетический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15178.htm.
Аннотация. В статье приводятся результаты теоретического исследования, реализующего задачу выявления генезиса социально-психологической компетентности личности. Автором представлены компоненты развивающейся личности, обеспечивающие успешность ее взаимодействия с окружающими людьми.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Королева Ю. А. Генезис социальнопсихологической компетентности личности: социогенетический подход// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15178. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15178.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15178УДК 159.923.2

Королева Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургkorolevay@yandex.ru

Генезис социальнопсихологической компетентности личности: социогенетический подход

Аннотация.В статье приводятся результаты теоретического исследования, реализующего задачу выявления генезиса социальнопсихологической компетентности личности. Автором представлены компоненты развивающейся личности, обеспечивающие успешность ее взаимодействия с окружающими людьми.Ключевые слова:социальнопсихологическая компетентность, социогенетический подход, генезис социальнопсихологической компетентности личности.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Изменения, происходящие в современном обществе, в частностив социальной и профессиональной сферах, детерминируют повышенное внимание к проблемам общения личности, предъявляя все большие требования к компетентности в сфере ее межличностного и социального взаимодействия. Личностным образованием, обеспечивающим эффективность этих процессов, является социальнопсихологическая компетентность, под которой мы понимаем систему мотивационных, когнитивноперцептивных, эмоциональнорегулятивных и инструментальнооперациональных компонентов развивающейся личности, обеспечивающих успешность взаимодействия с окружающими людьми в межличностной сфере.Мотивационный компонент социальнопсихологической компетентностипредполагает наличие у субъекта взаимодействия цели и мотивов, их побуждающих, а также некоторой готовности к взаимодействию. Когнитивноперцептивныйкомпонент включает понимание себя и других, познаниедруг друга партнерами по общению, знание о разнообразии социальных ролей, способах взаимодействия,сценариев развития ситуаций социального взаимодействия, что обеспечивается активностью субъекта, принимающего и перерабатывающего информацию. Эмоциональнорегулятивный компонентвключает все то, что связано с состояниями личности, а также с самоконтролем и саморегуляцией. В содержание этой составляющей социальнопсихологической компетентности входят умения и навыки кодирования/декодирования эмоциональных состояний, проявления эмоционального самоконтроля и эмпатии. Инструментальнооперациональныйкомпонент представляет все то, что способствует построению системы отношений и действий в различных ситуацияхсоциального взаимодействия, поэтому к данному компоненту относим совокупность социальных умений и навыков (адаптивные механизмы, способы поведения, стратегии поведения), обеспечивающих успешность в социальнозначимой деятельности и взаимодействии.

Анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследований по вопросам социальнопсихологической компетентности показал, что трактуется данный вид компетентности весьма неоднозначно: как структурный компонент психологической или социальной компетентности, как синоним коммуникативной или социальной компетентности Королева Ю. А. Генезис социальнопсихологической компетентности личности: социогенетический подход// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15178. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15178.htm.–ISSN 2304120X. 2

или как отдельный вид компетентности личности,при этом всегда соотносящийся с «эффективностью взаимодействия» или «способностью к взаимодействию» (Н.В. Калинина, А. Кох, В.Н. Куницына, Л.А. Петровская, Н.А. Рототаева, А.Н. Сухови др.). Несмотря на точто как в западной, так и в отечественной психологии последних десятилетий понятие социальнопсихологической компетентности является общеупотребительным и весьма распространенным, анализ имеющейся литературы обнаруживает значительные разногласия авторов не только по сущности или ее структурной организации, но и по генезису.Обратимся к проблемегенезиса социальнопсихологической компетентности личности в русле социальнопсихологических теорий личности.Проблему генезиса и развития социальнопсихологической компетентности необходимо рассматривать в контексте общей проблемы развития личности, его социальной сущности.Личность ‬одно из самых понятийно и концептуально многозначных понятий психологии. Многочисленные попытки дать определение этому понятию доказывают многоаспектность, интегративность и важность его изучения. Личность ‬это динамическая система, диалектически сочетающая в себе изменчивость и устойчивость. Личность ‬это совокупность стабильных, длительно существующих характеристик, объединенных в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. Личность развивается и изменяется в процессе деятельности, общения и поведения. Личность‬это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.Несмотря на отсутствие общепринятого определения личности, в большинстве из них подчеркивается идея индивидуальных различий, объясняющих типичные формы поведения человека, и идея ее развития на протяжении жизни под влиянием внутренних и внешних детерминант.Большая часть теорий психического развитияи в зарубежной, и в отечественной психологии представленаспорами о роли биологического и социального, наследственного и средового. Концепции двойной детерминации развития личности в поисках компромиссов предлагают рассматривать человека как социальногенетическое существо. Сторонники наследственной детерминации развития личности интерпретируют развитие и поведение личности конституцией человека, врожденными задатками. Представители социальной детерминации утверждают, что развитие ребенка происходит исключительно под влиянием социального окружения. По мнению Л.И.Анцыферовой, развитие личности во многом зависит от образа жизни индивида, который определяется через типичные характеристики «индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, их общения, поведения и склада мышления…» [1]. Аналогичным и нерешенным является противостояние социального и биологического при определении генезиса социальнопсихологической компетентности. Одни исследователиотдают приоритет таланту или врожденным способностям, считая, что само взаимодействие является необходимым, но недостаточным условием для развития социальнопсихологической компетентности. Другие утверждают, что «социальнопсихологическая компетентность формируется именно в системе его взаимодействий с окружающими людьми» [2]. По Э. Эриксону, например, необходимое условие формирования компетентности человека ‬осознанная практика [3]. Социальный генезис разных свойств и конструктов личности прослеживается благодаря анализу складывающихся на разных этапах онтогенеза межличностных отношений в той или иной социальной группе. «Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве Королева Ю. А. Генезис социальнопсихологической компетентности личности: социогенетический подход// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15178. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15178.htm.–ISSN 2304120X. 3

жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, коллектива и руководителей, людей, находившихся в различных социальных позициях и играющих различные роли в истории его развития. Переход взаимоотношений, интериндивидуальных связей, функционирующих в определенных обстоятельствах жизни, в интраиндивидуальные связи является обязательным условием образования структуры личности и ее характера»[4]. Таким образом, еще Б.Г. Ананьев утверждал, что именно отношения личности к другому, возникающие из взаимодействия с ним, закрепляясь в определенной структуре, формируют коммуникативные черты характера. Далее, в процессе деятельности, возникая из разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям, они становятся внутренним основанием для образования других свойств личности: интеллектуальных, волевых, эмоциональномотивационных и т.д. Например, на основе коммуникативных практик при стремлении к обобщению личности своего опыта развиваются не только характеристики самого общения (увеличивается уровень социальной перцепции, обогащается спектр навыков взаимодействия), но и образуются и развиваются другие личностные конструкты: способность к рефлексии, саморегуляция, устойчивость к негативным аффективным состояниям и др.Помнению А.Г. Асмолова, «под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли…У людей разных культур ‬разные обычаи, традиции и стереотипы поведения» [5].Представители символического интеракционизма Ч.Х. Кули и Д.Г. Мид считали, что личность формируется на основе множества интеракций людей с окружающим миром. В процессе этих взаимодействий люди создают свое Я, которое включает три основных элемента: представление о том, как мы выглядим в глазах другого человека; представление о том, как он судит об этом нашем образе;

некое чувство Я, вроде гордости или стыда.Из понятия самости следует концепция зеркального Я (Ч.Х. Кули). Каждый человек, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, строит свое Я. Мы смотрим в представления других о нас самих как в зеркалои судим о самих себе по этому отражению.Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений или искаженного зеркала.Д.Г. Мид, основоположник ролевой концепции личности, продвинулся дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я».Вкачестве главного понятия автор рассматривает межиндивидуальное взаимодействие,совокупность процессов которого конституирует общество и социального индивида, формируя его индивидуальное сознание [6]. Общение людей и установки на объекты порождаются иподдерживаются совокупностью социальных факторов. Восприятие социальной реальности личности основывается на опыте ее общения, на способности воспринимать мир и себя в этом мире так, как видят другие.В связи с этим поведение индивида в группе является результатом принятия установок других по отношению к себе и последующего объединения всех частных установок в единую ‬установку «обобщенного другого».«Обобщенный другой» ‬всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, формирующие у ее членов индивидуальный Яобраз. Процесс принятия «обобщенного другого» сопровождает формирование Я:человек в процессе общения как бы встает на место других людей и видит себя другой личностью; Королева Ю. А. Генезис социальнопсихологической компетентности личности: социогенетический подход// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15178. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15178.htm.–ISSN 2304120X. 4

он оценивает свои действия и внешность в соответствии со своими оценками «обобщенного другого» и как бы смотрит на себя со стороны.Осознание «обобщенного другого» развивается через 2 фазы:1.Принятие роли ‬попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. 2.Исполнение роли ‬действия, связанные с реальным ролевым поведением.Особенно важным является то, как эти процессы сказываются на раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе [7].Идеи Д.Г. Мида об «обобщенном» другом легли в основу теории референтной группы Г. Хаймена.Референтная группа‬реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. При включенности личности в различные социальные общности референтной становится группа, к которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом ряда характеристик этой группы: образа жизни, дохода, престижа, статуса.Выделяются два типа групп:а)компаративная ‬стандарт собственной оценки;б)нормативная, регулирующая поведение индивида.Референтная группа служит своеобразным стандартом, системой, в которой происходит оценка индивидом себя и других. Референтная группа ‬источник формирования социальных установок и ценностных ориентаций личности [8].Ребенок в процессе своих отношений с социальным окружением копирует модели взаимодействия с социумом, усваивает разные социальные роли, получает новые знания о мире и о себе. Их направленность определяется образом жизни семьи и самого ребенка в ней. Дефицит или искаженность условий, в которых развивается личность, блокирует удовлетворение ее потребностей, являющихся существенным фактором развития личности, источником социогенеза.Е.В. Руденский предложил социогенетическую концепцию дефицитарной патологии личности, в основании которой заложены социогенные потребности: потребностив признании, в контроле и в принятии.Исследователь подчеркивает межличностный характер этих потребностей человека, которые «определяют его социальный статус и социальноролевой репертуар» [9].Дефицитарная патология личности «раскрывает психологические механизмы формирования дефицитов развития личности и их последствия для онтогенеза личности в целом» [10]. Психологический механизм удовлетворения социогенных потребностей во многом зависит от модели коммуникативной ситуации развития личности, основными факторами которой являются:личностнотипологический, характеризующий психологическое своеобразие, психологическую типологию развивающейся личности; фактор интереса воспитывающей личности к развивающейся («социальный интерес» в трактовке А.Адлера);фактор психической мобилизации развивающейся личности, который позволяет определить уровень психоэнергетических затрат или психоэнергетическую активность;ролевой фактор, характеризующий своеобразие коммуникативной ситуации развития личности, определяющий интеракции воспитывающей личности;фактор стратегии развивающего воздействия [11].Королева Ю. А. Генезис социальнопсихологической компетентности личности: социогенетический подход// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15178. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15178.htm.–ISSN 2304120X. 5

Итак, социальнопсихологическая компетентность является прижизненным образованием, несмотря на генетически (конституционально) обусловленные предпосылки к ее развитию. Отсюда уровень социальнопсихологической компетентности, успешность взаимодействия в целом могут быть детерминированы различными группами факторов.Отдельные, недостаточно систематизированные группы факторов развития социальнопсихологической компетентностипредставлены у разных авторов. Так, например, А.Н. Сухов и А.А. Деркач выделяют следующие факторы: индивидуальные особенности(в частности, является ли личность интроили экстравертной, аутичной или неаутичной),психологические состояния(астеническое и атеническое) и типичные настроения, эффективность социализации, влияние культурных различий, специальная социальнопсихологическая подготовка[12]. Другие авторы традиционно выделяют внутренние (психологические) и внешние (социальнопсихологические) факторы, представляя их в диалектической взаимообусловленности, которая может быть выражена в следующем виде: внешние причины действуют посредствомвнутренних условий (С.Л. Рубинштейн), внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет (А.Н. Леонтьев).На разных этапах развития роль тех или иных факторов неоднородна. Внутренние факторы, как правило, имеютособое значение в формировании социальнопсихологической компетентности, являясь детерминантой перехода на новый этап развития. К этой же группе факторов можно отнести специфику развития когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер личности, а также личностный потенциал, от которого зависит адаптация и возможность достижения адаптированности.Вариативность, сочетание и степень устойчивости социогенетических факторов, объясняющих развитие любого компонента психики человека, создают уникальные в каждом отдельном случае условия. Таким образом, не отрицая генетическую детерминацию, необходимо подчеркнуть именно интеракционистскую позицию в развитии социальнопсихологической компетентности и поновому посмотреть на корреляцию биологических и социокультурных факторов. Биологические факторы сами не предопределяют результаты психического развития, становления человека как личности и индивидуальности, но исоциокультурные факторы не переходят прямо в содержание субъектности. Достижение социальнопсихологической компетентности происходит не только за счет врожденных способностей, но и за счет процесса и опыта социального взаимодействия, однако именно характер интерактивной системы, благополучие или дефицитарность социальной ситуации развития предопределяют качество сформированной компетентности во взаимодействии, наслаиваясь на биологическую данность. Эта же идея подтверждается Д.И. Фельдштейном, по мнению которого в настоящее время проблема соотношения биологического и социального приобретает совершенно иной смысл, чем 20 и даже 10 лет назад. Сегодня психологи и возрастные физиологи стремятся и определяют не приоритеты социального и биологического, а реальное действие социального на биологическое [13].

Ссылки на источники1.АнцыфероваЛ.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. ‬1978. ‬№ 1. ‬С. 34.2.Королева Ю.А. Особенности социальнопсихологической компетентности младших школьников с задержкой психического развития(в условиях школыинтерната): дис. ... канд. психол. наук. ‬СПб.,2008.‬С. 27‬28.3.Райгородский Д.Я. Психология личности: хрестоматия. Т.1. ‬Самара,2006. ‬512 с.Королева Ю. А. Генезис социальнопсихологической компетентности личности: социогенетический подход// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15178. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15178.htm.–ISSN 2304120X. 6

4.Там же.5.Там же.6.Путилло Л. В. Социология. Учебный курс. ‬URL: https://online.muiv.ru/media/lib/books/sotsiologiya/xbook207/book/index/index.html?go=part007*page.htm#i01338

7.Там же.8.Там же.9.Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности: виктимологические основания психологической теории дефицитарной патологии развития личности. ‬Новосибирск: ГЦРО, 2000. ‬С. 52‬53.10.Там же. ‬С. 50.11.Там же.12.Соц. психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.завед. /под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. ‬М.: Изд.центр «Академия», 2001. ‬600 с.13.Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии.‬2003. ‬№6. ‬С. 7‬17.

Yulia Koroleva,Candidate of PsychologicalSciences, Associate Professorat the chair of Social Psychology,Orenburg State Pedagogical University, Orenburgkorolevay@yandex.ruGenesis of the socialpsychologic competence of personality: sociogenetics approachAbstract. Thepaperpresents the results of theoretical research, implementing the task of identifying genesis of socialpsychologiccompetence of personality.Keywords:socialpsychologiccompetence, sociogeneticsapproach, genesis of socialpsychologiccompetence ofindividual.References1.Ancyferova,L. I. (1978) “Nekotorye teoreticheskie problemy psihologii lichnosti”,Voprosy psihologii,№1,p.34(in Russian).2.Koroleva,Ju. A. (2008) Osobennosti social'nopsihologicheskoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija (v uslovijah shkolyinternata):dis. ... kand. psihol. nauk,St. Petersburg,pp.27‬28(in Russian).3.Rajgorodskij,D. Ja. (2006) Psihologija lichnosti: hrestomatija. T. 1,Samara, 512 p.(in Russian).4.Ibid.5.Ibid.6.Putillo,L. V. Sociologija. Uchebnyj kurs.Available at: https://online.muiv.ru/media/lib/books/sotsiologiya/xbook207/book/index/index.html?go=part007*page.htm#i01338 (in Russian).7.Ibid.8.Ibid.9.Rudenskij,E. V. (2000) Psihologija nenormativnogo razvitija lichnosti: viktimologicheskie osnovanija psihologicheskoj teorii deficitarnoj patologii razvitija lichnosti, GCRO, Novosibirsk,pp.52‬53 (in Russian).10.Ibid.,p.50.11.Ibid.12.Suhov, A. N. & Derkach,A. A. (2001) Soc. psihologija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr “Akademija”, Moscow,600 p.(in Russian).13.Fel'dshtejn,D. I. (2003) “Prioritetnye napravlenija razvitija psihologicheskih issledovanij v oblasti obrazovanija i samoobrazovanija sovremennogo cheloveka”,Voprosy psihologii,№ 6,pp.7‬17(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived18.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review21.03.15ПринятакпубликацииAccepted for publication21.03.15ОпубликованаPublished21.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Королева Ю. А., 2015www.ekoncept.ru