Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соколова И. А., Дмитриева Е. О. Подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15215.htm.
Аннотация. В статье сформирован подход к созданию региональной молодежной креативно-знаниевой платформы как пространства и информационно-коммуникативного инструмента взаимодействия творческой молодежи с бизнес-сообществом и органами регионального управления. Описаны участники и знаниевые процессы в рамках платформы.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной моло0дежной креативнознаниевой платформы// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15215. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15215.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15215УДК 334.021

Дмитриева Елена Олеговна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики, государственного и муниципального управленияФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,г.Самараdmitrel@mail.ru

Соколова Иоанна Александровна,студенткаФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»,г.Самараsokolova.ioanna@mail.ru

Подход к созданию региональной молодежной креативнознаниевой платформы

Аннотация.В статьесформирован подход к созданию региональной молодежной креативнознаниевой платформы как пространства и информационнокоммуникативного инструмента взаимодействия творческой молодежи с бизнессообществом иорганами регионального управления. Описаны участникии знаниевые процессы в рамках платформы. Ключевые слова:креативнознаниевая платформа, знания, управлениезнаниями, молодежная политика.Раздел: (04) экономика.

Экономика знаний основывается на создании и использовании знаний и информации, инвестировании в сферы высоких технологий, характеризуется высококвалифицированной рабочей силой. С точки зрения Д. Форая [1],экономика знаний–это экономика, в которой доля наукоемких рабочих мест высока, определяющим является экономический вес информационного сектора при преобладании долинематериальных активов. По мнению Л. М. Гохберга,«экономика знаний–это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний» [2].

В то же время Г. Б.Клейнер рассматривает экономику знаний как такое состояние экономики данной страны, при котором, вопервых, знания становятся полноценным товаром; вовторых, любой товар несет в себе уникальные знания; втретьих, знание становится одним из основных факторов производства» [3].

Наиболее креативной силой общества, которая наилучшим образом осуществляет знаниевые функции, является молодежь. В молодежной политике России выделены следующиеведущие направления:развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи;создание условий для реализации потенциала молодежи в социальноэкономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта»;формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи.Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной моло0дежной креативнознаниевой платформы// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15215. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15215.htm.2ISSN 2304120X. 2

Следовательно, с точки зрения государственного управления проблема активизации творческого потенциала молодежи через создание новых знаний в виде научных исследований и инновационных проектов является актуальной задачей.В тоже время в аналитических материалах Федерального агентства по делам молодежи показано [4], чтостал расти поток российских студентов в зарубежные вузы, прежде всего развитых стран, а также выпускников российских вузов наработу в другие (развитые и быстроразвивающиеся) страны.Пока еще баланс экспорта и импорта высшего образования в пользу России, однакотренд таков, что в течение 10–15 лет ситуация может измениться существенным образом. Вместе с темснижение численностироссийской молодежи в 2025 г., отток наиболее мобильной и образованной ее части в дальнее зарубежье и замещение ее мигрантами из стран СНГ,даже при некотором улучшении структуры (частично выпускниками российских вузов из Казахстана и Беларуси, а также, хотя и весьма ограниченно, из других стран СНГ) –все этоведет в целом к ухудшению качества трудовых ресурсов (поток низкоквалифицированных работников растет, высококвалифицированных остается постоянным), что негативно скажется на модернизации российской экономики и рынка труда, существенно ограничит переход России на инновационный путь развития. Для удержания инновационнонастроенной молодежи в России необходимо обеспечитьее условиями продвижения и реализации ее креативных идей и проектов.В настоящее время существует большое количество региональных коммуникативных площадок молодежи для обмена знаниями, имеющих форму молодежных форумов:http://ivolgaforum.ru/–18–28 июня, ПФО, Самарская область.http://forumvolga.ru/–2–9 июля, ЮФО, Волгоградская область.http://timbiryusa.ru/–28 июня–08 сентября, СФО, Красноярский край.

http://www.utroural.ru/–13–17 июля, УФО, Свердловская область.

http://www.baltartek.ru/–7–15 августа, СЗФО, Калининградская область.машукфорум.рф–14–28 августа, СКФО, Ставропольский край.

http://forumostrova.ru–17–26 августа, ДВФО, Сахалинская область.Но они имеют ограниченный во времени характер, не решают задачи постоянного обменакреативнымиидеями и проектами среди молодежи региона.Для решения данной задачи предлагаетсяформирование региональной молодежной знаниевой платформы.Региональная молодежная креативнознаниевая платформа–это среда и информационнокоммуникационный инструмент для активизации процесса взаимодействия молодежи, ориентированной на научные исследования, научнотехническое творчество, научное предпринимательство,с представителями бизнеса и органов власти с целью взаимовыгодного взаимодействия по развитию, реализации и внедрению творческих идей и проектов молодежи в организациях регионаи формирования молодежных предпринимательских структур в сфере высоких технологий. Региональная молодежная креативнознаниевая платформа –это пространство, в котором создаются условия для генерации молодыми людьми новых идей, разработки проектов и доведения их до стадии реализации на предприятиях и в организациях.Региональная молодежная креативнознаниевая платформа имеет следующие функции: формирование межвузовских творческих и предпринимательскихкоманд молодежи с целью реализации актуальных для региона научных и инновационных проекДмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной моло0дежной креативнознаниевой платформы// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15215. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15215.htm.2ISSN 2304120X. 3

тов и проведение молодыми учеными, студентами и школьниками под руководством ведущих ученых региона высококонкурентных исследований мирового уровня;аккумуляция креативных идей молодежи и их анализ со стороны экспертов для продвижения и развития в рамках региона;созданиеинновационных проектов молодыми людьми и их доведение до опытного образца и внедрения в соответствии с потребностями региона;выявление спонсоров финансирования молодежных научных и инновационных проектов и разработка механизмов финансирования молодежных проектов;

выстраивание индивидуальной линии профессиональногообучения наиболее одаренных молодых людей в соответствии с их склонностями и требованиямибизнессообщества и экономики региона;трудоустройство молодежи в соответствии с полученной подготовкой и творческими склонностями;подготовка кадров, имеющих и способных реализовать свой научный потенциал, так какв науке ощущается острый дефицит кадров, способных понимать возможности науки, нужды и потребности промышленности.Под знанием в рамках разрабатываемой платформы понимается: креативная идея, результаты научного исследования (на различных уровнях подготовленности), инновационный проект (на различных уровнях подготовленности), предпринимательский проект (на различных уровнях подготовленности), экспертная оценка, экспертное заключение, управленческое решение о развитии, реализации креативной идеи, научного исследования, инновационного и предпринимательского проекта.Участниками знаниевых процессов являются: представители креативной молодежи, представители бизнессообщества, представители органов власти, эксперты.К представителям креативной молодежи будем относить молодых людей, активно занимающихся творческой научной, научнотехнической деятельностью, продвижением научных и технических проектовиз числа: школьников старших классов, учащихся техникумов, студентов вузов (бакалавров, магистров), аспирантов, молодых ученых и предпринимателей.Представители бизнессообщества–это руководители предприятий, руководители организаций сферы услуг, руководители финансовых организаций.Представители органов власти –это представители региональных и городских структур управления.Группа экспертов включает в себя экспертов в области образования, науки, технологий, управления, экономики.Знаниевые процессы в рамках региональной молодежной креативнознаниевой платформы можно разделить на процессы обмена знаниями, процессы создания новых знаний, процессы аккумуляции новых знаний, процессы обучения.Процессы обмена знаниями включают в себя процессы обмена знаниями внутри каждой группы (представители креативной молодежи, представители бизнессообщества, представители органов власти, эксперты), а также попарно между группами платформы: представители креативной молодежи –представители бизнессообщества;

представители креативной молодежи –представители органов власти, представители креативной молодежи –эксперты;

представители бизнессообщества –представители органов власти, представители бизнессообщества –эксперты.Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной моло0дежной креативнознаниевой платформы// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15215. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15215.htm.2ISSN 2304120X. 4

Процесссозданияновых знанийи обучения в рамках платформы осуществляется представителями креативной молодежи. Аккумулирование знаний осуществляется внутри каждой группы участников платформы. Выбор методов определяетсязнаниевыми процессами внутри платформы.Длясоздания нового знания основополагающим является метод Нонака, известный как «модель SECI»[5].Он основывается на существовании явного и неявного знания. Явное знание–это то, что зафиксировано в отчетах и других документах. Неявные знания –это личные знания субъекта, не зафиксированные какимлибо способом, это то, что он передает другому в процессе рассказа.Сущность «моделиSECI»заключается в том, что она описываетсоздание знанийкак спиралевидный процесс, включающийв себясоциализацию (переход знаний из «скрытого»в «скрытое»), экстернализацию (переход знаний из «скрытого»в «явное»), комбинацию (переход знаний из «явного»в «явное») и интернализацию (переход знаний из «явного»в «скрытое»). Социализация предполагает передачу «скрытого»знания другим субъектам в процессе общения. Экстернализация заключается в процессе преобразования «скрытого»знания в «явное»посредством его фиксации в виде документов. Комбинирование, или преобразование знания из «явного»в «явное»,представляет собой процесс, в котором описанноеявное знаниеизменяется, совершенствуется, превращаясь в новое знание. Интернализация –это преобразование «явного»знания в «скрытое», иначе–получение опыта,новая интерпретациязнания. Аккумуляция знанийвозможна на основе базы знаний. На основанииработы А.Ф. Тузовского можно сделать вывод [6], что все множество знаний организации может быть разделено на знания активных объектов (люди) и знания пассивных объектов (информационные системы). Знания могут также аккумулироваться с помощью карт знаний, которые являютсяграфической моделью принадлежности знания носителям [7], с обозначением источников знаний, каналов их передачи иограничения этих каналов.Карты рассматриваются как процедурные, связанные с бизнеспроцессами, концептуальные,фиксирующие процесс аккумуляции знаний, профессиональные, отражающие компетенции субъектов, и карты анализа социальных связей, воспроизводящиесоциальные взаимодействия между людьми и группами [8].Процедурные карты связаны с бизнеспроцессами. При их составлении исходят из предположения, что в каждом бизнеспроцессе имеется некоторое знание, а сами процедурные карты выявляютэти знания. Подразумевается, что сама организация прежде всего способствуетпередаче знаний от одних сотрудников к другим, а от отдельных людей к организации в целом. Подобное взаимодействие необходимо для генерации и внедрения инновационных знаний.

Концептуальные карты знаний контролируют накопление знаний. Они определяютпринципы управления знаниями,собранными в хранилищах знаний. Концептуальные карты разрабатываются с учетом современных информационных технологий. Согласно [9], высокоуровневый поиск знаний, который осуществляется с помощью карт знаний, способен отыскать точные и актуальные знания в огромном числе источникови очень важен для работы в современных условиях.С помощью профессиональных карт фиксируются навыки, должностные инструкциии заслуги сотрудников. На основе профессиональных карт формируютсявнутренние «желтые страницы», благодарякоторымв рамках организации можно будет оперативно получать необходимые знания от своих коллег.Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной моло0дежной креативнознаниевой платформы// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15215. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15215.htm.2ISSN 2304120X. 5

Картаанализа социальных связей воспроизводитсоциальные взаимодействия между отдельными людьми или группами. На ее основе можно исследоватьканалы обмена информацией в организации.Исследования картографической школы позволили определить возможности организации для упорядочения каналов обмена и трансформации знаний. Эффективное использование знаний в организации посредством каналов обмена знаниями было разработано представителями картографической школы.Методы обмена знаниями могут применятьсяпо взаимной договоренности,и в этом случае трансфер знаний имеетфазы целеобразования и движения.Они присущи любому трансферу знания независимо от его объема. Фаза целеобразования характеризуется наличием цели у отдельных сотрудников илигрупп. Фаза движения означает перемещение неявного и явного знания между участниками процесса. Для трансфера неявного знания используются методы, базирующиеся на личных контакты исовместных мероприятиях участников процесса. Трансфер неявного знания осуществляетсяв ходе встреч,неформальных мероприятий в нерабочее время, ротации рабочих мест и обмена персоналом. При трансфере явного знания могутиспользоваться документация, публикации научных работ, словарей и справочников, электронные материалы, выложенные в сетьИнтернет, хранящиеся в базах данных, экспертныхсистемах. В том случае, если необходимо осуществить трансфер знаний с неизвестными ранее субъектами знаний, предварительно осуществляют активный поиск знаний, так называемое «согласованное выталкивание», когда пользователь определяет собственныепотребности в знаниях, передает их, а затем ожидает поступления знаний в ответ на свой запрос [10].

Обучение сотрудников является активным типом трансфера знаний.

Обучение новым знаниямможно осуществлять на основе обучения действием[11],сущность которого –визучениисобственного опыта решения реальной задачи всравнении сопытом других коллег через интерактивный обмен мнениями изадавание вопросов. Это помогает всем участникам обучениянайти максимально полное решение иобменяться методиками иподходами крешению.Основным органом управления региональной молодежной креативнознаниевой платформой является Совет платформы, куда входят представители молодежи региона, представители бизнессообщества и представители организационных структур региона. Совет платформы формирует рабочие административные органы платформы:экспертные комиссии, офис управления научными исследованиями, офис аккумуляции и управления креативными идеями, офис управления инновационными проектами, офис управления молодежными предпринимательскими структурами в области высоких технологий. Наряду с ними на основе самоорганизации в вузах, техникумах, школах, на предприятиях и в организациях формируются молодежные группы по следующим направлениям: молодежные группы по генерации креативных идей, молодежные группы по проведению научных исследований, молодежные группы по разработке и продвижению инновационных проектов, молодежные группы по научному и инновационному предпринимательству.Виртуальная модель региональной молодежной креативнознаниевой платформы включает в себя четыре системы: база знаний, краудсорсинговый портал, система сайтов представителей платформы, система блогов представителей платформы.База знаний является основой виртуальной модели, она включает в себя базу креативныхидей, базу результатов научных исследований, базу инновационных Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной моло0дежной креативнознаниевой платформы// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15215. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15215.htm.2ISSN 2304120X. 6

проектов и соответствующие им базы экспертных заключений по креативнымидеям, по результатамнаучных исследований, по инновационным проектам.Системы сайтов иблогов включают соответственносайты и блоги всех участников знаниевых процессов: представителей креативной молодежи, представителей бизнессообщества, представителей органов власти, экспертов.Краудсорсинговый портал предназначен для совместной работы над проектом или научной идеей представителей всех участников платформы и формирования коллективного решения.Таким образом, нами представленметодический подход к созданию региональной молодежной креативнознаниевой платформыкаксреды и информационнокоммуникационного инструмента, описаны ее основные функции, выявлены процессы обмена знаниями, процессы обучения, процессы создания знаний, разработаны структура региональной молодежной креативнознаниевой платформы и ее виртуальная модель.

Ссылкинаисточники1.Foray D. The Economics of Knowledge. –Cambridge, MA: The MIT Press, 2004. 2.Гохберг Л. М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики»// Вопросы экономики. –2003. –№3. 3.Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. –2006.–№9.4.Nonaka, Toyama R., КоппоN. SECI, Ва, and Leadership: a Unified Model of Dynamic Knowledge Creation // Long Range Planning.–2000.–Vol. 33 (1).

5.Тузовский А.Ф., Чириков С.В., Ямпольский В.З.Системы управления знаниями (методы и технологии) / под общ. ред. В.З. Ямпольского.–Томск: ИздвоНТЛ, 2005. 6.Koulopoulos Т., Frappaolo С. Smart things to know about knowledge management.–Milford: Capstone, 1999.7.Gotta M. Social Computing: Getting Ahead of the Blog. April 20, 2004.–URL: http://techupdate.zdnet.com/techupdate/stories/ main/Social_Computing.html8.Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ.–М.: ИНФРАМ, 2002. 9.Погорелова Е. В. Интеграционноцелевая методология управления знаниями:монография. –Самара: Издво Самар. гос. экон. унта, 2010. 10.Резанович В.И. Применение метода обучения действием в системе внутрифирменного повышения квалификации //Мир науки, культуры, образования. –2013. –№ 3(40).–С. 156–158.11.Погорелова Е. В. Указ. соч.

Elena Dmitrieva,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Regional Economics, State and Municipal Management, Samara State University of Economics, Samaradmitrel@mail.ruIoanna Sokolova,Student, Samara State University of Economics, Samarasokolova.ioanna@mail.ruThe approach to the creation of regional youth creativeknowledge platformAbstract.The paper deals with the approach to creation of regional youth creativeknowledge platform as space and informationcommunication tool of creative youth interaction with business community and regional administration. The authors describe participants and knowledge processes within the platform.Кey words: creativeknowledge platform, knowledge, knowledge management, youth policy.References1.Foray,D. (2004) The Economics of Knowledge,The MIT Press, Cambridge, MA(in English). 2.Gohberg,L. M. (2003) “Nacional'naja innovacionnaja sistema Rossiiv uslovijah ‘novoj jekonomiki’”,Voprosy jekonomiki,№ 3(in Russian).

3.Klejner,G. B. (2006) “Mikrojekonomika znanij i mifysovremennoj teorii”, Vysshee obrazovanie v Rossii,№ 9(in Russian).Дмитриева Е. О., Соколова И. А. Подход к созданию региональной моло0дежной креативнознаниевой платформы// Концепт. 22015. 2№ 06(июнь).2ART15215. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15215.htm.2ISSN 2304120X. 7

4.Nonaka, Toyama, R.&Koppo,N. (2000) SECI, Va, and Leadership: a Unified Model of Dynamic Knowledge Creation,Long Range Planning,vol. 33 (1)(in English). 5.Tuzovskij,A. F., Chirikov, S. V. &Jampol'skij,V. Z. (2005) Sistemy upravlenija znanijami (metody i tehnologii), Izdvo NTL, Tomsk(in Russian).6.Koulopoulos. T. &Frappaolo.S. (1999) Smart things to know about knowledge management,Capstone, Milford(in English).7.Gotta,M. (2004) Social Computing: Getting Ahead of the Blog. April 20. Available at: http://techupdate.zdnet.com/techupdate/stories/ main/Social_Computing.html(in English).8.Bukovich, U. &Uill'jams,R. (2002) Upravlenie znanijami: rukovodstvo k dejstviju: per. s angl.,INFRAM,Moscow (in Russian).

9.Pogorelova,E. V.(2010)Integracionnocelevaja metodologija upravlenija znanijami:monografija,Izdvo Samar. gos. jekon. unta,Samara (in Russian).

10.Rezanovich,V. I. (2013) “Primenenie metoda obuchenija dejstviem v sisteme vnutrifirmennogo povyshenija kvalifikacii”,Mir nauki, kul'tury, obrazovanija,№ 3(40),pp. 156–158(in Russian).Pogorelova,E. V.(2010) Op. cit.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived22.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review22.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication22.06.15ОпубликованаPublished23.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Дмитриева Е. О., Соколова И. А., 2015www.ekoncept.ru