Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Руденко Ю. А. Профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 221–225. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15218.htm.
Аннотация. В статье представлены теоретические основы речевой деятельности. Автором рассматриваются основные виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Даны определения понятий «речевая деятельность», «профессионально-речевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Руденко Ю. А. Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15218. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15218.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15218УДК 371.132

Руденко Юлия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одессаrudenkoj@gmail.com

Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики

Аннотация. В статье представлены теоретические основы речевой деятельности. Автором рассматриваются основные виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Даны определения понятий«речевая деятельность», «профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений».

Ключевые слова: речевая деятельность, профессиональноречевая деятельность, профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений, культурно значимые профессионально ориентированные тексты.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На сегодняшний день проблема выразительности речи будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений является актуальной и недостаточно исследованной. Теоретической основой концептуальных положений развития выразительности речи будущих воспитателей выступили такие ключевые понятия, как«речевая деятельность», «профессиональноречевая деятельность», «профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений». Целью статьи является определение сущности понятий «речевая деятельность», «профессиональноречевая деятельность», «профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений». Основу теории речевой деятельности составляют: теория речевой деятельности (Л.Выготский), теория формирования умственных действий личности (П.Гальперин), теория формирования речевой личности (Ю.Караулов), теория о соотношении речи и речевых возможностей личности (А.Леонтьев). Прежде всего,дадим определение понятия «речевая деятельность». Первые обращения к генезису теории речевой деятельности принадлежат В.фон Гумбольдту. Основным концептом теории В. фон Гумбольдтаявляется понимание использования речи в процессе говорения как сознательной деятельности. Согласно концептуальным положениям теории речевой деятельности ученого, сущность говорения проявляется лишь в процессе его воспроизведения. Говорение рассматриваетсяученым как energeia, деятельность, которая требует определенных усилий. Некорректным, по мнению ученого, является отношение к говорению как к устойчивому продукту деятельности (ergon)[1]. Изучение речи, по его убеждению, должно осуществляться во взаимосвязи: сознанияи мышления, культурыи духовности(духовнойжизни нации). Процесс передачи речиученый характеризует как внутренне стимулированное, регулированное и ограниченное определенными силами стремление личности осуществлять речевую деятельность в соответствии с внутренними и внешними потребностями. При этом конечной целью, как считает ученый, является желание быть услышанным и понятым другими [2]. По определению Фердинанда де Соссюра, речевой деятельности присущи две стороны:индивидуальная и социальная. «В каждый определенный период времени Руденко Ю. А. Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15218. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15218.htm.–ISSN2304120X. 2

речевая деятельность, несмотря на свой разнородный характер, является устойчивой системой и историей [3]. Основой речевой деятельности, по мнению Ф. де Соссюра, является язык, который представляет собой «социальный аспект речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать его, ни изменять» [4]. Говоря освойствахязыка, ученый определяет основные из них: язык есть нечто вполне определенное в разнородном множестве фактов речевой деятельности, локализированный в определенном отрезке речевого акта, возникающий на основе ассоциации слухового образа с понятием; язык является предметом, который подлежит самостоятельному изучению; язык конкретен по своей природе [5]. Дальнейшее развитие концептуальных положений Ф.де Соссюра находим в работах Л.Щербы [6]. В своих работах Л.Щерба рассматривает речевую деятельность как сосуществование таких аспектов, как говорениеи понимание.Речевая деятельность определяется А.Леонтьевым как «система речевых действий, которые входят в структуру какойлибо деятельности, практической или интеллектуальной» [7]. Ученый обращает внимание на то, что виды речевой деятельности являются одновременно средством общения. Среди основных компонентов речевой деятельности А.Леонтьев выделяет: ориентацию в условиях деятельности, типы речевых действий и операций, составление плана, соотношение плана с результатом ориентирования, реализациюопределенного плана, контроль и самооценкуречевых действий и операций. Основными характеристиками речевой деятельности А.Леонтьев считает: предметность, целенаправленность, мотивированность, иерархическую(вертикальнуюорганизацию), горизонтальнуюорганизацию[8].Речевая деятельность, по определению И.Зимней, является процессом активного, целенаправленного, опосредованного речью и речевой ситуацией общения людей между собой [9]. Речевая деятельность, по мнению ученого, является самостоятельным видом деятельности, который,в свою очередь,определяет особенности профессиональной деятельности представителей разных профессий (лектора, писателя). По словам И.Зимней, речевая деятельность является активным, целенаправленным, мотивированным, предметным процессом передачи или восприятия определенной информации и предполагает удовлетворение коммуникативных запросов и потребностей участников процесса общения.Речеваядеятельность ‬это определенная абстракция, которая не соотносится с другими видами деятельности, обслуживает все виды деятельности, входит всостав игровой, познавательной деятельности в виде отдельных речевых действий [10]; реализация человеком его речевых способностей для достижения цели коммуникации в определенных культурных условиях [11]. Речевая деятельность, по определению лингводидактов(П.Клиш, А.Хомяк),является самостоятельным видом деятельности, на основе которой осуществляется вербальное общение,и выступает проводником между коммуникативной способностьюличности к общениюи процессом общения. Учеными рассматривается наличие фазовой структуры речевой детельности:трехфазовость (И. Зимняя), четырехфазовость (Т.Ладыженская, Е.Ковтун), пятифазовость (А.Леонтьев). Каждая фаза соответствует определенному этапу порождения связной речи: ориентирование в условиях речевой ситуации (условия общения,определение типа высказывания, цели адресата, стиля); планирование высказывания, которое предполагает подбор речевых единиц соответствующих теме и цели высказывания; реализация программы высказывания‬порождение связной речи; контроль, который предполагает соотнесение результатов речевого высказывания, выявление, исправление ошибок, которые были допущены в структуре, содержании и речевом оформлении высказывания [12]. Руденко Ю. А. Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15218. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15218.htm.–ISSN2304120X. 3

Структурными элементами речевой деятельности являются: речевые действия, речевые операции, речевой акт, речевая ситуация. Словарьсправочник по дошкольной лингводидактике определяет речевое действие как процесс, который обслуживает речевую деятельность, осуществляяподготовку речевого высказывания и его реализацию.Речевая операция ‬это способ выполнения речевого действия, который соотносится с условиями, в которых происходит речевая деятельность.Речевой акт ‬целенаправленное речевое действие, которое осуществляется согласнопринципам и правилам,установленным в данном конкретном обществе в данный конкретный промежуток времени. Речевая ситуация ‬реальная жизненная ситуация, осуществление общения в определенных условиях [13]. Существует традиционная классификация видов речевой деятельности:говорение, чтение, письмо, слушание. Все виды речевой деятельности влияют друг на друга, имеют при этом общие и отличительные черты. Независимо от классификации видов речевой деятельности существует разделение на две основные группы: продуктивные и рецептивные. Рецептивные виды речевой деятельности обеспечивают передачу информации. К продуктивным видам речевой деятельности относятся говорение (выражение мыслей в устнойформе) и письмо (письменной форме). Говорение воплощается в речи при помощи звуков и обеспечивается общими и скоординированными действиями речедвигательного и слухового анализаторов, ориентированнымина непосредственную передачу информации (контактная речь). Письмо реализуется при помощи графических знаков и рассчитано на передачу мыслей на расстоянии во временном интервале.Оба вида продуктивной речевой деятельности ориентированы на общение реципиентов в монологической (письмо, говорение) и диалогической (говорение, общение по электронной почте) формах. К рецептивным ученые традиционно относят слушание и чтение. Так, анализируя общность рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, А.Хомяк выделяет структурную организацию, предметное содержание и механизм, которые обеспечивают их существование. Особенности протекания рецептивных видов речевой деятельностиможно представить схематично (см. рисунок).

Как видно на схеме, речевая деятельность предполагает наличие четырех взаимосвязанных между собой этапов: мотивационного, аналитикосинтетического, этапаактуализации и содержания формулировки. Для чтения и слушания, по мнению А.Хомяка, характернополучение информации из написанного или сказанного высказывания, оформление мыслей читателя или слушателя происходит от слов к мысли. Исполнительский уровень слушания и чтения представляет собой постепенный переход содержательного звена в деятельностное (А.Хомяк). Рассмотрим особенности речевой деятельности будущих воспитателей дошкольных учебных учреждений. Для начала дадим определение понятия «профессиональная деятельность».Профессиональная деятельность ‬это род труда, следствие его дифференциации. Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий. Профессиональная деятельность всегда направлена на овладение определенными знаниями, умениями и навыками. Наибольшее влияние на овладение теми или иными навыками оказывают мотивация личности, интерес к будущей профессии.

Руденко Ю. А. Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15218. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15218.htm.–ISSN2304120X. 4

Специфика рецептивных видов речевой деятельности(согласно концепции А.Хомяка)

Учебноречевая деятельность определяется как организованный, целенаправленный процесс использования речи для передачи и усвоения общественноисторического опыта, овладения общественной деятельностью в сфере научных понятий, установлениякоммуникации и планированиясвоих действий [14].Профессиональнопедагогическая деятельность определяется как такаядеятельность, которая направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности и выбора возможностей для свободного и творческого самовыражения.Профессиональнопедагогическую деятельность И. Луценко определяет как деятельность,ориентированную на детей, течение которой происходит в специально организованных условиях субъектсубъектного взаимодействия и обеспечивается ориентированными на дошкольное детство педагогическими технологиями, дидактическими средствами, педагогическими, литературными источниками, учебноразвивающим оборудованием [15]. И.Луценко определяет специфику профессиональнопеРуденко Ю. А. Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15218. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15218.htm.–ISSN2304120X. 5

дагогической деятельности воспитателя исходя из особенностей организации коммуникативноречевой деятельности детей дошкольного возраста. Специфика профессиональнопедагогической деятельности, по словам И.Луценко, заключается в оптимальном соотношении общепедагогического (то, что присуще представителям любой профессии) и особенного (того, что присуще только профессии воспитателя дошкольного учебного учреждения, чтоопределяется возрастными особенностями детей, структурой и видами деятельности детей дошкольного возраста) [16].По мнению Н.Емельяновой,профессиональнопедагогическая деятельность воспитателя состоит из взаимодействия субъекта деятельности (воспитателя) с предметом или объектом работы (дети дошкольного возраста, воспитатели) при помощи специально подобранных средств, способов, методов, приемов, технологий обучения [17].Профессиональноречевая деятельность воспитателя дошкольного учебного учреждения определяется А.Богуш как профессиональное общение с коллегами и детьмиво время обучения их речи с использованием средств украинского разговорного и литературного говорения в соединении с экстралингвистическими средствами (мимика, жесты, действия, движения) [18].Профессиональноречевая деятельность воспитателя дошкольного учреждения, как и любая деятельность, базируется на знаниях и состоит из умений и навыков. Содержание и объем профессиональных функций и трудовых умений определяются содержанием программ обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении и предполагают овладение воспитателями необходимымипрофессиональными знаниями, умениями и навыками. Среди таких А.Богуш выделяет теоретикометодологические, лингвистические, коммуникативные, когнитивные,технологические, проективнопрогностические, коррекционные, аксиологические [19].Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей определяется нами как совокупность профессиональнозначимых, востребованных и необходимых знаний учений и навыков, овладение которыми обеспечивает воспитателю успешность в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста. Одним из условий успешности воспитателя в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста является выразительность речи, которая,в свою очередь,предполагает знание, использование в активной профессиональноречевой деятельности лексики КЗПОТ (культурнозначимых профессиональноориентированных текстов).Под КЗПОТ мы понимаем тексты художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения), фольклорные произведения больших и малых форм (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, дразнилки, песни, скороговорки ит.д.), которые рекомендованы программами обучения и воспитания детей в дошкольном учебном учреждении.Выразительность речи воспитателя напрямую зависит не только от знания КЗПОТ,но и от употребления их в процессе организации учебновоспитательного процесса в дошкольном учебном учреждении.Перспектива дальнейшего исследования предполагает изложение сущности методики развития выразительности профессиональноречевой деятельности будущих воспитателей.

Ссылки на источники1.Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка…// Введение во всеобщее языкознание.‬СПб., 1859. ‬С. 41.2.Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков... // Звегинцев В.Л. История языкознания XIX‬XX веков в очерках и извлечениях.‬Ч. 1. ‬М., 1989.‬С. 40.Руденко Ю. А. Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15218. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15218.htm.–ISSN2304120X. 6

3.Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / ред. Ш. Балли, А. Сеше; пер. с фр. А. Сухотина; биограф.и крит. заметки, примеч. Т. де Мауро; пер. с фр. С. В. Чистяковой; под общ. ред. М. Э. Рут.‬Екатеринбург, 1999. ‬Екатеринбург: Издво Урал. унта, 1999. ‬С. 19.4.Там же.5.Там же.6.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. ‬Л.: Наука, 1974. ‬428 с.7.Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. ‬М.: Издво АПН РСФСР, 1959. ‬411 с.8.Там же. ‬С. 49‬50.9.Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. ‬М.: «МОДЭК», 2001. ‬С. 28.10.Уланович О. И.Психолингвистика: учеб. пособие. ‬Минск: Издво Гревцова, 2010. ‬С. 63.11.Там же. ‬С. 43.12.Ковтун О. В. Теоретикометодологічні засади формування професійного мовлення у майбутніх фахівців авіаційної галузі: Дисертація д.пед. наук:спец. 13.00.02 ‬теорія і методика навчання (українська мова). ‬О., 2013. ‬С. 42.13.Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка… 14.Там же. ‬С. 49.15.Луценко І. О. Професійнометодична підготовка вихователів до реалізації завдань мовної освіти дітей дошкільного віку // Вісник Інституту розвитку дитини. ‬Вип. 6. Серія: Філософія, педагогіка, психологія: (збірник наукових праць). ‬К.: Видво НПУ імені М. П. Драгоманова, 2009. ‬С. 38.16.Там же.17.Ємельянова Н. Л. Підготовка майбутніх вихователів до роботи над засвоєнням старшими дошкільниками народознавчої лексики: дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.04. ‬О., 2003. ‬С. 9.18.Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка… С. 46.19.Богуш А. М., Гавриш Н. В. Дошкільна лінгводидактика: теорія і методика навчання дітей рідної мови в дошкільних навчальних закладах. Підручник / за ред. А. М. Богуш. ‬Друге видання, доповнене. ‬К.: Видавничий дім «Слово», 2011. С. 20.

YuliaRudenko,

Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chair of Theory and Methods of Preschool Education,South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessarudenkoj@gmail.comProfessionalspeech activity offuture teachers of preschool educational institutionsas a category of linguisticsAbstract.The paper presents theoretical foundations of speech activity. The author considers the main types of speech activities (reading, writing, speaking, listening) and the definitions of the basic concepts of “speech activity”, “professional speech activity of future teachers of preschool educational institutions”.Keywords:speech activity, professionalspeech activityoffuture teachers of preschool educational institutions, culturally significant professionally oriented texts.References1.Gumbol'dt, V. (1859) “O razlichii organizmov chelovecheskogo jazyka…”, Vvedenie vo vseobshhee jazykoznanie, St. Petersburg, p. 41(in Russian).2.Gumbol'dt, V. (1989) “O razlichii stroenija chelovecheskih jazykov...”, inZvegincev, V. L. Istorija jazykoznanija XIX‬XX vekov v ocherkah i izvlechenijah, ch. 1, Moscow, p. 40(in Russian).3.Sossjur,F. de.(1999)Kurs obshhej lingvistiki, Izdvo Ural. unta, Ekaterinburg,p.19(in Russian).4.Ibid.5.Ibid.6.Shherba,L. V. (1974) Jazykovaja sistema i rechevaja dejatel'nost',Nauka, Leninigrad,428 p.(in Russian).7.Leont'ev,A. N.(1959)“K teorii razvitija psihiki rebenka”, inProblemy razvitija psihiki,Izdvo APN RSFSR, Moscow,411 p.(in Russian).8.Ibid.,pp.49‬50.9.Zimnjaja,I. A. (2001) Lingvopsihologija rechevoj dejatel'nosti,“MODJeK”, Moscow,p.28(in Russian).10.Ulanovich,O. I.(2010) Psiholingvistika: ucheb. posobie, Izdvo Grevcova, Minsk,p.63(in Russian).11.Ibid., p. 43.12.Kovtun, O. V. (2013) Teoretikometodologіchnіzasadi formuvannja profesіjnogo movlennja u majbutnіh fahіvcіv avіacіjnoїgaluzі: Disertacіja d.ped. nauk:spec. 13.00.02 ‬teorіja іmetodika navchannja (ukraїns'ka mova), O., p. 42(in Ukrainian).13.Gumbol'dt, V. (1859) “O razlichii organizmov chelovecheskogo jazyka…”Руденко Ю. А. Профессиональноречевая деятельность будущих воспитателей как категория лингводидактики// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15218. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15218.htm.–ISSN2304120X. 7

14.Ibbid., p. 49.15.Lucenko, І. O. (2009) “Profesіjnometodichna pіdgotovka vihovatelіv do realіzacіїzavdan' movnoїosvіti dіtej doshkіl'nogo vіku”, Vіsnik Іnstitutu rozvitku ditini, Vip. 6. Serіja: Fіlosofіja, pedagogіka, psihologіja:(zbіrnik naukovih prac'),Vidvo NPU іmenіM. P. Dragomanova, K., p. 38(in Ukrainian).16.Ibid.17.Єmel'janova, N. L. (2003) Pіdgotovka majbutnіh vihovatelіv do roboti nad zasvoєnnjam starshimi doshkіl'nikami narodoznavchoї leksiki: dis. … kand. ped. nauk : spec. 13.00.04, O., p. 9(in Ukrainian).18.Gumbol'dt, V. (1859) “O razlichii organizmov chelovecheskogo jazyka…”,p.46.19.Bogush,A. M. &Gavrish,N. V.(2011)Doshkіl'na lіngvodidaktika: teorіja іmetodika navchannja dіtej rіdnoїmovi v doshkіl'nih navchal'nih zakladah. Pіdruchnik,druge vidannja, dopovnene,Vidavnichij dіm “Slovo”,K.,p.20(in Ukrainian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review24.06.15ПринятакпубликацииAccepted for publication24.06.15ОпубликованаPublished28.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Руденко Ю. А., 2015

www.ekoncept.ru