Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скринник Е. А. Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6 (июнь). – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15219.htm.
Аннотация. Раскрывается значение семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания и формирования системы ценностей. Анализируются подходы к воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей учащихся. Рассматриваются вопросы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей как образовательной проблемы. Обосновывается роль педагога в этом процессе, и затронута проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Скринник Е. А. Воспитание семейных духовнонравственных ценностей учащихся// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15219. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15219.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15219УДК 37.034

Скринник Евгения Александровна,

преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, физической реабилитации и спортивной медицины ВГУЗУ «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтаваjessiasorokina@mail.ru

Воспитание семейных духовнонравственных ценностей учащихся

Аннотация.Раскрывается значение семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания и формирования системы ценностей. Анализируются подходы к воспитанию семейных духовнонравственных ценностей учащихся. Рассматриваются вопросы воспитания семейных духовнонравственных ценностей как образовательной проблемы. Обосновывается роль педагога в этом процессе,и затронута проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров.Ключевые слова:воспитание, семья, семейные духовнонравственные ценности, учащиеся, педагог.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одним из наиболее важных заданий национального высшего и среднего образования на современном этапе развития является обращение к духовным смыслообразующим основам, путям ориентирования личности в системе ценностей общества, направления и мотивации жизненных стремлений и перспектив самореализации молодого человека. Особенного внимания заслуживает проблема воспитания и процесса формирования системы ценностей учащихся, так как именно школьники находятся на пороге жизненного и профессионального выбора. Изучение достижений и опыта народной педагогики, христианской этики в вопросах семейного воспитания и формирования системы ценностей является основополагающимдля проектирования будущего современным молодым поколением.Успешное решение обозначенной проблемы возможно при условии использования накопленного опыта отечественной и зарубежной педагогикой, логического модернизирования, использования инновационных педагогических технологий в соответствии стребованиямисовременности.Проблему воспитания системы ценностей личности исследовали философы, мыслители и педагоги разных стран и эпох (Н. Бердяев, П. Блонский, К. Вентцель, Г.Гельвеций, А. Духнович, П. Каптерев, Я. Коменский, А. Макаренко, В.Сухомлинский, К. Ушинский, П.Юркевич, А. Марушкевич, И. Огиенко, С. Русова, М.Стельмахович, Е. Сявавко и др.). В работах этих ученых значительное внимание уделяется духовным ценностям, рассматриваются аспекты воспитания подрастающих поколений на основе духовности и морали.Педагогический аспект воспитания семейных духовнонравственных ценностей учащихся разного возраста раскрывается вработах Ю.Азарова, Ш.Амонашвили, С.Акутиной, А.Бойко, Е.Бондаревского, Р. Капралова, В. Караковского, Б.Лихачева, А.Макаренко, И.Марьенко, А.Мудрика, В.Сухомлинского, А.Сухомлинской, С.Шацкого и других отечественных и зарубежных ученых [1‬3].Важным аспектом педагогической деятельности является семейное воспитание учащихся. Выдающийся педагог В. Сухомлинский утверждал, что укрепление семьи,Скринник Е. А. Воспитание семейных духовнонравственных ценностей учащихся// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15219. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15219.htm.–ISSN 2304120X. 2

улучшение семейного воспитания‬одна из важнейших социальных проблем, от решения которой зависит будущее нашего общества, моральный облик молодежи:«Все школьные проблемы стоят и перед семьей, все трудности, которые возникают в сложном процессе школьноговоспитания, уходят своими корнями в семью».«Cемья‬это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудроcть школы», ‬считал Сухомлинский [4].За последнее время в современной семье на глобальном уровне произошли большие изменения, которые затронули ее социальнопедагогические функции. Этот процесс связан с общими социальными, экономическими тенденциями развития производственных отношений, особенностями структуры потребления и т. д. Сформировавшиеся новые условия в социальноэкономической среде и демографический кризис образовали множество проблем в семейном воспитании, в процессе подготовки молодого поколения к созданию собственной семьи, ответственного родительства, способствовали девальвации системы ценностей личности, в частности семейных духовнонравственных. Современная молодежь дезориентирована, разрушены нравственные представления о браке и семье, разрушены устои семьи, потеряно традиционное восприятие отцовства и детства. Негативным фактором в современной семье является главенство материальных ценностей над духовными, снижается социальная значимость отцовства и материнства [5]. Изучение системы ценностей современной молодежи дает возможность определить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал,от которого во многом зависит будущее состояние общества [6].Для духовного развития поколений народная педагогика всегда использовала исконные традиции праславянских и славянских предков и воспитательный потенциал христианской религии с ее заповедями, значительным эмоциональным воздействием на человека, гуманным содержанием наставлений. В настоящее время религия все чащерассматривается как воспитательный фактор формирования и развития института семьи [7].Семья ‬это первый и главный воспитатель нового поколения, ведь духовное богатство личности, взгляды, интересы и потребности, направленность и способности во многом зависят от того, в каких именно условиях проходит процесс их формирования в детстве и юношестве. В современных условиях следствием кризиса в семье является ряд проблем, среди них целесообразно выделить нарушение процесса формирования духовнонравственной сферы, духовнонравственная некомпетентность родителей, отсутствие у подрастающего поколения четких представлений о пороке и добродетели, дезориентация современной молодежи в отношении семьи и брака посредством пропаганды внебрачных форм взаимоотношений полов, недостаточная ответственность перед семьей, обществом, нацией и государством в целом [8].Анализ источников показал, что среди основных задач семейного воспитания ученые выделяют следующие:Воспитание физически, морально и духовно здорового ребенка, обеспечение необходимых социальных и экономических условий для полной реализации возможностей развития ребенка.Непрерывность, продолжительность и разнообразие воспитательного воздействия.Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла, любви, условий развития чувств и восприятий ребенка, его самореализации.Скринник Е. А. Воспитание семейных духовнонравственных ценностей учащихся// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15219. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15219.htm.–ISSN 2304120X. 3

Усвоение семейных духовнонравственных ценностей, идеалов, культурных традиций, нравственных форм взаимоотношений между близкими людьми и в обществе, воспитание культуры поведения, правдивости, справедливости, достоинства, чести, человечности, способности проявлять заботу о ближних, милосердие, сострадание.Половое воспитание.Воспитание ребенка сознательным гражданином‬патриотом своей Родины.Формирование эстетических вкусов и чувств, умение распознавать красивое и безобразное в жизни и искусстве, уважать прекрасное в поступках людей, обеспечение условий для творческой практической деятельности.Обеспечение духовного единства поколений, сохранениесемейных традиций, семейных реликвий, изучение родословной.Привлечение детей к народным традициям, обычаям и обрядам, воспитание в них национального сознания и самосознания [9].Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что семейное воспитание‬это неотъемлемая часть национальной системы образования, обусловленнаяформой социализации детей в микросреде взаимодействия нескольких поколений, направленной на полноценноегармоничное развитие личности.Макаренко в своей работе «Книга для родителей» уделяет внимание семейному воспитанию ребенка, акцентирует значение трудолюбия в семье, формирование культурных навыков, полового воспитанияи тому подобное. Яркими примерами различных жизненных ситуаций автор пытается активировать педагогическое мышление родителей, указывает на решающую роль их поведения в воспитательном процессе: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или учите его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьмии о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету‬все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие измененияв тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Воспитание, отмечал А. Макаренко, является процессом социальным в широком смысле этого слова; воспитывает ребенка (хорошо или плохо) все‬природа, среда, явления, вещи, но прежде всего люди‬«из них на первом месте родители и педагоги» [10].Все указанные аспекты воспитания непосредственно влияют на формирование у детей семейных духовнонравственных ценностей, первые ростки которых всходят на лоне семьи, поэтому довольно трудно переоценить их значение в воспитательном процессе. Нравственные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связано с сильными переживаниями, в них закладываются основы всего нравственного отношения человека к окружающему, к труду, к обществу в целом.Изучая опыт педагогической практики, можно обнаружить, что большинство родителей и педагогов встречаются с проблемой поиска эффективных путей взаимодействия школы и семьи с целью воспитания у детейустойчивых семейных духовнонравственных ценностей.

Бесценный опыт изучения этнопедагогики и традиционного семейного воспитания оставил известный педагог М.Стельмахович. Ученый пропагандировал возрождение и развитие аутентичной педагогики и школ на основе национальной педагогической культуры родного народа, начал изучение народоведения в школе [11].Скринник Е. А. Воспитание семейных духовнонравственных ценностей учащихся// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15219. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15219.htm.–ISSN 2304120X. 4

В Концепции семейного воспитания указано, что «современная семья должна стать главным звеном в воспитании ребенка, обеспечить ей надлежащие материальные и педагогические условия для физического, нравственного и духовного развития» [12]. На основе анализа источников по данной темеопределяем, что под семейными духовнонравственными ценностями ученые понимают мировоззренческие представления и установки,основанные на гражданской ответственности и самосознании, высоком уровне духовной культуры человека, пониманииинститута семьи как духовнонравственной ценности,с помощью которой формируется высшая ценность добра ‬совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. В реализации этой задачи особенно важным является школьный возраст, так как целью деятельности педагога должно быть направление молодого человека на духовный просвет, семейные ценности, умение идентифицировать себя как будущего ответственного создателя собственной семьи.Таким образом, методологическую основу процесса воспитания семейных духовнонравственных ценностей учащихся должны составлять общетеоретические и диалектические принципы научного познания; философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира, единство теории и практики; концептуальные положения теории личности; ведущие позиции философии и педагогики по воспитанию духовнонравственных ценностей; этнопедагогический опыт семейного воспитания, принципы и основные положения христианской этики, идеи личностноориентированного обучения и гармоничного развития учащихся; системноструктурный и деятельностный подходы к анализу педагогических явлений; индивидуальный, дифференцированный подходы к обучению; современные теоретические обоснования инновационного видения содержания и форм организации учебновоспитательного процесса в ОУЗ; концепции демократизации и гуманизации образовательнокультурного пространства.При решении поставленных задач могут использоваться основные научнопедагогические подходы:Личностный подход. Принцип личностного подхода к воспитанию семейных духовнонравственных ценностей учащихся требует рассматривать каждого человека как неповторимую уникальную личность, постояннораскрывать и подчеркивать ее достижения в учебновоспитательном процессе. При личностноориентированном подходе к воспитанию семейных духовнонравственных ценностей учащихся базовой становится продуктивная, творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, рассматривается вспомогательной по отношению к базовой деятельности.Личностносоциальный подход. Приоритетными являются идеи и традиции отечественной педагогики, рассматриваются через призму современных научных теорий; воспитание трактуется как целостный процесс, который объединяет социализацию личности и развитие ее индивидуальности в гуманном организованном сообществе (коллективе).Личностнодеятельностный подход. Это определенный методологический инструментарий, который опирается на синтез психологических и педагогических закономерностей развития личности. Личностнодеятельностный подход в корне меняет представление о приоритетных задачах образования. Задача заключается не только в приобретении знаний, способов деятельности, норм и ценностей, в развитии определенных личностных свойств, но и в раскрытии сущностных сил личности, ее интеллектуального и нравственного потенциала, ее способности свободно ориентироваться в сложных социальных обстоятельствах, осуществлять творческие процессы. Скринник Е. А. Воспитание семейных духовнонравственных ценностей учащихся// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15219. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15219.htm.–ISSN 2304120X. 5

Личностнодеятельностный подход заключается в становлении учащихся как активного субъекта, реализующегосяв учебновоспитательном процессе.Суть культурологического подхода обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации, она заключается в воспитании у человека культуры и нравственности, направленном на сохранение и воспроизводство мировых и отечественных культурных ценностей, в частности семейных духовнонравственных. Культурологическая деятельность не является какойлибо наглядной деятельностью, а выступает как некоторая метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности. Культурологический подход представляет для нас особый интерес, так как помогает выявить социокультурные проблемы, решить их на базе идей и принципов, соответствующих современной культуре, и ставить новые вопросы, позволяющие переосмысливать современную педагогику.Аксиологический подход является одним из основных методологических принципов воспитательного процесса. Обращение к философской теории ценностей в контексте педагогики позволяет рассматривать содержание и структуру образования как сферу субъектобъектных и межсубъектных отношений, где знания, педагог и учащиеся объединяются ценностным отношением к действительности. На уровне отдельной личности аксиологический подход направляет педагогическое воздействие на воплощение на практике оптимальных путей трансляции ее актуальных социальных ценностей. Формулируя гуманистическую парадигму воспитательного процесса, современные исследователи тем самым даютобоснование новой методологии педагогики, что позволяетвыделить как систему ценностей образовательного процесса, так и само образование как общечеловеческую ценность.Фамилогический подход в формировании системы традиционных семейных духовнонравственных ценностей учащихся определяет их отношение к семье, семейному воспитанию, способствует взаимодействию педагогов и родителей в учебновоспитательном процессе общеобразовательного учебного заведения, изучению опыта народа по строительству прочной, счастливой, здоровой семьи. Внедрение фамилогического подхода в воспитании семейных духовнонравственных ценностей учащихся ‬это целенаправленный, систематический процесс через познание, ценностное осмысление и оценку творческого преобразования знаний по народной педагогике, фамилогии, основ семейного воспитания, христианской этики.В связи с вышесказанным возникает потребность подготовки педагогов к реализации социальной цели ‬воспитаниюпоколения, готового к созданию семьи, исполнению ролей ответственных родителей, обеспечению качественных брачносемейных отношений. Это актуализирует необходимость подготовки будущих педагогов к воспитанию семейных духовнонравственных ценностей учащихся общеобразовательных учебных заведений в образовательновоспитательном процессе педагогического вуза, обусловленную, вопервых, необходимостью повышения значения семьи как гражданского социального института; вовторых, растущими требованиями к учителю с целью обеспечения более тесного взаимодействия семьи и школы в воспитании духовнонравственных ценностей учащихся; втретьих, отсутствием профессиональной готовности учителей к совместной деятельности с семьей по воспитанию духовнонравственных ценностей учащихся общеобразовательных учебных заведений.Таким образом, детальное изучение опыта воспитания семейных духовнонравственных ценностей и применения его в наше времяс учетомсовременногоуровняразвития человечества и модернизации обществаможет решить ряд сложных проблем, с которыми сталкивается большинство педагогов и родителей в процессе воспитания будущего поколения.Скринник Е. А. Воспитание семейных духовнонравственных ценностей учащихся// Концепт. –2015. –№ 06(июнь).–ART15219. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15219.htm.–ISSN 2304120X. 6

Ссылки на источники1.Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовнонравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. … драпед. наук: 13.00.01. ‬Н. Новгород, 2010. ‬511с.2.Макаренко А. С.Книга для батьків: Лекції про виховання дітей. ‬К.: Радянська школа, 1973. ‬336с.3.Сухомлинський В.О. Батьківська педагогіка. ‬К.: Радянська школа,1978. ‬263с.4.Там же.5.Акутина С.П.Указ. соч.6.Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. ‬2014. ‬Спецвыпуск № 18.‬URL: http://ekoncept.ru/2014/14728.htm. 7.Сорокіна Є. О. Народна фамілогія у формуванні сучасної української родини: // Гуманізація навчальновиховного процесу: зб. наук. праць. ‬Вип. LV. Ч. ІІ. ‬Слов‱янськ: СДПУ. ‬2011. ‬С. 236‬243.8.Акутина С.П. Указ. соч.9.Акутина С.П. Указ. соч.10.Макаренко А. С. Указ. соч.11.Стельмахович М.Г. Сім'я і родинне виховання в Україні з найдавніших часів до XIX ст. // Рідна школа. ‬1992. ‬№3‬4. ‬С. 14‬19.12.Щербань П. Концепція «Сім‱я і родинне виховання» // Рідна школа. ‬1996. ‬№ 11‬12. ‬С. 15‬20.

Еvgenia Skrinnik,Lecturer at the chair ofPhysical Education and Health, Physical Rehabilitation and Sports Medicine, Ukrainian Medical Stomatological Academy, Poltavajessiasorokina@mail.ruUpbringing family spiritual and moral values of studentsAbstract.The value of family education, cooperationof family and school openup in the process of education and forming of the value system. The author analyzesapproaches of education of family spirituallymoral values of students. The questions of education of family spiritualmoral values are examined as an educational problem. The role of teacher is grounded in this process and the problem of training of skilled pedagogical personnelis affected.Key words:education, family, family spiritual and moral values, students, teacher.References1.Akutina,S. P. (2010) Formirovanie u starsheklassnikov semejnyh duhovnonravstvennyh cennostej vo vzaimodejstvii sem'i i shkoly:dis. … dra ped. nauk: 13.00.01,N. Novgorod, 511 p.(in Russian).2.Makarenko,A. S. (1973) Kniga dlja bat'kіv: Lekcіїpro vihovannja dіtej,Radjans'ka shkola, K.,336 p.(inUkrainian).3.Suhomlins'kij,V. O. (1978) Bat'kіvs'ka pedagogіka, Radjans'ka shkola, K.,263 p.(inUkrainian).4.Ibid.5.Akutina, S. P. (2010) Op. cit.6.Ivanov,V. M., Litvinov, A. A. &Husainov,A. V. (2014) “Sistema cennostej pri vospitanii shkol'nikov v sovremennoj shkole”,Koncept.Specvypusk № 18.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14728.htm(in Russian).

7.Sorokіna,Є. O. (2011) “Narodna famіlogіja u formuvannіsuchasnoїukraїns'koїrodini”,Gumanіzacіja navchal'novihovnogo procesu:zb. nauk. prac',Vip. LV. Ch. ІІ,SDPU,Slov‱jans'k,pp.236‬243(in Ukrainian).8.Akutina, S. P. (2010) Op. cit.9.Akutina, S.P. (2010) Op. cit.10.Makarenko, A. S. (1973) Op. cit.11.Stel'mahovich,M. G. (1992) “Sіm'ja іrodinne vihovannja v Ukraїnіz najdavnіshih chasіv do XIX st.”,Rіdna shkola,№ 3‬4,pp.14‬19(in Ukrainian).12.Shherban',P. (1996) “Koncepcіja ‱Sіm‱ja іrodinne vihovannja‱”,Rіdna shkola,№ 11‬12,pp.15‬20 (in Ukrainian).

Рекомендованокпубликации:

Кравченко Л. М., доктором педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived25.06.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review26.06.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication26.06.2015

ОпубликованаPublished29.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Скринник Е. А., 2015www.ekoncept.ru