Расширение перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бокая Ю. О. Расширение перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15246.htm.
Аннотация. В статье проведено исследование необходимости расширения перечня услуг общественного питания как фактора конкурентоспособности на примере ресторана «Докер паб», г. Находка. В ходе исследования были рассмотрены способ расширения услуг и его влияние как фактора конкурентоспособности на дальнейшую деятельность предприятия. Способом расширения было выбрано создание нового ночного клуба на втором этаже ресторана. Для этого автор рассмотрел предприятие, на котором планируется размещение ночного клуба, проанализировал условия для создания нового заведения, провел сравнительный анализ главного конкурента «Техас-saloon» по основным критериям и составил бизнес-план нового ночного клуба. Также были рассмотрены необходимые средства для осуществления проекта, на основе которых проведены расчеты затрат, выделен сегмент потенциальных потребителей и рассчитаны эффективность и риски для нового заведения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бокая Ю. О. Необходимость расширения перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности (на примере ресторана «Докер паб», г. Находка)// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15246. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15246.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15246УДК 339.13

Бокая Юлия Олеговна,

студентка Vкурса филиала ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» в г. Находкаyulechka92.2010@mail.ru

Расширениеперечня услуг общественного питания

как фактор конкурентоспособности

Аннотация. В статье проведено исследование необходимости расширения перечня услуг общественного питаниякак фактора конкурентоспособности на примере ресторана «Докер паб»,г. Находка. В ходе исследования былирассмотреныспособ расширения услуг и его влияние как фактора конкурентоспособности на дальнейшую деятельность предприятия. Способом расширениябыло выбрано создание нового ночного клуба на втором этаже ресторана. Для этого авторрассмотрелпредприятие, на котором планируется размещение ночного клуба, проанализировалусловия для создания нового заведения, провелсравнительный анализ главного конкурента «Техасsaloon» по основным критериям и составилбизнесплан нового ночного клуба. Такжебыли рассмотрены необходимые средства для осуществления проекта, на основе которых проведены расчеты затрат, выделен сегмент потенциальных потребителей и рассчитаныэффективность и риски для нового заведения.Ключевые слова:услуги, предприятие общественного питания, ночной клуб, бизнесплан, расчеты, анализ.Раздел:(04) экономика.

В настоящее время туризм и индустрия гостеприимства развиваются очень быстрыми темпами, благодаря чемусоздаются новые рабочие места, развиваются транспорт и связь, улучшается экономика страны. Индустрия туризма представлена многочисленными предприятиямиразного профиля: предприятиямиразмещения, общественного питания, туризма (туроператорская и турагентская деятельность), предприятиямипо перевозке и предприятиямипроведения досуга. Эти профили также имеют различные виды и подвиды. Находкинский городской округ является одним из рекреационных центров Приморского края и обладает огромным потенциалом для развития аттрактивности своей территории. На данный моментадминистрация округа проводит политику по развитию туризма–уже несколько лет подряд Находкинскийгородской округ признан лучшим поразвитиютуризма среди муниципальных образований края. Высокая оценка характеризует правильность выбранной на муниципальном уровне политики по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятных условий для развития туристской деятельности[1].Наряду с успехами есть и проблемы. Так, в Находке индустрия туризма представлена многочисленнымипредприятиями питания, туризмаи оченьограниченно –предприятиями развлечения–в городе существует только один ночной клуб. Это негативно сказывается на имидже и экономике города.Актуальность исследования заключается в необходимости расширения услуг общественного питания.Объектом исследования выступил ресторан «Докер Паб», г. Находка. Предметисследования –необходимость расширения перечня услуг общественного питаниякак фактор конкурентоспособности.Бокая Ю. О. Необходимость расширения перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности (на примере ресторана «Докер паб», г. Находка)// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15246. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15246.htm.2ISSN 2304120X. 2

По определению ГОСТ 319852013 «Услуги общественного питания. Термины и определения»,предприятие общественного питания (предприятие питания)–это объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления)как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей[2].Тип предприятия общественного питания–вид предприятия с характерными особенностями кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых услуг потребителям. Согласно ГОСТ Р 507622007 «Общественное питание. Классификация предприятий»,основные типы предприятий общественного питания–это рестораны, бары, столовые, кафе, закусочные [3].Как и предприятия общественного питания, ночные клубы также имеют огромное влияние на индустрию гостеприимства. Иногда уровень организации развлекательной программы создает имидж города или определенного предприятия. Ночной клуб (англ. night club)–общественное заведение, работающее обычно после 21 часа, которое предназначено для свободного времяпрепровождения (как правило, для молодежи)[4].Ночные клубы вышли на такой уровень развития, когда ночная клубная жизнь становится областью развлечений в чистом виде[5].Ночные клубы в индустрии гостеприимства Приморского края появились сравнительно недавно, около десяти лет назад. Ночные клубы являются делом, приносящим хороший постоянный доход и при этом ничем не отличающимся от ресторанов, хотя разница между ними колоссальная. Ресторан, благодаря месторасположению и удобному подъезду, сможет эффективно существовать, а ночному клубу помимо всего представленного необходима интересная концепция, как для гостей, так и для инвесторов. Главное различие между этимипонятиями в том, что главная и основная услуга ресторана –это оказание услуг по общественному питанию, где развлекательная программа является дополнением, в то время как в ночном клубе, наоборот,развлечение выступает основной услугой, а услуги общественного питания–дополнением.Ресторан «Докер Паб» в г. Находкеявляется современным предприятием общественного питания с уникальной специализацией –ирландский паб. На это указывают особенности интерьера, обслуживания, специфика кухни и собственная пивоварня. Предприятие существует 2 года, при этом хорошо себя зарекомендовало перед жителями и гостями города, что способствует эффективной работе организации и конкурентоспособности заведения. У предприятияимеется главный конкурент –ресторан «Кот и Клевер», конкурентный анализ которогопредставлен в табл.1.Исследовав преимущества и недостатки предприятия «Докер Паб» с помощью анкетирования гостей (анкетирование проходило в период с 1 декабря 2014 г. по 1января 2015 г.), сравнительного анализа с главным конкурентом «Кот и Клевер», мывыявили, что развивающееся предприятие «Докер Паб»имеет огромные перспективы для дальнейшего развития и повышения конкурентоспобности на рынке услуг на основе уже имеющихся преимуществ. Такженельзя не отметить, что данное заведение располагает благоприятными условиями для создания нового ночного клуба. На предприятии существует второй этаж общей площадью 200 квадратных метров и высотой 8 метров, что эквивалентно двухэтажному жилому зданию. Это поспособствует комфортному и просторному расположению ночного клуба на двух уровнях второго этажа паба, что не только привлечет новых клиентов в клуб, но и будет способствоватьпривлечению потребителей в ресторан.Бокая Ю. О. Необходимость расширения перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности (на примере ресторана «Докер паб», г. Находка)// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15246. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15246.htm.2ISSN 2304120X. 3

Таблица 1 Конкурентный анализ главного конкурента–ресторана «Кот и Клевер»

Характеристика«Докер Паб»«Кот и Клевер»Существование на рынке2 года5 летКухняЕвропейскаяЕвропейская кухня с элементами азиатскойРасположениеВ центре города, удобное расположение –рядом остановка, высокий поток посетителейВ центре города, но неудобное расположение–находится между домамиЦеныСредниеЧуть выше среднихРазвлекательная программа и ее соответствие стилю заведенияВыступления местных исполнителей и музыкантов из ближайших городовВыступление международных звезд и местных исполнителейFacecontrolОграничение –от 21 годаОграничение –от 25 летВместительность200–210 мест170 местНаличие танцполаЕстьНетРеклама в последнее времяЧасто рекламируют на радио, в Интернете в социальных сетях, а также много наружной рекламыДавно не слышно на радио, по телевидению, в Интернете. Из наружной рекламы –небольшой баннер рядом с остановкой городских автобусовСтепень «раскрутки бренда»Предприятие находится в стадии развития, в связис чем немногие знают о его существованииТак как предприятие давно находится на рынке услуг, имеет уже свой раскрученный бренд

Чтобы анализировать условия для создания нового ночного клуба в городе Находке, автором был проведен сравнительный анализ главного конкурента среди ночныхклубов –«Техас saloon», основными критериями для сравнения выступили пункты смешанной концепции для создания ночного клуба. На основе полученных данных сделан вывод, что главный конкурент предлагаемого проекта «Техас saloon»–предприятие общественного питания, оформленноев соответствии со стилистикой «дикого Запада», существующее на местном рынке индустрии гостеприимства достаточно давно и зарекомендовавшее себя как предприятие класса «люкс». На данный момент предприятие не проводит никакой стимулирующей политики для привлечения клиентов благодаря имеющейсярепутации. Предприятие представляет конкуренцию для создания нового ночного клуба, при этом имеет недостатки, которые создают преимущества перед ним, а именно: неудобное расположение заведения; неудобные пути подъезда и выезда; маленький танцпол, нерассчитанный на количество посадочных мест; нет никакого внешнего оформления заведения; униформа не выдержана в едином стиле с заведением; не проводится никакой маркетинговой политики для развития заведения. Проведя анализпо основным критериям, можно сделать вывод, что данное заведение отвечает представленным параметрам, но по некоторым пунктам не совсем соответствует потребностям рынка.Создание нового ночного клуба, по мнению автора, поспособствует благоприятному влиянию на имидж не только заведения, но и города, что может повысить конкурентоспособность предприятия.Проведенное автором анкетированиегостей ресторана «Докер Паб»выявило, что потенциальныеклиентынового заведения –жителии гости города в возрасте от 18 до 35 лет со средним уровнем дохода, преимущественнонезамужние или неженатые. При выборе клуба люди обращают внимание на шоупрограмму и музыку, а также цены, респектабельность заведения и уровень обслуживания. Из недостатков Бокая Ю. О. Необходимость расширения перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности (на примере ресторана «Докер паб», г. Находка)// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15246. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15246.htm.2ISSN 2304120X. 4

большая часть респондентов выделиланеинтересную программу и высокие цены главного конкурента. Посещают клуб респонденты не более 2 раз в месяц в компании друзей. Информацию люди получают из Интернета и наружной рекламы, что позволило составить портретпотенциального потребителя услуг.На основе проведенных исследований и представленных данныхавтором был составлен бизнесплан нового ночного клуба на втором этаже предприятия общественного питания ООО «ОРИоН ДВ»«Докер Паб».Автор предлагает открыть новый ночной клуб в современном индивидуальном стиле без какойлибо определенной стилистики с интересной и неповторимой развлекательной программой для гостей, а также эксклюзивной клубной музыкой и выступлением танцевальной группы. Для развлекательной программы автор предлагает привлечьмузыкантов различного масштаба, что поспособствует привлечению потенциальных клиентов, увеличению прибыли и созданию положительного имиджа как предприятия, так и города, увеличит конкурентоспособность предприятия.Потребителями услуг нового ночного клуба выступят физические лица–жители и гости города в возрастеот 18 лети с доходом выше среднего. Так как планируется открытие заведения для людей с доходом выше среднего, предлагается установить facecontrol. Это поможет выявить людей, которые не желают активно тратить деньги в данном заведении, ведь большая часть доходов приходится на услуги питания и бар. В качестве персонала данного заведенияавтор предлагает привлечьспециалистов данной отрасли. В городе существует несколько учебных заведений, специализирующихся на подготовке квалифицированного персонала для индустрии гостеприимства, привлечение которого поспособствует высокому уровню обслуживания на предприятии, получению опыта для будущих работников и развитию предприятия в целом.Освоение производства рассчитано на пять месяцев и предполагает следующие стадии: регистрация, получение кредита,выполнение ремонтных работ, закупкаоборудования, установкаоборудования, найм сотрудников, реклама, эксплуатацияоборудования, начало функционирования бизнеса.Отделка и ремонт помещения ночного клуба потребует 303320 рублей. Затраты на мебель составят 5395000 рублей, а на звуковое и световое оборудование –906520 рублей. Предлагаемый автором интерьер нового ночного клуба представлен на рис.1, 2 и 3.

Рис. 1.Вид на индивидуальные кабинки в ночном клубе

Бокая Ю. О. Необходимость расширения перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности (на примере ресторана «Докер паб», г. Находка)// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15246. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15246.htm.2ISSN 2304120X. 5

Рис. 2.Вид на ночной клуб с нижнего уровня клуба

Рис. 3.Вид на ночной клуб с верхнего уровня клуба

На основе сравнительного анализа главного конкурентабыло выявлено, что на местном рынке сбыта нет жесткой конкуренции, соответственно, создание нового ночного клуба не будет требовать огромных вложений для дальнейшего развития и поддержания интереса посредством PRкампании. Основными средствами рекламирования выступят наружная реклама, Интернет, радиои телереклама. Необходимые затраты составят 535000 рублей.На период освоения производства до открытия заведения для гостей общий баланс предприятия составил 8497205 рублей. Планируется, что вкладвсех учредителей составит 5000000 рублей, то есть каждый учредитель внесет по 500000 рублей, каждый учредитель имеет право на 10 процентов от общей выручки заведения. В планируемый периодпрогнозируется потребность в привлечении кредитов, поэтому автор предлагает взять кредит на такие цели, как приобретение основного оборудования, необходимой мебели и прочие расходы,в сумме 3500000рублей сроком на 24 месяца. Благодаря проведенным расчетамприбыль с входных билетов за месяц составит 357000 рублей, прибыль с бара за месяц –840000 рублей, прибыль ночного клуба за Бокая Ю. О. Необходимость расширения перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности (на примере ресторана «Докер паб», г. Находка)// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15246. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15246.htm.2ISSN 2304120X. 6

месяц –1197000 рублей, а средняя прибыль за смену составит 149625 рублей. При расчете средней прибыли не учитывался фактор прибыли с продаваемых блюд кухни, так как данные расчеты необходимо проводить при расчете сырья.На основе всех проведенных расчетов затрат выявлено, что в месяц для функционирования потребуется 1211293 рубля без учета сырья для приготовления блюд кухни.Чтобы проследитьдинамику работы предприятия, а также распланировать,когда предприятие сможет окупить все затраты, автор разработал общую таблицу предполагаемой прибыли и убытков для нового предприятия(табл. 2).

Таблица 2

Предполагаемые прибыли и убытки для нового предприятия

Показатели2015 год2016 год2017 годДоходыянварьфевральмартапрельмайиюньиюльавгуст648993,12648993,12648993,12713993,12843993,12973993,121168993,121363993,12Расходы50000000–––––––Итого по строке–49351007648993,12648993,12713993,12843993,12973993,121168993,121363993,12Итого с нарастающим итогом–49351007–4286107–3637114–2923121–2079128–1105135638581300135

Анализируя данную таблицу,можно сделать вывод о том, что проект окупится за 3 года, а в последующие годы будет приносить достаточно большую прибыль, что говорит о выгодности данного проекта.Чтобы подтвердить выгодность нового проекта, а также эффективность разработанного бизнесплана, автор рассчитал и проанализировал критериальные показатели оценки эффективности проектапри цене авансированного капитала 10 процентов. Текущая стоимость всех доходов за весь период проекта составила 9982793,84 рублей, чистый доход –4882793 рубля,индекс доходности равен 2, среднегодовой доход с учетом инфляции 1247849,23 рублей, срок окупаемости проекта 4 года, рентабельность инвестиций равна 1.Расчет показателей эффективности проекта показал, что предложенный автором бизнесплан достаточно эффективен.Данное исследование показало, что разработанный автором бизнесплан нового ночного клуба выступает как необходимость расширения перечня услуг предприятия, на котором планируется расположить новое заведение, а также средство удовлетворения потребностей жителей и гостей города. Описанный бизнеспроект подтвердил необходимость расширения перечня услуг общественного питания для данного предприятия, привлекательность для инвестирования, а также показал, что будущее предприятие будет конкурентоспособно наместном и, возможно, на региональном рынке сбыта услуг индустрии гостеприимства.

Ссылки на источники1.Находка снова лучшая в развитии туризма. –URL: http://www.travelforlife.ru/p16/l1239/index.html.2.ГОСТ Р 319852013. Услуги общественного питания. Термины и определения. –Доступ из справ.правовой системы«КонсультантПлюс». –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165477.3.ГОСТ Р 507622007. Общественное питание. Классификация предприятий: Оhranatruda.ru:библиотека ГОСТов и нормативов.–URL: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/53/53394/index.php. 4.Ночной клуб. –URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418429/%D0%9D%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9.5.Ночной клуб 61. –URL: https://rulove.ru/place?id=218.Бокая Ю. О. Необходимость расширения перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности (на примере ресторана «Докер паб», г. Находка)// Концепт. 22015. 2№ 07(июль).2ART15246. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15246.htm.2ISSN 2304120X. 7

Yuliya Bokaya,

Student of the 5th course Branch "Vladivostok State University of Economy and Service", Nakhodkayulechka92.2010@mail.ruNeed of extension of the list of services of public catering as competitiveness factor on the example of Docker pub restaurant, Nakhodka cityAbstract.In this article research of need of extension of the list of services of public catering, as competitiveness factor on the example of Docker Pub restaurant Nakhodka is conducted. During research the way of expansion of services and its influence as competitiveness factor on further activity of the enterprise was considered. As way of expansion creation of new night club on the second floor of Docker Pab restaurant Nakhodka was chosen as me. For this purpose I considered the enterprise at which placement of night club is planned, analysed conditions for creation of a new institution, carried out the comparative analysis of the main competitor "Texassaloon" by the main criteria and made the business plan of new night club. In its sections I considered necessary means for implementation of the project on the basis of which calculations of expenses are carried out, the segment of potential consumers is allocated and efficiency and risks for a new institution is calculated.Keywords:services, catering establishment, night club, business plan, computation , analysis.References1.Nahodka snova luchshaja v razvitii turizma. Available at: http://www.travelforlife.ru/p16/l1239/index.html(in Russian).2.GOST R 319852013. Uslugi obshhestvennogo pitanija. Terminy i opredelenija. Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul'tantPljus”. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165477(in Russian).3.GOST R 507622007. Obshhestvennoe pitanie. Klassifikacija predprijatij: Ohranatruda.ru: biblioteka GOSTov i normativov. Available at: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/53/53394/index.php(in Russian). 4.Nochnoj klub.Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418429/%D0%9D%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9(in Russian).5.Nochnoj klub 61. Available at: https://rulove.ru/place?id=218(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived29.06.15Получена положительная рецензияReceived a positivereview01.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication01.07.15ОпубликованаPublished02.07.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бокая Ю. О., 2015www.ekoncept.ru