Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15248.htm.
Аннотация. В статье приведены результаты исследования взаимосвязи тревожности и самооценки в дошкольном возрасте. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Выявленный уровень самооценки каждого ребёнка сопоставлялся с показателями тревожности с помощью корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Спирмена. Выявлена положительная корреляционная связь между показателями тревожности и самооценки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15248УДК159.9.072.43

Гимаева Рита Маснавиовна, кандидат психологических наук, сертифицированный психотерапевт по методу «символдрама», доцент кафедры философии и юридической психологии ФГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивостокgrita1959@yandex.ru

Колесникова Татьяна Андреевна,студентка ФГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. ВладивостокTatiana_koles@mail.ru

Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте

Аннотация.В статье приведены результаты исследования взаимосвязи тревожности и самооценки в дошкольном возрасте. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Выявленный уровень самооценки каждого ребёнка сопоставлялся споказателями тревожности с помощью корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Спирмена. Выявлена положительная корреляционная связь между показателями тревожности и самооценки.Ключевые слова:дошкольный возраст, тревожность, самооценка, взаимосвязь тревожности и самооценки.Раздел:02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность изучения тревожности в дошкольном возрасте связана с тем, что работники детских дошкольных учреждений отмечают рост числа тревожных детей, а именно тревожность часто лежит в основе невротического развития личности, обусловливая в дальнейшем различные психологические проблемы в жизни людей. Тревожные дети часто очень не уверены в себе, обладают неустойчивой самооценкой [1]. В то же времядля дошкольного возраста нормативной является завышенная самооценка, основанная на положительном отношении взрослых. В дошкольном возрасте происходит активное формирование самооценки, поэтому повышенная тревожность в этом возрасте негативно влияет на формирующуюся самооценку [2].Целью нашего работы являлось исследование взаимосвязи тревожности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Гипотезой нашего исследования выступило предположение, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 30 детей 6 лет, посещающихдетский сад. Использовались следующие методики: «Рисунок человека», тест тревожности Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки [3], методика исследования самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» В.Г.Щур и методика изучения самооценки дошкольников А.В. Захарова [4].Для выявления тревожности были использованы методики «Рисунок человека» и «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки. Проективные методики наиболее эффективныдля выявления эмоциональных проблем и личностных особенностей у детей, так как дети в дошкольном возрасте не обладают развитой рефлексией. При использовании проективной методики «Рисунок человека» нами были выделены пятьосновных признаковрисунка человека, свидетельствующих о наличии поГимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 2

вышенной тревожности у испытуемого: большое количество штриховки, пустые глазницы, наличие головного убора, недостаток опоры у нарисованной фигуры, заполнение всего пространства листа, на котором расположен рисунок. У испытуемых было выделено от одного до трехпризнаков тревожности. Результаты исследованиятревожности с помощью методики «Рисунок человека» представлены в табл.1. Таблица 1Результаты диагностики тревожности дошкольников по методике «Рисунок человека» (n= 30)

Признаки тревожностиКоличество детей, имеющих признак

тревожностиНаличие головного убора у нарисованногочеловека5Рисование глаз, характерное для наличия тревоги, страхов25Недостаток опоры у нарисованной фигуры15Большое количество штриховки в рисунке8Заполнение всего пространства листа3

Как следует из табл. 1, убольшинства испытуемыхдетей в рисунках присутствует несколько признаков тревожности. Наиболее часто выявляемымпризнаком тревожности оказалось рисование глаз –у 25 детей нарисованная фигура имела либо пустые, либо полностью закрашенные глазницы. Необходимо отметить, что все испытуемые имели в своем рисунке хотя бы один признак тревожности. В целомрезультаты использования методики «Рисунок человека» подтвердили наблюдения работников детских дошкольных учреждений, о том, что в настоящее время растет количество детей с повышенным уровнем тревожности.Проективная методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки позволяет определить тревожность по отношению к ряду жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Конечный результатиспользования этой методики –выявление у испытуемого индекса тревожности (ИТ), который может варьировать в следующих пределах: высокий уровень тревожности –ИТ больше 50%;средний уровень тревожности –ИТ находится в пределах от 20до 50%;низкий уровень тревожности–ИТ находится в пределах от 0до 20%.Результаты использования методики диагностики тревожности «Выбери нужное лицо» Р.Тэмпл, В. Амен, М. Дорки представлены в табл.2.Таблица 2Результаты диагностики тревожности дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р.Темпл, В. Амен, М. Дорки (n=30)

Уровень тревожностиКоличество детейВысокий1Средний29Низкий0

В результате использования методики Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки были получены следующие результаты: высокий уровень тревожности был выявлен у одного ребенка –ИТ= 64,2%, средний уровень тревожности у 29 детей–ИТ от 21,5 до 50%, низкий уровень тревожности не был выявлен ни у одного из детей.Таким образом, диагностика тревожности по двум использованным методикам показала, что у большинства испытуемых детей средний уровень тревожности.Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 3

Изучение уровня самооценки проводилось с помощью методики исследования самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» В.Г. Щур и методики изучения самооценки дошкольников А.В. Захарова.Результаты исследования уровня самооценки с помощью методики «Лесенка» В.Г. Щур представлены в табл. 3.Таблица 3Результаты диагностики самооценки дошкольников по методике В.Г. Щур (n= 30)

Уровень самооценкиКоличество детейЗавышенная9Адекватная14Заниженная7

Как следует из табл. 3, при использовании методики В.Г.Щур были получены следующие результаты:завышенная самооценка–у 9 детей;адекватная самооценка была выявлена у 14 детей;заниженная самооценка –у 7 детей, принявших участие в исследовании.Наиболее благоприятным вариантом самооценки в дошкольном возрасте является несколько завышенная самооценка, которая формируется под влиянием поддержки и одобрения родителей и других значимых взрослых. Завышенная самооценка помогает ребенку наиболее успешно справляться с различными задачами развития, создает благоприятный эмоциональный фон для овладения различными умениями, навыками в различных областях жизни: в общении, в обучении. В нашем исследовании завышенная самооценка была выявленалишь у 9 детей, что составляет 30% от всей выборки, в то же время у 7 детей была выявлена заниженная самооценка, что является неблагоприятным показателем для дальнейшего развития этих детей.Результаты исследования уровня самооценки с помощью методики А.В. Захарова представлены в табл.4.Таблица 4Результаты изучения диагностики самооценки дошкольников по методике А.В. Захарова (n= 30)

Уровень самооценкиКоличество детейЗавышенная7Норма самооценки11Заниженная12

Как видно из табл. 4, завышенная самооценка была выявлена у7 человек, норма самооценки у 11 человек, заниженная самооценка у 12 детей. Таким образом, результаты исследования самооценки по двум методикам показали, что у большинства испытуемых детей адекватная и заниженная самооценка. В случае адекватной самооценки можно предположить, что эти дети обладают достаточно реалистичным представлением о своих достоинствах и возможностях,в то же времязаниженная самооценка, выявленная у 7 детей по методике В.Г.Щури 12детей по методике А.В. Захарова, свидетельствует либо о недостатке поддержки со стороны взрослых, либо о большом количестве психотравмирующих ситуаций в жизни этих детей.Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста.Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 4

Для подтверждения или отвержения гипотезы о существовании взаимосвязи тревожности и самооценки у детей использовался корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции ранговСпирмена.В результате исследования взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл, В. Амен, М. Дорки и методике В.Г.Щур «Лесенка» был получен следующий результат: коэффициент корреляцииr/s=–0,04. В этом случае значение коэффициента корреляции не достигло уровня статистической значимости.При исследовании взаимосвязи тревожности и самооценки дошкольников по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэмпл,В. Амен, М. Дорки и методике исследования самооценки А.В. Захарова был получен следующий результат: коэффициент корреляцииr/s=–0,11. В этом случае значение коэффициента корреляции также не достигло уровня статистической значимости.Использование корреляционного анализа между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» и самооценки по методике В.Г. Щур дало следующий результат: коэффициент корреляцииr/s= 0,161. В данном случае величина коэффициента имеет знак плюс, то естьсвязь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака соответствует большая величина другого признака. Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей дошкольного возраста,принимается, взаимосвязь существует, но не достигает уровня статистической значимости.Использование корреляционного анализа между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» исамооценки по методике А.В. Захарова привело к следующему результату:коэффициент корреляцииr/s = 0,316, то есть его значение достигло уровня статистической значимости. В данном случае гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей дошкольного возраста,подтверждается, взаимосвязь существует:высокому уровню тревожности соответствует более высокий уровень самооценки.Выдвигая гипотезу нашего исследования, мы предполагали существование обратно пропорциональной зависимости между тревожностью и самооценкой в дошкольном возрасте, то естьчем выше тревожность, тем ниже самооценка. Полученные результаты выявили прямо пропорциональную зависимость: высокому уровню тревожности соответствует более высокий уровень самооценки. Мы предполагаем, что выявленная взаимосвязь есть проявлениемеханизма компенсации: тревожные дети склонны к завышению своей самооценки, так как их тревожит сама возможность неудачи, их низкой оценки окружающими. Экспертное мнение воспитателей, работающих с испытуемыми детьми, подтвердило наше предположение. В то же времядля подтверждения нашего предположения необходимо продолжение исследования с использованием более представительной выборки испытуемых.Таким образом, результаты нашего исследования показали, что взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста существует: при повышенной тревожности возможна более высокая самооценкакак проявление механизма компенсации, что характерно для детей дошкольного возраста.

Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 5

Таблица 5Пример расчета коэффициента корреляции Спирмена между показателями тревожности по методике «Рисунок человека» и самооценки по методикеА.В. Захарова

№ испыт.Значение АРанг АЗначение ВРанг ВD(ранг А –ранг В)d2114524–20400214630–266763217524–7494217415,51,52,255217415,51,52,25621713141967328,55244,520,258217524–7499217524–7491014524–20400111426,5–2,56,2512217524–74913328,55244,520,2514217524–749151413111621741,51,52,2517328,531018,5342,2518217524–74919328.55244,520,2520217415,51,52,252121726.510,5110,25222171314196232173107492414310–63625217415,51.52,25262173107492714131128217415,51,522529217131419630217310749сумма

465

46503076Результат: r/s= 0,316.

Ссылки на источники1.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.–М.: Норма, 2011.–446 с.2.Каменская В.Г. Детская психология:учеб.пособие для вузов.–М.:ФОРУМ, 2011.–288с.3.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. –СПб.: Речь, 2011.–198с.4.Захаров А.В. Методика исследования самооценки дошкольников // Вопросы психологии. –2012.–URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980804090.htm.

Rita Gimaeva, Candidate of Psychological Sciences, certified psychotherapist, senior lecturerat the chair of Philosophy and Juridical Psychology,Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok grita1959@yandex.ruTatyana Kolesnikova, Student, Vladivostok State University of Economics and Service, VladivostokTatiana_koles@mail.ruRelationship of anxiety and selfesteem in preschool age

Гимаева Р. М., Колесникова Т. А. Взаимосвязь тревожности и самооценки в дошкольном возрасте// Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15248. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15248.htm.–ISSN 2304120X. 6

Abstract. The paper deals withresults of the research on relationship of anxiety and selfesteem in preschool age. The study was directed on children of preschool age. The authors identifylevel of selfesteem of each child and compare itwith anxiety indices by using correlation analysis with calculation of Spearman's correlation coefficient. Positive correlation between measures of anxiety and selfesteemwas revealed.Key words:preschool age, anxiety, selfesteem, relationship of anxiety and selfesteem.References1.Prihozhan,A. M. (2011) Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dinamika,Norma, Moscow,446 p.(in Russian).2.Kamenskaja,V. G.(2011)Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja vuzov,FORUM, Moscow,

288 p.(in Russian).3.Kostina,L. M. (2011) Metody diagnostiki trevozhnosti,Rech', St. Petersburg,198 p.(in Russian).4.Zaharov,A. V. (2012) “Metodika issledovanija samoocenki doshkol'nikov”,Voprosy psihologii. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1980804090.htm (in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived05.07.15Получена положительная рецензияReceived a positive review06.07.15ПринятакпубликацииAccepted for publication06.07.15ОпубликованаPublished25.07.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Гимаева Р. М., Колесникова Т. А., 2015www.ekoncept.ru