Методика использования информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе по географии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова
О.
В.,
Кутузов
А.
А. Методика использования информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 7 (июль). – С.
131–135. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15249.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы корреляции и применения информационно-коммуникативных и проектных технологий во внеклассной работе по географии. Представлены теоретико-методологические основы методики использования информационно-коммуникативных технологий в русле процессов информатизации и экологизации географического образования. В результате проведенного исследования сконструирована авторская методическая система использования информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе по географии.
Ключевые слова:
проектное обучение, инфомационно-коммуникативная образовательная технология, информатизация и экологизация образования, школьное географическое образование, продуктивная творческая деятельность, внеклассная работа учащихся
Текст статьи
Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15249УДК 372.891:004.9
Смирнова Оксана Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородgeogrovs@yandex.ru
Кутузов Андрей Александрович,магистрант ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородvolandemort12@gmail.com
Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии
Аннотация.В статье рассматриваются актуальные вопросы корреляции и применения информационнокоммуникативных и проектных технологий во внеклассной работе по географии. Представлены теоретикометодологические основыметодики использования информационнокоммуникативных технологий в русле процессов информатизации и экологизации географического образования.В результате проведенного исследования сконструирована авторская методическая система использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии.Ключевые слова:информационнокоммуникативная образовательная технология, информатизация и экологизация образования, проектное обучение, школьное географическое образование, продуктивная творческая деятельность, внеклассная работа учащихся.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Социальные перемены, связанные с лавинообразными процессами информатизации и экологизации,обусловливают необходимость постоянного совершенствования системы современного образования и внедрения в практику обучения новых педагогических технологий [1, 2]. Востребованной сегодня является интеллектуальная, творческая личность, способная осуществлять продуктивную созидательную деятельностьв окружающей среде. В связи с этим приоритетное значение в обучении отводится проектной деятельности школьников и широкому использованию в ней информационнокоммуникативных технологий.В школьном географическом образовании информационнокоммуникативные технологии рассматриваются как важнейший образовательный ресурс становления географической культуры, что отражено в работах Н. Ф. Винокуровой, М. М. Бадьина, А. В. Зулхарнаевой, А. А. Летягина, Д. В. Новенко, Н. Н. Петровой, В. Д. Сухорукова, Е. А. Таможней,В. С. Тикунова, О. В. Смирновой, Н. В. Правиковой. Применение проектных технологий в обучении географии рассматривается в трудах А.И.Алексеева, И. И. Бариновой, Л. Ф. Греханкиной, В. П. Дронова, А. Г. Захарова, Е. А. Кротовой, О. В. Крыловой, А. В. Летягина, А. А. Лобжанидзе, Ю. В. Митрофановой, В. В. Николиной, Н. Н. Петровой, В. Я. Рома, Д. П. Финарова. Наше магистерское исследование базируется на этих исследованиях и развивает их с точки зрения методических аспектов корреляции информационнокоммуникативных и проектных Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 2
технологий во внеклассной работе по географии. В таком интегрированном виде данная проблема в методике обучения географии раньше не ставилась.
Цель исследованиязаключается в разработке методической системы организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.
Объект исследования –школьное географическое образование в контексте информатизации и экологической направленности.
Предмет исследования–процесс корреляции проектной деятельности учащихся и информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:1.Выявить теоретикометодологические основания организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.2.Разработать и обосновать методическую систему организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.3.Раскрыть последовательность организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии в рамках кружка с использованием информационнокоммуникативных технологий.4.Экспериментально проверить эффективность разработанной методики организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.Решая первую задачу, мы изучили понятия «проект», «проектная деятельность» и «проектная технология» в обучении и установили, что существуют различныетрактовки данных понятий. Исходя из целей нашего исследования, мы рассматриваем проектную технологию как педагогическую технологию по созданию качественно новогообразовательного продукта [3]. Следует подчеркнуть, что проектная технология–это инновационная технология обучения, с помощью которой в ходе изучения географии учащиеся самостоятельно осуществляют развернутое решение личностноважной для них проблемы и получают конкретный результат в виде разработок, макетов, схем и других создаваемых продуктов, а также непосредственной созидательной деятельности в окружающей среде. Нами установлено, что проектная деятельность–это уникальная деятельность, имеющая началои конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата (цели), создание определенного, уникального учебного продукта. Проектное обучение рассматривается как механизм реагирования системы образования на внешние изменения [4]. Учебные проекты стимулируют развитие системы географического образования и обусловливают потребность в рефлексии накопленного опыта. Нами были изучены различныеклассификациипроектов:1.По использованию дидактических средств: классические, информационные и коммуникативные (компьютерные).2.По продолжительности времени проведения проекта: краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во внеучебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).3.По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По словамучащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 3
4.По количеству участников: индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, коллективные –парные, выполняемые парами участников, и групповые –для групп школьников. Практикоориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.5.По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практикоориентированные, познавательные проекты.
Наше исследование предполагало изучение особенностей применения информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) и их корреляцию с проектным обучением в процессе внеклассной работы по географии. Нами установлено, что применение информационнокоммуникативных технологий в процессе проектного обучения поновому его организует. Использование информационнокоммуникативных технологий в проектной деятельности учащихся повышает культурноинформационный уровень воспитанности учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, умение использовать для обучения ресурсы сети Интернет, формируетнавыки публичного выступления, навыки самооценки и самоконтроля (личностное совершенствование),развивает умение выполнять рефлексию, делать выводы [5]. А совместно с проектными технологиями существенно повышает уровень творческой деятельности учащихся.В психологопедагогических исследованиях подчеркивается, что для ребенка мотивированной являетсяситуация, в которой есть его личное действие, изменение ситуации посредством действия. Ситуация действия предоставляет возможность исследования связи «действие –его последствия». Проектная деятельность основана на испытании связи действия и его последствий.При этом сопряженное использование ИКТ, в том числе в качестве педагогического инструмента, означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности. По мнению Г.К. Селевко [6], условия обучения, создаваемые ИКТ, должны способствовать развитию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск жизненных связей и закономерностей.В целоминформационнокоммуникативныетехнологии представляют собой совокупность методов, производственных процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Существуют различные классификации информационнокоммуникативныхтехнологий. В нашем исследовании мы опираемся на классификацию ИКТ И.В.Роберт [7]. По области методического назначения информационнокоммуникативных технологий автор выделяет следующие виды ИКТ:обучающие сообщают знания, формируют умения учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения;тренажеры предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;информационнопоисковые и справочные сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации;демонстрационные визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;имитационные представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;лабораторные позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 4
моделирующие позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;расчетные автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;учебноигровые предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.Решая вторую задачу, мыразработалии обосновалиметодическуюсистемуорганизации проектной деятельности во внеклассной работе по географии с использованием ИКТ. Методическая система представлена на двух уровнях: теоретикометодологическом и методическом. Первый уровень включает совокупность информационного, культурологического, личностнодеятельностного, компетентностного подходов, а также дидактическиепринципыих реализации: принцип экологизации, творческодеятельностный, демонстративнонаглядный, принцип оптимизации содержания и состава информационнометодического обеспечения учебного процесса. Методический уровень включает целевой, содержательный, процессуальный, организационнотехнологический и результативнооценочный компоненты. Целевой компонент представлен триединством целей. Стратегическая цель (цельидеал) выражена в формировании географической культуры личности. Цельсредство определяется через планируемые результаты усвоения научного содержания. Цельсубъект направлена наразвитие творческой деятельности.
Структура содержательного компонента отражает элементы географической культуры личности и включает познавательный, аксиологический, практический и личностноориентированный аспекты. Познавательный аспект отражает особенности природы, населения, хозяйства и культуры изучаемой территории. Аксиологический аспект включает содержание, обеспечивающее становление у учащихся общечеловеческих ценностей и норм, нравственных качеств,эстетического восприятия окружающей действительности. Праксиологический аспект предполагает созидательную практическую (творческую, коммуникативную) деятельность учащихся в процессе реализации проектной технологии с использованиемИКТ. Личностноориентированный аспект отражен в индивидуальных результатах обучения.Процессуальный компонент методической системы базируется на последовательном развитии творческой деятельности. За основу выделенных в нашей методической системе этапов процессуального компонента взяты исследования И.Е.Жуковской об уровнях продуктивной творческой деятельностипри изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования[8].Организационнотехнологический компонент направлен на усиление функцийсамостоятельного познания и овладения информационнокоммуникативными технологиями, развитие творческой активности посредством выполнения учащимисяразличных типов проектов: игровых, творческих, практикоориентированных, информационных, исследовательских(см. таблицу).Результативнооценочный компонент направлен на проверку сформированности географической культуры на базе следующих критериев: знания (глубина), развитие творческой активности (низкий, средний, высокий уровни),информационнокоммуникативнаякомпетентность (низкий, средний, высокий уровни).
Решая третью задачу, мы раскрыли последовательность организации проектной деятельности учащихся во внеурочной работе по географии с использованием ИКТ. Последовательность реализуетсяна четырех взаимосвязанных этапах: экспрессивное творчество, продуктивное творчество, инновационное творчество и порождающее творчество. В соответствии с данными этапами разработана система проектов, применяемая во внеурочной работе по географии в рамках геоэкологического кружка «Мой родной край», которая коррелируется с соответствующими каждому этапу информационнокоммуникативными технологиями.Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 5
Корреляция проектной деятельности учащихся,информационнокоммуникативных технологий и этапов развития творческой деятельности учащихся во внеучебной работе по географии (сост. А. А. Кутузов)
Четвертая задача предполагала экспериментальную проверку эффективности разработанной методики организации проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ во внеурочной работе по географии. В целом опытноэкспериментальная работа осуществлялась в три этапа:1йэтап –констатирующий эксперимент –определение критериев эффективности методики организации проектной деятельности, разработку контрольнодиагностических заданий,обработку полученных результатов;2йэтап –формирующий эксперимент –проверкаэффективности разработанной методики организации проектной деятельности;3йэтап –оценка конечных результатов, обработка полученных данных и их интерпретация.
Результаты педагогического эксперимента позволяют судить об эффективности разработанной методикииспользования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии.
Ссылки на источники1.Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В., Смирнова О.В., Кишиневский С.С.Использование информационнокоммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития: теория и практика// Известия ВГПУ. –2014. –№ 9(94). –С.167–173.2.Смирнова О.В. Информационнокоммуникативная компетентность учащихся: психологопедагогические основы //Концепция использования информационнокоммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития/под ред. Н.Ф. Винокуровой. –Н. Новгород:«Поволжье»,2011.–С.22.3.НиколинаВ.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика. –Н.Новгород: НГПУ, 2008. –107 с.4.Там же.5.БадьинМ.М. Методика использования информационнокоммуникативных технологий в школьном географическом краеведении: дис. ... канд. пед. наук. –Н. Новгород, 2013. –216 с.6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. –М.: Народное образование, 1998. –256 с.7.РобертИ.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты). –М.: ИИО РАО, 2008. –274 с.8.ЖуковскаяИ. Е. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования: дис. ... канд. пед. наук. –Н. Новгород, 2006. –210 с.
Этапы развитиятворческой деятельностиТип проектаИнформационнокоммуникативные технологииЭкспрессивное творчествоРолевойигровойДемонстрационные, учебноигровыеПродуктивное творчествоТворческий,практикоориентированныйИнформационнопоисковые (с использованием программных средств: Google Maps), моделирующиеИнновационное творчествоИнформационныйИнтерактивные, информационнопоисковые (с использованием интернетресурсов)Порождающее творчествоИсследовательскийДемонстрационные, моделирующиеСмирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 6
Oxana Smirnova, Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod Teachers Training State University K. Minin, Nizhny Novgorodgeogrovs@yandex.ru
Andrey Kutuzov, Undergraduate,Nizhny Novgorod Teachers Training State University K. Minin, Nizhny Novgorodvolandemort12@gmail.com The method of using information and communication technologies in extracurricular activities in geography Abstract.The article considers topical issues of correlation and application of information and communication and design technologies in extracurricular activities in geography. Presents theoretical and methodological bases of a technique of use of information and communication technologies in line with the processes of Informatization and the greening of geographical education. In the result of the study, designed the author's methodical use of information and communication technologies in extracurricular activities in geography.Key words:informationalcommunicative educational technology, information and environmental education, projectbased learning, school geographical education, productive creative activities, extracurricular work of students.References1.Vinokurova,N. F., Zulharnaeva,A. V., Smirnova,O. V.&Kishinevskij,S. S. (2014) “Ispol'zovanie informacionnokommunikativnyh tehnologij v geograficheskom obrazovanii dlja ustojchivogo razvitija: teorija i praktika”,Izvestija VGPU, № 9(94),pp. 167–173(inRussian).2.Smirnova,O. V. (2011) “Informacionnokommunikativnaja kompetentnost' uchashhihsja: psihologopedagogicheskie osnovy”,in Vinokurova,N. F.(ed.)Koncepcija ispol'zovanija informacionnokommunikativnyh tehnologij v geograficheskom obrazovanii dlja ustojchivogo razvitija,“Povolzh'e”, N. Novgorod, p. 22(inRussian).3.Nikolina,V. V. (2008) Proektnoe obuchenie v shkol'noj geografii: teorija i praktika, NGPU, N. Novgorod,107 p.(in Russian).4.Ibid.5.Bad'in,M. M. (2013) Metodika ispol'zovanija informacionnokommunikativnyh tehnologij v shkol'nom geograficheskom kraevedenii:dis. ... kand. ped. nauk,N. Novgorod, 216 p.(in Russian).6.Selevko,G. K. (1998) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie,Narodnoe obrazovanie, Moscow,256 p.(in Russian).7.Robert,I. V. (2008) Teorija i metodika informatizacii obrazovanija (psihologopedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty),IIO RAO, Moscow,274 p.(in Russian).8.Zhukovskaja,I. E. (2006) Formirovanie opyta tvorcheskoj dejatel'nosti uchashhihsja pri izuchenii jekologii gorodskogo landshafta v uslovijah dopolnitel'nogo geograficheskogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk,N. Novgorod, 210 p.(inRussian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived11.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.06.15Принята к публикацииAccepted for publication13.06.15ОпубликованаPublished14.07.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Смирнова О. В., Кутузов А. А., 2015www.ekoncept.ru
ART15249УДК 372.891:004.9
Смирнова Оксана Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородgeogrovs@yandex.ru
Кутузов Андрей Александрович,магистрант ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгородvolandemort12@gmail.com
Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии
Аннотация.В статье рассматриваются актуальные вопросы корреляции и применения информационнокоммуникативных и проектных технологий во внеклассной работе по географии. Представлены теоретикометодологические основыметодики использования информационнокоммуникативных технологий в русле процессов информатизации и экологизации географического образования.В результате проведенного исследования сконструирована авторская методическая система использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии.Ключевые слова:информационнокоммуникативная образовательная технология, информатизация и экологизация образования, проектное обучение, школьное географическое образование, продуктивная творческая деятельность, внеклассная работа учащихся.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Социальные перемены, связанные с лавинообразными процессами информатизации и экологизации,обусловливают необходимость постоянного совершенствования системы современного образования и внедрения в практику обучения новых педагогических технологий [1, 2]. Востребованной сегодня является интеллектуальная, творческая личность, способная осуществлять продуктивную созидательную деятельностьв окружающей среде. В связи с этим приоритетное значение в обучении отводится проектной деятельности школьников и широкому использованию в ней информационнокоммуникативных технологий.В школьном географическом образовании информационнокоммуникативные технологии рассматриваются как важнейший образовательный ресурс становления географической культуры, что отражено в работах Н. Ф. Винокуровой, М. М. Бадьина, А. В. Зулхарнаевой, А. А. Летягина, Д. В. Новенко, Н. Н. Петровой, В. Д. Сухорукова, Е. А. Таможней,В. С. Тикунова, О. В. Смирновой, Н. В. Правиковой. Применение проектных технологий в обучении географии рассматривается в трудах А.И.Алексеева, И. И. Бариновой, Л. Ф. Греханкиной, В. П. Дронова, А. Г. Захарова, Е. А. Кротовой, О. В. Крыловой, А. В. Летягина, А. А. Лобжанидзе, Ю. В. Митрофановой, В. В. Николиной, Н. Н. Петровой, В. Я. Рома, Д. П. Финарова. Наше магистерское исследование базируется на этих исследованиях и развивает их с точки зрения методических аспектов корреляции информационнокоммуникативных и проектных Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 2
технологий во внеклассной работе по географии. В таком интегрированном виде данная проблема в методике обучения географии раньше не ставилась.
Цель исследованиязаключается в разработке методической системы организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.
Объект исследования –школьное географическое образование в контексте информатизации и экологической направленности.
Предмет исследования–процесс корреляции проектной деятельности учащихся и информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:1.Выявить теоретикометодологические основания организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.2.Разработать и обосновать методическую систему организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.3.Раскрыть последовательность организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии в рамках кружка с использованием информационнокоммуникативных технологий.4.Экспериментально проверить эффективность разработанной методики организации проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по географии с использованием информационнокоммуникативных технологий.Решая первую задачу, мы изучили понятия «проект», «проектная деятельность» и «проектная технология» в обучении и установили, что существуют различныетрактовки данных понятий. Исходя из целей нашего исследования, мы рассматриваем проектную технологию как педагогическую технологию по созданию качественно новогообразовательного продукта [3]. Следует подчеркнуть, что проектная технология–это инновационная технология обучения, с помощью которой в ходе изучения географии учащиеся самостоятельно осуществляют развернутое решение личностноважной для них проблемы и получают конкретный результат в виде разработок, макетов, схем и других создаваемых продуктов, а также непосредственной созидательной деятельности в окружающей среде. Нами установлено, что проектная деятельность–это уникальная деятельность, имеющая началои конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата (цели), создание определенного, уникального учебного продукта. Проектное обучение рассматривается как механизм реагирования системы образования на внешние изменения [4]. Учебные проекты стимулируют развитие системы географического образования и обусловливают потребность в рефлексии накопленного опыта. Нами были изучены различныеклассификациипроектов:1.По использованию дидактических средств: классические, информационные и коммуникативные (компьютерные).2.По продолжительности времени проведения проекта: краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во внеучебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).3.По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По словамучащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 3
4.По количеству участников: индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, коллективные –парные, выполняемые парами участников, и групповые –для групп школьников. Практикоориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.5.По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практикоориентированные, познавательные проекты.
Наше исследование предполагало изучение особенностей применения информационнокоммуникативных технологий (ИКТ) и их корреляцию с проектным обучением в процессе внеклассной работы по географии. Нами установлено, что применение информационнокоммуникативных технологий в процессе проектного обучения поновому его организует. Использование информационнокоммуникативных технологий в проектной деятельности учащихся повышает культурноинформационный уровень воспитанности учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, умение использовать для обучения ресурсы сети Интернет, формируетнавыки публичного выступления, навыки самооценки и самоконтроля (личностное совершенствование),развивает умение выполнять рефлексию, делать выводы [5]. А совместно с проектными технологиями существенно повышает уровень творческой деятельности учащихся.В психологопедагогических исследованиях подчеркивается, что для ребенка мотивированной являетсяситуация, в которой есть его личное действие, изменение ситуации посредством действия. Ситуация действия предоставляет возможность исследования связи «действие –его последствия». Проектная деятельность основана на испытании связи действия и его последствий.При этом сопряженное использование ИКТ, в том числе в качестве педагогического инструмента, означает появление новых форм мыслительной, творческой деятельности. По мнению Г.К. Селевко [6], условия обучения, создаваемые ИКТ, должны способствовать развитию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск жизненных связей и закономерностей.В целоминформационнокоммуникативныетехнологии представляют собой совокупность методов, производственных процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Существуют различные классификации информационнокоммуникативныхтехнологий. В нашем исследовании мы опираемся на классификацию ИКТ И.В.Роберт [7]. По области методического назначения информационнокоммуникативных технологий автор выделяет следующие виды ИКТ:обучающие сообщают знания, формируют умения учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения;тренажеры предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;информационнопоисковые и справочные сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации;демонстрационные визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;имитационные представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;лабораторные позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 4
моделирующие позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;расчетные автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;учебноигровые предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.Решая вторую задачу, мыразработалии обосновалиметодическуюсистемуорганизации проектной деятельности во внеклассной работе по географии с использованием ИКТ. Методическая система представлена на двух уровнях: теоретикометодологическом и методическом. Первый уровень включает совокупность информационного, культурологического, личностнодеятельностного, компетентностного подходов, а также дидактическиепринципыих реализации: принцип экологизации, творческодеятельностный, демонстративнонаглядный, принцип оптимизации содержания и состава информационнометодического обеспечения учебного процесса. Методический уровень включает целевой, содержательный, процессуальный, организационнотехнологический и результативнооценочный компоненты. Целевой компонент представлен триединством целей. Стратегическая цель (цельидеал) выражена в формировании географической культуры личности. Цельсредство определяется через планируемые результаты усвоения научного содержания. Цельсубъект направлена наразвитие творческой деятельности.
Структура содержательного компонента отражает элементы географической культуры личности и включает познавательный, аксиологический, практический и личностноориентированный аспекты. Познавательный аспект отражает особенности природы, населения, хозяйства и культуры изучаемой территории. Аксиологический аспект включает содержание, обеспечивающее становление у учащихся общечеловеческих ценностей и норм, нравственных качеств,эстетического восприятия окружающей действительности. Праксиологический аспект предполагает созидательную практическую (творческую, коммуникативную) деятельность учащихся в процессе реализации проектной технологии с использованиемИКТ. Личностноориентированный аспект отражен в индивидуальных результатах обучения.Процессуальный компонент методической системы базируется на последовательном развитии творческой деятельности. За основу выделенных в нашей методической системе этапов процессуального компонента взяты исследования И.Е.Жуковской об уровнях продуктивной творческой деятельностипри изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования[8].Организационнотехнологический компонент направлен на усиление функцийсамостоятельного познания и овладения информационнокоммуникативными технологиями, развитие творческой активности посредством выполнения учащимисяразличных типов проектов: игровых, творческих, практикоориентированных, информационных, исследовательских(см. таблицу).Результативнооценочный компонент направлен на проверку сформированности географической культуры на базе следующих критериев: знания (глубина), развитие творческой активности (низкий, средний, высокий уровни),информационнокоммуникативнаякомпетентность (низкий, средний, высокий уровни).
Решая третью задачу, мы раскрыли последовательность организации проектной деятельности учащихся во внеурочной работе по географии с использованием ИКТ. Последовательность реализуетсяна четырех взаимосвязанных этапах: экспрессивное творчество, продуктивное творчество, инновационное творчество и порождающее творчество. В соответствии с данными этапами разработана система проектов, применяемая во внеурочной работе по географии в рамках геоэкологического кружка «Мой родной край», которая коррелируется с соответствующими каждому этапу информационнокоммуникативными технологиями.Смирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 5
Корреляция проектной деятельности учащихся,информационнокоммуникативных технологий и этапов развития творческой деятельности учащихся во внеучебной работе по географии (сост. А. А. Кутузов)
Четвертая задача предполагала экспериментальную проверку эффективности разработанной методики организации проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ во внеурочной работе по географии. В целом опытноэкспериментальная работа осуществлялась в три этапа:1йэтап –констатирующий эксперимент –определение критериев эффективности методики организации проектной деятельности, разработку контрольнодиагностических заданий,обработку полученных результатов;2йэтап –формирующий эксперимент –проверкаэффективности разработанной методики организации проектной деятельности;3йэтап –оценка конечных результатов, обработка полученных данных и их интерпретация.
Результаты педагогического эксперимента позволяют судить об эффективности разработанной методикииспользования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии.
Ссылки на источники1.Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В., Смирнова О.В., Кишиневский С.С.Использование информационнокоммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития: теория и практика// Известия ВГПУ. –2014. –№ 9(94). –С.167–173.2.Смирнова О.В. Информационнокоммуникативная компетентность учащихся: психологопедагогические основы //Концепция использования информационнокоммуникативных технологий в географическом образовании для устойчивого развития/под ред. Н.Ф. Винокуровой. –Н. Новгород:«Поволжье»,2011.–С.22.3.НиколинаВ.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика. –Н.Новгород: НГПУ, 2008. –107 с.4.Там же.5.БадьинМ.М. Методика использования информационнокоммуникативных технологий в школьном географическом краеведении: дис. ... канд. пед. наук. –Н. Новгород, 2013. –216 с.6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. –М.: Народное образование, 1998. –256 с.7.РобертИ.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический и технологический аспекты). –М.: ИИО РАО, 2008. –274 с.8.ЖуковскаяИ. Е. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования: дис. ... канд. пед. наук. –Н. Новгород, 2006. –210 с.
Этапы развитиятворческой деятельностиТип проектаИнформационнокоммуникативные технологииЭкспрессивное творчествоРолевойигровойДемонстрационные, учебноигровыеПродуктивное творчествоТворческий,практикоориентированныйИнформационнопоисковые (с использованием программных средств: Google Maps), моделирующиеИнновационное творчествоИнформационныйИнтерактивные, информационнопоисковые (с использованием интернетресурсов)Порождающее творчествоИсследовательскийДемонстрационные, моделирующиеСмирнова О. В., Кутузов А. А.Методика использования информационнокоммуникативных технологий во внеклассной работе по географии // Концепт. –2015. –№ 07(июль).–ART15249. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15249.htm.–ISSN 2304120X. 6
Oxana Smirnova, Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod Teachers Training State University K. Minin, Nizhny Novgorodgeogrovs@yandex.ru
Andrey Kutuzov, Undergraduate,Nizhny Novgorod Teachers Training State University K. Minin, Nizhny Novgorodvolandemort12@gmail.com The method of using information and communication technologies in extracurricular activities in geography Abstract.The article considers topical issues of correlation and application of information and communication and design technologies in extracurricular activities in geography. Presents theoretical and methodological bases of a technique of use of information and communication technologies in line with the processes of Informatization and the greening of geographical education. In the result of the study, designed the author's methodical use of information and communication technologies in extracurricular activities in geography.Key words:informationalcommunicative educational technology, information and environmental education, projectbased learning, school geographical education, productive creative activities, extracurricular work of students.References1.Vinokurova,N. F., Zulharnaeva,A. V., Smirnova,O. V.&Kishinevskij,S. S. (2014) “Ispol'zovanie informacionnokommunikativnyh tehnologij v geograficheskom obrazovanii dlja ustojchivogo razvitija: teorija i praktika”,Izvestija VGPU, № 9(94),pp. 167–173(inRussian).2.Smirnova,O. V. (2011) “Informacionnokommunikativnaja kompetentnost' uchashhihsja: psihologopedagogicheskie osnovy”,in Vinokurova,N. F.(ed.)Koncepcija ispol'zovanija informacionnokommunikativnyh tehnologij v geograficheskom obrazovanii dlja ustojchivogo razvitija,“Povolzh'e”, N. Novgorod, p. 22(inRussian).3.Nikolina,V. V. (2008) Proektnoe obuchenie v shkol'noj geografii: teorija i praktika, NGPU, N. Novgorod,107 p.(in Russian).4.Ibid.5.Bad'in,M. M. (2013) Metodika ispol'zovanija informacionnokommunikativnyh tehnologij v shkol'nom geograficheskom kraevedenii:dis. ... kand. ped. nauk,N. Novgorod, 216 p.(in Russian).6.Selevko,G. K. (1998) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie,Narodnoe obrazovanie, Moscow,256 p.(in Russian).7.Robert,I. V. (2008) Teorija i metodika informatizacii obrazovanija (psihologopedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty),IIO RAO, Moscow,274 p.(in Russian).8.Zhukovskaja,I. E. (2006) Formirovanie opyta tvorcheskoj dejatel'nosti uchashhihsja pri izuchenii jekologii gorodskogo landshafta v uslovijah dopolnitel'nogo geograficheskogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk,N. Novgorod, 210 p.(inRussian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived11.06.15Получена положительная рецензияReceived a positive review13.06.15Принята к публикацииAccepted for publication13.06.15ОпубликованаPublished14.07.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Смирнова О. В., Кутузов А. А., 2015www.ekoncept.ru