Преимущества использования Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баранова Н. А., Дубинина А. С. Преимущества использования Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15255.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам интеграции Интернет-ресурсов в образовательный процесс. В статье рассматриваются актуальные вопросы использования сети Интернет, даётся определение данного образовательного средства, рассматриваются его преимущества и подтверждается актуальность их использования при обучении иностранным языкам.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баранова Н. А., Дубинина А. С. Преимущества использования Интернетресурсовпри обучении иностранным языкам// Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15255. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15255.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15255УДК372.881.1:004.9

Баранова Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего и германского языкознания филиала ФГАОУ ВПО«Северный (Арктический) федеральный университет им.М.В. Ломоносова», г.Северодвинскromachka21@yandex.ru

Дубинина Алеся Сергеевна,студентка филиала ФГАОУ ВПО«Северный (Арктический) федеральный университет им.М.В. Ломоносова», учитель английского языка МОУ «СОШ №3», г. Новодвинскdubininaalesya@yandex.ru

Преимущества использования Интернетресурсовпри обучении иностранным языкам

Аннотация. Статья посвящена вопросам интеграции Интернетресурсов в образовательный процесс. В статье рассматриваются актуальные вопросы использования сети Интернет, даётся определение данного образовательного средства, рассматриваются его преимущества и подтверждается актуальность их использования при обучении иностранным языкам.Ключевые слова: информационные технологии, Интернетресурсы, дидактические задачи, преимущества использования.Раздел (01): педагогика; историяпедагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

XXI век –век информационных технологий, век, когда прогресс опережает жизнь, и необходимость внедрения информационных технологий становится всё очевиднее.С каждым годом учителя и преподаватели все больше осознают необходимость использовать новые информационные технологии и при обучении иностранным языкам в своей педагогической деятельности. Вопрос интеграции и применения Интернетресурсов очень актуален в настоящее время, так как использование их как средства обучения способствует реализации целей и задач обучения и воспитания. Внедрение новых технологий необходимо рассматривать как важнейшее условие разнопланового развития учащихся, как интеллектуального, творческого, так и нравственного.Введение сети Интернет в процесс обучения стимулирует активность учащихся, усиливает их желание учиться. Использование Интернетресурсов помогает индивидуализировать процесс обучения, учитывая способности, уровень обученности и склонности учащихся, помогая им осознать реальную значимость изучаемого языка.Применение Интернетресурсов особенно актуально на старшей ступени обучения, поскольку именно здесь выходит на первый план самостоятельное применение иностранного языка как средства получения информации, расширения словарного запаса и знаний. Особый акцент уделяется собственной деятельности учеников по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель же должен выступать как организатор деятельности учащихся, таким образом, можно сделать вывод, что Интернетресурсы –часть информационной культуры и педагога, и учащихся.Практически каждый исследователь, занимающийся задачей интеграции Интернеттехнологий в процесс обучения, затрагивал проблему образовательного потенциала Интернетресурсов в той или иной степени. Дополнительная возможность формирования информационнопредметной среды обучения способствует повышению Баранова Н. А., Дубинина А. С. Преимущества использования Интернетресурсовпри обучении иностранным языкам// Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15255. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15255.htm.2ISSN 2304120X. 2

уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, формирование которой является главной целью при обучении иностранным языкам в средней школе.На современном этапе образования в школы активно внедряются информационнокоммуникационные технологии, формируются электронные образовательные ресурсы. Использование Интернетресурсов в процессе обучения становится требованием реальности, вызванной информационнотехнологической грамотностью обучающихся [1]. Для того чтобы процесс образования стал более мобильным, информативным, разносторонним нельзя обойтись без информационных технологий, а возможности в области обучения с помощью сети Интернет постоянно расширяются. Компьютерные технологии можно применять во всех сферах образовательного процесса, которые реализуются в разных учебных заведениях (школа, гимназия, лицей, колледж, университет). С помощью их предоставляется возможность реализации современных тенденций в образовательных системах многих стран мира. Необходимо отметить, что стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых направленностей, устанавливает потребность выхода в единое мировое образовательное пространство [R].На разных стадиях одновременно с развитием технической мысли выступало активное внедрение разнообразных наглядных и технических средств в образовательный процесс, что способствовало повышению эффективности предлагаемых инноваций и учебного процесса в целом. В целом, в педагогике, дидактике и методике иностранного языка всегда преследуется одна единственная цель –развитие, воспитание и образование подрастающего поколения. Сначала в процессе обучения использовались лишь обычная доска и мел, но с годами применялось все больше технической оснащённости. Изначально это были магнитофоны, затем телевизоры и, в конце концов, компьютеры [3].Развитие связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной, удивительной сети Интернет, которую впоследствии начали использовать в образовательном процессе. Согласно определению, учебные Интернетресурсы –это текстовые, аудиои визуальные материалы, имеющие различную тематику, способствующие формированию иноязычной коммуникативной компетенции и развитию коммуникативнокогнитивных умений обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации [4].При помощи Интернетресурсов ученики имеют возможность больше вовлекаться в образовательный процесс обучения. С.Калверт изучал развитие техники и выделил перечень черт информационных технологий, которые, согласно его мнению, должны приносить пользу ученикам [5]. Благодаря введению и использованию новых технологий изменяется не только образовательный процесс, но и роль учителя. Педагог становится консультантом, проводником, соавтором ученика. Современный педагог должен владеть передовыми информационными технологиями, обладать способностью направить «блуждающую мысль» в правильное направление, обучить учащегося критически оценивать информацию, полученную из Интернета, анализировать и грамотно использовать её.Актуальность использования Интернеттехнологий в современной школе обусловлена, в первую очередь, необходимостью формировать навыки самостоятельной учебной деятельности обучаемых. Сегодня, в связи с быстрым увеличением объема информации, сами по себе знания прекращают быть самоцелью, они являются критерием эффективности реализации личности в профессиональной деятельности. Вследствие этого цель каждого педагога –помогать ученикам быть активными участниками педагогического процесса, а также способствовать формированию желания в беспрерывном поиске дополнительных знаний, вне базового учебника. Другими словами, следует создать определённую модель образовательного процесса, которая Баранова Н. А., Дубинина А. С. Преимущества использования Интернетресурсовпри обучении иностранным языкам// Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15255. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15255.htm.2ISSN 2304120X. 3

разрешала бы выявлять, развивать и совершенствовать творческие возможности учеников, которые пригодятся им вне учебного класса [6].Обучение иностранному языку –процесс многогранный, что обусловливается главной целью –развитие личности, которая способна и обладает желанием принимать участие в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и стремится к совершенствованию в иноязычной речевой деятельности на изучаемом языке. Задача современной школы в обществе –подготовить учащихся к ориентированию в информационном пространстве и овладению информационной культурой. В настоящее время уже не вызывает никаких сомнений необходимость использования Интернета в школьном процессе.Таким образом, сеть Интернет даёт возможность получения информации и ресурсов, а также индивидуального самообразования и учеников, и учителей, которые являются основой школьного образовательного пространства.Преимущество Интернетресурсов перед традиционными средствами обучения, внедрённых в образовательный процесс по обучению иностранному языку, в данный момент не порождает никаких сомнений и не требует дополнительных подтверждений. Интернетресурсы представляют собой, вопервых, колоссальное информационное поле, которое содержит очень дифференцированную педагогически важную информацию, а вовторых –разные средства оживления восприятия информации: графики, звука, движения. Эти фактыдемонстрируют существенные преимуществаИнтернета перед традиционным бумажным учебником [7].Одним из главных плюсов сети Интернет является доступ к безграничному объему новой информации и наличие большого выбора аутентичных материалов, например, новости, интересные факты из жизни знаменитых людей и сверстников, живущих за границей, тексты и переводы известных песен, электронные письма, реклама, меню, вывески в магазине, стихи, видеозаписи и т.п.Естественность лексического наполнения и грамматических форм, ситуативная адекватность применяемых языковых средств характеризуют аутентичные материалы. Эти материалы предоставляют обучаемым возможность увидеть примеры использования языка в реальном общении, повторять примеры речевого и невербального поведения партнеров; получать новые, иногда необычные решения проблем в период их общего обсуждения на уроке под руководством учителя [8]. Также необходимо отметить, что ученики получают возможность приобрести страноведческие знания, такие как географические особенности, достопримечательности, знание фоновой и безэквивалентной лексики, особенности идиом и лексических единиц, знание особенностей речевого этикета при общении с людьми из разных социальных групп.Н. В.Иванова выделяет следующие преимущества использования Интернетресурсов:ресурсы сети Интернет гарантируют передачу знаний и доступ к информации намного быстрее и эффективнее в отличие от традиционных средств обучения. Учебники и пособия по иностранному языку переиздаются в течение довольнотаки длительного времени, изза этого информация в них перестаёт быть актуальной для учеников;обучение с применением ресурсов сети Интернет необходимо причислять к новым педагогическим технологиям, поскольку изменяется положение преподавателя, он перестает являться однимединственным источником знаний, а становится инициатором процесса поиска, обработки информации и координатором исследований и созданий творческих работ учащихся;Интернет формирует общеучебные навыки обучающихся, сопряженные с анализом, синтезом, абстрагированием, сравнением, сопоставлением, обобщением, а Баранова Н. А., Дубинина А. С. Преимущества использования Интернетресурсовпри обучении иностранным языкам// Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15255. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15255.htm.2ISSN 2304120X. 4

также механизмы вероятностного и смыслового прогнозирования, языковую внимательность и лингвистическую наблюдательность;при обучении школьников языку Интернетресурсы могут помочь педагогу формировать продуктивные умения и навыки разговорной речи, обеспечивая настоящую увлеченность учеников в результатах обучения. Цель учителя –обучить учеников и студентов спонтанно и адекватно отвечать на высказывания носителей языка или одноклассников, показывая собственные эмоции и чувства, перестраиваясь прямо на ходу, таким образом, происходит реализация деятельностного подхода в обучении иностранному языку;Интернет способствует формированию таких социальных и психологических качеств обучающихся, как уверенность в себе и умение трудиться индивидуально и в коллективе; создает прекрасную атмосферу для сотрудничества, будучи средством интерактивного подхода. Интерактивность побуждает учеников адекватно реагировать на реальные жизненные ситуации с помощью иностранного языка [9].Интернетресурсы являются бесценными и необъятными средствами, создающие информационнопредметную среду образования и самообразования учащихся, удовлетворяющие их индивидуальные интересы и потребности. Имея такую отличительную особенность, как высокая степень интерактивности, информационные Интернетресурсы создают уникальную учебнопознавательную среду, которую можно продуктивно использовать с целью решения дидактических задач по обучению иностранному языку:развитие умений и формирование навыков чтения на основе применения аутентичных материалов разной сложности с учётом особенностей ступени обучения;совершенствование умения воспринимать иноязычную речь на слух, при использовании аутентичных звуковых текстов Интернета и серии коммуникативнонаправленных упражнений для контроля понимания прослушанного;совершенствование умений письма, индивидуально или коллективно (составление письмаответа партнерам, подбор реферативного материала, написание сочинений с элементами рассуждения, выполнение творческих проектов);пополнение словарного запаса лексикой современного английского языка, которая отражает конкретный период развития культуры народа, общественного, политического и экономического устройства общества;знакомство с культуроведческими знаниями, характеризующиеся речевым этикетом, характерными чертами вербального и невербального поведения носителей языка, особенностями культуры, традициями страны изучаемого языка;формирование устойчивой мотивации к иноязычной деятельности на уроках на основе регулярного применения актуальных материалов, обсуждения проблем, которые интересны для всех и каждого [1P].Главное преимущество компьютерной телекоммуникации –замыкание электронной информационной среды, которое позволяет учащимся и учителям работать с компьютерами как с универсальными средствами обработки информации [11].Суммируя вышесказанное можно сделать вывод, что информационные технологии позволяют: организовать совместные разноплановые исследовательские работы и проекты учеников, учителей, студентов из разных школ, учебных, научных центров из разных регионов и стран;обеспечить оперативную консультационную поддержку широкому кругу обучающихся из научнометодических центров;Баранова Н. А., Дубинина А. С. Преимущества использования Интернетресурсовпри обучении иностранным языкам// Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15255. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15255.htm.2ISSN 2304120X. 5

организовывать дистанционное обучение и повышение квалификации педагогических кадров;оперативно обмениватьсяинформацией, данными, идеями, мыслями, планами, которые интересуют участников, расширяют кругозор и повышают их культурный уровень;прививать навыки реальной исследовательской деятельности, имитируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;развивать умения находить информацию в разнообразных источниках, подвергать ее обработке с поддержкой современных компьютерных технологий, хранить и передавать на дальние расстояния, в разные части планеты;воспроизводить истинную языковую среду (при условии совместимости интернациональных телекоммуникационных проектов, аудио, теле, видеоконференций, чатов), которая будет способствовать зарождению естественной потребности общаться на иностранном языке, а, следовательно, потребности изучать иностранные языки;способствовать культурному, гуманитарному развитию обучающихся на основе приобщения к обширной информации культурного, этнического, гуманистического плана.Именно данные преимущества Интернета становятся явными при применении его в школьной аудитории. Для такой работы идеальным условием является наличие компьютерного класса с подключенным Интернетом.Использование Интернетресурсов не представляет собой самоцель. Для того, чтобы определить правильные место, значимость и роль Интернета в педагогическом процессе, необходимо, для начала, найти ответы на вопросы: для кого, для чего, когда и в каком объёме он должен использоваться [1R].Внедрение Интернетресурсов –это не только соответствие веяниям образования, но и новаторство, которым должен обладать современный педагог.

Ссылки на источники1.Грин Н.В. Интернет как средство обучения // Успехи современного естествознания. –2013. –№ 5. –С. 59–61.2.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. –М.: Академия, RPP3. –R7R с.3.Поляков А.А. Системы дистанционного обучения // Новые знания. –1996. –№3. –С. 34–35.4.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование новых учебных Интернеттехнологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Тамбовского университета. Серия R: Гуманитарные науки. –2008. –№ R. –С. 363–371.5.Calvert S. Children’s Journeys through the Information Age. –New York: McGrawHill. –1999. –340 с.6.Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе: перевод с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В.В. Рубцова. –М.: Прогресс, 1998. –336 с.7.Андреев А.А. Введение в Интернетобразование. –М.: Логос,2003. –76с.8.Никитенко С.Г. Интернет для учителей иностранного // Иностранные языки в школе. –2002. –№5. –С. 51–54.9.Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. –Красноярск: БУКВА, RPP4. –11R с.10.Павлова Е.А. Преимущества использования Интернетресурсов при обучении иностранному языку.–URL: http://festival.1september.ru/articles/626546.

11.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. –2005. –№ 3. –С.54–59.12.DudeneyG., HocklynN. HowtoteachEnglishwithtechnology. –London: PearsonLongman. –2008. –192 p.



Баранова Н. А., Дубинина А. С. Преимущества использования Интернетресурсовпри обучении иностранным языкам// Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15255. 20,5п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15255.htm.2ISSN 2304120X. 6

Natalia Baranova,Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of General and Germanic Linguistics,branch of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Severodvinskromachka21@yandex.ruAlesya Dubinina,Student, branch of Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov,teacher of English, Secondary school №3, Novodvinskdubininaalesya@yandex.ruThe advantages of the Internet resourcesusagein teaching foreign languagesAbstract.The paperis devoted tointegration of the Internet resources into educational process. The paper considers topical issues of using the Internet, defineseducational methods, reviews the advantages and confirms the relevance of their usage in teaching foreign languages.Key words: information technologies, Internet resources, didactic objects, advantages of using.References1.Grin N. V. Internet kak sredstvo obucheniya// Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. –2013. –№ 5. –P. 59–61 (in Russian).2.Polat E. S., Buharkina M. Yu., Moiseeva M. V. i dr. Novyie pedagogicheskie i informatsionnyie tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i sistemyi povyisheniya kvalifikatsii pedagogicheskih kadrov. –M.: Akademiya, 2003. –272 p. (in Russian).3.Polyakov A. A. Sistemyi distantsionnogo obucheniya// Novyie znaniya. –1996. –№ 3. –P. 34–35(in Russian).4.Syisoev P. V., Evstigneev M. N. Ispolzovanie novyih uchebnyih Internettehnologiy v obuchenii inostrannomu yazyiku (na materiale kulturovedeniya SShA)// Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnyie nauki. –2008. –№2. –P. 363–371 (in Russian).5.Calvert S. Children’s Journeys through the Information Age. –New York: McGrawHill. –1999. –340 p.(in English).6.Vilyams R.,Makli K. Kompyuteryi v shkole/Obsch. red. i vstup. st. V. V. Rubtsova. –M.: Progress, 1998. –336 p.(in Russian).7.Andreev A. A. Vvedenie v Internetobrazovanie. –M.: Logos, 2003. –76 p.(in Russian).8.Nikitenko S. G. Internet dlya uchiteley inostrannogo// Inostrannyie yazyiki v shkole. –2002. –№ 5. –P. 51–54 (in Russian).9.Ivanova N. V. Effektivnoe ispolzovanie novyih informatsionnyih tehnologiy v prepodavanii angliyskogo yazyika v sredney shkole. –Krasnoyarsk: BUKVA, 2004. –112 p.(in Russian).10.Pavlova E. A. Preimuschestva ispolzovaniya Internetresursov pri obuchenii inostrannomu yazyiku. –URL: http://festival.1september.ru/articles/626546(in Russian).11.Polat E. S. Internet na urokah inostrannogo yazyika// Inostrannyie yazyiki v shkole. –2005. –№ 3. –P. 54–59(in Russian).12.Dudeney G., Hocklyn N. How to teach English with technology. –London: Pearson Longman. –2008. –192 p.(in English).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived22.7.15Получена положительная рецензияReceived a positive review24.7.15ПринятакпуУликацииAccepted for publication24.7.15ОпуУликованаPublished25.-7.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015© Баранова Н. А., Дубинина А. С., 2015www.ekoncept.ru