Организация медико-социального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калашников
М.
В. Организация медико-социального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 7 (июль). – С.
166–170. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15256.htm.
Аннотация. Имеющиеся тенденции к увеличению распространённости заболеваний неврологического профиля среди студентов высших медицинских образовательных учреждений диктует необходимость детального изучения проблемы и принятия эффективных мер по предупреждению их появления. Одним из наиболее важных аспектов данной проблемы является увеличение числа диагностируемых нарушений сна. Снижение качества сна среди обучающихся оказывает негативное влияние на уровень подготовки и учебную успеваемость, а также снижает общий уровень жизни, поэтому автор посчитал важным уделить внимание этой проблеме. Залогом успеха мер профилактической направленности (в отношении предупреждений появления инсомний) является статистический анализ и выявление связей и корреляции между изучаемыми факторами и частотой возникновения нарушений. Ниже предложена программа такого медико-социального статистического исследования, которое позволило бы получить корректные и точные данные, позволяющие сделать необходимые выводы и разработать необходимые рекомендации.
Ключевые слова:
факторы, корреляция, статистическое исследование, нарушения сна программа, разработка материала
Текст статьи
Калашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 1
ART15256УДК316:61
Калашников Михаил Владиславович,студент ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М.Сеченова», г. Москваmk1408@mail.ru
Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов
Аннотация.Имеющиеся тенденции к увеличению распространённости заболеваний неврологического профиля среди студентов высших медицинских образовательных учреждений диктует необходимость детального изучения проблемы и принятия эффективных мер по предупреждению их появления. Одним из наиболее важных аспектов данной проблемы является увеличение числа диагностируемых нарушений сна. Снижение качества сна среди обучающихся оказывает негативное влияние на уровень подготовки и учебную успеваемость, а также снижает общий уровень жизни, поэтому автор посчитал важным уделить внимание этой проблеме. Залогом успеха мер профилактической направленности (в отношении предупреждений появления инсомний) является статистический анализ и выявление связей и корреляциимежду изучаемыми факторами и частотой возникновения нарушений. Ниже предложена программа такого медикосоциального статистического исследования, которое позволило бы получить корректные и точные данные, позволяющие сделать необходимые выводы и разработать необходимые рекомендации. Ключевые слова:статистическое исследование, нарушения сна программа, разработка материала, корреляция, факторы.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
На подготовительном этапе медикосоциального статистического исследованиясоставлены план и программа сбора материала. Сформулированы проблема, тема, цель, задачи, рабочая гипотеза исследования[1].
Проблема.Нарушения сна у студентов медицинского вуза. Тема. Современные аспекты расстройств сна у студентов 3гокурсагосударственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образовании Первогомосковского государственного университетаимениИ.М. Сеченова. Цель.Выявить факторы, вносящие наиболее весомый вклад в возникновение инсомний у студентов; разработка мер, направленных на улучшение качества сна у студентов ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова. Задачи исследования:
1) Оценка распространённости нарушений сна устудентов 3 курса всех факультетов ГБОУ ВПОПМГМУ им И.М. Сеченова. 2) Выявление факторов риска, которые вносят наибольший вкладв возникновение нарушений сна у студентов изучаемой группы. 3) Разработка научно обоснованных мер профилактического характера, направленных на предупреждение развития инсомний у студентов медицинских вузов. Рабочая гипотеза:нарушения сна наиболее распространены среди студентов лечебного факультета ввиду наибольшей учебной нагрузки, приходящейся в данный период обучения в вузе. Факторы риска развития нарушений сна, оказывающие Калашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 2
наибольшее влияние у изучаемой группы: несоблюдение режима сна и отдыха, длительные стрессовые состояния и эмоциональные переживания, длительная работа и контакт в течение дня с персональными электронными приборами (телефоны, планшеты, компьютеры, MP3 плееры).
Объект исследования:студенты 3гокурса всех факультетов ГБОУ ВПО ПМГМУ им.И.М. Сеченова. Объем статистической совокупности:достаточное число наблюдений. Совокупность:выборочная, репрезентативная по качеству и количеству. Метод формирования выборочной совокупности:пропорциональный типологический отбор. Сроки проведения исследования:май –июнь 2015 года. Методы сбора материала:анкетирование респондентов, выкопировка данных из амбулаторных карт КДЦ.Программа статистического исследованияСформулированы и обозначены единица исследования, атрибутивные признаки, количественные признаки, факторные признаки. Единица исследования:(студент 3гокурса ГБОУ ВПО ПМГМУ им И.М. Сеченова). Атрибутивные признаки: пол, факультет, успеваемость, наличие работы во внеучебное время, отношение к учёбе, семейное положение, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания), приём тонизирующих и стимулирующих ненаркотических средств, чтение художественной литературы перед сном, водные процедуры перед сном, регулярность и режим питания, место проживания (общежитие, дом или съёмная квартира). Количественные признаки:возраст, длительность ночного сна, длительность аудиторных занятий, длительность самостоятельной работы, общее суточное время работы с электронными приборами, длительность прослушивания громкой музыки в наушниках, количество приемов пищи за день. Факторные признаки:пол, возраст, успеваемость, семейное положение, наличие работы во внеучебное время, наличие вредных привычек, длительность ночного сна, длительность аудиторных занятий, общее суточное время работы с электронными приборами, длительность прослушивания громкой музыки в наушниках. Результативные признаки:наличие какоголибо нарушения сна, общее состояние здоровья.Программа сбора материала составлена в соответствии с задачами исследования и включает в себя анонимное анкетирование (ввиду удобства метода и возможности за короткие сроки получить необходимый массив информации, доступный для обработки) и выкопировку необходимых данных из карт студентов клиникодиагностического центра 3гокурса ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова. Ниже представлены предложенные автороманкета и карта изучения заболеваемости.
Анкета медикосоциального исследования для выявления распространённости и причин нарушений сна у студентовУважаемый коллега! Мы предлагаем Вам принять участие в нашем исследовании, посвящённом изучению влияния различных факторов на возникновение нарушений сна у студентов. Всё, что от Вас требуется –ответить на вопросы данной анкеты. Выбранный ответ необходимо подчеркнуть. Результаты анкетирования строго конфиденциальны, в дальнейшем они будут обработаны и исследованы группой экспертов с целью разработки мер по улучшению качества сна у студентов. Спасибо за сотрудничество!1.
Пол: м / ж.2.
Возраст: менее 19 / 20 / 21 / более 21.3.
Факультет: лечебный / медикопрофилактический / педиатрический/стоматологический /высшего сестринского образования и психологосоциальной работы/ фармацевтический.Калашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 3
4.
Успеваемость: отличная / хорошая / удовлетворительная/ неудовлетворительная.5.
Средняя продолжительность Ваших аудиторных занятий в день: менее 4 ч. / 5 –7 ч. / более 7 ч.6.
Средняя продолжительность Вашей самоподготовки в день: менее 1 ч. / 1 4 ч. / более 4 ч.7.
Вам нравится учёба? да / нет / затрудняюсь ответить.8.
Охарактеризуйте свои отношения с преподавателями: хорошие, доверительные / нейтральные / напряжённые / плохие.9.
Охарактеризуйте свои отношения с одногруппниками: дружеские / нейтральные / негативные10.Место Вашего жительства: общежитие / дома / съёмная квартира / другое.11.Семейное положение: женат, замужем / неженат, не замужем.12.Есть ли у Вас работа во внеучебное время? да / нет.13.Посещаете ли Вы спортивные секции, фитнес –клубы? да / нет.14.Вы питаетесь регулярно? да / нет.15.Довольны ли Вы качеством и продолжительностью своего сна? да / нет / затрудняюсь ответить.16.По приходу домой после окончания семинарских занятий Вы: сразу ложитесь спать / кушаете / занимаетесь домашними делами / читаете / смотрите телевизор / работаете за компьютером / занимаетесь физическими упражнениями / слушаете музыку / идёте гулять на улицу / уходите на работу / уходите на спортивную секцию / занимаетесь другим.17.Вы ложитесь спать: до 2300 / между 2300 и 200 / позже 200.18.Длительность Вашего ночного сна: 6 ч. и меньше / 68 ч. / 9 ч. и более.19.Находясь в постели, вы засыпаете: легко и быстро / долго не можете уснуть.20.Утром рабочего дня вы просыпаетесь: легко, с хорошим настроением / тяжело, неохотно.21.Имеются ли у Вас какиелибо нарушения ночного сна? да / нет / затрудняюсь ответить.22.Имеются ли у Вас другие неврологические расстройства? да / нет / затрудняюсь ответить.23.Непосредственно перед сном Вы: читаете книгу / слушаете музыку / смотрите телевизор / работаете за компьютером / занимаетесьучёбой / принимаете пищу / гуляете на улице / принимаете водные процедуры / занимаетесь спортом / другое.24.Сколько в среднем в день Вы проводите перед экраном ноутбука или компьютера? менее 1ч. / 13 ч. / более 3 ч.25.Сколько в день Вы слушаете музыку в наушниках? не слушаю вообще / менее 1 ч. / более 1 ч.26.Принимаете ли Вы тонизирующие и стимулирующие ненаркотические средства? да / нет.27.Курите ли Вы? да /нет.28.Алкоголь вы принимаете: не пьюсовсем / по праздникам, немного / несколько раз в месяц / несколько раз в неделю / каждый день.
Карта изучения распространённости и характера расстройств сна у студентов 3гокурса ГБОУ ВПО ПМГМУ им И.М. Сеченова по данным амбулаторных карт КДЦ1.Пол студента: м / ж.2.Возраст студента: менее 19 / 20 / 21 / более 21.3.Факультет: лечебный / медикопрофилактический / педиатрический/стоматологический / высшего сестринского образования и психологосоциальной работы/ фармацевтический.4.Почему пациент обратился ко врачу с жалобамина нарушение сна: упала успеваемость / ухудшилось общее состояние здоровья / другое.5.С чем связывал пациент появление расстройства сна: повышенная учебная нагрузка / стресс и эмоциональные переживания / нарушение режима дня / необходимость во внеучебное время заниматься другими делами / другое.6.Месяц, в который пациент обратился с жалобами на нарушение сна: сентябрь / октябрь / ноябрь / декабрь / январь / февраль / март / апрель / май / июнь.7.Как давно к моменту обращения, со слов пациента, его беспокоили нарушения сна? менее 1 недели / от 1 недели до 1 месяца / более одного месяца.8.Сопровождались ли инсомнии наличием другой неврологической патологии: да / нет.9.Имел ли обратившийся кврачу другие хронические заболевания: да / нет.
Программа разработки материала предполагает типологические группировки по полу (мужской, женский) и факультету обучающегося (лечебный медикопрофилактический, педиатрический, стоматологический, высшего сестринского образования и психологосоциальной работы, фармацевтический) и вариационные группировки по возрасту (до 19, 20, 21 и старше), продолжительности ночного сна (6 часов и менее; от 6 до 8 ч; 8 ч. и более)Калашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 4
Обобщение материала осуществляется путём составления статистических таблиц. Макеты статических таблиц различных типов (простая, групповая, комбинационная в порядке перечисления) представлены ниже.Таблица 1Распределение респондентов по средней продолжительности ночного сна (в абсолютныхчислах и в % к итогу)
Средняя продолжительность ночного снаАбсолютное число% к итогу6 часов и менее
от 6 до 8 часов
9 часов и более
Итого:
100,0
Таблица 2 Распределение респондентов по средней продолжительности ночного сна и успеваемости
Средняя продолжительностьночного снаУспеваемостьВсегоотличнаяхорошаяудовлетворительнаянеудовлетворительная6 часов и менее
от 6 до 8 часов
8 часов включительно и более
Итого:
Таблица 3 Распределение респондентов по средней продолжительности ночного сна и успеваемости и наличию различныхночного нарушений сна
Средняя продолжительность ночного снаУспеваемостьВсегоотличнаяхорошаяудовлетворительнаянеудовлетворительнаяНаличие различных нарушений снаданетз.о.*данетз.о.данетз.оданетз.о.6 часов и менее
от 6 до 8 часов
9 часов и более
Итого:
* здесь и далее, опрошенные затруднились дать однозначный ответ
Статистический анализ осуществляется при участии волонтёров и их работе с компьютерными программами обработки данных (Word, Excel). Проводится вычисление статистических показателей (частоты,структуры, средних размеров изучаемого явления),дается их графическое изображение [2]. Дальнейшая интерпретация данных осуществляется группой экспертов, набранныхиз числа сотрудников кафедры неврологии лечебного факультета и кафедры общественного здоровья и здравоохранения им Н.А. Семашко ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, г. Москва. В выводах даётся оценка общего распространённости инсомнийсреди студентов, указываются обнаруженные корреляциимежду статистиКалашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 5
ческими данными и даётся заключение о факторах возникновения инсомний у опрошенных. Формулируются рекомендации и необходимые нормативные акты, содержащие информацию о мерах по предупреждению возникновения инсомний.
Ссылки на источники1.Кучеренко В.З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. –2007. –35 с.2.Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. ЧастьI. Общественноездоровье.–М: Медицина, 2003. –68 с.
Mikhail Kalashnikov,Student, First Moscow State Medical University after I.M. Sechenov, Moscowmk1408@mail.ruOrganization of medicalsocial statistical research for students’ sleep disorders manifestationsAbstract.The actual tendencies to increase prevalence of diseases of neurologic profile among students of highest medical educational institutions are dictated by need of detailed studying of a problem and acceptance of effective measures for prevention of their appearance. One of the most important aspects of this problem is the increase of the diagnosed sleep disorders. Decline in quality of a dream among the students has negative impact on the level of preparation and educational progress, and reduces the general standard of living. The key to success of measures of preventive orientation (concerning preventions of emergence of insomnia) is the statistical analysis and identification of communications and correlationbetween the studied factors and frequency of emergence of violations. Below the program of such medicosocial statistical research which would allow to obtainthe correct and exact data allowing to draw necessary conclusions and to develop necessary recommendations is offered.Keywords:statistical research, sleep disorders program, development of material, correlation, factorsReferences1.Kucherenko,V. Z. Primenenie metodov statisticheskogo analiza dlya izucheniya obschestvennogo zdorovya i zdravoohraneniya. –2007. –35 p.(in Russian).2.Medik,V. A.&Yurev,V. K. Kurs lektsiy po obschestvennomu zdorovyu i zdravoohraneniyu. ChastI. Obschestvennoezdorove.–M: Meditsina, 2003. –68 p.(inRussian).
Рекомендованокпубликации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»,
Поступила в редакциюReceived26.7.15Получена положительная рецензияReceived a positive review27.7.15Принятакпубликации!ccepted for publication27.7.15Опубликованаtublished28.-7.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Калашников М. В., 2015www.ekoncept.ru
ART15256УДК316:61
Калашников Михаил Владиславович,студент ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университетим. И. М.Сеченова», г. Москваmk1408@mail.ru
Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов
Аннотация.Имеющиеся тенденции к увеличению распространённости заболеваний неврологического профиля среди студентов высших медицинских образовательных учреждений диктует необходимость детального изучения проблемы и принятия эффективных мер по предупреждению их появления. Одним из наиболее важных аспектов данной проблемы является увеличение числа диагностируемых нарушений сна. Снижение качества сна среди обучающихся оказывает негативное влияние на уровень подготовки и учебную успеваемость, а также снижает общий уровень жизни, поэтому автор посчитал важным уделить внимание этой проблеме. Залогом успеха мер профилактической направленности (в отношении предупреждений появления инсомний) является статистический анализ и выявление связей и корреляциимежду изучаемыми факторами и частотой возникновения нарушений. Ниже предложена программа такого медикосоциального статистического исследования, которое позволило бы получить корректные и точные данные, позволяющие сделать необходимые выводы и разработать необходимые рекомендации. Ключевые слова:статистическое исследование, нарушения сна программа, разработка материала, корреляция, факторы.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
На подготовительном этапе медикосоциального статистического исследованиясоставлены план и программа сбора материала. Сформулированы проблема, тема, цель, задачи, рабочая гипотеза исследования[1].
Проблема.Нарушения сна у студентов медицинского вуза. Тема. Современные аспекты расстройств сна у студентов 3гокурсагосударственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образовании Первогомосковского государственного университетаимениИ.М. Сеченова. Цель.Выявить факторы, вносящие наиболее весомый вклад в возникновение инсомний у студентов; разработка мер, направленных на улучшение качества сна у студентов ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова. Задачи исследования:
1) Оценка распространённости нарушений сна устудентов 3 курса всех факультетов ГБОУ ВПОПМГМУ им И.М. Сеченова. 2) Выявление факторов риска, которые вносят наибольший вкладв возникновение нарушений сна у студентов изучаемой группы. 3) Разработка научно обоснованных мер профилактического характера, направленных на предупреждение развития инсомний у студентов медицинских вузов. Рабочая гипотеза:нарушения сна наиболее распространены среди студентов лечебного факультета ввиду наибольшей учебной нагрузки, приходящейся в данный период обучения в вузе. Факторы риска развития нарушений сна, оказывающие Калашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 2
наибольшее влияние у изучаемой группы: несоблюдение режима сна и отдыха, длительные стрессовые состояния и эмоциональные переживания, длительная работа и контакт в течение дня с персональными электронными приборами (телефоны, планшеты, компьютеры, MP3 плееры).
Объект исследования:студенты 3гокурса всех факультетов ГБОУ ВПО ПМГМУ им.И.М. Сеченова. Объем статистической совокупности:достаточное число наблюдений. Совокупность:выборочная, репрезентативная по качеству и количеству. Метод формирования выборочной совокупности:пропорциональный типологический отбор. Сроки проведения исследования:май –июнь 2015 года. Методы сбора материала:анкетирование респондентов, выкопировка данных из амбулаторных карт КДЦ.Программа статистического исследованияСформулированы и обозначены единица исследования, атрибутивные признаки, количественные признаки, факторные признаки. Единица исследования:(студент 3гокурса ГБОУ ВПО ПМГМУ им И.М. Сеченова). Атрибутивные признаки: пол, факультет, успеваемость, наличие работы во внеучебное время, отношение к учёбе, семейное положение, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания), приём тонизирующих и стимулирующих ненаркотических средств, чтение художественной литературы перед сном, водные процедуры перед сном, регулярность и режим питания, место проживания (общежитие, дом или съёмная квартира). Количественные признаки:возраст, длительность ночного сна, длительность аудиторных занятий, длительность самостоятельной работы, общее суточное время работы с электронными приборами, длительность прослушивания громкой музыки в наушниках, количество приемов пищи за день. Факторные признаки:пол, возраст, успеваемость, семейное положение, наличие работы во внеучебное время, наличие вредных привычек, длительность ночного сна, длительность аудиторных занятий, общее суточное время работы с электронными приборами, длительность прослушивания громкой музыки в наушниках. Результативные признаки:наличие какоголибо нарушения сна, общее состояние здоровья.Программа сбора материала составлена в соответствии с задачами исследования и включает в себя анонимное анкетирование (ввиду удобства метода и возможности за короткие сроки получить необходимый массив информации, доступный для обработки) и выкопировку необходимых данных из карт студентов клиникодиагностического центра 3гокурса ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова. Ниже представлены предложенные автороманкета и карта изучения заболеваемости.
Анкета медикосоциального исследования для выявления распространённости и причин нарушений сна у студентовУважаемый коллега! Мы предлагаем Вам принять участие в нашем исследовании, посвящённом изучению влияния различных факторов на возникновение нарушений сна у студентов. Всё, что от Вас требуется –ответить на вопросы данной анкеты. Выбранный ответ необходимо подчеркнуть. Результаты анкетирования строго конфиденциальны, в дальнейшем они будут обработаны и исследованы группой экспертов с целью разработки мер по улучшению качества сна у студентов. Спасибо за сотрудничество!1.
Пол: м / ж.2.
Возраст: менее 19 / 20 / 21 / более 21.3.
Факультет: лечебный / медикопрофилактический / педиатрический/стоматологический /высшего сестринского образования и психологосоциальной работы/ фармацевтический.Калашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 3
4.
Успеваемость: отличная / хорошая / удовлетворительная/ неудовлетворительная.5.
Средняя продолжительность Ваших аудиторных занятий в день: менее 4 ч. / 5 –7 ч. / более 7 ч.6.
Средняя продолжительность Вашей самоподготовки в день: менее 1 ч. / 1 4 ч. / более 4 ч.7.
Вам нравится учёба? да / нет / затрудняюсь ответить.8.
Охарактеризуйте свои отношения с преподавателями: хорошие, доверительные / нейтральные / напряжённые / плохие.9.
Охарактеризуйте свои отношения с одногруппниками: дружеские / нейтральные / негативные10.Место Вашего жительства: общежитие / дома / съёмная квартира / другое.11.Семейное положение: женат, замужем / неженат, не замужем.12.Есть ли у Вас работа во внеучебное время? да / нет.13.Посещаете ли Вы спортивные секции, фитнес –клубы? да / нет.14.Вы питаетесь регулярно? да / нет.15.Довольны ли Вы качеством и продолжительностью своего сна? да / нет / затрудняюсь ответить.16.По приходу домой после окончания семинарских занятий Вы: сразу ложитесь спать / кушаете / занимаетесь домашними делами / читаете / смотрите телевизор / работаете за компьютером / занимаетесь физическими упражнениями / слушаете музыку / идёте гулять на улицу / уходите на работу / уходите на спортивную секцию / занимаетесь другим.17.Вы ложитесь спать: до 2300 / между 2300 и 200 / позже 200.18.Длительность Вашего ночного сна: 6 ч. и меньше / 68 ч. / 9 ч. и более.19.Находясь в постели, вы засыпаете: легко и быстро / долго не можете уснуть.20.Утром рабочего дня вы просыпаетесь: легко, с хорошим настроением / тяжело, неохотно.21.Имеются ли у Вас какиелибо нарушения ночного сна? да / нет / затрудняюсь ответить.22.Имеются ли у Вас другие неврологические расстройства? да / нет / затрудняюсь ответить.23.Непосредственно перед сном Вы: читаете книгу / слушаете музыку / смотрите телевизор / работаете за компьютером / занимаетесьучёбой / принимаете пищу / гуляете на улице / принимаете водные процедуры / занимаетесь спортом / другое.24.Сколько в среднем в день Вы проводите перед экраном ноутбука или компьютера? менее 1ч. / 13 ч. / более 3 ч.25.Сколько в день Вы слушаете музыку в наушниках? не слушаю вообще / менее 1 ч. / более 1 ч.26.Принимаете ли Вы тонизирующие и стимулирующие ненаркотические средства? да / нет.27.Курите ли Вы? да /нет.28.Алкоголь вы принимаете: не пьюсовсем / по праздникам, немного / несколько раз в месяц / несколько раз в неделю / каждый день.
Карта изучения распространённости и характера расстройств сна у студентов 3гокурса ГБОУ ВПО ПМГМУ им И.М. Сеченова по данным амбулаторных карт КДЦ1.Пол студента: м / ж.2.Возраст студента: менее 19 / 20 / 21 / более 21.3.Факультет: лечебный / медикопрофилактический / педиатрический/стоматологический / высшего сестринского образования и психологосоциальной работы/ фармацевтический.4.Почему пациент обратился ко врачу с жалобамина нарушение сна: упала успеваемость / ухудшилось общее состояние здоровья / другое.5.С чем связывал пациент появление расстройства сна: повышенная учебная нагрузка / стресс и эмоциональные переживания / нарушение режима дня / необходимость во внеучебное время заниматься другими делами / другое.6.Месяц, в который пациент обратился с жалобами на нарушение сна: сентябрь / октябрь / ноябрь / декабрь / январь / февраль / март / апрель / май / июнь.7.Как давно к моменту обращения, со слов пациента, его беспокоили нарушения сна? менее 1 недели / от 1 недели до 1 месяца / более одного месяца.8.Сопровождались ли инсомнии наличием другой неврологической патологии: да / нет.9.Имел ли обратившийся кврачу другие хронические заболевания: да / нет.
Программа разработки материала предполагает типологические группировки по полу (мужской, женский) и факультету обучающегося (лечебный медикопрофилактический, педиатрический, стоматологический, высшего сестринского образования и психологосоциальной работы, фармацевтический) и вариационные группировки по возрасту (до 19, 20, 21 и старше), продолжительности ночного сна (6 часов и менее; от 6 до 8 ч; 8 ч. и более)Калашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 4
Обобщение материала осуществляется путём составления статистических таблиц. Макеты статических таблиц различных типов (простая, групповая, комбинационная в порядке перечисления) представлены ниже.Таблица 1Распределение респондентов по средней продолжительности ночного сна (в абсолютныхчислах и в % к итогу)
Средняя продолжительность ночного снаАбсолютное число% к итогу6 часов и менее
от 6 до 8 часов
9 часов и более
Итого:
100,0
Таблица 2 Распределение респондентов по средней продолжительности ночного сна и успеваемости
Средняя продолжительностьночного снаУспеваемостьВсегоотличнаяхорошаяудовлетворительнаянеудовлетворительная6 часов и менее
от 6 до 8 часов
8 часов включительно и более
Итого:
Таблица 3 Распределение респондентов по средней продолжительности ночного сна и успеваемости и наличию различныхночного нарушений сна
Средняя продолжительность ночного снаУспеваемостьВсегоотличнаяхорошаяудовлетворительнаянеудовлетворительнаяНаличие различных нарушений снаданетз.о.*данетз.о.данетз.оданетз.о.6 часов и менее
от 6 до 8 часов
9 часов и более
Итого:
* здесь и далее, опрошенные затруднились дать однозначный ответ
Статистический анализ осуществляется при участии волонтёров и их работе с компьютерными программами обработки данных (Word, Excel). Проводится вычисление статистических показателей (частоты,структуры, средних размеров изучаемого явления),дается их графическое изображение [2]. Дальнейшая интерпретация данных осуществляется группой экспертов, набранныхиз числа сотрудников кафедры неврологии лечебного факультета и кафедры общественного здоровья и здравоохранения им Н.А. Семашко ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, г. Москва. В выводах даётся оценка общего распространённости инсомнийсреди студентов, указываются обнаруженные корреляциимежду статистиКалашников М. В. Организация медикосоциального статистического исследования с целью выявления распространённости и причин нарушений сна у студентов // Концепт. 22015. 2№07 (июль). 2ART15256. 20,4п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15256.htm.2ISSN 2304120X. 5
ческими данными и даётся заключение о факторах возникновения инсомний у опрошенных. Формулируются рекомендации и необходимые нормативные акты, содержащие информацию о мерах по предупреждению возникновения инсомний.
Ссылки на источники1.Кучеренко В.З. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. –2007. –35 с.2.Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. ЧастьI. Общественноездоровье.–М: Медицина, 2003. –68 с.
Mikhail Kalashnikov,Student, First Moscow State Medical University after I.M. Sechenov, Moscowmk1408@mail.ruOrganization of medicalsocial statistical research for students’ sleep disorders manifestationsAbstract.The actual tendencies to increase prevalence of diseases of neurologic profile among students of highest medical educational institutions are dictated by need of detailed studying of a problem and acceptance of effective measures for prevention of their appearance. One of the most important aspects of this problem is the increase of the diagnosed sleep disorders. Decline in quality of a dream among the students has negative impact on the level of preparation and educational progress, and reduces the general standard of living. The key to success of measures of preventive orientation (concerning preventions of emergence of insomnia) is the statistical analysis and identification of communications and correlationbetween the studied factors and frequency of emergence of violations. Below the program of such medicosocial statistical research which would allow to obtainthe correct and exact data allowing to draw necessary conclusions and to develop necessary recommendations is offered.Keywords:statistical research, sleep disorders program, development of material, correlation, factorsReferences1.Kucherenko,V. Z. Primenenie metodov statisticheskogo analiza dlya izucheniya obschestvennogo zdorovya i zdravoohraneniya. –2007. –35 p.(in Russian).2.Medik,V. A.&Yurev,V. K. Kurs lektsiy po obschestvennomu zdorovyu i zdravoohraneniyu. ChastI. Obschestvennoezdorove.–M: Meditsina, 2003. –68 p.(inRussian).
Рекомендованокпубликации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»,
Поступила в редакциюReceived26.7.15Получена положительная рецензияReceived a positive review27.7.15Принятакпубликации!ccepted for publication27.7.15Опубликованаtublished28.-7.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Калашников М. В., 2015www.ekoncept.ru