Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горюнова Л. В. Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15290.htm.
Аннотация. В статье представлен материал, посвященный вопросам организации практики обучающихся в магистратуре. Теоретической основой организации практики магистрантов по направлению «Педагогическое образование» являются положения практико-ориентированного подхода. Значимым средством реализации практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке магистров является система взаимосвязанных между собой практик и научно-исследовательской работы обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15290УДК 378.147

Горюнова Лилия Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО«Южный федеральный университет», г. РостовнаДону lvgoryunova@sfedu.ru

Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»

Аннотация.В статье представлен материал, посвященный вопросам организации практики обучающихся в магистратуре. Теоретической основой организации практики магистрантов по направлению «Педагогическое образование» являются положения практикоориентированного подхода.Значимым средством реализации практикоориентированного подхода в профессиональной подготовке магистров является система взаимосвязанных между собой практик и научноисследовательской работы обучающихся.Ключевые слова:научноисследовательская работа магистрантов, научноисследовательская практика, педагогическая практика, преддипломная практика.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Осваивая профессию педагога, современный обучающийся должен как можно раньше приобщиться к процессу решения актуальных проблем в реальном образовательном пространстве. В ходе профессиональной подготовки он должен осознавать практическую значимость изученного теоретического материала, увидеть перспективы своей профессиональной педагогической деятельности, оценить образцы передового педагогического опыта, овладеть новыми образовательными технологиями и быть готовым к инновационной деятельности в сфере образования. Все это и определяет необходимость внедренияпрактикоориентированного подхода в процесс профессиональной подготовки педагогов на всех уровнях, в том числе и в магистратуре. В документах, отражающих основные направления образовательной политики страны, в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образованияподчеркивается необходимость усиления практической подготовки кадров для сферы образования. Именно практикоориентированный подход как основа построения процесса профессиональной подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» обеспечит его качество за счет усиления практической составляющей подготовки в университете, что достигается через активизацию практической деятельности магистрантов, когда в ходе обучения упор делается на то, что профессионально значимые теоретические знания осваиваются магистрантом в ходе решения практических задач, связанных с будущей деятельностью. Л.В. Байбородова отмечает, что положения практикоориентированного подхода необходимо учитывать при проектировании образовательной программы профессиональной подготовки [1].Магистерская программа «Педагогика инклюзивного образования» соответствует требованиям ФГОС ВО (утвержден приказом Минобрнауки России от 21 ноября 2014г., №1505) [2], опирается на основные положения практикоориентированного подхода, на активно разрабатываемую в университете теорию и методику инклюзивного образования и ориентирована на формирование у магистрантов шиГорюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 2

рокого спектра общекультурных и профессиональных компетенций, а также трудовых функций, зафиксированных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [3] и востребованных в современных образовательных организациях,реализующих инклюзивную практику.Значимым средством реализации практикоориентированного подхода в профессиональной подготовкемагистров является система взаимосвязанных между собой практик и научноисследовательской работы обучающихся.Научноисследовательская работаобучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования» осуществляется с целью подготовки магистрантов к самостоятельной научноисследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также к проведению научных исследований в составе творческого коллектива. Научноисследовательская работа магистранта тесно взаимосвязана со всеми учебными курсами дисциплин базовой и вариативной частей программы подготовки. Содержание научноисследовательской работы является основным при определении задач формирования исследовательских компетенций магистров.Задачами научноисследовательской работы магистрантовявляется их подготовка: кпроведению анализа, систематизации и обобщению результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научноисследовательских задач; проектированию, организации, реализации и осуществлению оценки результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных инновационных технологий и методов педагогических наук; организации взаимодействия с социальными партнерами, коллегами, поиску новых партнеров при решении актуальных исследовательских задач; использованию возможностей и ресурсов современной образовательной среды и проектированию новых условий, для решения научноисследовательских задач; осуществлению профессиональноличностного самообразования, проектированию дальнейшей образовательной траектории и маршрута профессиональной карьеры, участию в опытноэкспериментальной работе; проведению экспертизы образовательных программ, проектов, образовательных технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным подходам в педагогикеи психологии.Научноисследовательская работа магистранта является обязательным компонентом образовательной программы и представляет собой логическое продолжение учебного курса дисциплины «Методология и методы научного исследования». Научноисследовательская работа магистранта направлена на углубление компетенций, сформированных в результате освоенияим практикоориентированного содержания в модулях образовательной программы. Основными формами научноисследовательской работы магистрантов являются: самостоятельная работа магистранта,направленнаянаподготовку обоснования темы исследования (включая публичную презентацию для выступления на кафедре), формирование целейи задач исследования, подбор и проведение теоретического анализа основных научных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования, выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научноисследовательской работы магистранта, участие в научной работе подразделения; проведение опытноэкспериментальной работы; индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых происГорюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 3

ходитобсуждение методологической основы научного исследования магистрантов по выбранной теме, обсуждение научного аппарата и методов исследования, коррекция исследовательской программы, обсуждение методологии обработки результатов исследования и проверки гипотезы; научнометодические семинары,в ходе которых магистранты презентуютплан и результаты своей исследовательской деятельности: тема исследования, ее актуальность, научный аппарат исследования, библиография результатов теоретических исследований, обсуждение планирования, проведения и результатов эмпирических исследований (констатирующий этап эксперимента), обсуждение содержания формирующего и контрольного этапов эксперимента;участие в научных мероприятиях,проводимых в университете, подготовка выступления на научных конференциях, симпозиумах, семинарах, форумах, подготовка и публикация тезисов доклада, научной статьи.Общая трудоемкость научноисследовательской работы магистрантов, в соответствии с учебным планом подготовки, составляет 18 зачетных единиц.Основными способами оценки деятельности магистранта в ходе выполнения научноисследовательской работы являются:аналитический отчет, описание этапов собственного исследования, обоснование использования методов исследования и т.д.При реализации образовательной программы магистерской подготовки «Педагогика инклюзивного образования» в Южном федеральном университете разработчиками предусматриваются разного вида практики: научноисследовательская, педагогическая, преддипломная.Целью практической подготовки обучающихся в контексте магистерской подготовки по программе «Педагогикаинклюзивного образования»является контекстуализация профессиональных компетентностей, полученных обучающимся в реально действующей социокультурной практикесовременного образования; применение сформированных компетенций педагогической и исследовательскойдеятельности в процессе проведения учебных занятий и собственного исследования в пространстве образовательных организаций различного типа, вида и образовательного уровня, в том числе реализующих инклюзивную практику,а также для последующего проектирования изменений в контексте деятельности инклюзивной образовательной организации. При организации практик,предусмотренных магистерской программой, их следует синхронизировать с образовательными траекториями обучающихся, которые проектируются в процессе прохождения магистрантом дисциплин (модуля) программы. Научноисследовательская практика в программе подготовки магистрантов «Педагогика инклюзивного образования» тесно связана с научноисследовательской работой (НИР) и целым рядом учебных дисциплин. Деятельности обучающихся в ходе прохождения практик сопутствуют теоретические и практические занятия по дисциплинам: «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», в ходе которых магистранты знакомятся с понятиями «исследование», «экспертиза в образовании», приобретают опыт работы, находясь в позиции педагогаисследователя. Обучающейся, практикуясь, готовится к самостоятельному (индивидуальному) выполнению той же трудовой функции в своей собственной образовательной организации. Кроме этогодеятельность обучающегося на практикеи ее результаты становятся материалом для рефлексии, которая ведет к научным размышлениям, в дальнейшем помогает сформулировать проблему исследования и выполнить выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию).Однакодля успешной реализации научноисследовательской практики необходимо в ходе научноисследовательской работы актуализировать познавательноисГорюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 4

следовательские интересы магистрантов, создатьусловия для понимания магистрантами собственных сильных сторон и дефицитов относительно возможного исследовательского проекта, для проведения коллективной рефлексии промежуточных и итоговых результатов исследования. В этом случае процесс освоения учебных дисциплин носит «обслуживающий» характер практик обучающихся в магистратуре, вооружая их необходимым исследовательским инструментарием, методами и способами работы, кейсами и т.п. Следовательно, в ходе освоения магистерской программыпроектировать («разворачивать») практику, научноисследовательскую работу и учебные дисциплины необходимо на основе принципа взаимозависимости, позволяющего связать между собой эти формы подготовки магистрантов. При этом практика становится системообразующим элементом при разработке программы магистерской подготовки. Опираясь на исследования А.Г. Каспржака, С.П. Калашникова [4],мыопределили, что в ходе освоения магистерской программы «Педагогика инклюзивного образования» практика (научноисследовательская, педагогическая и преддипломная) может быть двух видов: внешняя и внутренняя. Внешняя практика–это практика, которая проводится в организацияхс педагогическим коллективом,имеющим опыт реализации инновационных практик, в том числе и инклюзивных. В таких образовательных организациях магистранты смогут принимать самое непосредственное участие в организации и/или подготовке аналитических, проектных материалов. К таким организациям мы можем отнести,прежде всего, экспериментальные, инновационные образовательные организации, а также в качестве баз практик могут выступать органы управления образованием, оценки качества образования и т.д.Поскольку этот вид практики является внешним по отношению к основному месту работымагистранта, то базой практики могут выступать структурные подразделения университета. Встроенная практикапроводится по месту работы магистранта в случае, если по практическим соображениям невозможен отрыв от основной работы обучающегося; по месту проживания отсутствуют (нет договоренности) организации, имеющие педагогические коллективыс достаточно высокимуровнемреализации инновационных практик; имеется согласие одного из более опытных коллег (например, директора школы) стать супервайзером практики. Таким образом, практика для магистранта является встроенной в основную профессиональную деятельность по основному месту.Университетом назначается руководитель практики, который принимает на себя полную ответственность за эффективное использование рабочего времени обучающихся. Руководитель практики в обязательном порядке посещает площадку прохождения практики и поддерживаеттесную связь с супервайзером. Необходимо назначать и научного консультанта практики магистрантов, который обеспечит научную поддержку практиканту во время прохождения практики. Научным консультантом практики может являться научный руководитель каждого магистранта, который назначается на стадии формулировки темы исследования,или им может быть руководитель магистерской программы, осуществляющий общее научное руководство всей программы подготовки. Обязательно при любом виде практики определяется супервайзер на местееепрохождения. Обучающиеся должны ясно понимать цели практики, план и требования к ним, соотноситьихсо своими учебными задачами. Руководитель практики, научный руководитель, супервайзер принимают участие в оценивании результатов практики, обсуждают результаты оценивания с обучающимися.Научноисследовательская практика.Трудоемкость научноисследовательской практики составляет 324 часа. Объем в зачетных единицах –9. Количество недель –6. Научноисследовательская практика может проводиться как в образоваГорюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 5

тельных организациях, так и в организациях,имеющих исследовательские коллективы, в которых магистранты смогут непосредственно принимать участие в подготовке аналитических материалов. Магистранты, обучающиеся по программе «Педагогика инклюзивного образования»,будут проходить практику в Государственном автономном учреждении Ростовской области «Региональный информационноаналитический центр развития образования» при Министерстве общего и профессионального образования Ростовской области. Выбор для базы научноисследовательской практики данного центра связан прежде всего с видами деятельности,которые он осуществляет. Вопервых, центр проводит мониторинговые исследования, направленные на сбор, хранение и анализ материалов мониторинга по ключевым (явным или косвенным) признакам и параметрам описания исследуемого объекта для вынесения суждения о состоянии данного объекта в целом. Вовторых, центр готовит отчетные материалы, в которых предоставляет информацию и описывает суть проведенного исследования применительно к определенному объекту исследования в конкретной ситуации. Написание отчета основывается на привлечении документальных данных, поэтому целью отчета является информирование. Помимо этого отчетные материалы могут включать в себя рекомендации, мотивационные предложения. Втретьих, центр занимается подготовкой аналитических записок, содержащих обобщенный материал о проведенном исследовании. Аналитические записки оформляются с целью визуализации полученных результатов исследования, формулированияпроблем, рисков, возможностей, направлений развития исследуемого объекта.Научноисследовательская практика магистрантов на базе центра является внешней по отношению к основному месту работы магистранта.Программа практики неразрывно связана с научноисследовательской работой и рядом учебных дисциплин. Практика развернута во времени и выстроена от набора компетенций магистранта как результата практики, что позволяет магистранту в ходе практики последовательно проходить ряд логически взаимосвязанных этапов и получать возможность актуализировать приобретенные знания, умения, навыки.Магистрантына практике могут работатьв малой группе и при этом также проходят ее полный цикл: актуализация собственных исследовательских интересов, соотнесение своих интересов с существующими ресурсами образовательной программы; выбор базы практики; утверждение темы исследования и программы его проведения; сбор и обработка полученного в ходе работы эмпирического материала; подготовка отчетных материалов о результатах проведенного исследования и их публичное представление;оценка результатов прохождения практики; коллективная рефлексия и анализ представленных результатов практики на итоговой конференции. Тема и программа исследования согласовываются с заказчиком (базой практики) и научным руководителем практики. Оценочные процедуры носят открытый характер, а защита результатов практики проходит публично. В ходе практики также проводятся вспомогательные занятияконсультации. Основная работа осуществляется магистрантами самостоятельно в ГАО РО «РИАЦРО». Педагогическая практикав структуре магистерской программы «Педагогика инклюзивного образвоания» проводится на втором году обучения и нацелена на развитие профессиональнопедагогических умений и навыков обучающихся по направлению педагогического образования, расширяя сферу их применения –в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Педагогическая практика реализуется в трех напрвлениях. Практикант выступает в качестве преподавателя, тьютора, координатора инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику под руководством Горюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 6

профессора, доцента. В ходе прохождения практики магистрант активно вовлекается в процесс разработки учебнометодических материалов, необходимых для реализации инклюзивного образования, выступая тем самым в роле методиста по инклюзивному обучению. Принимает участие в проектировании и организации процесса модернизации образовательного пространства организации в сторону усиления ее инклюзивности. Педагогическся практика в ходе магистерской подготовки позволяет расширить пространство возможности теоретических дисциплин магистратуры, направленных на профессиональную подготовку педагога инклюзивного образования. Следовательно, педагогическая практика позволяет в практической деятельности сформировать у обучающихся компетенции, заложенные дисциплинами учебного плана.Педагогическая практика проводится с целью подготовки обучающихся к реализации инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях различного типа (общеобразовательные школы, специализированные школы, гимназии, лицеи, учреждениясистемы среднего профессионального и высшего образования), а также овладения ими научнометодическим содержанием преподавательской деятельности и методами проектирования педагогического процесса в условияхреализации инклюзии.Основными задачами педагогической практики являются: адаптирующая, обучающая, развивающая, воспитательная. Содержание адаптирующей задачи практики включает: подготовку магистрантов к целостному восприятию своей профессии через формирование у них устойчивого интереса к педагогической профессии, убежденности в правильности ее выбора; формирование у обучающихся нового педагогического мышления, целостной научной картины педагогической деятельности, что обеспечит их готовность выполнять профессиональную педагогическую деятельность в условиях инклюзии. Обучающая задача педагогической практики состоит в формировании у магистрантов базовых знаний и компетенций в сфере психологии и педагогики инклюзивного образования, что обеспечит их готовность к проектированию и разработкеучебнометодического обеспечения инклюзивного образовательного процесса, готовность к организации и реализации педагогической деятельности в различных формах взаимодействия с администрацией, педагогическим коллективом, родителями обучающихся и самих обучающихся (проведение учебных занятий, участие в заседаниях методических объединений, педагогических советов, медикопсихологопедагогических консилиумов образовательных организаций). Суть развивающейзадачи педагогической практикизаключается в развитии у магистрантов профессиональных способностей, формировании готовности к творчеству в педагогической деятельности в условиях инклюзии; формировании опыта инновационной деятельности в сфере образования; формировании профессионально значимых качеств личности педагога и его активной педагогической позиции. Воспитательная задача состоит в осознании магистрантами необходимости самообразования, повышениясвоей квалификации и профессиональной культуры; формированиипрофессиональныхумений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебновоспитательного процесса впространстве инклюзии; развитиипотребности в самообразовании, профессиональном совершенствовании; оказаниипомощи образовательным организациям, реализующиминклюзивную практику в решении задач воспитания обучающихся.Педагогическая практика магистрантов проводится с использованием различных форм: ознакомление практикантов с содержанием и структурой образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику,и Горюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 7

правилами ведения преподавателем отчетной документации; организация различных видов учебных занятий с учетом особенностей обучающихся,относящихся к различным нозологическим группам; внедрение в учебный процесс разработанной программы факультатива и методических рекомендаций к его проведению; организация и проведение всех форм внеучебных занятий в различных типах образовательных организаций(в соответствии с проблематикой магистерского исследования); поиск и переработка необходимого дидактического материала по избранным для преподавания учебным курсам (разработка планов и конспектов теоретических и практических учебных занятий); взаимопосещение магистрантами учебных занятий, воспитательных мероприятий, реализуемых в пространствеинклюзии; самоанализ и самоконтроль деятельности в процессе прохождения практики.В соответствии с разработаннымучебным планом педагогическая практика магистрантов объемом в девять зачетных единиц проводится на втором году обучения в течение шести недель. Местом проведения практики могут стать образовательные организации,реализующие процесс обучения и воспитания лиц с инвалидностью и ОВЗ: школаинтернат №38 для слабовидящих детей РостованаДону, подразделенияЮжного федерального университета, обучающие студентовинвалидов и лиц с ОВЗ,и другие учебные заведения города и области.Преддипломная практикав соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом высшего образования является неотъемлемой частью подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования». Приобретенные знания, умения, навыки и сформированные в ходе прохождения практики компетенцииявляются основой для выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и ее успешной защиты. Преддипломная практика в качестве завершающего этапа обучения в магистратуре проводится после освоения обучающимися программы теоретического и практического обучения. Преддипломная практика не только обязательная часть процесса формирования у магистрантов компетенций молодого специалиста, способного самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи –она является завершающим этапом профессиональной подготовки магистрантов к работе в различных по типу и виду образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. В ходе прохождения преддипломной практики практикант осуществляет сбор, обобщение и анализ материалов, необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), по результатам защиты которой Государственной аттестационной комиссией оценивается степень готовности выпускника к самостоятельной трудовой деятельности. Преддипломная практика проводится с целью закрепления и расширения теоретических знаний обучающихся, получения выпускником профессионального опыта, приобретения более глубоких практических навыков по профилю будущей профессиональной деятельности. Особенность преддипломной практики магистранта заключается в том, что практика проходит по индивидуальному плану и ее содержание определяется задачами исследования. Практиканту во время прохождения преддипломной практики недостаточно только собрать необходимый материал, он должен детально изучить информационные источники, провести синтез, анализ полученной информации. Творческая проработка подобранной информации по теме исследования позволяет всесторонне осветить основные теоретические вопросы исследуемой проблемы и подготовить необходимый практический материал, что обеспечит не только закрепление теоретических знаний, но формирование практических компетенций практикантов.

Горюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 8

Базой преддипломной практики может быть любая образовательная организация, обеспечивающая доступ к информации, необходимой для проведения исследования по решению определенной научной проблемы. Формы преддипломной практики зависят от специфики научной проблемы решаемой магистрантом индивидуально. Обучающиеся могут пройти практику по месту основной работы, если это связано с поставленными перед ними задачами исследования; на кафедрах университета, деятельность которых связана со спецификой исследования; если решение исследовательских задач ставит необходимость прохожденияпрактики в специальных организациях, то практикант просит предоставить такое место прохождения практики из числа организаций, с которыми заключены договорыс университетом. Форма контроля преддипломной практики –зачет. Зачет ставится по результатам проведенного исследования. К зачету магистрант готовит научную статью, отражающую результаты проведенного им исследования; выступает сдокладом и презентацией перед руководителем программы, научными руководителями и преподавателями кафедр, отвечает на вопросы, сдает оформленную по соответствующим требованиям выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию).Следует отметить, что при проектировании системной практической подготовки магистрантов в ходе образовательного процесса следует опираться на принцип непрерывности, реализующийся через интеграцию практической составляющей изучения теоретических модулей подготовки, научноисследовательской работы обучающихся и всех видов практик, предусмотренных основной образовательной программой

Ссылки на источники1.Байбородова Л.В. Практикоориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник (Психологопедагогическиенауки). –2015. –№ 1. –Т. II. –С. 47.2.Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». –С. 98. –URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/3.Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательныхрезультатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. –2014. –Т. 19. –№ 3. –C. 87–104.4.Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 №1505 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование (уровень магистратуры)» (зарегистрированного в Минюсте России 19.12.2014 №35263). –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/

Lilia Goryunova,Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Education and Pedagogic Sciences, Academy of of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, RostovonDonlvgoryunova@sfedu.ruOrganization of students’ practical training on the master program “Pedagogy of inclusive education”Abstract.The paper presents the material on the organization of magistracy practices. The theoretical basis for the organization of undergraduates with major “Pedagogic education” is the provisions of a practiceoriented approach. A significant mean of implementation of practiceoriented approach in the training of masters is a system of interrelated practices and research of undergradueates.Keywords:scientificresearch work of graduate students, research practice, teaching practice, prediploma practice.References1.Bajborodova, L. V. (2015) “Praktikoorientirovannyj podhod k podgotovke budushhih pedagogov”, Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik (Psihologopedagogicheskie nauki),№ 1,t. II,p. 47(inRussian).2.Prikaz Mintruda Rossii № 544n ot 18 oktjabrja 2013 g. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta “Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo Горюнова Л. В.Организация практической подготовки обучающихся по магистерской программе «Педагогика инклюзивного образования»)// Концепт. –2015. –№ 08(август).–ART15290. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15290.htm.–ISSN 2304120X. 9

obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')”,p. 98. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/(in Russian).3.Kasprzhak, A. G. &Kalashnikov,S. P. (2014) “Prioritet obrazovatel'nyh rezul'tatovkak instrument modernizacii programm podgotovki uchitelej”, Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, t. 19, № 3,pp. 87–104(in Russian).4.Prikaz Minobrnauki Rossii ot 21.11.2014 № 1505 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.04.01 pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' magistratury)”(zaregistrirovannogo v Minjuste Rossii 19.12.2014 № 35263).Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174065/(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.08.15Получена положительная рецензияReceived a positive review07.08.15ПринятакпубликацииAccepted for publication07.08.15ОпубликованаPublished29.08.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Горюнова Л. В. , 2015

www.ekoncept.ru